Проект "Знаки препинания"
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

Проект посвящен закреплению  ранее полученных  знаний  о знаках препинания и знакомству с новыми  знаками  препинания  русского  языка.

Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через работу над проектом,  сбор  занимательной  информации о знаках  русской  пунктуации, привить им любовь к родному  языку.  Научить вдумчивому и осознанному  использованию  знаков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaki_prepinaniya.rar603.94 КБ

Предварительный просмотр:

Название  проекта:     «Точка,  точка,  запятая»

Предмет  и  участники  проекта:   русский  язык,  4  класс

Продолжительность  проекта:  2  недели

Вид  проекта:  практико-ориентированный

Аннотация  проекта:

Проект посвящен закреплению  ранее полученных  знаний  о знаках препинания и знакомству с новыми  знаками  препинания  русского  языка.

Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через работу над проектом,  сбор  занимательной  информации о знаках  русской  пунктуации, привить им любовь к родному  языку.  Научить вдумчивому и осознанному  использованию  знаков.

Во время работы над проектом обучающиеся будут развивать навыки и умения решать практические задачи, развивать способности, применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций. У обучающихся будет формироваться познавательный интерес.

Проект для учащихся 4  класса. Обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности.  Развивает речь, воображение.

Еще Пушкин говорил о том, что они, знаки препинания, существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. А нужны ли они, знаки препинания, сейчас, в нашем динамично меняющемся, мобильном мире? Ведь, общаясь в чате, через смс и скайп, молодежь не ставит их, как правило: лишнее! Зачем? Только доставляют хлопот! Умение ставить знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, оно также важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме. Поэтому уделим внимание знакам препинания!

Цель проекта:   закрепить  и  расширить  знания о  русской  пунктуации.

Задачи проекта:

  1. Закрепить  понятия  синтаксис  и  пунктуация.
  2. Выяснить  значение  знаков  препинания  на  письме и в устной  речи.
  3. Сколько их? Как и откуда появились знаки препинания?
  4. Определить  функции знаков препинания

Актуальность  проекта:

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания
Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем 
знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю. 

В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и — соответственно — слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом? 
Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык? 

К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному (в силу того, что мы сталкиваемся с этим повседневно) можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка. 

Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и 
знаки препинания

На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие   уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности. 
А когда появились 
знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации? 
Давайте попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.
 


Методы:

  1. Накопление  научного,  справочного  и  литературного    материала:  изучение  произведений  литературы,  статей  справочников,
  2. Ознакомление  с  теорией  вопроса;
  3. Осмысление  собранного  материала;
  4. Проверка  и  уточнение  фактов:  обсуждение  собранного  материала, корректировка, обсуждение  результатов
  5. Практическая  деятельность.

Основополагающий вопрос:

Нужны  ли  нам знаки  препинания?

Проблемные вопросы:

  1. А когда появились знаки препинания?
  2. Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно?
  3. Как складывалась пунктуационная система русского языка?
  4. Какова история русской пунктуации? 

Учебные вопросы:

  1. Какие  науки  изучают  знаки  препинания?
  2. Какова функция каждого из знаков препинания в письменной речи?
  3. Чем заменены в устной речи знаки препинания? Или их в устной речи нет совсем?

Работа  в  группах

Группа  историков:  собирают  материал  об  истории  возникновения знаков  препинания,  интересны  исторические  факты.  Отчет  представлен  в  виде  буклетов  « Преданья  старины  глубокой»,  «Это  интересно».  

Группа  литературоведов:   оформляют  материал    стихов  и  загадок  о  знаках  препинания.  Отчёт  оформлен  в  виде  книжки  «Точка,  точка,  запятая».

Группа  лингвистов:  написание  сочинений  о  роли  знаков  препинания,  сбор  занимательных  упражнений.  Отчёт  в  виде  оформленных  сочинений,  буклета  «Как  правильно?..»

Группа  современников:   выясняют:  с  помощью  чего  сегодня  мы  выражаем  эмоции  на  письме.  Оформляют  сообщение «Заменят  ли  смайлы знаки  препинания?».

План  оценивания

До  работы  над  проектом

В  ходе  работы  над  проектом

После  завершения  работы  над  проектом

Вопросы  по   теме  проекта, побуждающие   к деятельности,  выявляющие  актуализацию  знаний  учащихся.

Стартовая  презентация  учителя.

Обсуждение  общего  плана  работы  над  проектом.

Постановка проблемных и учебных вопросов.

Обсуждение плана работы  над проектом  в  группах.

Составление критериев оценивания  (обсуждение  корректировка)

Составление плана  проекта  в  группах.

Поиск  информации  в Интернете

Оценочные  листы   для  групп  учащихся  (создание презентации,  буклета,  книжек,  сообщений,  сочинений)

Контрольные  листы  продвижения по   проекту.

Консультации  учителя.

Рефлексия.

Критерии оценивания  проекта.

Представления  выходного  материала  проекта.

Итоговое  обсуждение

Результаты  исследования.

Итоговая  презентация.

Защита  работ

Описание  методов  оценивания.

Вхождение  в  проект  начинается  с  актуализации  знания  о  знаках  препинания  и  науках  их  изучающих.  Сообщаются  тема,  цели   и  задачи  проекта,  деление  учащихся  на  группы.

Критерии оценивания будущих  работ обсуждаются с  учащимися в начале  проекта. На  всём протяжении работы  над  проектом критерии используются для организации контроля со стороны  учителя,  самоконтроля в мини-группах.

После завершения  работы  над  проектом учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности: буклеты, книжки,  сообщения,  сочинения.   Это, кроме предметных знаний, позволяет оценить развитие у учащихся коммуникативных навыков, умения аргументировано и чётко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других, формирует  навык осознанного  и  правильного использования  знаков  препинания

Создание  комфортных  условий  для  дифференцированного  обучения.

Возможности  для  всех  учеников

Работа  в  группах  позволяет  учащимся  выбрать для себя  роль в  соответствии со  склонностями. Интересами, чтобы  быть успешным и внести свой вклад  в итоговую работу:

  1. анализ  источников;
  2. поиск  и  обработка необходимой  информации  по  теме  проекта;
  3. поиск  и подготовка к представлению  отчётного  материала  по  теме  проекта;
  4. организация и проведение совместного  обсуждения результатов  работы  группы;
  5. обработка  результатов и представление их средствами компьютерных технологий;
  6. представление результатов  работы

Для  одарённого  ученика

Для  одарённого  ученика  можно  использовать самостоятельные  исследования,  написание  сочинений-рассуждений.

Этих  учеников  можно  ставить во  главе  группы.

Для  учеников, испытывающих  трудности в обучении

Проблемному  ученику можно  дать  задания  по  работе с художественной  литературой по подбору  загадок.  Стихов    о  знаках препинания,  занимательного  материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....