Учимся создавать текст-описание (младшие школьники)
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Важной работой по развитию речи младших школьников является обучение работе с различными текстами. Работа эта начинается еще в детском саду и продолжается в начальной школе. Тексты-описания могут быть различных жанров. В чем разница, а в чем их сходство. Какие общие линии. Об этом рассказывается в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdaem_tekst-opisanie.docx14.26 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по созданию текста-описания требует от ребенка больших умений и навыков (умение сравнивать, делать выводы и сопоставлять, обобщать и т.д.).
Описание – это изображение предмета, какого-либо явления, его признаков.

Подготовительный этап:

Начинается задолго до знакомства с понятием «имя прилагательное».  И так как в основе описания лежит перечисление признаков или качеств чего-либо, то и работа ведется по обучению эти качества выделять. Примером работы на данном этапе может послужить обучение описанию предмета по иллюстрации.
Детям показывают картинки. Просят выделить один – два существенных признаков. К каждой карточке придумывают слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое?
Можно составлять описание по предложенной схеме. Про фрукты или овощи предлагается последовательно ответить на следующие вопросы:

  1. Какое это по форме;
  2. Какое это по цвету;
  3. Какое это по плотности;
  4. Какое это по размеру;
  5. Какое это по вкусу.

Например, про яблоко дети могут рассказать. Это круглое, желтое/красное/зеленое, твердое, маленькое и сладкое.
Отличным видом работы является отгадывание или придумывание загадок. На первых порах стоит использовать признаки в прямом значении. Яблоко, к примеру, можно описать по приведенной выше схеме. Или:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

                  ( Яблоко)

Далее присоединяются открытые или закрытые сравнения.  

Второй этап:

Начинается после знакомства с понятием «имя прилагательное».  

Прочитайте детям один и тот же текст-описание, только во второй раз исключите все прилагательные. Проанализируйте, в каком случае текст более точный, яркий, красочный. Возможно, что без прилагательных вообще будет трудно понять, о чем идет речь. Так дети наглядно поймут роль прилагательных в нашей речи.

Полезны упражнения на сравнение двух предметов. Например, предлагается вписать подходящие по смыслу слова:

Мел ….., а уголь……

Тыква ……, а яблоко…….

Также полезно находить признаки одушевленных и неодушевленных предметов (по 2-3 признака).
Полезно проводить устные описания иллюстраций по предложенным заранее схемам.

Пример плана:

  1. Представление объекта описания.
  2. Признаки объекта описания.
  3. Заключения, выводы.

Тексты-описания могут быть следующих жанров: разговорный, деловой, научный, публицистический и художественный.

Чаще в описании нет сюжета или действующих лиц. В таких текстах очень много имен прилагательных. Временной план текста-описания может быть любым. Чаще художественное описание представлено прошедшим временем, а научное – настоящим. Но нельзя смешивать прошедшее или настоящее время с будущим!

Бывает очень трудно отличить текст-описание от текста-повествования. Научите детей такой хитрости. Если после прочтения можно изобразить наш текст в одном рисунке, то это описание.  Также к такому тексту можно задать вопрос: «Какой предмет?». Если же необходимо два или более рисунков, тогда перед нами текст-повествование. Это поможет сделать правильный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс

В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это п...

Пояснительная записка к обучающему и развивающему курсу для младших школьников "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей

Пояснительная записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...

Формирование умения создавать сравнительный текст-описание.

Учебно – методическое пособие по развитию речи....

Формирование умения создавать сравнительный текст-описание (серия уроков)

Учебно – методическое пособие по развитию речи. (Серия уроков)....

Программа по проектной деятельности для младших школьников «Учусь создавать проект»

Программа  по проектной  деятельности для младших школьников  «Учусь создавать проект»...

Статья «Учимся разрешать конфликты у младших школьников». Теория и практика.

Начальная школа, являясь социальным институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные к...

Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Урок "Учимся составлять текст-описание". "Школа России".

В помощь учителю начальных классов. Конспект урока  по русскому языку в 1 классе. Тема "Учимся составлять текст-описание". Программа "Школа России"....