Написание безударных гласных в корне слова.
презентация к уроку русского языка (2 класс) на тему

Гнездилова Наталья Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx12.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «"Красною кистью рябина зажглась…": очерк жизни Марины Цветаевой».

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

1) познакомить учащихся с основными вехами жизни и творчества М.И. Цветаевой;

2) определить основные черты личности поэта;

3) дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни;

4) осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами М.Цветаевой;

5) создать атмосферу «погружения» в творчество мастера.

2. Развивающие:

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.).

4) развивать творческие способности.

3. Воспитывающие:

1) воспитание гармоничной и высоко нравственной личности;

2) воспитание чувства сострадания, уважительного отношения к чувствам другого человека;

3) воспитание эстетического вкуса;

4) воспитание интереса к предмету.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения.

Материалы и оборудование: фотографии М.И. Цветаевой и членов ее семьи.

План урока:

I. Вступительное слово учителя – 5 мин.

II. Опрос-повторение по ранее изученному материалу – 5 мин.

III. Рассказ об основных вехах жизни и творчества М.И. Цветаевой –  15 мин.

IV. Закрепление-обобщение – 5 мин.

V. Творческое задание – 10 мин.

VI. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя. В истории русской поэзии ХХ века Марина Цветаева занимает высокое и своеобразное место. Ее поэтическая личность сформировалась в уникальной, насыщенной новаторскими художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Вместе со своими современниками – Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским – Цветаева заметно раздвинула и границы, и сами возможности поэтической речи. Миру и человеку она предъявляла максималистские нравственные требования, и потому интонация ее стихов Императивна, Категорична и Повелительна. Внешне, по стиху, по слову Цветаева кажется ни на кого не похожей, но на самом деле ее поэзия органично продолжила романтическую литературную традицию, которая, если иметь в виду масштаб, на ней и замкнулась: по сути, Цветаева оказалась в нашей литературе Последним Великим Трагическим Романтиком. Сегодня мы поговорим о жизни и основных вехах творчества поэта.

II. Опрос-повторение по ранее изученному материалу. На прошлом уроке мы говорили о серебряном веке русской поэзии. Что такое поэзия серебряного века?

(Период расцвета поэзии в первые два десятилетия XX в.).

Как возник этот термин?

(По аналогии с золотым веком).

Назовите потов серебряного века. Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих слов «Серебряный век»?

(Создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном).

III. Рассказ об основных вехах жизни и творчества М.И. Цветаевой.

(Чтение стихотворения «Идешь, на меня похожий…»).

Мне кажется, сама Марина Цвеиаева произнесла бы эти слова с какой-то затаенной, до конца не выстраданной болью. Почему? Потому что при жизни ее стихи были мало кому известны. И после ее смерти сборники не печатались. Свой читатель у Цветаевой появился недавно: лет 15 назад, после 85-го года. Книги о Цветаевой, о ее творчестве, сборники стихов были изданы к знаменательным датам: к 100-летию и 50-летию со дня смерти. Обращение к выставке книг «Моим стихам...». Поразительно, что сама Цветаева еще в 20 лет предугадала свою неизвестность, свою нелегкую творческую судьбу. В 20 лет она напишет эти пророческие строки: «Моим стихам, написанным так рано...» (Читает учитель). И она была права: ее сейчас изучают в школе, ее издают, на ее стихи написаны песни. А самое главное – она имеет своего читателя, которого она имела при жизни, о котором она так мечтала.

Для многих открытие Цветаевой началось с песен на ее стихи, которые прозвучали в телефильме «Ирония судьбы или с легким паром», «Мне нравится...» и «У зеркала». Вот одна из них. (Звучит песня «Мне нравится...»)

М.И. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 г. с субботы на воскресенье, полночь, на Иоанна Богослова, в Трехпрудном переулке, это почти в центре Москвы в небольшом уютном доме. Потом она напишет о своем рождении: «Красною кистью рябина зажглась...» и т.д. Как и многие поэты, Марина верила указующим знакам судьбы. Она прочитала гороскоп своей судьбы: полночь, листопад, рябина, жаркая и горькая на излете осени. Рябина, пылающая и горькая на излете осени, станет символом ее судьбы, горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в забвение.

Она родилась в семье профессора-искусствоведа И.В. Цветаева и его жены Марии Александровны, талантливой пианистки. Дополнение учителя: от отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. Влияние отца скажется в том, что иные образы и сюжеты античного мира встречаются в ее произведениях. Своих дочерей она назовет греческими именами: Ариадна и Ирина. «От матери – любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. После такой матери мне осталось одно – стать поэтом», – писала Цветаева.

– Так что же окружало с детства будущего поэта? В какой атмосфере она росла?!

(В мире поклонения искусству: музыки, поэзии, литературе).

Стихи начала писать в 6 лет. Любимым поэтом с детства до конца дней стал Пушкин. В 3 года она узнала, что Пушкина убили на дуэли. Она писала потом: «Пушкин был первым моим поэтом, и моего первого поэта убили. Убили, потому, что своей смертью он никогда бы не умер, жил бы вечно». Напишет книгу прозы: «Мой Пушкин», где она пишет о своей любви к нему, к роману «Евгений Онегин»: «Пушкин меня заразил любовью, словом – любовь. Я влюбилась в Татьяну и в Онегина. И если потом я всю жизнь: первая писала, первая подавала руку, не страшась суда, то только потому, что Татьяна это сделала на моих глазах. И если потом, когда уходили, не подавала руки и т. п., то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей». Татьяна для Марины – это урок смелости, урок гордости, урок верности, судьбы, одиночества. Может быть, отсюда истоки ее страстной, гордой поэзии о любви, любви невозможной, невзаимной. О такой любви она написала (звучит песня «У зеркала», стихотворение «Мой милый, что тебе я...») .

Шли годы. Марина взрослела, училась в гимназии. А ее поэтический талант креп изо дня в день. В 1910 г. в 18 лет, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Как вы думаете, почему она, назвала сборник именно так?

– О чем были ее стихи?

(О детстве, о влюбленности, о смерти, т.к. рано потеряла мать).

– Заметили ли эту книгу?

(Да и одобрили).

– Кто?

(Н. Гумилев, В. Брюсов, М. Волошин).

Понятно, что для гимназистки эти отзывы были огромной радостью и поддержкой. А Волошин станет ее другом и учителем на всю жизнь. Они встретятся и Марина станет частым гостем в доме Волошина в Коктебеле. Это было счастливое время: морские прогулки, разговоры о поэзии, творческие вдохновения. Она много писала.

Именно здесь решилась ее судьба. Марина Цветаева и ее будущий муж Сергей Эфрон встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. Она собирала камушки. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, я выйду за него замуж. Сердолик он нашел и вложил ей в ладонь розовый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь и который чудом уцелел и по сей день С. Эфрон, ее возлюбленный, был ровно на год моложе ее Они обвенчались в январем.

Есть такие голоса

Что смолкаешь, им не вторя,

Что предвидишь чудеса.

Есть огромные глаза

Цвета моря... – это о нем

Из дневника Марины Цветаевой этих лет: «Сережу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша. Наш брак до того не похож на обычный. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча-чудо...».

(Чтение стиха учащимся «Ждут нас пыльные дороги...»).

– Это стих из второго сборника «Волшебный фонарь», который выйдет тоже в 1912 г., в год ее бестревожного счастья. В нем будет много стихов о любви, посвященных мужу, сюда войдут стихи, посвященные дочери, которая родится 5 сентября 1912, рано утром, под звон колоколов.

– Какими же событиями будет богат для Цветаевой 1912 г.?!

(Ответы учащихся).

Говоря о развитии ее таланта, нельзя не сказать о тех, под чьим влиянием развивается ее талант. Это были А. Ахматова, А. Клок. О. Мандельштам. Ближе всего по духу ей была тогда Ахматова, Она посвятит ей немало стихов. «О, муза, прекраснейшая из муз...» – называла ее. Божеством от поэзии считала Блока и как божеству поклонялась:

Имя твое – птица в руке

Имя твое – льдинка на языке

Одно-единственное движенье губ

Имя твое – пять букв.

Увлечена была О. Мандельштамом. Стихи, посвященные ему, читаются как пылкие нежные признания в любви.

Вот эти поэты-современники вдохновляли ее, под их влиянием формировался ее талант.

– Итак, кто из поэтов оказал влияние на Цветаеву?

(Ответы учащихся).

1913 год – выход третьего сборника из двух книг. Вот по этим 3-м книгам знать Цветаеву в России до революции. Они вызвали большой интерес к автору.

1914 год – начинается Первая мировая война и недолгое бестревожное время заканчивается. Судьба распорядилась так, что Цветаева провела годы Первой мировой войны, революции в России. Ее муж будет на фронте. А она одна останется с детьми (в апреле 1417 г. у нее родится вторая дочь Ирина).

– О чем писала Цветаева накануне революции, в годы Первой мировой войны?

(О войне, где слышится голос в защиту страдающего народа. Жалость и печаль переполняли ее сердце: стих «Белое солнце и низкие, низкие тучи»:

Чем прогневили тебя эти серые хаты

Господи! И для чего стольким простреливать грудь.

Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты,

И запылил, запылил отступающий путь...).

С народным горем в ее душу и стих входит тема родины, России, входила широким полем и высоким небом. В ее стихах (1916–1917 гг.) этих лет появится много пространства, дорог, бегущих туч, каких-то злобных теней. Эти тревожные стихи войдут в ее книгу «Версты», которая не будет опубликован сюда войдут стихи и поэмы, написанные в годы революции и гражданской войны, но они не станут достоянием читателя «по-моему литературному равнодушию», как скажет она потом «Я жила, а мои книги лежали».

А жить ей было мучительно трудно. В годы революции и гражданской войны она вынуждена была, как и миллионы людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей, на руках с двумя детьми.

1918 г. – Ее муж был в рядах белой армии. О его судьбе она не знала почти 3 года. Ее томила разлука, мучила неизвестность: «Домашний быт был каторжным. Не было денег. Все, что можно было продать – продано, сжечь – сожжено, чтобы не замерзнуть». Она отдала дочерей в приют, чтобы как-нибудь спасти от голода, но голод был в приюте.

На фоке неожиданной смерти дочери Ирины – неизвестность о судьбе мужа. Она жила в ожидании развязки, между жизнью и смертью 3 года. «Спасало лишь одно – поэзия, надежда на встречу с любимым». В темной, отсыревшей квартире, при свете коптилки, появлялись стихи, настоящие жемчужины, отшлифованные скорбью, омытые слезами с посвящением               С. Эфрону (сборник «Лебединый стан»).

Трижды выступала на вечерах, срываясь в эпатаже: выходила с офицерской сумкой, прославляя белое движение за то, что ее любимый был там. Сказать, что она его любила, ничего не сказать, она его боготворила.

Из дневника: «Если вы живы..., если Бог сделает чудо – оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака». Только в 1921 г. она узнала, что он жив и находится в Праге. В дневнике запишет: «С сегодняшнего дня – жизнь...» и начнет готовиться к отъезду.

В 1922 году Марина Цветаева покидает Россию. Ее эмиграция была не политическим актом, а поступком любящей женщины. 17 лет она проживет за границей Берлин. Прага, Париж – по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Эмиграция оказалась бедой, нищетой, бесконечными трудностями, тоской и незаслуженным позором в официальных кругах ее родины. 3 года она проживет в Чехии, под Прагой. Это будет самый светлый период жизни за границей. Впервые здесь опубликовала несколько книг, ее стихи читали, у нее были друзья, здесь у нее родился сын Георгий (1925).

1925-1939 гг. – живет в Париже: ни стихи, ни поэмы, ни проза не появятся в ее книгах после 25-го года, потому что книг не будет. Рок, о котором она писала, настигнет ее и здесь, вдали от родины. Подлинным для нее несчастьем будет полное отсутствие читателя и слушателя. Однажды, отвечая корреспонденту, сказавшему, что ее не помнят, ока написала: «Нe помнят, а не знают. Я жила, а книги лежали. До эмиграции – 3 большие книги стихов пропали – не напечатаны. Потом я уезжаю за границу, а мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят. Итак, здесь без читателя, в России без книг». Разве это не подлинная трагедия для поэта!? В эти годы часто обращается к прозе.

Дальнейшие события сложились так, что она не могла плодотворно работать (1937 г. – возвращение в Россию дочери и мужа). Цветаева чувствует свою ненужность.

1939 г. – возвращение в Россию. Ее муж и дочь были обвинены в измене Родине и были арестованы.

Родина встретила ее неприветливо. Она была здесь чужая, скиталась по чужим углам вместе с сыном. Она старалась писать, делала переводы, разбирала архив.

1941 г. – началась война, эвакуация в Елабугу. Силы ее были на исходе. Пыталась устроиться посудомойкой при столовой Литфонда 26 августа. Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей России – привели к самоубийству:

Отказываюсь – быть.

В бедламе нелюдей

Отказываюсь – жить!

С волками площадей

Отказываюсь – выть.

Поэт умирает – а его поэзия остается. Сбылось ее пророчество: «Моим стихам настанет свой черед». Ее имя прочно вошло в историю нашей поэзии, духовной культуры и думается – навсегда.

Заканчивая рассказ о ее судьбе, хочется вспомнить ее замечательные стихи: «Уж, сколько их упало в эту бездну...», которое звучит нам, как завещание-напутствие.

IV. Закрепление-обобщение. В чем трагедия судьбы М. Цветаевой как творческой личности? Назовите темы ее поэзии Сборники. Что привело ее к самоубийству? Причины. Ваше мнение: почему после смерти ее не издавали? (Ответы учащихся).

V. Творческое задание. А теперь я предлагаю вам написать мини-сочинение на тему «Марина Цветаева – избранник трагической эпохи».

VI. Подведение итогов урока. Понравился вам сегодняшний урок? Да, урок действительно получился красивым. Наверно потому что он был о настоящей женщине, умной, красивой, талантливой. Она горела сама и освещала путь другим. Поэзией, Любовью, Красотой.

О вы, служительницы Музы,

Связав с поэзией все узы,

Вы ей отдались до конца,

Крепив, порой, перо борца.

Любовь и верность воспевали,

В уныние вы не впадали,

Святое свято берегли –

Иначе жить вы не могли.

Пусть тьма всегда огня боится,

Пусть все прекрасное струится!

Да будут жить стихи вовек,

Пусть не умолкнет строчек бег!

Пусть рифма слов не иссякает,

Пусть быт восторг не заедает,

Пусть радость душу теребит!

Поэта сердце не сгорит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Способы проверки написания безударных гласных в корне слова"

Цель урока: применять различные способы проверки безударных гласных в корне слова при выполнении различных упражненийЗадачи урока:а) выполнить упражнения в написании слов с безударными гласными,...

Закрепление знаний написания безударных гласных в корне слова.

Цели урока: развивать умение обнаруживать орфограммы....

Написание безударных гласных в корне слова

Конспект занятия по русскому языку для учащихся 4-го класса....

Повторяем, обобщаем изученное. Написание безударной гласной в корне слова.

Урок по русскому языку в 3 классе по программе Гармония. Проводится в групповой форме...

Упражнения в написании безударной гласной в корне слова

Урок русского языка в 3 классеЗадачи. Развивать умения проверять безударные гласные в корне   путём подбора однокоренных слов с ударным гласным в корне....