Дидактический материал для организации работы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3,4 класс) по теме
Предлагаемый дидактический материал поможет родителям при дополнительных индивидуальных занятиях с детьми летом. Материал подготовлен по книге "Научим ребёнка писать грамотно", автор В.К.Павлюк, 2005г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя | Предварительная работа | Текст для списывания (можно писать и диктанты) |
13 – 20 июня | 1.Правописание безударных гласных в корне слова – подобрать однокоренные слова, выделить корень: стоят - …, цветущими - … тепло - … , богат - … 2.Разобрать слова по составу: длинные, сонные, лунные 3.Правописание окончаний прилагательных – поставить вопрос, выделить окончание: Деньки (какие?) жаркие, ночей белых, ягодой первой, травами цветущими | ИЮНЬ Стоят жаркие деньки. Они длинные, долго не меркнет. Июнь – самый светлый месяц года, месяц белых ночей. В это время каждый кустик ночевать пустит. Начало лета радует нас цветущими травами, первой ягодой и пением птиц. Но тепло и влага нужны для растений. И в этом природа не поскупилась, июнь – грозами богат. («Юный натуралист») |
20 – 27 июня | 1.Правописание безударных гласных в корне слова – подобрать проверочные и однокоренные слова, поставить ударение, выделить корень: роса - …, на цветах - … красуются - …, закачали - … своими - …, распевает - … 2.Непроверяемые безударные гласные в корне – подчеркнуть безударную гласную в корне, выделить корень, запомнить написание слова: ромашки, колокольчики, лиловыми, ароматом, жаворонок, соловей 3.Правописание звонких и глухих согласных – подобрать проверочное слово, подчеркнуть согласную: луг - …, головками - … трав - …, цветов - … 4.Правописание непроизносимых согласных в корне слова – подобрать проверочные слова: солнце - … 5.Синтаксический разбор – выделенное предложение разобрать по членам предложения: определить главные члены, подчеркнуть их и подписать части речи, по цели высказывания, по интонации | ЛЕТНЕЕ УТРО Медленно всходит солнце. Весь луг покрыла роса. Её капли на цветах переливаются и сверкают. Безмолвно красуются ромашки. Колокольчики весело закачали своими головками. Воздух наполнился ароматом трав и цветов. В небе распевает жаворонок. А в кустах, возле реки, щёлкает соловей. Хорошо вокруг! |
с 27 июня по 04 июля | 1.Правописание безударных гласных в корне слова – подобрать однокоренные слова, поставить ударение, выделить корень: Палящие - …, (не) проникают - …, темно - …, свои - …, разбросал - …, дождя - …, стволами - …, украшают - …,лесную - …, от земли - …, неуловимый - …, цветов - …, тишина - …, запахи - …, волнует - … 2.Правописание звонких и глухих согласных – подобрать проверочное слово: В глубь - …, дуб -…, не задев - …, берёзки - …, цветов - … | В ЛЕСУ Хорошо в лесу знойным летом! Палящие лучи солнца не проникают в глубь чащи. Там темно и прохладно. Широко разбросал свои ветви дуб-великан. А клён раскинул над собой такой шатёр, что даже капля дождя не сможет упасть на землю, не задев листа. Кудрявые берёзки с белыми стволами украшают лесную поляну. От земли доносится неуловимый аромат травы и цветов. И тишина, и прохлада, и душистые запахи растений – всё волнует и успокаивает душу человека. |
04 – 11 июля | 1.Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ - подчеркнуть нужное сочетание: коленчатым, прищуриваю, чудовище, качаются, пушистое, распахнувшихся 2. Правописание безударных гласных в корне слова – выписать слова с безударной гласной в корне, которые проверяются ударением: лежу, золотые, неторопливо, цветы, над головой, насекомые, запах земли, облако, качаются, в зелёной траве 3.Синтаксический разбор – разобрать выделенное предложение | ВЕЛИКОЛЕПИЕ ЛЕТА Я лежу в зелёной траве, вдыхаю влажный запах земли и растений. Вижу, как по коленчатым стеблям высоких травинок неторопливо движутся насекомые. Белые, золотые, синие качаются над головой цветы. В высоком летнем небе повисло пушистое белое облако. Я прищуриваю глаза. И мне кажется, что плывёт по небу сказочное белое чудовище на золочёных распахнувшихся крыльях. Всё чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире! (И. Соколов – Микитов) |
11 – 18 июля | 1.Правописание приставок и предлогов – объяснить слитное и раздельное написание: (по)шли, (в)лес, (по)сыпался, (в)воздухе 2.Правописание –ЧК, -ЧН – объяснить написание: солнечный, тучка 3.Правописание безударных гласных в корне слова - подобрать проверочное, поставить ударение, выделить корень: набежала, светить, тяжело, дождевые, от земли 4.Правописание окончаний прилагательных – записать прилагательное, поставить вопрос, выделить окончание, определить род: день солнечный, тучка синяя, капли дождевые 5.Синтаксический разбор – разобрать выделенное предложение 6. Фонетический разбор: день | ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ Однажды мы пошли в лес. день был солнечный, жаркий. Вдруг набежала синяя тучка. Из неё посыпался частый крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю. Они тяжело шлёпались о листья. В каждой капле отражалось, играло солнце. От земли после дождя шёл лёгкий пар. В воздухе пахло цветами и земляникой. (По Г.Скребицкому) |
18 – 25 июля | 1.Правописание приставок – записать слова, выделить приставки, объяснить их написание: подвешивает, прозрачную, озарил, засветились, слегка, подул, посыпались, порыв, закачались, перестал, стихло 2.Правописание безударных гласных в корне слова - подобрать проверочное, поставить ударение, выделить корень: Сосновый, висят, украшать, засветились, цветами, слегка, слезинки, сильнее, закачались 3.Правописание звонких и глухих согласных - подобрать проверочное слово: дождь, серёжка, миг, слегка, порыв, ветки 4.Синтаксический разбор –разобрать выделенное предложение, выписать все словосочетания с вопросами | КАПЛИ – СЕРЁЖКИ Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-серёжку. Они долго висят, украшая сосны. Дождь перестал. Всё стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли. Они засветились всеми цветами радуги. Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные серёжки. Ещё порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Ни одной серёжки… (По Б.Павлову) |
с 25 июля по 1 августа | 1.Правописание безударных гласных в корне слова – подобрать проверочное, поставить ударение, выделить корень: надвигались, лепетали, сменился, гроза. Записать, подчеркнуть непроверяемую гласную: лиловая, поднималась, ракеты, тревожно, шевелились, сверкнула 2.Правописание приставок – объяснить написание: надвигалась, огромная, поднималась, навстречу, сменился, загудели, забушевали, застучали, зашлёпали 3.Синтаксический разбор предложения – в выделенных предложениях подчеркнуть главные члены, дать характеристику | ГРОЗА Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Мне навстречу неслись длинные серые облака. Ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом, тени быстро густели. Сильные ветры загудели в вышине, деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. (По И.Тургеневу) |
01 – 08 августа | 1.Разбор слова по составу – подобрать однокоренные слова, разобрать все слова по составу: огнистое, вступил, раскалённые 2. Правописание безударных гласных в корне слова – подобрать проверочное, поставить ударение, выделить корень: тяжела, на полях, в траве, раздаётся, неумолкаемый 3.Правописание предлогов: (В) свои права, (на) мирную землю, (в) густой траве, (в) розовом цвету, (в) прозрачном воздухе | ИЮЛЬ – МАКУШКА ЛЕТА Всем лето пригоже, да макушка тяжела. Вступил в свои права жаркий и душный июль. Небо ясно. Огнистое солнце посыпает на землю раскалённые лучи. Без устали трудятся люди на полях и огородах. В траве всё движется, ползает, суетится. Из неё раздаётся неумолкаемый треск. Птицы поют весь день. Пух одуванчика в воздухе, красный клевер в цвету, полный лист дубов – это уже достоверное лето. |
08 – 15 августа | 1.Разбор слов по составу: Признаки, учащаются (часто), к отлёту, проведёшь 2.Правописание безударных гласных в корне – подобрать проверочное слово, определить корень: Холодными, вода, свежеет, плоды 3.Фонетический разбор: месяц | АВГУСТ – ВЕНЕЦ ЛЕТА Август – последний летний месяц. В первой половине его бывает сильная жара. Однако с начала месяца уже замечаются признаки надвигающейся осени: ночи становятся холодными, свежеет вода, учащаются дожди. Жизнь животных понемногу замирает, насекомые прячутся, птицы готовятся к отлёту. Зреют плоды, дозревают и убираются хлеба, заканчивается страдная пора. Конец августа подводит итоги минувшему лету: что в августе соберёшь, с тем и зиму проведёшь. (И. Петров) |
15 – 22 августа | 1.Разбор слов по составу – подобрать однокоренные слова, разобрать все слова по составу: обсохших, безоблачные 2.Синтаксический разбор – разобрать выделенное предложение 3. Фонетический разбор: ясные | НАЧАЛО ОСЕНИ К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья. (А. Куприн) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для индивидуальных занятий по русскому языку
Дидактический материал для индивидуальных занятий по русскому языку, 2-3 класс...
Дидактический материал для организации работы по математике
Предлагаемый дидактический материал поможет родителям при дополнительных индивидуальных занятиях с детьми летом. Задачи подготовлены по книге "Вычисления в пределах тысячи", рабочая тетрадь авто...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-547626-1421054436.jpg)
Дидактический материал по теме "Синтаксис" по русскому языку в 4 классе
Анализ текстов из произведения калмыцких писателей, которые помогают организовать учебную деятельность школьников,углубят их знания народных традиций фольклора. Упражнения различны по степени трудност...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-547626-1421054436.jpg)
Дидактический материал по теме "Синтаксис" по русскому языку в 4 классе
Анализ текстов из произведения калмыцких писателей, которые помогают организовать учебную деятельность школьников,углубят их знания народных традиций фольклора. Упражнения различны по степени трудност...
Дидактический материал по математике и по русскому языку (1-4 классы)
Материал по математике и русскому языку, карточки для 1,2,3,4кл.Очень удобно....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/21/picture-802909-1469091681.jpg)
Дидактический материал «Тренинговые карточки на уроках русского языка» для учащихся 2 класса
Дидактический материал «Тренинговые карточки на уроках русского языка» представляет собой набор карточек, составленных на основе действующих программ и предн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-512716-1426919489.jpg)
Дидактический материал к уроку Словарные слова. Русский, язык, русский язык (1 класс)
Цель: обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, воспитывать самостоятельность и ответственность.Задачи: сформировать приёмы отр...