Урок русского языка для 4 класса по теме "Наречие"
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Ковтун Нина Петровна

На данном уроке развития речи рассматривается проблема употребления наречий в устной ми письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

                               

Русский язык. Урок развития речи. ( 4класс)

Тема :  Употребление наречий в речи.

Цели урока:

•    Определить роль наречий в тексте как средства более точного и образного выражения мысли.

Ход урока.

I.  Работа со словарем.

Сумрачно-

Револьвер-

Репа-

Плетень-

II. Работа с текстом.

1 .Списать, вставить пропущенные буквы, обозначив условия выбора орфограмм и расставить знаки препинания.

2. Оспорить или согласиться с мнением, что главная мысль текста следующая: великая сила природы в том, что она дарит человеку способность чувствовать себя счастливым среди природы.

На доске:

Туман,  расстилавшийся над равниной, постепенно исчезает, уступая силе солнечных лучей, которые ож...вляют всю природу. На дне оврага еще сумрач(?)но оттуда поднимает(? )ся белесый туман.

Бабушка разос( ? )лала платок разложила на нем хлеб огурцы репу яблоки. - Хорошо-то как господи - благ...дарно говорит она.

(М.Горький)

Проверка выполненного задания:

 1. Выразительное чтение текста.

  2. Мнения учеников о том, правильно ли определена главная мысль текста .

( Ребята доказывают правильность данного утверждения, приводят примеры из собственного опыта)

  3 .Определение темы текста (Торжествующая сила солнечных лучей).

Учитель: Найдите в тексте наречия, обозначьте их как члены предложения, докажите, что эти слова являются наречиями.

Учащиеся: повторяют выводы, сделанные на предыдущем уроке о наречии (вопрос, грамматическое значение, сочетаемость чаще с глаголом, синтаксическая роль – обстоятельство)

 

III. Сообщение темы и целей урока. Лингвистический эксперимент.

Задание группе № 1. Учитель: Вы видите на доске текст. Попробуем убрать наречия из текста. (Убираются наречия из текста на доске) Что изменилось в тексте?

Результаты эксперимента:

1.   В первом предложении исчезло значение длительности действия, постепенности; можно подумать, что действие произошло сразу.

2.  Второе предложение без наречия сумрачно потеряло смысл, то же произошло и в предложении с прямой речью в словах автора.

3.  В предложении с прямой речью без слова благодарно, мы меньше узнаем о характере бабушки.

Задание группе 2.

Текст: Женя заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нем чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа, возле кожаных краг, лежал старый ободранный револьвер. Тут  же  у стола, в облупленных и исцарапанных ножнах, стояла кривая турецкая сабля.

(А.Гайдар)

Результаты эксперимента:

1.  Наречия в данном тексте служат для связи предложений.

2.  Наречие здесь заменяет существительное в комнате, что позволяет избежать повтора слов

3.  Наречие тут(же) заменяет слово справа предыдущего предложения

Задание группе  3.

Текст: … Внезапно мой слух поражается странными звуками, и я невольно вздрагиваю. Это какие-то высокие, необыкновенно звучные стоны, издаваемые десятками голосов. Я никак не могу определить, откуда они несутся: справа, слева, спереди или сзади…

( М. Горький)

Результаты эксперимента:

1. Если из текста убрать наречия внезапно, невольно, необыкновенно, то исчезнет значение уточнения действия или признака ( внезапно поражается, невольно вздрагиваю, необыкновенно звучные - это наречия, они характеризуют как, каким образом совершается действие.

2  Наречия (справа, слева, спереди, сзади) уточняют  значение слова, к которому относятся, но не вносят уточнения в значение.

Вывод: Роль наречий в русском языке очень значительна:

1.   Они могут быть грамматической основой предложения

2.  Делают речь более точной и выразительной

3.  Чаще всего в тексте наречия характеризуют как, каким образом совершается действие или в какой степени проявляется тот или иной признак. Наречия, по выражению лингвистов, «живописуют действие».

4.  В художественной речи для яркого изображения действительности используется прием олицетворения. Большую роль в создании олицетворения играет словосочетание наречие+глагол (тихо прилег )

…Вижу  сад в голубых накрапах,                                                                                     Тихо август прилег ко плетню.                                                                          

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

                   ( С. Есенин)

IV.  Лингвистическая разминка.

Учитель: русский язык очень богат фразеологизмами. По словам М.Шолохова, в чеканных народных изречениях и афоризмах из бездны времен дошли до нас «радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

Фразеологизмы и наречия могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.

Задание: подобрать наречия-синонимы к фразеологизмам (устно).

Трудиться не покладая рук - очень долго

Работать спустя рукава - лениво

Учиться с грехом пополам - плохо

Схватывать на лету - сразу

Надоесть хуже горькой редьки - сильно

Как из рога изобилия -до отвала

Расти как на дрожжах - быстро

Уснул как убитый - крепко

Одна нога здесь, другая там ~ быстро, немедленно

Выполнить работу без сучка, без задоринки - отлично, идеально

V.  Итог урока.

Учитель: Чей монолог о роли наречий в речи мы услышим? (Если нет желающих, действует закон очередности)

VI.  Домашнее задание.

Выписать 10 фразеологизмов и к ним наречия-синонимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...