Особенности работы с орфографическим словарём на уроках русского языка во 2 классе
статья по русскому языку (2 класс)

Куликова Виктория Михайловна

Работа с "Орфографическим словарем" на уроках русского языка повышает у учащихся орфографическую зоркость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с орфографическим словарём на уроках русского языка во 2 классе

В. М. Куликова

ГБОУ Школа №1508

Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Актуальность этой темы проявляется ещё и в том, что в практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Предмет русский язык один из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.

Язык – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию.

На современном этапе модернизации российской школы Федеральным Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

При этом, как говорится в документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». [7]

Среди общеучебных умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Одновременно наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение пытаться разрешать его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры.

Одна из главных задач обучения языку, условие успешного, речевого развития - обогащение словаря учащихся.

Подготовка Орфографического словаря началась в учреждениях Академии наук СССР до Великой Отечественной войны. В основу его были положены существующие словари русского языка (академические, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова и другие), широка использовалась академическая словарная картотека в Санкт-Петербурге. Это подготовительная работа велась под общим руководством академика С.П. Обнорского. В организации работы в выработке типа большого орфографического словаря и инструкции по его составлению, а так же в первоначальном редактировании некоторых частей словаря большое участие принимал профессор С.Е. Крючков.[3]

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Прежде всего, для этой системы необходимо определить перечень умений, которые являются составными действиями (операциями) сложного умения пользоваться словарями.

Разные источники по-разному определяют понятие «словарь»:

• словарь — книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др.;

• словарь — сборник слов, речений какого-либо языка, с толкованием или с переводом. Словари бывают общие и частные, обиходные и научные;

• словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык;

• словарь — собрание слов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных;

• словарь — книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык;

• словарь — книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например, по алфавиту), с теми или иными объяснениями;

• словарь — это справочник, в котором можно почерпнуть ту или иную информацию о единице языка или предмете (явлении) окружающей действительности.

Элементарные умения пользования словарями:

1. Пользоваться вспомогательными словарями учебников.

2. Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи.

3. Определять единицу описания по названию словаря.

4. Работать с алфавитным словоуказателем.

5. Составлять и запоминать план структуры словаря.

6. Составлять и запоминать план структуры словарной статьи.

7. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.

8. Использовать при работе со словарями чтение-просмотр и чтение-поиск.

Учащиеся начальных классов должны знать (определять):

1. Название словаря.

2. Автора, редактора словаря.

3. Издательство и год издания.

4. К какому типу относится словарь.

5. Каково назначение словаря.

6. Расположение слов в словаре: алфавитное, гнездовое, тематическое.

В «Орфографический словарь» включена в основном лексика современного русского литературного языка. В него включаются многие слова, хотя и не бытующие широко в общем литературном языке, но встречающиеся в художественной литературе прошлого или специальной литературе и нуждающиеся в орфографической нормализации, а именно:

  • научные и научно-технические термины
  • просторечные и диалектные слова
  • некоторые устаревшие слова.

Словарь включает производные сложные и сложносокращенные слова, а так же выражения - словосочетания, которые могут вызвать затруднения с точки зрения правильного их написания.

В своей книге Грушников П.А. раскрыл в книге «Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах» методику работы с орфографическими словарями . [3]

К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».[4]

Более 70 лет назад, великий русский писатель А.М.Горький сказал прекрасные слова, которые и в настоящее время сохраняют своё значение: «Никогда ещё дети не нуждались в обогащении языка, как в эти годы в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется , создаётся множество нового и всё требует новых словесных форм.» . [2]

Вся жизнь человека состоит из процессов получения информации, и её применения.

Человек не может хранить в памяти всё: события прошлого, даты, цифры, названия. А когда нам нужен ответ на вопрос или какая-то справка, то на помощь приходят справочники. Это книги и скупые и щедрые одновременно: в них нет ничего лишнего, и есть много нужного.

Первоначальное знакомство со словарным словом состоит их следующих этапов:

1. Работа с загадкой, иллюстрацией или с самим предметом.

2. Рассматривание нового слова на карточке для запоминания графического образа слова:

а) учащиеся читают слово, проговаривая его по слогам, устанавливая их количество, определяя место ударения и безударного слога;

б) устанавливается разница в произношении и написании, произносятся все звуки по порядку и указывается какой буквой они обозначаются на письме;

в) запись слова в тетради и выделение безударной гласной, требующей запоминания.

3. Выполнение упражнений, направленных на запоминание зрительно-графического образа слова:

а) подбор однокоренных слов;

б) составление словосочетаний с новым словом;

в) составление предложений;

г) тематическая группировка нового слова (наиболее частотные: явления природы, животные, птицы, огород, инструменты, школа, город и др.).

При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

  • Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельноси.
  • Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.
  • Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.
  • Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. [6]

Таким образом, работая с «Орфографическим словарем», отыскивая в словаре нужное слово, школьник невольно обращает внимание на начертания других слов, зрительно запоминает их. Поэтому обращение к орфографическому словарю способствует воспитанию внимательного отношения к графическому образу слова, создается ценный навык быстро схватывать и запоминать правильное написание слов.


Литература:

  1. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - №8. - 1999.
  2. Горький А.М. О детской литературе. – М., 1968. – с. 84-85
  3. Грушников П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. М., 1973.
  4. К.Д.Ушинский. Собрание сочинений: т.2.(Текст)/ К.Д.Ушинский - М.: Академия педагогических наук, #1089;.
  5. Орфографический словарь русского языка: Более 50 000 слов / Под ред. С. И. Ожегова.- М.: ЛОКИД ПРЕМИУМ, 4-5 с.
  6. Пономаренко О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка //Начальная школа. - №→5. - 200→1. С. 17.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 и 2012 гг. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, #1089;.-(Стандарты второго поколения).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка

В статье описывается опыт работы со словарем П.Грушникова в начальной школе...

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Методика работы со словарными словами от урока к уроку....

Особенности работы над орфографическим словарём в начальной школе.

Особенности работы над орфографическим словарём в начальной школе.Цели и задачи Цели и задачи обучения:А)1.Создать условия для раскрытия и развития индивидуальности ребёнка.2. Создать условия для...

Методическая разработка "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс

Методическая разработка "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс знакомит с приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах....

Методическая разработка "Работа со словарными словами на уроках русского языка (2 класс)"

Правописание трудных слов - одно из направлений освоения русского языка. Но механическое заучивание редко ведёт к прочному их запоминанию. Данная разработка позволит разносторонне подходить  к из...