Колнспект урока по русскому языку в 3 классе "Определение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бассараб Светлана Николаевна

Урок русского языка (система Л.В. Занкова) является уроком знакомства с новым понятием - определение.

 Цель урока: содействовать в усвоении  знаний о второстепенном члене предложения – определении, его роли в предложении и речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-bassarab.rar410.81 КБ

Предварительный просмотр:

 «Второстепенный член предложения — определение»

Класс: 3

Учитель: Бассараб С.Н.

Цели:

1. Содействовать в усвоении  знаний о второстепенном члене предложения – определении, его роли в предложении и речи.

2. Создавать условия для  развития орфографической зоркости учащихся, речи учащихся, творческого мышления,  дать определение понятиям «тавтология, фразеология».

3. Воспитание у учащихся умения видеть прекрасное в окружающем мире, чувства любви и бережного отношения к природе,  к товарищам.

4. Создавать условия для развития познавательной  активности, умения  анализировать, наблюдать, делать выводы, высказывать своё мнение.

Оборудование:

  1. компьютер как средство обучения (использование мультимедиа, тестовых заданий);
  2. магнитофон (фонограмма с записью голосов птиц);
  3. рисунок деревца, сигнальные карточки

Форма урока: урок-путешествие

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: проблемный метод, частично-поисковый, коммуникативный, эвристическая беседа, учебный диалог, групповой (работа в парах)

Организационный  момент.

           - У нас необычный урок. Повернитесь назад. Поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь друг другу.

–Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, а куда,  вы  догадаетесь

сами. (Слайд 2)

  Назовите : согласный   звонкий непарный  в слове лось.

-безударный гласный в слове береза

           - приставку в слове съел  .  

Д:  Получилось слово -  ЛЕС .

-Мы идем в лес необычный, лес Предложений, в котором живут главные и второстепенные члены. И сегодня мы познакомимся с еще одним  второстепенным членом предложения.  

Слайд 3

  1. Актуализация знаний.   Словарно-орфографическая работа  

 ( Слайд 4)

          А)  С.сна                       сосновый                   форма, размер

      См.ла                       смолистый                               цвет, запах

      Ре.кость                   редкий                                      состав                                                

      Зел.нь        зеленый                             эмоциональная  окраска            

      Род.на        родной

-Придумайте задание к этим словам?        

Д.: Вставить   пропущенные буквы. Объяснить орфограммы. Чем похожи эти слова? (Все слова относятся к понятию лес)

-Образуйте  однокоренные прилагательные  к слову - лес.

-Назовите значения прилагательных.  Придумайте свои прилагательные, характеризующие лес.

Д: Пышный, густой, стройный, грустный, приветливый, веселый.  

-- Как называются художественный прием, который вы применили произнеся  прилагательные грустный….

Д.: Олицетворением. Когда свойства живого объекта переносятся на неживое.

-Что такое имя прилагательное?  

Д.: Это часть речи, обозначает  признак предмета по цвету, размеру, и т. д, отвечает на вопросы какой? какая?  какое? чей?  Согласовано  с   существительным  в роде, числе, падеже.  Служит  для  украшения , уточнения существительных.                                                        

3.Усвоение новых знаний.  а) Работа с деформированным предложением.

 -В лес приехало новое предложение. (Слайд 5)

  - Вы согласны?  Как называются эти слова? Что нужно изменить, чтобы получилось предложение?

Д: Это  части речи, не связаны по смыслу и грамматически. Нужно изменить окончания, поменять слова местами.

- ВЫВОД: Чем отличаются  части речи от членов предложения?

Д.:  Части речи - это слова, а в предложении они играют определенную роль, т. е. являются членами предложения.

б)  Синтаксический разбор предложения у доски. ЯРКОЕ СОЛНЦЕ ОСВЕТИЛО ЛЕС

Проблемная ситуация. (учащиеся, отталкиваясь от знаний о прилагательном, самостоятельно  рассуждают об определении)

-Какое слово мы не определили как член предложения?

Д: Прилагательное - яркие.

Б) Отгадаем  кроссворд.  Мы узнаем, как называется этот второстепенный член предложения. 1ученик  отвечает. Остальные поднимают карточки сигнальные. (Слайд6)

 Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ  - запишем в тетрадь. Цели урока формулируют дети.

в) Работа с моделью второстепенного члена предложения – определением. (Рисунок дерева – определение, вопросы напечатаны на съемных  листочках, ответы под листиками).

– Посмотрите, одно дерево  в нашем лесу  Предложения нуждается в помощи. Ответим  на  вопросы и оно выздоровеет (Слайд 8):

Определение - это какой член предложения?

                                                Д.: Второстепенный.

 Обозначает…..                      Д.: Признак предмета.

Отвечает на …..                     Д : Какой? Чей?

Чем выражено в предложении?  Д.: (Прилагательным)

Связано в предложении с ….Д: подлежащим и дополнением

Роль в предложении…           Д: уточняет другие  члены предложения, украшает речь.

-Молодцы!

г) Работа с учебником

-Откройте учебник, прочитайте правило  на странице 83 .Выполним упражнение № 445 устно .

Д.: Вывод: Определение может дополнять и подлежащее и дополнение.

д) Работа по предупреждению речевых ошибок. (Слайд7)  

Упражнение в подборе определений. Наблюдение над ролью определений. Составление схем предложения с определением.

 (Ввести понятие тавтологии)

4. Физ. минутка

Я называю вам словосочетания. Если можно поставить вопрос- какой?, вы хлопаете, если  вопрос чьи?, поднимаете руки. (Заячья избушка, холодный ветер,  птичьи трели, хороший день, ласковое солнце, лисья нора)

5.Первичная проверка понимания

Закрепить умение выделять определение в тексте, ставить к нему вопросы, определять род, число.

Найдите в тексте определения и слова, к которым они относятся. О каком животном текст? (Слайд 9 )  

Д: Барсук

6.Обобщение знаний.

1)Групповая работа.    Вы работаете в парах.  Восстанови загадку, вставьте нужные слова. Запиши. Подчеркни определения и слова, с которым связаны. Время 1 минута, переворачиваю песочные часы.

  1. 1 группа. (какой ?) (трусишка?) прячет (какие?) (что?)  
  2.           заяц
  3. Подчеркните определения волнистой линией
  4. 2 группа. (какая?) (шалунья?) забралась в (какое?) (что?).
  5.       белка
  6. Подчеркните определения волнистой линией
  7. 3 группа. (какой?) (комочек?) ищет  (какую?) (что?).                еж

Подчеркните определения волнистой линией (Слайд12)

Дополнительное задание. Дать определение  фразеологии.

- Звери шепчут нам какие-то слова. Помогите узнать, что это за слова. Найдите определение и  слово, к которому относится определение, назовите грамматические признаки

(ДЭРЖЫТ ВЙЭЖОВЫХ РУКАВИЦАХ). (Слайд 13)

7.Физ. минутка для глаз (Слайд 14 ) 

8.Контроль.

Творческое задание

Предлагаю вам прослушать текст и выписать все определения. Затем мы по ним восстановим и запишем весь текст. 

(Слайд 15)

Дифференцированное задание

(Слайд 16)

Самостоятельная работа. Звучит тихая музыка леса. Как только она закончится, проверим.(2 человека  выполняют у доски) Самопроверка.

8.Домашнее задание. (Слайд18)

9.Итог.- Вот и закончилась наша прогулка по лесу, если вы научились видеть, понимать и ценить красоту природы из вас вырастут люди, способные возродить нашу Землю. -Что нового вы узнали на уроке?

10. Рефлексия. Оценивание себя на лесенке знаний с помощью самоклеющихся листочков.

Хочу знать больше

     Хорошо понял

     Было трудно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...