Главные вкладки

    Учимся создавать текст-описание (младшие школьники)
    статья по русскому языку (1 класс) по теме

    Важной работой по развитию речи младших школьников является обучение работе с различными текстами. Работа эта начинается еще в детском саду и продолжается в начальной школе. Тексты-описания могут быть различных жанров. В чем разница, а в чем их сходство. Какие общие линии. Об этом рассказывается в статье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sozdaem_tekst-opisanie.docx14.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа по созданию текста-описания требует от ребенка больших умений и навыков (умение сравнивать, делать выводы и сопоставлять, обобщать и т.д.).
    Описание – это изображение предмета, какого-либо явления, его признаков.

    Подготовительный этап:

    Начинается задолго до знакомства с понятием «имя прилагательное».  И так как в основе описания лежит перечисление признаков или качеств чего-либо, то и работа ведется по обучению эти качества выделять. Примером работы на данном этапе может послужить обучение описанию предмета по иллюстрации.
    Детям показывают картинки. Просят выделить один – два существенных признаков. К каждой карточке придумывают слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое?
    Можно составлять описание по предложенной схеме. Про фрукты или овощи предлагается последовательно ответить на следующие вопросы:

    1. Какое это по форме;
    2. Какое это по цвету;
    3. Какое это по плотности;
    4. Какое это по размеру;
    5. Какое это по вкусу.

    Например, про яблоко дети могут рассказать. Это круглое, желтое/красное/зеленое, твердое, маленькое и сладкое.
    Отличным видом работы является отгадывание или придумывание загадок. На первых порах стоит использовать признаки в прямом значении. Яблоко, к примеру, можно описать по приведенной выше схеме. Или:

    Круглое, румяное,

    Я расту на ветке.

    Любят меня взрослые

    И маленькие детки.

                      ( Яблоко)

    Далее присоединяются открытые или закрытые сравнения.  

    Второй этап:

    Начинается после знакомства с понятием «имя прилагательное».  

    Прочитайте детям один и тот же текст-описание, только во второй раз исключите все прилагательные. Проанализируйте, в каком случае текст более точный, яркий, красочный. Возможно, что без прилагательных вообще будет трудно понять, о чем идет речь. Так дети наглядно поймут роль прилагательных в нашей речи.

    Полезны упражнения на сравнение двух предметов. Например, предлагается вписать подходящие по смыслу слова:

    Мел ….., а уголь……

    Тыква ……, а яблоко…….

    Также полезно находить признаки одушевленных и неодушевленных предметов (по 2-3 признака).
    Полезно проводить устные описания иллюстраций по предложенным заранее схемам.

    Пример плана:

    1. Представление объекта описания.
    2. Признаки объекта описания.
    3. Заключения, выводы.

    Тексты-описания могут быть следующих жанров: разговорный, деловой, научный, публицистический и художественный.

    Чаще в описании нет сюжета или действующих лиц. В таких текстах очень много имен прилагательных. Временной план текста-описания может быть любым. Чаще художественное описание представлено прошедшим временем, а научное – настоящим. Но нельзя смешивать прошедшее или настоящее время с будущим!

    Бывает очень трудно отличить текст-описание от текста-повествования. Научите детей такой хитрости. Если после прочтения можно изобразить наш текст в одном рисунке, то это описание.  Также к такому тексту можно задать вопрос: «Какой предмет?». Если же необходимо два или более рисунков, тогда перед нами текст-повествование. Это поможет сделать правильный выбор.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс

    В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это п...

    Пояснительная записка к обучающему и развивающему курсу для младших школьников "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей

    Пояснительная записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...

    Формирование умения создавать сравнительный текст-описание.

    Учебно – методическое пособие по развитию речи....

    Формирование умения создавать сравнительный текст-описание (серия уроков)

    Учебно – методическое пособие по развитию речи. (Серия уроков)....

    Программа по проектной деятельности для младших школьников «Учусь создавать проект»

    Программа  по проектной  деятельности для младших школьников  «Учусь создавать проект»...

    Русский язык 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного»

    Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие  коммуникативных навыков.  Планируемые результаты:Предметные: зна...