урок русского языка в 4 классе по теме: "Наречие как особая часть речи"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Проект урока русского языка

            (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова 4 класс)

Тема: Постановка задачи: «Наречие как особая часть речи».

         

Цель: обнаружение новой самостоятельной части речи – наречие, выявление грамматических особенностей этой части речи и ее общего грамматического значения, определение ее места в системе частей речи в групповой работе.

                                                                      Выполнила Никифорова

                                                                      Ольга Александровна

                                                                      МОУ СОШ № 108

                                       

Этапы

Цель

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результат

Организационный момент

Эмоциональный настрой.

-Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбку и думаю, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

Настроились на урок.

Готовность  к уроку.

Актуализация знаний.

Создание ситуации необходимой для воспроизведения знаний.

- Сегодня мы работаем в группах. У каждой группы своё задание: первая группа выписывает имена существительные, вторая группа выписывает имена прилагательные, третья группа – глаголы.

Писать будете на больших листах бумаги.

Слова написаны на доске:

Метель, пуховый, летят, кричишь, шумный, корм, друзья, легко,  бережливый, сидит.

- Покажите результат своей работы.

- Проверим правильность работы каждой группы.

- Докажите, что вы выписали слова правильно.

- Почему вы не выписали слово легко?

Работают в группах

- Представители группы выносят свои листы на доску.

1.- Мы выписывали имена сущ. Метель, корм, друзья.

Все слова обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что? и  имеют грамматические значения числа, падежа и рода.

2. – Мы выписали имена прилагательные: пуховый, шумный, бережливый. Эти слова обозначают признаки предмета, отвечают на вопросы какой и имеют грамматические значения числа, падежа, рода.

3.- Мы выписали глаголы: летят, кричишь, сидит.

Глаголы обозначают действия предмета, отвечают на вопросы что делаешь? что делает? что делают? И имеют грамматические значения лица и число, времени, рода.

- Мы не смогли определить грамматические значения этого слова.

Выпишут слова по частям речи опираясь на составленную ранее схему частей речи.

 Части речи.

Самост.      Служеб.

Имена глаг.     Предл.

Сущ. Прил. Числ.

    Мест.

Останется не выписанное слово: легко.

Возможно кто-то из детей отнесёт это слово к другим частям речи.

Дети проверяют правильность выполнения задания каждой группой.

Возникновение ситуации разрыва.

Постановка учебной задачи.

Обнаруже-

ние особой грамматической модели у наречий.

- Мы узнали, что в русском языке есть

самост. и служебные  части речи. Попробуем выяснить нет ли в русском языке еще каких-нибудь самостоятельных частей речи, кроме тех, которые мы знаем. Вам известно, что одна из частей речи обозначает признаки предметов. Что это за часть речи?

Но ведь признаки могут быть не только у предметов, но и у процессов, т.е. у действий или состояний. Например, нам часто приходится уточнять, как, каким образом происходит какое-нибудь действие.

Прочитайте словосочетания путешествовать пешком,

путешествовать верхом.

Подумайте, годятся ли слова верхом,  пешком для того, чтобы обозначить этот признак действия путешество-

вать?

 Можете ли вы определить, к какой из известных вам частей речи принадлежит каждое из слов, с помощью которых вы обозначали признак действия?  

 

-Это прилагательное.

Словами верхом и на велосипеде можно обозначить признак действия путешествовать.

-Не можем.

Оказывается, в языке есть слова, которые специально предназначены для обозначения признаков действия.

Воспроизведение знаний о прилаг.

-Фиксация своего незнания.

Решение учебной задачи.

Поиск общего грамматического значения.

-Поработайте в группах и определите у этих слов значения рода, числа, падежа, лица?

-Что вы определили?

 Слова, предназначенные для обозначения признаков действий, не имеют частных грамматических значений, т. е. не изменяются по числам, родам, падежам, лицам.

-Можно ли отнести эти слова к одной из известных частей речи или это особая часть речи?

 Неизменяемые слова, которые обозначают различные признаки действий, являются особой частью речи, которая называется наречием.

-Подумайте, где место этой части речи на схеме. Какой частью речи является наречие – самостоятельной или служебной? -    Почему?

-Можно ли отнести наречие к именам? Почему?

Вернёмся к слову легко.

К какой части речи вы сейчас его отнесёте?

Почему?

- Дети работают в группах.

- Не определяется у этих слов ни род, ни число, ни падеж, ни лицо.

- Нельзя.

-Наречие – это самостоятельная часть речи.

-Потому что наречие называет признак действия.

-Нет. Потому что имена изменяются по падежам, а наречие не изменяется.

-Это наречие.

-У него нет значений рода, числа, падежа, лица.

- Дети не определят значения рода, числа, падежа, лица.

Находят место наречия в схеме частей речи.

Первичное закрепление.

Определение наречий среди других слов.

 В словах Ф.И.Тютчева  

найдите наречие.  

«Весна идёт, весна, идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Как вы будете его определять?

Работайте группами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

-Мы будем определять что слово обозначает и как изменяется.

Дети ищут наречие.

Умение работать по алгоритму.

Самостоятельная работа.

 Уметь находить наречия.                                                                                                                                                                                                                  

  Из данных предложений выпишите только наречия.

Путник бодро шагает по шоссе. Котёнок смешно лакает молоко из блюдечка. Поезд медленно приближался к станции. Солнце ярко освещает золотистый луг.  

- Какие слова выписали? Докажите правильность.                            

Дети выписывают наречия.

-Слова: бодро, смешно, медленно и ярко.

Эти слова обозначают признак действия и никак не изменяются.

Умение находить наречия, используя алгоритм: бодро, смешно, медленно, ярко.

Рефлексия.

Проверить уровень сформирова-нности знаний об общем грамматическом значении наречия.

Какое общее грамматическое значение у наречия?

-Какая особенность у этой части речи?

-Наречие обозначает признак действия.

-Не изменяется по роду, числу, падежу, лицу.

Знание общего грамматичес-

кого значения наречия и его особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс по теме "Наречие"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи" по учебнику Русский язык (автор В.П.Канакина). Урок составлен с использованием технологии критического мышления (приём тонкие и толстые ...

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...

Презентация к уроку русского языка 4 класс на тему "Наречие"

Данная презентация используется на уроке русского языка в 4 классе при знакомстве с особенностями части речи наречие....