Орфографические пятиминутки для обучающихся 1 класса
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Кадушкина Вера Алексеевна

 

В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Сюда входят: усвоение всех букв и их начертания, то есть алфавит и каллиграфия; обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи, то есть усвоение графики; усвоение собственно орфографии – системы правил, проверки орфограмм с помощью этих правил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfograficheskie_pyatiminutki_1_klass.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

Предложение. Слово.  Большая буква в начале предложения, именах людей, кличках животных.

  1. Прочитайте предложения. Выпишите только имена девочек.

Вот куст. У куста Нина и Наташа, Антон и Иван.

  1. Прочитайте текст. Выпишите предложение, соответствующее схеме:

___   ___   ___    ___.

Ребята были в лесу. Надя и Таня вышли на поляну. В густой траве зрела земляника. Вкусна первая ягодка!

  1. Выписать предложение, где есть слово с буквой Ю. выделить орфограммы.

Была зима. Стояли лютые морозы. Ребята сделали кормушки. Птичкам сытно!

  1. Прочитать текст. Сколько в нем предложений? Списать третье предложение. Составить его схему.

Пришли дети в лес. Они увидели белочку. Белка сидела на ветке ели. Она скрылась в чаще.

  1. Составить предложение из слов:

у, пушистый, лисы, хвост.

  1. Прочитать предложения. Списать только то, которое подходит к схеме:

___   ___   ___   ___.

У Коли собака Жучка. Коля любит играть с ней.

  1. Найдите ошибки в работе Незнайки, исправьте их. Какие правила не выучил Незнайка?

Саня в лису поймал лису.

Вот на тробку вышел ёжык.

Ведет на горку саня за собою сани.

Ехал с горки саня, а на сане сани.

  1. Напишите, где нужно, заглавные буквы. Докажите.

Сережа морозов не боится морозов.

Иванова поля возвращалась с поля.

  1. Списать. Вместо точек записать кличку животного.

На лугу пасется коза …                        Розка, Зайка,

У нее маленький козлик …                        Пушок, Кузьма

  1.  Вместо точек записать имена людей.

…любит читать книги.

Меня зовут … .

У … и … много друзей.

  1.   Списать, вставляя пропущенные слова.

Корова … темна, как …                         Ночка, ночка;

Кот … бел, как …                                 Снежок, снежок

У … росли …                                        Роза, роза

Обозначение мягкости согласных гласными буквами.

Мягкий знак в конце и середине слова.

  1. Выписать слово, в котором все согласные звуки мягкие.
  1. Что ты, ёж, такой колючий?
  2. Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи!

  1. Спишите слова, подчеркните гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.

Клен, вишня, береза, идёт, клюква.

Ребята, нёс, сетка, поле, крюк, возил.

  1.  Выписать слова с Ь – показателем мягкости согласного звука.

Все готовы к Новому году. В школе большая ёлка. Дети будут играть и петь. Ольга и Игорь будут читать стихи.

  1. Найдите и запишите 4 слова с мягким знаком:

д

е

н

ь

п

е

н

ь

е

л

ь

т

е

н

ь

  1. Запишите слова в 3 столбика. По какому принципу вы это сделаете? Подчеркните орфограммы.

Тюлень, голубь, олень, карась, соболь, гусь, окунь, пескарь, журавль, лошадь, снегирь, сельдь.

Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.

  1. Допишите слова. Какое правило надо знать? Напишите еще 1 слово на это правило.

___ ка, та ___, хо ___, кри ___, ___ до.                        (чу, щу)

___ на, чи ___, мор ___, у ___, мы ___        .                        (жи, ши)

Да ___, ту ___, ___ сы, ро ___, пи ___, ча ___.                (ча, ща)

  1. Закончить предложение.

У зайчихи были … .                        гра __ та

У грачихи были … .                        гал __ та

У галки были … .                        зай __ та

  1. К каждому слову из 1 столбика припишите слово из 2 столбика.

мыч __ т                кузнечики

трещ __ т                мыши

пищ __ т                коровы

  1. Запишите ответы одним словом.

Какие цветы расцветают в мае?

Что растет на соснах и елях?

Как называется дикая роза?

Как называют густой частый лес?

  1. Спишите. Выделите орфограммы.

Против школы новый дом.        Мы по лестнице бежим

В новом доме мы живем.                И считаем этажи.

Колючий клубочек под ёлкой лежит

Взять пожелаешь – вмиг убежит. (_ _ _ _)

  1. Выпишите сначала слова с двумя слогами, а потом с тремя. Подчеркните орфограммы.

Щука, чулок, отыщу, чучело, выручу, чугун, получу, молчу, стучу.

  1.  Чу?      Не живи _?_жим умом.

 Щу?   Не учи _?_ку плавать.

  1. Чк?   На могучем тополе дружно по__и лопнули,

А из каждой по__и вылезли листо__и,

Развернули трубо__и, распустили юбо__и.

  1. Измените слова, чтобы они обозначали множественное число. Подчеркните орфограммы.

     Платочек - …, цветочек - …, росточек - …, воротничок - …,                

     крючок - …, каблучок - …

  1.  Выпишите слова с ЧА. Подберите и запишите еще 3 слова с этой орфограммой.

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

- Приходите все на чай.

Сколько чаек, отвечай!

Слово и слог. Перенос слов.

  1. К словам левого столбика добавьте слоги из правого столбика, чтобы получились названия учебных вещей и игрушек. Укажите цифрами количество слогов в словах. Подчеркните гласные буквы.

ку                радь

бук        ла

тет        чок

вол        варь

  1. Спишите, разделяя слова на слоги. Выделите орфограммы.

Солнце встало над страной.

С добрым утром, край родной!

  1.  Разделите слова на слоги. Подчеркните слоги, которые начинаются с гласной буквы.

Арбуз, ёлка, овца, заяц, поезд, фиалка.

  1. Выпишите трехсложные слова, разделяя их на слоги. Подчеркните гласные.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

                        А.С. Пушкин

  1. Докажите, что слова разделены для переноса правильно. Разделите эти слова для переноса по-другому.

Хо-рошо, моло-ко, бара-бан ,каран-даш, учении-ки.

  1. Спишите, разделяя слова для переноса. Выделите орфограммы.

Мы у нашего крыльца посадили деревца.

Поливаем их водой чистой, светлой, ключевой.

  1. Выпишите слова, которые нельзя перенести.

Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Обозначение на письме звуков на конце слов.

  1. Спишите слова, которые содержат только глухие согласные звуки.

Гроза, береза, кот, петух, шапка, барабан, звезда, шутка.

  1. Напишите слова в форме единственного числа. Подчеркните согласные в конце слов, которые пишутся не так, как слышатся.

Сапоги - …, морозы - …, плоды - …, плоты -  …, ежи - …, снега - …

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Озаглавьте текст.

Сегодня сильный моро_. Выпал сне_. Весь са_ белый. На дворе большой сугро_.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.

Лучше  хле_ с водой, чем пиро_ с бедой.

  1. Напишите слова-отгадки. Выделите орфограммы.

Когда я с Т, на мне плывут.

Когда я с Д, меня сорвут.

  1. Спишите, изменяя слова по образцу.

Высокий (сугробы) – высокий сугроб.

Глубокий (овраги) - …

Вековой (дубы) - …

Белый (грузди) - …

  1. Какие правила надо знать, чтобы написать это предложение грамотно?

Б_рис Грибов и его дру_ Гле_ Ч_ йкин поб_ жали (на) пру_.

Гласные буквы в ударном и безударном слогах.

  1. Выпишите в 1 столбик слова с ударением на первом слоге, а во 2 столбик – с ударением на втором слоге.

Лето, зима, осень, весна, книга, завод, сахар.

  1.  Спишите, поставьте ударение. Подчеркните слова, которые различаются ударением.

Солнце село за село.

Летели сорок сорок.

  1. Спишите, вставляя буквы е или и. подчеркните проверочные слова.

Лес, л_са, в л_су.

Лист, л_сты, на л_сте.

Снег, сн_га, на сне_гу.

Чиж, ч_жи, у ч_жа.

  1. Какое слово лишнее и почему?

П (е, и) сьмо, з (е, и ) ма, в (о, а) да, с (о,а) ва, в (о,а)рона.

  1. Вставьте пропущенные буквы, докажите правильность написания.

Н(?)сёт меня  л(?са за тёмные л(?)са.

  1. Какое слово лишнее и почему?

В(о,а)да, д(о,а)ма, с(о,а)ды, гр(е,и)бы, л(о,а)жка.

  1. Расставьте «сигналы опасности».

На полях кричат крикливые грачи.

  1. Найдите проверочное слово. Докажите.

Ленивый, лень, лениться, лентяй.

  1. Составьте словосочетания. Подчеркните проверяемые безударные гласные.

Проливные (дождь) - …                тяжёлые (сноп) - …

Добрые (сердце) - …                        глубокое (озёра) - …

Далекая (страны) - …                золотое (кольца) - …

Жестокая (войны) - …                северные (море) - …

  1.  Выберите нужные буквы. Докажите правильность выбора.

Тр(о,а) ва, гру(з,с), ж(ы,и)л, ч(а,я)сики, щ(у,ю)ка, (М,м)аша.

  1. Запишите слова в 2 столбика: 1 – с безударными гласными, 2 – с парными согласными. Какое слово лишнее и почему?

Кора, след, сугроб, лесной, лиса, клюв, письмо, грибы, снежки, снежок, день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Орфографические пятиминутки.

Орфографические пятиминутки на уроках русского языка....

Орфографические пятиминутки для уроков русского языка 3-4классы

Данный материал подходит для проведения учителем на уроках русского языка орфографических пятиминуток.Можно проводить как контрольный опрос или как предупредительную работу (комментированное письмо)....

орфографические пятиминутки

Материал представляет собой подборку текстов для проведения орфографических тренингов на уроках....

Орфографические пятиминутки на уроках русского языка в 1 классе.

Задания в определенной мере покажут, на сколько осознанно учамися усваивается  материал, т.к элементы теории находят практическое преломление в работах учеников....

орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки в 4 классе...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....

Орфографические пятиминутки

Раздаточный материал по русскому языку для орфографических пятиминуток...