Главные вкладки

    Система дидактических игр по русскому языку "Безударная проверяемая гласная в корне слова"
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

     

         Все дидактические игры записаны в данной программе по принципу: «от простого к сложному», т. е., если первая, например, игра заключается в простом распознавании сильной или слабой позиции гласных, то в следующих играх эти гласные нужно вставлять в слова. Следующее усложнение – подбор проверочных слов к словам с пропущенными орфограммами: этих пропущенных букв сначала одна, затем две, а потом даже эти орфограммы таковы, что их написание зависит от самого смысла предложения .

           Кроме того разнообразны и сами формы проведения этих игр: это и соревнования игроков и их команд, эстафеты, лото и другое. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistema_didakticheskih.docx56.91 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Шемякина О. Н.

    Учитель начальных классов

    МОУ «ССОШ»

    Пояснительная записка.

         Все дидактические игры записаны в данной программе по принципу: «от простого к сложному», т. е., если первая, например, игра заключается в простом распознавании сильной или слабой позиции гласных, то в следующих играх эти гласные нужно вставлять в слова. Следующее усложнение – подбор проверочных слов к словам с пропущенными орфограммами: этих пропущенных букв сначала одна, затем две, а потом даже эти орфограммы таковы, что их написание зависит от самого смысла предложения .

           Кроме того разнообразны и сами формы проведения этих игр: это и соревнования игроков и их команд, эстафеты, лото и другое.

    1. Название:  «Сильный – слабый»

       Цель:    умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.

       Методика:  на доске записаны трёхсложные слова. Игрокам нужно обозначить сильную позицию гласного в каждом слове знаком ударения, а гласные в слабой позиции подчеркнуть.

       Словарный материал: 

    Колено

    Бегуны

    Часовой

    Зимовка

    Кормушка

    Деловой

    Храбрецы

    Чистота

    Борода

    Сердечко

    Старичок

    Кислота

    Горчица

    Полотно

    Травинка

    Писатель

      Примечание:  количество слов и расположение их в столбиках может быть изменено в зависимости от числа играющих.

    1. Название:  «Куда подевались звуки?»

       Цель:  умение определять сильные слабые позиции гласных звуков.

       Методика проведения:  на доске записано предложение. Дети должны списать его в тетрадь, а в скобках рядом написать, сколько в нём букв -о-, сколько в нём звуков -о-.

    Дети также должны объяснить свой ответ (5 букв, о звуков).

       Текстовый материал:  Звонят во все колокола.

       Примечание:  предложение может быть любого содержания, а смысл задания остаётся.

    1. Название:  «Три о».

       Цель:  умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.

       Методика:  на доске в три столбика записаны трёхсложные слова с пропущенными гласными. Игрокам необходимо вставить пропущенные гласные, отметить в полученных словах сильную позицию гласного ударением и подчеркнуть гласные в слабых позициях.

       Словарный материал:

    М.л.к.

    Х.р.ш.

    Д.р.г.й

    П.т.л.к

    З.л.т.

    П.л.т.н.

    М.л.д.й

    К.л.с.к

    Т.л.кн.

    Б.л.т.

    П.в.д.к

    Н.с.р.г

    Х.л.дн.

    К.г.т.к

    Н.г.т.к

    Г.л.с.к

    Г.л.дн.

    В.л.с.к

    К.л.к.л

    К.л.б.к  

        Примечание:  количество столбцов и слов в них может быть изменено в зависимости от числа играющих или числа групп играющих.

    1. Название:  «Поединок».

       Цель:  умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.

       Методика:  играют два игрока. У каждого в руках список односложных слов. Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а противник в ответ изменяет это слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.

       Словарный материал:

    Стол

    Сад

    Пол

    Лист

    Мост

    Винт

    Глаз

    Снег

    Шип

    Рог

    Дом

    Кот

      Примечание:

    Количество слов может быть изменено; вместо односложных слов детям можно предложить списки двусложных слов с корневым гласным в слабой позиции:

    Дома

    Дожди

    Зима

    Трава

    Река

    Носы

    Нога

    Змея

    Возы

    Ходить

    Коты

    Мосты

      Методика:  подобрать по два слова так, чтобы этот гласный оказался в сильной позиции.

    1. Название:  «Лото»

       Цель:  умение находить среди множества слов нужное; умение находить проверочные слова к изучаемой орфограмме.

       Раздаточный материал:  карточка из плотной бумаге, на которой записаны слова с пропущенной орфограммой, фишки для закрывания слов.

       Методика:  учитель вынимает карточку с изображением и показывает игрокам. Они сопоставляют его со словами на своих карточках, и, если находят слово, объясняют правописание гласной, называют проверочное слово и закрывают после ответа слово на своей карточке. Игра заканчивается тогда когда кто-нибудь из детей закроет вперёд всех все слова. И этот ребёнок может стать ведущим.

       Словарный материал:

    Л.сёнок

    Д.ревья

    К.тёнок

    Фл.жок

    В.дро

    Л.сток

    .голки

    Р.га

    Л.нейка

    Сн.жинка

    Л.са

    Цв.ток

    Ч.сы

    Б.чонок

    Гр.бы

    Пир.ги

    Шт.ны

    Ш.ры        

    Примечание:  В зависимости от уровня подготовки учащихся можно использовать и по две-три карточки на игрока.

    1. Название:  «Кто отгадает?»

       Цель:  умение отгадывать загадки; уметь проверять безударный гласный в корне.

       Методика:  к доске вызываются игроки (по числу подготовленных загадок). Каждому игроку нужно отгадать свою загадку, сказать, какая безударная гласная в корне слова – отгадки и как её проверить.

       Текстовый материал: 

    1. На стебельке сидит и усами шевелит. Разомнём его в ладони – золотым зерном набит. (Колос).
    2. Лежит верёвка, шипит плутовка. Брать опасно – укусит, ясно? (Змея).
    3. Его весной и летом мы видим одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево).
    4. Утром падают всегда: не дождинки, не звезда, но сверкают в лопухах на опушках и лугах. (Роса).
    5. В белом поле на просторе

    Я оставлю тонкий след,

     Но жить он может много лет.

    Примечание:  число загадок может изменяться.

    1.  Название:  «Е или ё».

       Цель:  умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне.

       Методика:  для двух команд на доске записаны столбики слов с безударными гласными-е-. Каждый игрок из команды должен в одном слове поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную и записать справа проверочное слово.

      Словарный материал: 

                 сестра - …                                                   бревно - …

                 пчела - …                                                     стекло - …

                 слеза - …                                                      весло - …

                 весна - …                                                      зерно - …

                 черта - …                                                       гнездо - …

       Примечание:  игру можно повторять несколько раз с другими словами:

                  нести - …                                                     тепло - …

                  пестреть - …                                                легко - …

                  тереть - …                                                    кленовый - …

                  темнеть - …                                                 медовый - …

                  лететь - …                                                    ледяной - …

    1. Название:  «Смотри в корень».

       Цель:  усвоение различных способов проверки безударных гласных.

       Методика:  На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной корня, а рядом с каждым проверочным словом пишется  два родственных слова с пропущенными безударными гласными в корне. Дети списывают текст с доски, обозначают ударение в однокоренных словах.  Вставляют пропущенные безударные гласные.

       Словарный материал: 

    бег – б.жать – б.гуны

    боб – б.бы – б.бовый

    бой – б.ец – б.евой

    бок – б.ка – б.ковой

    вар – в.рить – в.рёный

     глаз – гл.зок – гл.за

     место – м.ста – м.стечко

     мир – м.рить – м.риться

    море – м.ряк – м.рской

    нос – н.сы – н.совой

    пар – п.ровой – п.ровоз

    год – г.довой – г.довик

    дерево – д.ревья – д.ревянный

    дождь – д.жди – д.ждевик

    дом – д.ма – д.машний

    зверь – зв.рёк – зв.ринец

    звон – зв.нить – зв.нок

     корм – к.рмить – к.рмушка

    крик – кр.чать – кр. кун          

    лист – л.сток – л.сты

     рог – р.га – р.гатый

     окна - .кно - .кошко

     доски – д.ска – д.щечка

     перья – п.ро – п.рьевой

     стонет – ст.нать – заст.нать

     чешет – ч.сать – поч.сать

    Примечание:  игру можно повторять несколько раз на разных уроках и во внеклассной работе, используя не только вышеописанный материал, но и материал учебника.

     

    1.  Название:  «Кто быстрее?»

       Цель:  умение применять правило при выполнении практических упражнений.

       Методика:  на доске написаны слова с двумя безударными гласными в корне. Игрокам нужно вставить пропущенные гласные, подобрав по два проверочных слова.

       Словарный материал:

                  к.л.сок                                                        д.р.вянный

                  г.л.ва                                                           з.л.неет

                  в.л.сок                                                        в.с.литься

                  д.р.гой                                                        в.ч.рок

                  м.л.дой                                                       д.ш.веет

       Примечание:  количество слов в столбцах может быть изменено по числу играющих.

    1. Название:  «Кто больше?»

       Цель:  умение подобрать проверочные слова к пропущенной орфограмме.

       Методика:  учитель называет слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Игроки за одну минуту должны подобрать и записать как можно больше проверочных слов к данному слову.

       Словарный материал:

                 гр.за - …

                 сл.ны - …

                 с.лач - …

                 м.сты - …

                 в.рить - …

                 дер.во -…

                 п.ро - …

                 т.шина - …

                 з.мля - …

                сн.жинка - …

                тр.ва - …

                пч.ла - …

                ст.кло - …

                р.са - …

                гл.деть - …

       Примечание:  можно провести игру наоборот: учитель называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной.                                                

    1.   Название:  «Эстафета».

       Цель:  умение подбирать проверочные слова к слову с пропущенной орфограммой.

       Методика:  команды получают карточки со словами по числу игроков в команде. По сигналу учителя каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, выделяет в нём корень, ищет рядом проверочное слово, после чего передаёт карточку, сидящему за ним. Игрок, замыкающий колонку, заканчивает работу и возвращает карточку учителю.

       Словарный материал:

    гр.за - …                                 р.ды - …                           м.сты - …

    м.ста - …                                в.рить - …                        кр.чать - …

    сл.ны - …                               т.шина - …                       б.жать - …

    сл.ва - …                                 д.ля - …                           д.ревья - …

    х.лмы - …                               з.мля - …                         р.ка - …

    м.ря - …                                 сн.га - …                           с.лач - …

       Примечание:  Для эстафеты можно также использовать слова с двумя пропущенными буквами.

    1.  Название:  «Что пропущено?»

       Цель:  умение применять правило при выполнении практических упражнений.

       Методика:  класс делиться на три команды. На доске написано начало сказки. Нужно вставить пропущенные слова. Сначала работу выполняет первая команда, а затем работу продолжают и другие команды.

       Текстовый материал: 

       Как у нас то к.зёл,

       Как у нас то с.дой,

       Что за умница был,

       Сам и по воду х.дил,

       Сам и кашу в.рил,

       Деда с бабкой к.рмил.

       Попр.сился к.з.лок

       У бабушки во л.сок

      - Пусти в поле во л.сок

       На единый на ч.сок

       Семь в.лков я убью,

      Тебе шубу сошью.

       Примечание:  текст сказки можно продолжить на столько, чтобы каждому игроку досталось слово с пропущенной орфограммой.

    1.  Название:  «Чей ряд лучше?»

       Цель:  умение на слух определять орфограмму, проверять её.

       Методика:  учитель называет слово с безударной гласной в корне. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной буквой.

       Словарный материал: 

                  трава                                                         тянуть

                   роса                                                           скала

                   змея                                                           стекло      

                   хитрец                                                       кисель

                   смягчить                                                    глядеть

                   кольцо                                                       краснеть

                   перо                                                           точить

                   чистота                                                      длина

                   храбрец                                                     трясти

                   окно                                                            пчела

       Примечание:  ряд слов можно продолжить, если дополнить словами из упражнений учебника.

    1. Название:  «Различай на слух».

       Цель:  умение на слух определять слова с безударной гласной в корне, подбирая проверочные слова.

       Методика:  Для игры выбираются три игрока. Учитель читает каждому из игроков по четверостишию. Дети должны найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание.

       Текстовый материал:

    Мама простыни стирала

    И на речке полоскала

    К дочке кошка подбежала,

    Дочка кошку поласкала.

    Гири брат мой поднимает,

    Свою силу развивает

    А на крыше мой флажок

    Развивает ветерок.

    К старости наш дедушка

    Очень поседел.

    Он в саду на брёвнышко

    Сел и посидел.

    1. Название:  «Быстрый ответ».

       Цель:  умение применять правило при выполнении практических упражнений.

       Методика:  у учителя список слов с безударной гласной в корне; он по порядку читает по одному слову и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, подтверждая ответ проверочным словом.

       Словарный материал:   

                 ночной                                                        ходить  

                 дождливый                                                возить

                 хвастливый                                                 варить

                 холмистый                                                  терпеть

                 глазастый                                                     платить

                 тяжёлый                                                       косить

                 земной                                                          часы

                 морской                                                        старушка    

                 лесной                                                           словарь  

                  садовый                                                        тропинка

                   денёк                                                            линейка

       Примечание:  количество слов зависит от числа учащихся в классе.

    1. Название:  «Спрашивай – отвечаем».

       Цели:  умение самостоятельно составлять слова с безударной поверяемой гласной в корне слова.

       Методика:  класс делиться на разные команды. Каждый игрок готовит по два слова с проверяемой безударной гласной в корне для задания «противнику».

       Например: - какая безударная гласная в корне слова стрелять и как её проверить?

                           - безударная гласная-е-, проверочное слово – стрелы.

       Примечание:  Для достижения наибольшей продуктивности игры детям можно дать задание заранее, накануне.

    1. Название:  «Конкурс знатоков».

       Цель:  умение проверять правило проверки безударных гласных в корне.

       Методика:  на столе учителя в перевёрнутом виде лежат карточки со словами, в которых пропущена безударная гласная в корне. Каждый игрок отвечает сам за себя: подходит к столу, вытягивает любую карточку своей рукой, читает слово, вставляет пропущенную букву, доказывает её правописание проверочным словом.

       Словарный материал:

    Н.сы, р.га, в.дро, руч.ёк, п.ля, з.мля, к.за, р.ка, г.ра, б.жит, ч.стота, в.сна, бор.да, к.сель, с.рдечко, з.ма, р.чной, х.лодный, в.черний, ст.рик, п.ла, м.док.

       Примечание:  в таком виде игры можно использовать и слова с двумя пропущенными буквами.

    1. Название:  «Заполни таблицу».

       Цель:  умение определять безударную гласную в корне слова, находить место слова в таблице.

       Методика:  на доске начерчена таблица. На столах детей перевёрнутые карточки со словами с пропущенной орфограммой. По заданию учителя ребёнок переворачивает карточку, читает слово, объясняет его правописание, вписывает в нужный столбик.

    Е

    И

    А

    О

    п…ля

    з…мля

    з…ма

    ст…арик

      земля

       

       Примечание:  словарный материал можно взять из предыдущих упражнений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

    Виды работ и дидактические игры при изучении темы «Безударная гласная в корне слова»

    Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографи...

    Конспект урока по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс, система Л.В.Занкова

    Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, тип урока :решение частных задач. Урок с использованием мультимедийного и интерактивного оборудования....

    Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме: «Безударные проверяемые гласные в корне слова»

     Проверочный тест по русскому языку в 3 классе по теме: «Безударные проверяемые гласные в корне слова»  ...

    Дидактические игры на уроках русского языка. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА 1

    Дидактические игры на уроках русского языка. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА 1...

    Урок русского языка в 1 классе : «Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова»

    Урок по учебнику С.В.Иванова.По концепции автора на уроке рассматриваются две линии: речевая и правописание. Ученики учатся использовать в речи языковые средства, соответствующие коммуникативным услов...

    Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

    Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...


     

    Комментарии

    Мандрикова Людмила Андреевна

    Спасибо, коллега, за интересный материал!