Работа с орфографическим словарём на уроках обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно ориентированной  развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится в  документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». Среди общеучебных умений важное  место занимает умение  продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников.

Поэтому уже на уроках обучения грамоте в своей работе  я стараюсь использовать орфографический словарь. Для работы на уроках я взяла «Орфографический словарь» автор П.А.Грушников. В моей работе помогла  статья М.С.Соловейчик, О.О.Харченко «Использование словарей как способ решения орфографических задач» из газеты «Первое сентября. Начальная школа», а также статья А.А.Бондаренко «Словари на уроке» из журнала «Начальная школа».

После знакомства с согласными звуками и буквами, мы с ребятами в игровой форме познакомились с орфографическим словарём. Работа нас увлекла. И по возможности этот вид работы  я стала включать в  урок. Предлагаю один фрагмент урока обучения грамоте с использованием орфографического словаря.

Сейчас мои ребята во 2 классе, все могут самостоятельно работать со словарём. Мы и теперь на уроках русского языка часто используем его, он как учебник всегда лежит на парте и ребята знают, что он поможет, если возникли затруднения. Можно с уверенностью сказать, что такая работа учит ребят размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы. А это значит, что мы на верном пути к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_orfograficheskim_slovaryom.docx14.07 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока обучения грамоте с использованием орфографического словаря

                               

Цели:   учить учащихся  работать со справочной литературой, ориентироваться в  

             «Орфографическом словаре»;

             развивать у учащихся  фонематический слух, логическое мышление, память,

             внимание;

             воспитывать у учащихся  интерес к родному языку.

Оборудование:  «Орфографический словарик» автор: П.А.Грушников, тетрадь для печатания.

Ход урока

 Работа с «Орфографическим словарём»,

    Звуко – буквенный анализ слов.

Индивидуальная работа для  четырёх учащихся. Они выполняют работу у доски,

указывают количество слогов в слове, количество звуков и букв.

Слова для разбора:  ежи, семена, хвоя, сосулька.

- Ребята, а мы  с вами будем отгадывать загадки.

По всем странам славится

Стройная красавица.

Белые одёжки, золото – серёжки.

С расплетенною косой

Умывается росой.

Ветер пряди шевелит

Заплетать их не велит.

- Что это?

(Берёза)

- Как ласково называет её русский народ?

(Берёзка)

- Давайте напечатаем это красивое слово в тетрадь для печатания.

(А как писать: берёзка или бирёзка?)

- Ребята, а вы как думаете, как нам поступить?

(Надо обратиться за помощью к орфографическому  словарю. Он нам подскажет, как правильно написать  это слово.)

- Ребята, а какой секрет орфографического словаря вы уже  знаете?

(Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке.)

- На какую букву вы будете искать слово? Где вы будете искать слово: в начале, в середине или в конце книги? Почему?

( Будем искать слово на букву «б», в начале словаря, потому что буква «б» в алфавите стоит второй по счёту.)

- Кто же быстрей найдёт слово и подскажет всем остальным как правильно написать?

(Слово  пишется с безударной гласной  е, найти его можно на стр. 7, в первом столбике)

- Прочитайте это слово ещё раз по слогам. Найдите в этом столбике слово, которое указывает на признак предмета: березка, какая?

(Берёзка белоствольная)

- Какой согласный звук вы слышите в середине слова? Какой буквой обозначен этот звук?

(Парный согласный звук [с] обозначен буквой «з»)

- Какой вывод можно сделать?

(Это ошибкоопасное место.  Парный согласный звук в середине слова тоже может посылать на работу разные буквы)

- А можно ли проверить написание этого согласного? Как проверите?

- Послушайте другую загадку:

 

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос

- Что это?

(Морковь)

- Давайте напечатаем и это слово.

- Ребята, а почему вы стали искать слово в словаре?

(В этом слове тоже не знаем, какую букву написать. И проверить слово нельзя)

- Кто уже нашёл слово, подскажите другим страницу.

(Страница 32)

- Прочитайте слово по слогам, запишите его.

- Кто назовет, сколько в слове слогов, сколько звуков и сколько букв.

(Морковь – 2 слога, 6 звуков, 7 букв)

- Охарактеризуем каждый звук.

- Почему в слове 6 звуков, а букв 7?

(В слове есть буква мягкий знак, она не обозначает никакого звука)

- Как можно назвать слова, с которыми мы сейчас работали? Почему?

(Это словарные слова, их написание нужно запомнить, или, если забудем, посмотреть  в словарь)

- Ребята, наш друг Незнайка тоже научился работать со словарём. Ему дали задание правильно написать вот эти слова. Он долго искал эти слова в словаре, но не нашёл их. Давайте поможем Незнайке.

На доске записаны слова:

з…мля          р…ка           м…ря

тр…ва          г…ра            гр…бы

- Прочитайте слова. В каком месте слова пропущена буква?

(Пропущены гласные в середине слова.)

- Как по – другому можно сказать?

( В корне слова)

- Какая это гласная: ударная или безударная?

- Почему же Незнайка не нашёл этих слов в словаре?

(Этих слов не найдёшь в словаре, потому что их написание можно проверить)

- Как вы проверите написание этих слов?

(Надо изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным)

- Подберите проверочные слова.

- Какой совет вы дадите Незнайке?

(Обращаться к Орфографическому словарю надо тогда, когда слово нельзя проверить.)

 Проверка самостоятельной работы учащихся у доски. Проверка по сигнальным карточкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Развите орфографической зоркости на уроках обучения грамоте и русского языка при реализации программы "Начальная школа XXI века""

В данной работе представлена система работы по развитию орфографической зоркости при реализайии программы "Начальная школа XXI века" в соответствии с концептуальными взглядами авторского коллектива. М...

Обобщение опыта работы по теме: «Развиваем орфографическую зоркость на уроках обучения грамоте»

Обобщение опыта работы по теме: «Развиваем орфографическую зоркость на уроках обучения грамоте» Чтобы ребёнок мог правильно и грамотно писать, в 1 классе его надо научить слышать звуки. Считаю, что за...

Развитие орфографической зоркости в период обучения грамоте

Статья включает в себя упражнения по развитию орфографической зоркости в первом классе. Способствующие расширению и активизации словарного запаса, выработке навыков правописания безударных гласных в к...

Статья "Уроки обучения грамоте как средство формирования орфографической зоркости учащихся".

Статья из опыта работы на уроках обучения грамоте. Программа "Школа России"....

Особенности работы над орфографическим словарём в начальной школе.

Особенности работы над орфографическим словарём в начальной школе.Цели и задачи Цели и задачи обучения:А)1.Создать условия для раскрытия и развития индивидуальности ребёнка.2. Создать условия для...

Особенности работы с орфографическим словарём на уроках русского языка во 2 классе

Работа с "Орфографическим словарем" на уроках русского языка повышает у учащихся орфографическую зоркость....