Формирование умения создавать сравнительный текст-описание (серия уроков)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Немилова Татьяна Анатольевна

Учебно – методическое пособие по развитию речи. (Серия уроков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.docx164.72 КБ
Файл priznaki_teksta.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Учебно – методическое пособие по развитию речи. (Серия уроков).

Тема: «Формирование умения создавать сравнительный текст-описание».

Основной задачей работы над сочинением является формирование умения создавать свой собственный текст. Работая над сравнительным сочинением-описанием, учащиеся овладевают рядом умений:

  1. наблюдать;
  2. выявлять признаки сравниваемых предметов;
  3. выявлять из признаков существенные;
  4. отмечать важное из признаков обобщенно (синтез);
  5. строить сравнительный текст-описание и точно оформлять и распологать в строгой последовательности свои мысли.

I этап. Формирование необходимой базы знаний о тексте

Урок №1

Тема: «Понятие текста, как двух или нескольких предложений, связанных по смыслу».

Цель: -дать знания о тексте, о признаках текста;

            -научить различать текст от отдельных предложений.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде памятки.(слайд№1)

Признаки текста.

1. Состоит из нескольких предложений.

2. Предложения расположены в определенной последовательности.

3. Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью различных средств (местоимений, повтор слов, слов-синонимов).

4. Предложения объединены темой ( о чем говорится в тексте).

5. Предложения связаны главной мыслью (с какой целью написан текст).

6. В тексте передается законченная мысль.

7. Текст может иметь название (заголовок) или его можно озаглавить.

Виды заданий и упражнений, которые могут использоваться для раскрытия понятия «текст».

1) Прочитай. Какую из этих записей можно назвать текстом?

Объясни свой ответ.

На прогулке пудель так и искрится от радости. Кошки любят сметану. Ребята решили построить скворечник. Строители возводят дом.

Пудель – красивый, жизнерадостный пес. У него волнистая шерсть. Он очень понятлив и послушен. Пудель ласков и очень предан хозяину.

2) Зима, снег, деревья.

а). Составьте из слов предложения.

б). Составьте из этих слов текст.

в) В чем разница между составлением предложений и составлением из слов текста?

3). Рассмотрите рисунок.(слайд№2)

1в – составляет по рисунку предложения.

2в – составляет по рисунку текст.

В чем разница при составлении?

Урок №2.

Тема: «Тема текста, основная мысль, заглавие».

Цели: - дать понятие о теме текста, основной мысли, заглавии;

            -формировать умение выделять тему текста, основную мысль;

            - научить отличать тему текста от основной мысли;

            - формировать умение озаглавливать текст;

              -формировать умение сопоставлять тему текста с заголовком, основную мысль с заголовком.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде таблицы.(слайд№3)

Понятие

Вопрос

Смысл понятия

Тема текста

О чем (о ком)говорится в тексте

В каждом тексте есть тема – то основное, о чем рассказывают все предложения вместе. У разных текстов может быть одна тема. Тема может быть широкая и узкая. Заголовок часто называет тему.

Основная мысль текста

Для чего? .С какой целью автор написал текст?

Это главное, что хотел сказать, объяснить автор, в чем хотел он убедить читателя. Может быть выражена в заголовке, прямо сформулирована в тексте или заключена в содержании текста

В тексте должно быть все подчинено теме и основной мысли.

Виды заданий и упражнений, направленные на раскрытие понятий тема текста, основная мысль, заголовок.

1). Прочитай стихотворения. В каком из них одинаковая тема? Назови ее. У какого стихотворения иная тема? Вырази ее в заголовке.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воронов знакомых

                        М. Шаковский.

Вот у темной печи кот

Песенку свою поет:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко

Мур, мур, мур…

                          И. Полянская.

Ветер, ветер ты могуч

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду воешь на просторе…

                           А.С. Пушкин.

2). Прочитай стихотворение В.Орлова, определи его тему. К этому тексту предлагается несколько заголовков. Как ты думаешь, какой из этих заголовков придумал сам поэт? Объясни свой выбор.

У ежей подрос

Ежонок-

Замечательный

Ребенок.

Но боятся мама

С папой

Малыша погладить

Лапой

Ежонок

Дружная семья

Колючий ребенок

3). Прочитай текст. Обрати внимание на заголовок. Определи тему текста. Найди в нем два лишних предложения, которые не соответствуют теме и заголовку. Прочитай текст без этих предложений.

Красавец павлин.

Павлин – красивая птица. Он ставит хвост кругом, и на хвосте – синие кружочки с золотым и зеленым. А сам павлин блестит. На голове у него торчком стоят перышки, как иголочки с шишечками. В зоопарке можно увидеть много диковинных зверей и птиц. С особым интересом посетители всегда рассматривают хищников.

4). Прочитай два текста и определи их тему. Как ты думаешь, о чем хотел сказать нам автор в каждом тексте? Найди в тексте предложения, в которых сформулирована основная мысль.

Большие, как дома.

Мы подошли к слонам. Слон такой большой, что я думал, что такого не может быть и что он не живой, а сделанный. Потому что на такого по лестнице надо лезть, чтобы ему на спину залезть. Ноги у слона очень толстые, прямо как столбы. Он такой ногой может кого угодно стоптать. Вот такие слоны большие.

Умные животные.

Слоны умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду носят. Они даже гулять с детьми вместо нянек ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.

По Б. Житкову.

5). В одном классе ребята выпустили газету, в которой рассказали о разных событиях своей жизни. К каждой заметке ребята подобрали такие загловки, которые не только сообщали о теме, но и выражали основную мысль сообщения.

Выбери из каждой пары заголовков, те которые были напечатаны в газете.

Прогулка в лес._____________________Чудесная прогулка в лес.

Неудачная рыбалка__________________На рыблаке.

Веселые старты_____________________Школьные соревнования.

Телепередача «В мире животных»_____Моя любимая телепередача.

  1. В одном из учебников по чтению для третьего класса помещены произведения с таким и названиями: «Снегирь», «Ребята и утята», «Заячьи лапы», «Праздник леса», «Черемуха». На какую тему эти произведения? Это широкая или узкая тема? Почему?

В учебнике по русскому языку в оглавлении темы написаны так: «Состав слова», «Корень», «Окончание», «Приставки и суффиксы». Какая из этих тем широкая? Почему?

7). Игра «Найди узкую тему». Дана широкая тема, надо записать как можно больше узких тем, за определенное количество времени.

Зимние каникулы

Наша школа

Родная природа

Урок №3.

Тема: «Структура текста».

Цели: - дать понятие о структуре текста;

            - научить определять и различать части текста;

            - формировать умение озаглавливать части  текста.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде схемы и таблицы.(слайд№4)

Части

Характеристика частей

1. Вступление (начало)

Подготовка к тому, о чем пойдет дальше речь

2. Основная часть (средняя часть)

Рассказ о главном (описание главного, доказательство главного)

3.Заключение

вывод, итог, свое отношение к рассказанному

Виды заданий и упражнений.

1. Определи, где начало текста, основная часть и заключение. Собери текст в правильной последовательности.

Подснежник.

Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет, рне рано; пора, пора – запели птички. Вот так и наступила весна. Разбудило солнышко лес.

2). В густой траве спрятался боровичок. Шляпка у него темно-коричневая. Ножка толстенькая, светлая. Весь он важный.

Найди вступительную часть; основную часть. О чем пойдет речь в заключении. Запишите все три части. Каждую часть с красной строки.

3). Найди вступление. Запиши с красной строки. Найди основную часть – запиши ее также с красной строки. Прочитай заключение. Запиши его с красной строки.

Как я первый раз катался на лодке.

Летом я был на даче. Недалеко от нашего дома протекала речка. На берегу лежали лодки.Я попросил своего дедушку перевезти меня на другой берег. Сели мы в лодку. Взяли в руки по веслу и поплыли. Скоро я устал с непривычки, и дедушка греб один. Когда мы возвращались обратно, дедушка опять дал мне немного погрести. После этой прогулки мы часто катались на лодке, и я уже научился хорошо грести.

4). Дано вступление: «Вчера у нас вот что произошло!». Дано заключение: «Вот какая смешная история!». Запишите основную часть, в которой расскажите о том, что же вчера смешного у вас произошло.

5). Прочитай текст. Озаглавь его. Какое вступление в скобках больше всего подходит к этому тексту? Почему?

( Мой любимый праздник – Новый год.  Каждый вечер я выхожу в сад.)

… Он весь в снегу. Когда в доме загораются огоньки, снег блестит, как будто наш сад посыпали серебром. На дорожках большие и маленькие следы. Это люди ходили. Деревья все в инее, а кустики у забора засыпало снегом. Свет туда не доходит. И кажется, что там в темноте, кто-то прячется. Но мне совсем не страшно. Мне очень нравится гулять в саду.

Урок №4.

Тема: «Связь между частями текста и между предложениями.»

Цели: -формировать умение устанавливать связь между частями текста и между предложениями;

           - дать понятия о разных видах связи между предложениями.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде схемы. (слайд№5)

         Предложения в тексте могут быть связаны между собой:

1). По цепочке:

Например: Жила на свете коза. Хозяйка у нее была злая и жадная. Давала ей за целый день клок сена. А когда доила, еще колотила беднягу кулаками.

Трудная была у козы жизнь.

2). По смыслу с первым, дополняя и раскрывая его:

Например: За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко.

Виды заданий и упражнений.

1). У медведицы в цирке родилось три медвежонка. Малыши хорошо растут. Дрессировщик уделяет много внимания воспитанию и обучению шалунов.

- О ком идет речь?

- Какими словами заменены слова «три медвежонка».

- Подчеркни слова, которые связывают предложения.

2). Прочитай текст. Озаглавь его. Какое слово повторяется слишком часто? Замени его другими словами. Запиши измененный текст.

Осень. Высоко в небе летят журавли. Печально курлычат журавли прощаясь с родиной. Журавли будут зимовать в теплой Африке. Весной журавли вернутся на родину.

3). Прочитай текст.

В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали кники. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.

Н. Носов.

Как предложения связаны друг с другом?

Найди слова – повторы и местоимения, которые скрепляют предложения текста.

4).

Опасная встреча.

Однажды Сережа пошел в лес. С ним побежала Чапа.

…в траве послышался шорох. Это ползла гадюка. Гадюка – ядовитая змея. Чапа кинулся на гадюку и разорвала ее.

-Вставьте в текст слово, которое бы связало вступление с основной частью.

5). Редактирование текста.

Какие слова в тексте повторяются слишком часто? Замени их. В этом помогут слова в рамке.

Жадная лиса.

 – Здравствуй, лиса? Что ты кушаешь? - спрашивает волк.

-Рыбку,- отвечает лиса.

-Дай мне, лиса, хоть одну попробовать, - просит волк.

А лиса учит: «Ты волк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, так сам и наловишь».

       

        Урок № 5.

Тема: « Типы текста».

Цели: - дать понятие о разных типах текста (описание, повествование, рассуждение);

             -формировать умение различать типы текстов;

             - формировать умение составлять тексты разных типов.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде таблицы.(спайд№6)

Типы текста

описание

повествование

рассуждение

На какой вопрос отвечает текст?

О чем говорится в тексте

Из каких частей состоит текст

Каков предмет?

Каково лицо?

О признаках предмета (лица): цвет, форма, вкус, запах и т.д.

1). Вступление (общий вид)

2). Основная часть (описание отдельных признаков)

3). Заключение (итог наблюдений)

Что делает предмет (лицо)?

О действиях, событиях.

1). Вступление (начало развязки действия, завязка).

2). Основная часть (развитие сюжетное и кульминационное – самый важный момент в развитии сюжета.

3). Заключение (конец действия, развязка)

Почему предмет (лицо) такой? Почему поступает так, а не иначе?

О причине, признаках действия.

1) Вступление, тезис-мысль, которую надо доказать.

2) Основная часть (доказательство).

3) Заключение (вывод).

Виды заданий и упражнений.

1). Прочитай начало разных текстов. Догадайся, каким началом можно начать:

а) текст-описание;

б) текст-повествование;

в) текст-рассуждение.

1. У меня есть котенок Черныш. Однажды он потерялся. Целый час мы искали его во всей квартире. Знаете, где он спрятался?

2. У меня есть котенок Черныш. Я за ним постоянно ухаживаю. Мама сказала мне, что каждый человек в ответе за того, кого он приучил. Я согласна с мамой. И вот почему…

2). Прочитай текст. Определи, к какому типу он относится.

Осень.

После продолжительных дождей погода заметно разгулялась. Осень предстала во всей своей нежной, притихшей прелести. Воздух сделался еще прозрачнее, чище. Трава пожелтела. Пронзительно запахло спелым листом.

По А. Стрижеву.

3). Прочитай текст. Из какой он книги?

В Простоквашино.

Все в доме было. И печка, и кровати, и зановесочки на окнах! И радио и телевизор в углу. Правда, старенький. И котелки разные на кухне были, чугунные. И в огороде около дома все посажено. А в сарае удочка нашлась. Дядя Федор взял удочку и пошел рыбу ловить. А кот Матроскин с Шариком печку истопили и воды принесли. Потом они поели, радио послушали и спать легли. Очень им в этом доме нравилось.

- Найди и спиши ту часть текста, в которой содержится описание дома в Простоквашино.

4). Прочитай начало текста « Купили мне новый портфель».

Составьте 3 текста с одинаковым началом.

-рассуждение;

-повествование;

- описание.

5). Прочитай текст, в нем объединены два типа текста. Выдели их и прочитай. В этом тебе поможет схема.(слайд№7)

Петушок с семьей.

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры.

Лапой Петя кучу разгреб, курочек с цыплятами позвал: «Собирайтесь, я вам зернышко припас!». Курочки с цыплятами собрались, раскудахтались: зернышко не поделили – передрались.

Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил!

6). Составь схему к тексту.

Ласточка.

Деревенскую ласточку называют еще касаткой. Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные черные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь и брюшко совсем беленькие, будто она в белый фартучек нарядилась.

Г. Скребицкий.

7) Составь рассказ по иллюстрации и схеме текста:

а) Начни свой рассказ так:

«У меня есть друг – пес Бобик».

(слайд№7).

б) Начни свой рассказ так. « Каждый вечер мы помогаем маме»  

( слайд№8).

Урок № 6.

Тема: «Стили речи».

Цели: - дать понятие о разных стилях речи (разговорный, художественный, научный (деловой);

            - формировать умение различать тексты разных стилей;

            - научить преобразовывать текст одного стиля в текст другого стиля;

- формировать умение самостоятельно составлять тексты разных стилей.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде схем. (слайд№9)

1.

2.

Виды заданий и упражнений.

1). Сравни 3 текста. Какие они по стилю?

1. «Приветик! Ну как тебе? Ничего себе погодка! Жуть! Я вымок до нитки, как будто в речку свалился. Сам, конечно, виноват. Видел, как тучу несет, думал проскочу, успею. И влип. Чуть-чуть до дома не добежал, тут и хлынуло. Ладно, в следующий раз умнее будут».

2. «Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Ее кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом.»

3. «Дождь – это жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков при температуре воздуха около земли не ниже нуля градусов. Диаметр капель от 6-7 до 0,6мм. При меньшем размере осадки называются моросью»

2). Какого стиля тексты вы  будете создавать, исходя из данной ситуации:

а) вечером вы рассказываете бабушке о том, как прошел день;

б) на уроке нужно пересказать текст параграфа по природоведению.

3). Прочитай текст. К какому стилю он относится? Найди в тексте часть, которая не соответствует его стилю. Прочитай и запиши текст без нее.

«Дуб, что одиноко высился на самом краю леса, не сбросил своей листвы. Она лишь побурела, закучерявилась, опаленная дыханием осени. Дуб стоял, как былинный ратник, суровый и могучий. В него когда-то ударила молния, осушила вершину, и теперь над его тяжелой, выкованной из бронзы кроной торчал обломанный сук, словно грозное оружие, поднятое для новой схватки. Дуб что надо! Только ночью на него смотреть страшновато, как будто замахнулся и сейчас снесет тебе башку.»

4). Прочитай текст-описание душистой фиалки и определи его стиль.

Постарайся «превратить» это описание душистой фиалки в художественное.

Душистая фиалка.

Пахучие сине-фиолетовые, иногда белые цветки душистой фиалки встречаются в лесах и парках в апреле-мае.

Цветки имеют пять лепестков: два направлены вверх, два вбок, один вниз. В сырую погоду стебель сгибается, и цветок оказывается под листком. Листья фиалки округлой формы, молодые листья свернуты.

5). Узнайте  по особенностям стиля, какой стиль имеется в виду.

а) Обращение к знакомому человеку. Дружеский тон, яркое проявление чувства (удивления, восхищения, желания), употребление словечек, которые не встретишь в научных книгах.

б) Обращение к большим группам людей. Подробное описание действий, которые нужно выполнить. Точное название всех действий предметов. Чувства не передаются.

в) Эмоциональное обращение ко многим людям, такое, чтобы они могли представить себе то, о чем говорит обращающийся; понять какие чувства он испытывает.

6). На уроке математики было дано задание «Составьте задачу по рисунку»:

Каким стилем воспользоваться, составляя текст задачи?

7). Составь по иллюстрации разные по стилю тексты:

а) в разговорном стиле;

б) в научном стиле;

в) в художественном стиле.

( слайд№10).

Урок № 7.

Тема: «Деление текста на части, их озаглавливание». (Составление плана текста).

Цели: - дать понятие о плане текста;

            - формировать умение составлять план к тексту и озаглавливать его части;

           -   формировать умение составлять текст по плану;

            - формировать умение восстанавливать деформированный текст по плану.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде памятки.

План – это «скелет» (стержень) текста. Он рассказывает о главном и помогает найти нужное место в тексте.(слайд№11)

Виды заданий и упражнений.

1.

Верные друзья.

Коля болел. Он лежал дома и скучал. Вдруг он увидел шар в окошке. А на шарике рожица нарисована. Прыгает шарик, смешит Колю.

- Спасибо вам, друзья!

На сколько частей можно разделить текст. Почему?

Прочитайте первую часть, озаглавьте; запишите название. Прочитайте вторую часть, озаглавьте; запишите название. Прочитайте третью часть, озаглавьте; запишите название.

2. Восстановление деформированного текста с опорой на план.

Прочитай план к рассказу «Ежик».

План.

1. Оля принесла ежа.

2. Ежик жил в школе.

3. Ежа выпустили на волю.

Составьте по этому плану из разрозненных предложений текст. Запишите полученный рассказ в соответствии с планом. Каждую часть начинаете писать с красной строки.

Однажды Оля Иванова принесла в школу ежа.

Весной еж заскучал.

Девочка положила ежа на пол посреди класса.

Ребята выпустили его на волю.

Ежик лежал неподвижно.

Он скоро привык к ребятам и остался жить в школе.

Дежурные кормили его молоком, хлебом, зеленью.

Ежик прожил у ребят всю зиму.

         3. Обведи верное высказывание. (слайд№11)

        План нужен для того, чтобы:

а) определить тему текста;

б) определить основную мысль;

в) определить последовательность изложения;

г) понимать стиль речи.

4. Прочитай рассказ. Озаглавь его. Определи самое главное в каждой части рассказа. Озаглавь его, запиши план.

Мы купили в зоологическом магазине маленького цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.

А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над Цыпом.

Цып писквнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зеты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидет крупинку. Он разбежался, прыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.

Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Растерянно оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.

По Б. Емельянову.

 II  этап. Знакомство с особенностями сравнительного текста-описания .  

Урок № 8.

Тема: «Композиционные особенности».

Цели:  - дать понятие о видах сравнительного текста-описания;

             -формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать;

              -формировать умение отличать текст-описание от сравнительного текста-опсания;

              -формировать умение самостоятельно соствлять сравнительный теекст-описание.

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде схем.(слайд№12)

Виды заданий и упражнений.

1. а) Сравните два предмета – яблоко и апельсин.(слайд№13)

-найди одинаковое,

- найди разное.

Запишите в первый столбик одинаковые признаки, во второй столбик – разные признаки.

По каким признакам ты сравнивал, перечисли.

б) Рассмотри рисунки осы и пчелы.(слайд№14)

Объясни, почему их можно перепутать.

- Какие их признаки надо знать, чтобы не перепутать?

2. Из двух текстов-описания найди сравнительное описание.

Кошки.

Голова у кошек круглая.На голове торчат небольшие чуткие уши. Глаза расширяются в темноте, что помогает кошкам лучше видеть. Тело у кошек мягкое, гибкое. Ноги короткие, но сильные. .Кошки высоко прыгают и лазают по деревьям.

Кошки.

Рысь – родственница нашей домашней кошки, хотя и мало на нее похожа. И все-таки рысь – кошка. Она тоже ловко лазает по деревьям, видит в темноте. Как и у домашней кошки у нее прекрасно развит слух и слабое обоняние.

3. Составь план к сравнительному тексту-описанию. В этом тебе поможет схема.

1) Основная мысль.

2) Описание первого объекта.

3) Описание второго объекта.

4) Вывод.

                                                       Опята.

Осенью на пнях растут настоящие и ложные опята. Ложный опенок – несъедобный гриб, его нужно уметь отличать он настоящего опенка.

Шляпка настоящего опенка желтовто-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая.

Ложный опенок похож на настоящий, но обратная сторона шляпки у него желтовато-зеленого цвета.

Загляни под шляпку, и сразу увидишь, какой гриб перед тобой.

  1. Рассмотрите изображения стрижа и ласточки .(слайд№15)

Iв - составьте сравнительный текст-описания этих птиц по 1 схеме.(слайд№16)

IIв - составьте сравнительный текст-описания этих птиц по 2 схеме.

5). Перед вами два текста-описания.

Полевой скакун.

Полевой скакун – маленький жук зеленоватого цвета. У него три пары ног и четыре крыла: два тоненьких, прозрачных и два жестких. Присмотритесь к его телу. Оно состоит их трех частей: головка, грудка и брюшко.

Жук-олень.

Жук-олень – большой, он окрашен в коричневый цвет. Тело его состоит из трех частей: головы, грудки и брюшка. На голове у него есть рога, напоминающие оленьи. У жука два жестких и два тоненьких прозрачных крыла, служащих для полета. У жука-оленя три пары ног.

- Какие общие признаки вы заметили у этих насекомых?

- Скажите, какой первый признак назван у полевого скакуна?

- А что сказано во втором описании об .этом же признаке у жука-оленя?

- Этим признаком они похожи или отличаются?

- Какой следующий признак назван у полевого скакуна?

- А что сказано во втором описании об окраске жука-оленя?

- По этому признаку жуки похожи или отличаются?

- Назови следующий признак полевого скакуна. Есть ли этот признак в описании жука-оленя?

- По этому признаку похожи или отличаются жуки?

Попробуйте составить их этих двух описаний одно сравнительное описание.

Запишите его.

6). Прочитайте сравнительный текст-описание.

У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка, черная бархатистая шапочка.

Самка снегиря окрашена так же, только грудка у нее не красная, а серого цвета.

- Из каких частей состоит описание?

- Каких частей не хватает в этом сравнительном тексте-описании?

Сформулируйте задачу и вывод.

Запишите получившийся текст.

Урок №9.

Тема: «Стилистические особенности».

Цели: - продолжить формирование понятия о стилях текста;

               -формировать умение составлять сравнительные тексты-описания в разных стилях.

Виды заданий и упражнений.

1). Выбери из сравнительных текстов-описания.

а) текст, написанный в научном стиле;

б) текст, написанный в художественном стиле.

1.

Дятел и поползень.

В наших лесах летом очень много разных птиц, и только очень внимательный человек может найти общее у них.

Дятла знают все, прислушайтесь идя по лелсу, и вы услышите – тук-тук. Это дятел добывает из коры дерева насекомых, портящих лес, недаром его называют лесным санитаром.

А вот поползня не многие знают. Очень интересная птичка. Увидите на стволе птицу, чуть побольше воробья с голубовато-серой спинкой, белой грудкой и рыжей грузкой – вот он поползень.

А главная его примета: эта птица ползает по дереву вниз головой. Кору он долбит редко, но все щели проверит в коре, добывая насекомых.

Видите какие разные птицы?

2.

Дятел и поползень.

Поползень дятлу совсем не родня, а общего между этими птицами много.

У обоих цепкие лапки и длинноклювы. Они приспособились к передвижению по стволам, по коре.

Схожая жизнь не дереве привела к тому, что у поползня так же, как у дятла, образовались похожие приспособления.

2). Прочитайте сравнительный текст-описание.

Определите стиль

Гагара и гага.

Названием гагара похожа на гагу. Но птицы они очень разные.

Гагары крупнее, чем гаги. Они зимой улетают в теплые края, а гаги остаются зимовать. Гаги выводят четыре-восемь птенцов, а гагары всего двух.

Измени стиль текста и запиши его.

3). Прочитайте сравнительный текст-описание.

                                                 Жирафы.

Все жирафы разные. Только шеи у них одинаковые. Очень длинные, длинные, длинные шеи. У всех жирафов длина шеи равна трем метрам, количество шейных позвонков равно семи.

Длинные шеи мешают жирафам спать. Чтобы уснуть, жирафы поступают по разному. Один жираф сматывал шею вокруг туловища, а голову клал на спину. Другой жираф укладывал на голову тяжелый камень, а шея становилась короткой и толстой.

- Какое предложение лишнее?

Прочитай текст без этого предложения. К какому стилю его можно отнести.

Докажи.

         Урок № 10.

Тема: «Средства связи в сравнительном тексте-описании»

Цели: - дать представления о разных видах связи в сравнительном тексте-описании

    - формировать умение использовать разные виды связи в составлении сравнительных текстов-описания. 

Теоретический минимум. Графическая наглядность в виде памяток. (слайд№17)

.

Виды заданий и упражнений.

1). Прочитайте.

Ехидна и утконос.

Внешне ехидна не похожа на утконоса, но все-таки они близкие родственники.

У них много общего в строении.

Ехидна, как и утконос, откладывает яйца, а не рожает живых детенышей. Температура тела у обоих изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Утконос и ехидна питаются насекомыми.

- Из скольких частей состоит текст?

Прочитайте первую часть. О чем в ней говорится? Какова роль этой части текста? Сформулируй основную мысль.

Прочитайте вторую часть. Какие слова и выражения помогают нам понять, что речь идет о двух животных и общем у них признаке, т.е. о признаке, который есть у обоих животных? Подчеркни их. Помогают ли эти слова и выражения связывать между собой предложения и части текста? Докажи.

Из какой памятки эти слова? Какие еще слова могут встречаться в сравнительном описании при установлении общих признаков?

2). Включите в текст необходимые по смыслу слова и выражения.(слайд№18)

Стрекоза и муравей внешне совсем…, но все-таки у них есть… .

Они имеют… строение тела. У стрекозы и у муравья…, как… насекомых, тело состоит из трех частей – из головы, грудки и брюшка. У… по три пары ног.

Стрекоза и муравей имеют… для всех насекомых.

Они насекомые.

- Какой памяткой будем пользоваться?

- Почему? Связывают ли эти слова и выражения между собой предложения?

Докажи.

III  этап. Самостоятельное составление сравнительного текста-описания в художественном стиле

Урок № 11.

Тема: «Планирование и раскрытие своего высказывания».

Цели: -формировать умения собирать материал для будущего самостоятельного высказывания;

                   -формировать умение отбирать содержание для будущего самостоятельного высказывания;

                    -учить подбирать синонимы, антонимы, сравнения при самостоятельном составлении сравнительного текста-описания.

Сбор материала.

1). Сравните маленького котенка и кошку.

В один столбик подберите и запишите прилагательные, которыми можно описать котенка, а в другой – кошку.

Подберите глаголы, которыми можно описать поведение котят, кошки.

(Запиши в два столбика).

Подбери существительные, которыми можно назвать котят, кошку.

(Запиши).

2). Рассмотрите иллюстрацию (петух и курица).

Напишите в первой столбик, чем они похожи, а во второй, чем они отличаются друг от друга.

Отбор содержания.

1). Прочитайте стихотворение В. Лифшица. Чем отличаются коты? Используй сравнительные слова: в отличие от…, по сравнению с …

Запиши отличия.

Сиамский кот.

Я шерстки не видывал

Тоньше и глаже,

Глаза же и мордочка

Словно бы в саже.

Он гордый,

Он на руки к вам не пойдет,

Тот серо-жемчужный

Таинственный кот.

Сибирский кот.

Кот сибирский,

Кот пушистый,

Нежен мех его душистый,

Сам он важен и спесив –

Видно, знает, что красив.

Выбор необходимых слов (подбор синонимов, антонимов, сравнений).

1). Прочитай, вставляя вместо точек подходящие слова, противоположные по смыслу выделенным словам.

Улитка передвигается медленно, а мышь…

Медведь неуклюжий, а обезьяна…

Тля приносит вред растениям, а божья коровка…

2). Прочитай. Выпиши две пары антонимов. Можно ли назвать это стихотворение сравнительным текстом-описанием.

Докажи.

Ручейку говорила река:

Ты узок, а я широка,

Ты мелок, а я глубока!

Об одном позабыла река-

Что она началась с ручейка.

                                В. Делько.

3). Дополни выражения своими сравнениями. Запиши их.

.Сладкий, как…

Холодный, как…

Красивый, как…

Твердый, как…

Белый, как…

Мягкий, как…

Голодный, как…

Колючий, как…

Составление плана собственного сочинения.

Опора на структуру сравнительного текста-описания.

(слайд№19)

1).

  1. Основная мысль.
  2. Описание одного объекта.
  3. Описание второго объекта.
  4. Вывод.

Или

2).

  1. Основная мысль.
  2. Одновременное сравнение двух объектов.
  3. Вывод.

Пункты плана должны помогать составлять текст.

«Это короткий текст, он должен раскрывать основную тему».

Формулировка темы (Заглавие).

В формулировке темы сравнительного текста-описания, указываются оба сравнениваемых объекта или их общее название.

Например: «Грызуны» или « Кролик и белка».

«Насекомые» или «Оса и жук».

«Бабочки» или «Капустница и лимонница».

Выявление основной мысли – ради чего?

Для сравнительных текстов-описаний очень важна основная мысль (задача), т.к. от нее зависит отбор признаков сходства или различия, или тех и других вместе.

- Написать сочинение по аналогии.

Дан текст.

Жаба и лягушка.

Жаба и лягушка очень похожи. Многие люди, редко встречающиеся с этими животными, даже путают их. Но если приглядеться, разницу увидеть легко.

Лягушка – дневной житель, а жаба – ночной. Поэтому у лягушки зрачок круглой формы, а у жабы – вытянутый сверху-вниз. У лягушки задние ноги длинные, сильные, мускулистые, передние же гораздо меньше. У жабы задние ноги не такие сильные и не такие длинные, но зато и передние не такие уж коротенькие.

Составь текст аналогичный данному про лося и оленя.(слайд№20)

Урок № 13.

Тема: «Написание сочинения»

Цели: - самостоятельное составление учащимся сравнительного текста-сочинения в художественном стиле.

1). Записать название сочинения;

2). Каждую часть записать с красной строки;

3). Прочитать и проверить написанное.

Графическая наглядность – памятка, которая используется для работы над сравнительным текстом-описанием в художественном стиле.(слайд№21)

Памятка.

1). Определи общий вид сравниваемых объектов.

2). Сформулируй основную мысль.

3). Придумай заголовок.

4). Определи признаки объектов, по которым будешь сравнивать (цвет, форма, вкус, величина, запах и т.д.)

5). Подумай над порядком сравниваемых признаков.

6). Составь план.

7). Выбери наиболее точные слова, языковые средства.

8). Какой можно сделать вывод?

Помни! Пишешь сравнительный текст-описания в художественном стиле.

         Урок №14.

Тема: «Редактирование текста».

Цели: - формировать умение анализировать свой текст сочинения;

            - учить искать и исправлять неточности, повторы в тексте;

              -формировать умения использовать речевые средства для более точной передачи сравнительного текста-описания.

1). Поиск и исправление неточностей в тексте.

Кролик и белка.

Кролик и белка отличаются друг от друга. У кролика, как и у белки, острые, длинные зубы. Своими острыми зубками они грызут пищу, поэтому их называют грузынами.

Как вы думаете, раскрывает вторая часть задачу сравнительного описания?

Исправьте текст и запишите его в исправленном виде.

2). Замена повторов в тексте.

Галка и ворона.

Зимой галки так же, как и вороны, живут в городах и в деревнях.

Различать галку и ворону нетрудно. Галка меньше вороны. Галка вся черная, только вокруг шеи серые перышки. У вороны все наоборот: туловище серое, черные глаза, только голова, шея, крылья да хвост.

(они, их, она).

3) Выбор точных глаголов, прилагательных, существительных для верной передачи списания.

У клена (широкие, большие) листья.

Береза отличается цветом своего (изящного, тонкого) ствола.

Дуб похож на лесного (богатыря, великана).

4). Формирование умения использовать речевые средства для более точной передачи сравнительного описания.

а) Соедини и запиши сравнения из слов правого и левого столбика.

запасливая

трудолюбивая

стройная

крепкая

легкая

горькая

тополь

белка

пчела

пух

сталь

полынь

б) Подбери для каждого сочетания одно слово, близкое по значению.

очень холодная вода

очень жаркое лето

очень худой человек

очень маленькая туфелька

очень густой лес

знойный

крохотный

дремучий

тощий

ледяной

5) Работа над предложениями, используемыми в тексте-описании.

а) Выбери из текста предложения, в которых автор сравнивает ужа и гадюку.

Уж и гадюка.

Иногда ужа принимают за гадюку, но их нетрудно отличить.

У ужа на голове есть желтые пятна, а у гадюки их нет. Спина ужа черная, а у гадюки она бурая с темной полосой. Уж не кусается, у него мелкие неядовитые зубы. Гадюка же может укусить своими ядовитыми зубами.

Если встретишь в лесу гадюку, берегись!

Подбери к схеме предложение из выбранных

б) Восстановить деформированный текст.

Боровики.

Внешне этот гриб во всем похож на боровик, но ужасно горек.

Ложный белый  называют еще желчным грибом. Ну теперь-то я знаю: у белого гриба губчатый слой с нижней стороны шляпки в молодости белый, белый, в старости – зеленоватый.

На изломе мягкость белого гриба остается белой, а у желчного розовеет.

Подчеркни предложения в которых идет сравнение.

в). Дополни предложения в  тексте.

«…Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие - …. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротенких штанишках на помочах, а малышки любили носить…, из пестренькой яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, и потому волосы у них были короткие, а у малышек волосы были …, чуть ли не до пояса.»

По Н. Носову.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование умения создавать сравнительный текст –описание. Серия уроков по развитию речи. (3-4 класс) Учитель начальных классов: Немилова Т.А. 1

Слайд 2

Признаки текста. 1. Состоит из нескольких предложений. 2. Предложения расположены в определенной последовательности. 3. Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью различных средств (местоимений, повтор слов, слов-синонимов). 4. Предложения объединены темой ( о ч 2 ем говорится в тексте). 5. Предложения связаны главной мыслью ( с какой целью написан текст). 6. В тексте передается законченная мысль. 7. Текст может иметь название (заголовок) или его можно озаглавить. 1

Слайд 3

1в .-составьте по картине предложения. 2в .- составьте по картине текст. 2

Слайд 4

Понятие Вопрос Смысл понятия Тема текста О чем (о ком)говорится в тексте? В каждом тексте есть тема – то основное, о чем рассказывают все предложения вместе. У разных текстов может быть одна тема. Тема может быть широкая и узкая. Заголовок часто называет тему. Основная мысль текста Для чего? .С какой целью автор написал текст? Это главное, что хотел сказать, объяснить автор, в чем хотел он убедить читателя. Может быть выражена в заголовке, прямо сформулирована в тексте или заключена в содержании текста 3

Слайд 5

3 смысловые части текста вступление основная часть заключение (вывод, итог) Части Характеристика частей 1. Вступление (начало) Подготовка к тому, о чем пойдет дальше речь 2. Основная часть (средняя часть) Рассказ о главном (описание главного, доказательство главного) 3. заключение В ывод , итог , свое отношение к рассказанному 4

Слайд 6

Предложения в тексте могут быть связаны между собой: 1) по цепочке: 2) п о смыслу с первым, дополняя и раскрывая его: 3 5 1 4 2 3 1 4 2 5

Слайд 7

Типы текста описание повествование рассуждение На какой вопрос отвечает текст ? О чем говорится в тексте Из каких частей состоит текст Каков предмет? Каково лицо? О признаках предмета (лица): цвет, форма, вкус, запах и т.д . 1 ). Вступление (общий вид) 2). Основная часть (описание отдельных признаков) 3). Заключение (итог наблюдений) Что делает предмет (лицо)? О действиях, событиях. 1 ). Вступление (начало развязки действия, завязка). 2). Основная часть (развитие сюжетное и кульминационное – самый важный момент в развитии сюжета. 3). Заключение (конец действия, развязка) Почему предмет (лицо) такой? Почему поступает так, а не иначе? О причине, признаках действия. 1 ) Вступление, тезис-мысль, которую надо доказать. 2). Основная часть (доказательство ). 3 ) Заключение (вывод). 6

Слайд 8

о + п Какой? Что произошло? 7

Слайд 9

п + р Что произошло? Почему? 8

Слайд 10

Стиль речи разговорный Х удожественный научный (деловой) Живой рассказ Точное сообщение « «Рисуем» словами 9

Слайд 11

Составьте по картинке разные по стилю тексты: а) в разговорном стиле; б) в научном стиле; в) в художественном стиле. 10

Слайд 12

План - это «скелет» (стержень) текста. Он рассказывает о главном и помогает найти нужное место в тексте. Найдите верное высказывание . План нужен для того, чтобы: а) определить тему текста; б) определить основную мысль; в) определить последовательность изложения; г) понимать стиль речи. 11

Слайд 13

Сравнительное описание 1 вид 2 вид 1. Основная мысль .Описание первого объекта .Описание второго объекта .Вывод .Основная мысль .Описание общих признаков у обоих объектов .Описание различных признаков у обоих объектов .Вывод 12

Слайд 14

Сравни два предмета яблоко и апельсин. 13

Слайд 15

Рассмотри рисунки осы и пчелы. Объясни, почему их можно перепутать. 14

Слайд 16

Рассмотрите изображения стрижа и ласточки . 15

Слайд 17

1 2 Задача Задача Стриж, ласточка Стриж Вывод Ласточка Вывод 1в -составьте сравнительный текст - описание этих птиц по 1 схеме. 2в -составьте сравнительный текст - описание этих птиц по 2 схеме. 16

Слайд 18

1. Сходные, похожие, одинаковые, общее. Такой же. у них, у обоих (обеих), как у…, так и у…. И … и …; так же, как и …, как и… . 2. Отличаются, различаются Не похож, не одинаков 3. Помни! Сравнивай предметы по одним и тем же признакам. 17

Слайд 19

18

Слайд 20

Опора на структуру сравнительного текста-описания . 1 1. Основная мысль. . 2. Описание одного объекта . 3. Описание второго объекта. 4 . Вывод. 2 1. Основная мысль. 2. Одновременное сравнение двух объектов. 3. Вывод. 19

Слайд 21

Составь сравнительный текст - описание про лося и оленя. 20

Слайд 22

1). Определи общий вид сравниваемых объектов. 2). Сформулируй основную мысль. 3). Придумай заголовок. 4). Определи признаки объектов, по которым будешь сравнивать (цвет, форма, вкус, величина, запах и т.д.) 5). Подумай над порядком сравниваемых признаков. 6). Составь план. 7). Выбери наиболее точные слова, языковые средства. 8). Какой можно сделать вывод ? Памятка. 21 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся создавать текст-описание (младшие школьники)

Важной работой по развитию речи младших школьников является обучение работе с различными текстами. Работа эта начинается еще в детском саду и продолжается в начальной школе. Тексты-описания могут быть...

Формирование умения создавать сравнительный текст-описание.

Учебно – методическое пособие по развитию речи....

Формирование умений работать с информационными текстами на уроках русского языка, математики

задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения...

Формирование умений работать с информационными текстами на уроках в начальной школе

Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....

Статья: Интерактивные методы обучения как средство формирования умений учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка

В данной статье представлены интерактивные методы, которые можно применять на уроках русского языка для создания ситуаций учебного сотрудничества между детьми. В статье описаны названия методов, какие...

Создание текстов-описаний как средство формирования речевых умений на уроках русского языка у обучающихся 3 класса

Статья на тему: "Создание текстов-описаний как средство формирования речевых умений на уроках русского языка у обучающихся 3 класса"....