Урок русского языка в 1 классе
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Урок по теме "Перенос слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ

"ПЕРЕНОС СЛОВ"



Разработала Колегаева Ольга Александровна
учитель начальных классов



г.Омск

Тема: ПЕРЕНОС СЛОВ
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: игра – путешествие в сказку
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с правилами переноса слов;
-формировать умение переносить слова с учётом их особенностей;
-развивать мыслительные операции сравнения, анализа.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Сегодня на уроке мы узнаем с вами замечательную историю, которая произошла с одной маленькой и очень доброй девочкой в стране ЗНАНИЙ. Она давно мечтает с нами познакомиться, потому что искренне верит, что вы станете ей верными друзьями и помощниками.

2. КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА
Чтоб здоровым был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрем

И к другому перейдем.

Дети, начиная с мизинца левой руки, массируют пальчики от подушечки к основанию. Закончив массаж левой руки, приступают к пальчикам правой.

На доске запись букв: п т о а и й ш г.

- Какой элемент повторяется в буквах этой группы? Подчеркните его.

- Какая буква здесь « лишняя»? Почему?

Прописывание строчных букв п // т // г // и // й //

3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА
(Изучение нового материала начинается с грамматической сказки.)
В чудесной стране, которой правила Грамматика, была улица, на которой жили Слоги. Слоги жили очень дружно, и поэтому в стране Знания было много… Слов. Каждый день слоги образовывали новые Слова, а Слова переселялись на словесные деревья. Оказываясь рядом на одном дереве, соединялись в предложения. Вот и в этот раз Слова на одном дереве решили составить предложение.

(на доске прикреплено дерево, на котором расположены слова" НАШЕМ, РЕБЯТА, В, КЛАССЕ, ДРУЖНЫЕ")

- А вы можете это сделать? (Предложение сначала составляется устно, затем записывается. Учитель пишет на доске таким образом, чтобы какое-нибудь слово, например, слово « ребята», не поместилось на строчке)

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1)(Продолжение грамматической сказки.)
Вот и у Слова произошло то же самое, у них не хватало строчки, чтобы записать всё предложение.
- Что же делать?- заплакало Слово.- Ведь без меня не получится предложение, а если будет написана только часть слова, то никто ничего не поймёт.
Слово плакало так громко, что его услышала маленькая добрая девочка Чёрточка:
- Не плачь, я помогу тебе.
И, действительно, помогла.
Но сначала она сказала Слову:
- Разделись на слоги.
И Слово разделилось.
(Учащиеся делят слово на слоги, называя их)
Тогда Чёрточка сказала:
- Я могу встать между любым из вас, а оставшуюся часть перенести на другую строчку.

-Как могла бы перенести Чёрточка слово «ребята»? ( ре-бята, ребя-та)
-С тех пор маленькая Чёрточка всегда помогала Словам. Не уместится Слово «ДРУЖБА», а Чёрточка встанет и перенесёт его.
2) Упражнения на закрепление нового материала.
-Где должна встать Чёрточка? (делятся слова: ШКОЛА, ДЕВОЧКА, БАБУШКА)
(предварительно показываются картинки и дети показывают сигнальными карточками количество слогов)
3) Формулируем правило и сопоставляем его с правилом в учебнике
-Сейчас мы разучим с вами маленькое стихотворение, чтобы заучить наше правило
Если знать мы будем слоги,
Не запутаемся в слове.
Мы его перенесём,
По строке опять пойдём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Речка.

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте.)

Наклонились и умылись.

(Наклоны вперед.)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши.)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

(Круговые движения руками.)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

(Прыжки на месте.)

И отправились домой.

(Ходьба на месте.)


4) (Продолжение грамматической сказки)
Словам очень понравилась маленькая Чёрточка, и они стали приглашать её и тогда, когда та была не нужна.
Идёт Слово «Аня» и просит перенести его.
-Нет! Тебя нельзя перенести!
-Но почему? Ведь у меня два слога.
- Может быть, вы, ребята, объясните почему?
Добрая Чёрточка решила так: одной букве будет очень неуютно, тоскливо на строчке, поэтому одну букву нельзя переносить и нельзя оставлять на строчке.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
а) Выборочный диктант
А сейчас из каждой пары слов мы выберем только одно слово то, которое можно перенести.
Анна– Аня
Ирина – Ира
Пётр – Петя
ёлка – ель
шары – шар
б) Списывание с печатного текста загадки
Чёрточка просит нас внимательно списать текст и разделить для переноса те слова, которые можно переносить
Хоть я не снег, а таю,
Не птица, а летаю. (ДЫМ)

6. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
- Чёрточка хочет узнать, кто же из нас был самый внимательный на уроке, кто сможет найти лишнее слово в каждом столбике. Кто догадался, по каким признакам мы должны обнаружить это слово? (оно не переносится)
Игра «Третий лишний»
заяц голова юла
медведь нос кубик
лев рука мяч

7.ИТОГ УРОКА
- Какую историю мы узнали с вами сегодня на уроке? (Слова можно переносить с одной строчки на другую)
- Как можно переносить слова? (Слова переносятся по слогам)
- Что ещё мы должны знать о переносе слов ? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку)
-Молодцы, ребята, Чёрточка очень рада за ваши успехи. Она непременно придёт к вам завтра на урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...