Урок - путешествие "Имя существительное". Урок русского языка
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Рихтер Ирина Владимировна

       Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России". Данный урок проводится по теме "Имя существительное"( закрепление). Во время урока дети выполняют различные задания, чтобы покорить вершину горы, которая называется "Имя существительное".  Ученики  пройдут по тропе Числа, побывают в ущелье Вопросов и у водопада Рода, а так же им предстоит пройти через тоннель Чистописания и подняться на холм Выбора. Преодолевая все эти препятствия дети вспомнят всё, что знают об имени существительном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.zip42.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе

     Преподаватель: Рихтер И.В., учитель начальных классов.

                            Урок – путешествие

Тема: Имя  существительное  (закрепление).

Цель и задачи:

1)формирование  общеучебных  и  специальных  умений;

2)совершенствование  знаний  учеников  об  имени  существительном;

3)учить  распознавать  имена  существительные  в  форме  единственного  и множественного  числа; различать  существительные  в  форме  мужского,  среднего и женского рода;  различать одушевлённые  и  неодушевлённые  имена  существительные;

4)формировать  орфографическую  зоркость;

5) отрабатывать каллиграфические  навыки;

6)развивать  речь,  память,  мышление;

7) воспитывать любовь к устному народному творчеству; уважение к труду.

Оборудование: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Учебник «Русский  язык.

3 класс»; плакат « Покори вершину»;  таблица со словами; плакат «Имя существительное»; аудиозапись песни «Улыбка»; карточки с пословицами; памятные знаки «Грамотей»; карточки для самостоятельной работы.

                                        Ход  урока.

  1. Организационный  момент.
  2. Постановка темы и цели урока.

Учитель. Ребята, что вы изучали на прошлых уроках русского языка?

Дети. Имя существительное.

Учитель. Сегодня мы вспомним   и повторим всё, что вы узнали об имени существительном. В школе мы каждый день идём по дороге знаний, а сегодня отправимся путешествовать в горы. Нам предстоит сложное и опасное путешествие, ведь мы идём покорять вершину Имени существительного.

Учитель прикрепляет на доску  плакат «Покори вершину»

  1. Чистописание.

Учитель. У всех настоящих путешественников есть путевые журналы, куда они записывают свои наблюдения. Нашими путевыми журналами будут ваши рабочие тетради. Давайте их подготовим. Помните, что путевые журналы заполняются четким, красивым почерком. Старайтесь писать аккуратно!

Сначала отметим дату нашего путешествия.

- Итак, всё готово. В путь!

- Наше путешествие начинается у тоннеля Чистописания. Чтобы его пройти нужно выполнить следующее задание:

На доске запись:

ло    ол   оло   лол   мо  ом

- Соединения каких букв вы видите?

- Напишите строчку. Следим за посадкой.

- Прочитайте слова, которые записаны ниже.

скучать   лопата  сорока  молоко   олень  хороший  солнце

- Запишите только те слова, в которых  есть данные соединения. Соединения подчеркните. Выделите  орфограммы.

- Какие слова записали?

лопата    молоко    олень    солнце

- Что это за слова?

- Как узнали, что это имена существительные?

Дети. Отвечают на вопросы кто? что? , обозначают предмет.

Учитель. Сколько букв и звуков в слове олень?

Дети. 5 букв, 4 звука, так как мягкий знак звука не имеет.

Учитель.  А чем это имя существительное отличается от других, записанных вами существительных?

Дети. Это существительное одушевлённое.

Учитель. Молодцы! Тоннель Чистописания позади. Впереди нас ждёт холм Выбора и новое задание.

  1. Закрепление изученного. ( холм Выбора)

- Составьте из данных букв слова. Слова начинаются с подчёркнутых букв. Запишите получившиеся слова, выделите в них орфограммы. Разберите слова по составу.

Учитель прикрепляет на доску таблицу со словами:

     ш  к а а ч                        б а к а с о                         о м р з о

     й ш о р и о х                  н к ц о е т р

     к а ч о в е д                    д б и о а

- Среди записанных  слов  найдите «лишнее». Объясните свой ответ.

Проверка.

Ученики записывают на доске получившиеся слова, разбирают их по составу.

   Чашка ,   хороший ,  девочка ,  собака ,  концерт    ,  обида,  мороз  .

Дети.«Лишнее»  слово – хороший.  Это прилагательное, а все остальные слова – существительные.

Учитель. Вы считаете, что эти слова можно назвать существительными. Но ведь не все из них называют предмет. Почему же мы их тоже относим к существительным?

Дети. Имена существительные – это слова, которые в начальной форме отвечают на вопрос кто? или что?. Они могут обозначать предмет, явление природы, события, живые существа, состояния.

Учитель прикрепляет на доску плакат «Имена существительные»

                                     Имена существительные:

                          предмет                          живые существа

                          явления природы           состояния

                          события

Учитель. В грамматике под словом предмет подразумевается  всё,  что  сейчас перечислили.

- Вот  мы  с  вами  и  поднялись  на  холм  Выбора, удачно  выделив имена существительные. Теперь нам предстоит спуститься в ущелье  Вопросов.

       V.Повторение об именах существительных одушевленных и неодушевленных. ( ущелье Вопросов)

- В ущелье мы поиграем в игру  «Внимательные руки». Хлопок – одушевлённое существительное, тишина – неодушевленное.

На какой вопрос отвечают одушевленные существительные?

Неодушевленные?

Учитель называет слова: медведь, болезнь, ветер, слон, пассажир, тень, спортсмен, мебель, цветок, сосед, смех, цапля, лень.

- Молодцы!

- А сейчас прочитайте слова, записанные на доске:

коса -                          капля -                                 кол -

мак -                           сок –

- Что общего у этих слов?

Дети. Это существительные, отвечают на вопрос что?, неодушевлённые, нарицательные.

Учитель. Измените в словах одну букву так, чтобы слово отвечало на вопрос кто?. Запишите слова парами.

Запись в тетрадях:

коса – коза               капля – цапля                  кол – вол

мак – рак                  сок – сом

- В каком слове есть мягкий согласный звук? Почему?

Дети. В слове цапля – буква я обозначает мягкость согласного.

Учитель. Отлично! Теперь мы можем отдохнуть.

VI. Физминутка.

VII. Закрепление изученного (продолжение ) Тропа Числа.

- Отправляемся дальше. Мы с вами идём по тропе Числа. И перед нами новое задание.

- Прочитайте предложения, которые записаны у вас на карточках.

У детей карточки с пословицами.

Учитель. Что это за предложения?

Без молотка и пилы не видеть избы.

Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

Не будь на слова лихим, а в работе плохим.

- Объясните смысл данных пословиц. На какую тему все эти пословицы?

Дети объясняют смысл пословиц и говорят о том, что все должны работать, трудиться и тогда многого  можно  добиться.

- Найдите в пословицах имена существительные , определите число, запишите слова в начальной форме.

Взаимопроверка: молоток, пила, изба, лодырь, бездельник, праздник, понедельник, слово, работа.

- Измените форму числа имен существительных  и запишите новые слова на

следующей строчке.

Молотки, пилы, избы, лодыри, бездельники, праздники, понедельники, слова, работы.

Учитель. Вы хорошо справились  с этим заданием. Мы можем идти дальше. Вперед к водопаду Рода.

- Нас ждёт новое задание. Послушайте отрывок из детской песенки «Улыбка». Запомните существительные, которые в нем встретятся. Запишите эти существительные, определите их род.

                                    ж.р           м.р       ср.р       ж.р.           мн.ч             м.р.              ж.р.

Взаимопроверка:     улыбка,  день,  небо,  радуга,   облака,   кузнечик, скрипка,

   м.р           ж.р.         ж.р.

ручеёк,    река,   дружба.

- Молодцы! Справились с этим заданием. А сейчас вам задание для самостоятельной работы.

Дети работают самостоятельно по карточкам с разноуровневыми заданиями.

Уровень 1.

Напишите слова в три столбика  по  родам.

1 вариант.

Пальто, озеро, улица, огонь, метель, петух, суп, яйцо, шляпа.

2 вариант.

Море, дерево, козёл, тетрадь. Окно, луг, овца, сено, картина.

Уровень 2.

К каждому существительному из левого столбика подберите близкие по значению существительные из правого столбика. Укажите род.

 1 вар.

вьюга                                 боязнь

друг                                    зной

жара                                   метель

2 вар.

страх                                 Отечество

Отчизна                            родник

источник                          приятель

Уровень 3.

Напишите по пять имен существительных, обозначающих птиц, растения. Определите род.

VIII. Итог урока.

- Вот мы и покорили вершину горы Имени существительного. Давайте еще раз вспомним, что мы сегодня повторили об имени существительном.

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется имя существительное?

- Что ещё нужно знать об имени существительном?

- Молодцы! Но чтобы и дальше вы успешно путешествовали по дороге Знаний, надо работать и дома.

IX.Домашнее  задание.

Учебник «Русский язык» стр. 66, упр. 36.

Составить рассказ о весне, определить род и число имен существительных.

X. Оценивание.

- Наше путешествие подошло к концу.

- Чем вас заинтересовал урок?

- Что вызвало затруднение?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Я рада, что вы показали себя умными, смышлеными , грамотными, настойчивыми ребятами, настоящими покорителями вершин. Спасибо за урок.

Ребята, которые отличились на уроке, получают значок «Грамотей!», а самостоятельная работа по карточкам оценивается на следующем уроке.

Вершина

Имени существительного

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"род имени существительного", урок русского языка, 2 класс, система Л. В. Занкова

Урок по системе Л. В. Занкова, составлен в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Способы образования имён существительных. Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)  Учитель Верменик О.Г.Тема урока:«Способы образования имён существительных»Тип урока:комбинированный, про...

"Род имен существительных" Урок русского языка во 2-ом классе

Данный урок систематизирует и закрепляет знания морфологических признаков существительного у учащихся 2 класса. Знакомит с новой темой: Род имен существительных....

"Род имён существительных" . Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка по теме "Род имён существительных",  3 класс, УМК "Школа 21 века"  разработан  с учётом требований ФГОС и предполагает групповую, фронтальную и индивидуальную виды д...

Определение склонения имен существительных. Урок русского языка в 3 классе

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС нового поколения по программе УМК Школа РоссииОсновная цель урока открытия новых знаний "Определение склонения имен существительных" -введение по...

Презентация "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ" урок русского языка в 3 классе

Закрепить понятие об имени существительном как самостоятельной части речи;Сформировать представления о грамматических категориях имени существительного;Развивать орфографическую зоркость, сообразитель...

"Единственное и множественное число имён существительных " урок русского языка 2 класс

" Единственное и множественное число имён существительных" урок русского языка 2 класс...