Тетрадь по развитию речи для 4 класса
материал (русский язык, 4 класс) по теме

Татьяна Анатольевна Косырева

Задания по развитию речи для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc476 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1. СЛОВО

                   Знаем –                                           Наш язык – язык слов.

повторим,                      Все слова языка образуют его

не знаем –                             словарный (лексический) состав.

                           узнаем.

  1. Что означают слова блистать, нестись, кружиться? Найди в толковом словаре и запиши лексическое значение этих слов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выбери из толкового словаря любые три слова: глагол, существительное, прилагательное. Запиши толкование этих слов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обрати внимание!

В разных ситуациях в зависимости от цели высказывания

одно и то же слово может приобретать

различные значения и различную окраску.

  1. Определи значение слова якорь в предложениях.
  1. Корабль встал на якорь.

_____________________________________________________________________

  1. «В этой электрической машине сломался якорь», - сказал механик.

_____________________________________________________________________

  1. Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь.

_____________________________________________________________________

  1. Запиши объяснение лексического значения слов по образцу.

Образец: Путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям.

Сенсация - ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

Выставка - _______________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Попробуй свои силы!

Невежа и невежда. Эти слова имели одно значение – «человек, который мало знает». Они были однокоренными со словом ведать, то есть «знать». Интересно, что этот корень есть и в слове ведьма: она всё знает. В современном русском языке значения слов невежа и невежда разошлись. Определи, какое значение имеют эти слова сейчас.

Невежда – тот, кто _______________________________________________

Невежа - __________________________________________________________

  1. Рассмотри рисунки. Подумай, каким одним словом можно назвать изображённые предметы. Сколько лексических значений имеет слово кисть? Запиши их все.

                                             

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Узнай слово по его описанию. Подчеркни многозначные слова, то есть те, которые могут иметь несколько лексических значений.
  1. Площадка для катания на коньках - _________________________________
  2. Стадо лошадей или оленей - _______________________________________
  3. Наружный запёкшийся слой хлеба - _________________________________
  4. Искусственное русло - ____________________________________________
  5. Узкая полоска ткани - _____________________________________________
  1. Подчеркни однозначные слова одной чертой, а многозначные – двумя. Если затрудняешься, справься в словаре.

Кроссворд, земля, бакен, айсберг, квартал.

  1. Прочитай. О каком полотне говорится в стихотворении?

Лучами красит солнышко стальное полотно.

Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно.

С.А. Васильев

Какое ещё бывает полотно? Что общего в значениях этого слова. Ответ запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                       

  1.  Прочитай. Выпиши слово хвост вместе с теми словами, которые помогают понять разные значения этого слова. Что общего во всех лексических значениях слова хвост?

Хвосты.

Есть хвост                                     Хвостом корова

У падающих звёзд.                         Бьёт слепней,

И у семян                                        Когда они кусаются.

Бывает хвост,                               Для скорпионов

У птиц,                                         Хвост важней:

У самолёта –                                Они хвостом

Он нужен для полёта.                      Сражаются!

Ю. Коринец

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запомни!

Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, обязательно в чём-либо сходные между собой.

  1.  Определи и запиши, что сходное, общее в значениях слова дворник.
  1. Дворник – работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе и на улице.
  2. Дворник – устройство для механического вытирания смотрового стекла автомобиля.

_______________________________________________________________________

  1.  В каких трёх разных значениях употребляется слово кнопка? Подумай, что общего между этими значениями.
  1. Кнопка канцелярская, ею __________________________________________
  2. Кнопка ________________________________________________________
  3. Кнопка ________________________________________________________
  1.  Отгадай загадки. Нарисуй отгадки.

Костёр под елью

Не горит.

Котёл не грелся,

А кипит…

Кипит, кипит,

Не выкипает,

Рукой коснёшься –

Обжигает.

Н. Гилевич

Тянется нитка

Без конца, без края,

Лесом, перелеском,

Полем, мимо гая –

Ни её порвать,

Ни в клубок смотать.

Н. Гилевич

Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь ___________?

В. Викторов

Слова имеют прямое и переносное значение. Перенос

названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство.

Например: железные гвозди (сделанные из железа),

железное здоровье (крепкое, как из железа).

Первое значение прямое, второе – переносное.

  1.  Подчеркни слова с переносным значением.

Ледяная глыба, ледяной взгляд; море пшеницы, голубое море; дремлет ребёнок, дремлет река; золотые серьги, золотые руки; ослепительный свет солнца, ослепительная красота; девочка уснула, ветер уснул.

  1.  Подбери существительные так, чтобы глаголы были употреблены в переносном значении.
  1. (Человек, зима) идёт. - ___________________________________________
  2. (Зверь, лес) молчит. - ____________________________________________
  3. (Дитя, море) смеётся. - ___________________________________________
  4. (Люди, реки) спят. - ______________________________________________
  5. (Щёки, костры) горят. - ___________________________________________
  1.  Прочитай. Раздели глаголы на две группы: 1 – глаголы движения, 2 – глаголы речи.

Беседовать, разговаривать, идти, ходить, молвить, ползать, бежать, болтать, говорить, мямлить, бродить, шагать, шествовать, произнести, воскликнуть, сказать, семенить, трусить.

                    1                                                                          2

____________________________            _______________________________

____________________________            _______________________________

____________________________            _______________________________

____________________________            _______________________________

____________________________            _______________________________

____________________________            _______________________________

____________________________            _______________________________

____________________________            _______________________________

____________________________            _______________________________

Говори правильно!

Муж. род    шампунь, тюль, рояль, шимпанзе

Жен. род           педаль, тень, туфля, шинель

Ср. род   пианино, шоссе, повидло, какао

  1.  Вставь пропущенные буквы, составь словосочетания.

Ровн___  шоссе, красив___  тюль, чёрн___  пианино, душист___   шампунь, бел___   рояль, вкусн___   какао, стар___   шинель, модн____   туфля, велосипед____   педаль, пирожки с повидл____, шаловлив____   шимпанзе.

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.

  1.  Прочитай. Подумай и запиши, какие два разных предмета означают выделенные слова. Одинаково ли звучат и пишутся эти слова? Какой частью речи являются?
  1. Дети пошли за грибами в бор. Зубной врач взял в руки бор.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Косой взгляд. Косить косой.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Побелить потолок. Он потолок картошку.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведи свои примеры подобных слов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Допиши словечко – отгадаешь загадку. Отгадки нарисуй.

Как зовут меня, скажи –

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый  _____________.

В. Викторов

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней _____________.

В. Викторов

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт…

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель ____________.

В. Викторов

Гнуть над ним не стоит спину,

Не украсит он корзину,

Знают люди с давних пор:

Несъедобен ______________.

В. Шульжик

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Слова, которые обозначают один и тот же предмет,

признак или действие, называются синонимами.

Синонимы могут отличаться оттенками лексического

значения и употреблением в речи.

  1.  Прочитай. Подчеркни те синонимы, которые не только называют предмет, признак или действие, но и выражают наше отношение к ним.

Высокий, долговязый; засмеялся, залился; разговор, болтовня; внешность, наружность, обличье; вовлекать, втравливать; актёр, притворщик, артист.

  1.  Прочитай. В каждой паре глаголов подчеркни тот, в котором действие выражено сильнее.

Изумить – удивить, беспокоить – тревожить, обидеть – оскорбить, просить – умолять, плакать – рыдать, гореть – пылать.

  1.  Прочитай. Выпиши прилагательные, означающие отрицательные и положительные качества людей, в два столбика.

Бездеятельный – пассивный – инертный, легкомысленный – несерьёзный – пустой, испуганный – оробевший – оробелый, смелый – бесстрашный – безбоязненный, прекрасный – красивый – хороший – пригожий, добрый – добросердечный – мягкосердечный, дружеский – товарищеский – приятельский – братский.

                    +                                                                    -

___________________________       ______________________________

___________________________       ______________________________

___________________________       ______________________________

___________________________       ______________________________

___________________________       ______________________________

___________________________       ______________________________

___________________________       ______________________________

___________________________       ______________________________

___________________________       ______________________________

  1.  Прочитай. Подбери синонимы к словам.

Ограда - _____________________________________________________,

правило - ____________________________________________________,

каталог - ____________________________________________________,

осадок - _____________________________________________________,

рухлядь - _____________________________________________________,

печаль - ______________________________________________________.

  1.  Вспомни сказку «Морозко». Подчеркни прилагательные, которые могут стать характеристикой героев.

Старуха (злая, бережливая, завистливая, жадная). Старик (добрый, трусливый, послушный, непокорный). Дочь (ленивая, грубая, вежливая). Падчерица (ласковая, неуважительная, трудолюбивая).

Говори правильно!

Муж. род    кенгуру, пони

Жен. род   акварель, мозоль, прорубь, фамилия

Ср. род   пенсне, алоэ, полотенце

  1.  Составь словосочетания, подобрав к данным существительным подходящие прилагательные.

Прорубь - ______________________, полотенце - __________________________, кенгуру - _____________________, фамилия - __________________________, акварель - ____________________, алоэ - ____________________________, мозоль - ______________________, пенсне - ____________________________, пони - _______________________.

Антонимы – это слова одной и той же части

речи с противоположным лексическим значением.

  1.  Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Подчеркни антонимы.
  1. Сытый голодного не разумеет.
  2. Меньше говори, а больше делай.
  3. Ученье – свет, а не ученье – тьма.
  4. Мягко стелет, да жёстко спать.
  1.  Попробуй отгадать слово по его значению и указанному антониму.
  1. Такой, который всего боится. (Антоним смелый). ___________________
  2. Способность думать, понимать. (Антоним глупость). _______________
  3. Делать так, чтобы можно было куда-то попасть. (Антоним закрывать). ________________________
  4. Делать что-то с маленькой скоростью. (Антоним быстро). ______________

Тема 2. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Словосочетание – это слова, связанные по смыслу и грамматически.

Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.

  1. Составь словосочетания – подбери к главным словам зависимые слова.

Купаться _____________________________________

(где? в чём?)

Причалить ___________________________________

(куда?)

Плыть _______________________________________

(на чём?)

  1. Прочитай слова. Составь из них любые 3 словосочетания.

Приветствовать, приказ, гостей, отдавать, готовиться, серьёзно.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай словосочетания. Обозначь главное слово. Поставь вопрос к зависимому слову.

         ˟         с кем?

Встретиться с героем; участвовать в походе; подошёл к крыльцу;

страницы книги; давали обещание; о весёлой игре; посещение музея.

  1. Составь и запиши словосочетания с данными глаголами. Подумай, какого падежа они требуют от зависимого слова.

Дорожить                      дружба, честь, отечество

Интересоваться             искусство, книга, пьеса

Восхищаться                  отвага, смелость, героизм

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай. Используя слова в скобках, составь словосочетания, которые имели бы образное значение. Запиши полученные словосочетания.

Золотой (ключик, характер, луч).

Добрый (человек, память, имя).

Злой (ветер, лук, мальчик).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С данными существительными составь словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова.

Аромат – аромат свежего хлеба.

Лучи - ____________________________________________________________.

Ветка - __________________________________________________________.

Крыша - _________________________________________________________.

Работа - _________________________________________________________.

Говори правильно!

Глаголы жечь, печь, беречь спрягаются так:

Я жгу, пеку, берегу.

Ты жжёшь, печёшь, бережёшь.

Он жжёт, печёт, бережёт.

Мы жжём, печём, бережём.

Вы жжёте, печёте, бережёте.

  1. Прочитай, правильно произнося слова. Допиши объяснение значения выделенных слов, используя толковый словарь.

Интервью – ответы на вопросы журналиста.

Пациент - __________________________________________________________

Десерт -___________________________________________________________

Сервировать - _____________________________________________________

Этикет - ___________________________________________________________

Декларация - ______________________________________________________

  1. Допиши словосочетания.

Одеть (что?) _____________________________________________________

Надеть (на кого?) __________________________________________________

Оплатить (что?) ____________________________________________________

Заплатить (за что?) _______________________________________________

Верить (во что?) ___________________________________________________

Уверенность (в чём?) _________________________________________________

  1. Вспомни и запиши словосочетания с вопросами из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитай отрывки из сказок А.С. Пушкина. Выпиши из каждого предложения все словосочетания. В скобках запиши вопрос, который ты ставишь от главного слова к зависимому.
  1. Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Образец: простился (с кем?) с царицею.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вот мудрец перед Додоном

Встал и вынул из мешка

Золотого петушка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Угадай и запиши, из каких сказок в нашей речи появились такие устойчивые обороты. Устно объясни их современное значение.
  1. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

________________________________________________________________

  1. Что ты, баба, белены объелась?

________________________________________________________________

  1. А перед нею разбитое корыто.

_________________________________________________________________

  1.  Дай полные ответы на вопросы.
  1. Как называется улица, на которой ты живёшь?

_________________________________________________________________

  1. Как называют цветок, который похож на солнце?

___________________________________________________________________

  1.  Замени устойчивые обороты синонимами.

В два счёта – в мгновение ока.

В конечном счёте - ___________________________________________________.

Валять дурака - ___________________________________________________.

Владеть собой - ____________________________________________________.

Водить за нос - ____________________________________________________.

Мастер на все руки - _________________________________________________.

И след простыл - ___________________________________________________.

  1.  Замени устойчивые обороты антонимами.

Расхлёбывать кашу – заварить кашу.

С лёгким сердцем - ____________________________________________________.

Звёзд с неба не хватает - ______________________________________________.

Кот наплакал - ____________________________________________________.

Засучив рукава - ___________________________________________________.

Сложа руки - _____________________________________________________.

Лёгок на подъём - ____________________________________________________.

Хоть пруд пруди - ____________________________________________________.

  1.  Прочитай. Подумай, с каким из синонимов-прилагательных могут сочетаться данные существительные. Составь и запиши полученные словосочетания.

Голубой, лазурный (платье, небо).

Коричневые, карие (глаза, чулки).

Серый, пасмурный (день, костюм).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Все слова в предложении связаны грамматически.

Главные члены составляют его основу.

  1. Прочитай, следя за интонацией. Определи границы предложений. Поставь нужный знак. Сколько предложений получилось? _____________

Багровое солнце медленно опускалось за лесом прощальные лучи ещё золотили верхушки деревьев дом лесника на поляне уже весь в тени вскоре солнце и совсем скрылось вечерняя заря на западе стала бледнеть и гаснуть реже и реже слышались голоса птиц наконец в лесу наступила тишина над поляной стал подниматься туман.

По И.С. Тургеневу

Обрати внимание!

При помощи предложений мы выражаем мысли и

чувства, обращаемся друг к другу с вопросами,

просьбами, советами. Предложение является единицей речи.

  1. Закончи начатые предложения словами-антонимами. Подчеркни слова-антонимы.

Саша поднимается в гору, а Никита ___________________________. У Саши тяжёлый рюкзак, а у Никиты _________________________. Саша большой, а Никита _____________________. У Саши тёмные волосы, а у Никиты ________________________.

  1. Попробуй свои силы!

Почти все слова, которые начинаются с буквы А, пришли к нам из других языков: абрикос, акварель, алфавит. Попробуй подобрать и записать ещё 7 слов иностранного происхождения, начинающихся с буквы А.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай вопросы и запиши ответы.
  1. Какие рассказы Н. Носова ты знаешь?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ты читал книги Марка Твена

________________________________________________________________

  1. Помнишь ли ты автора басни «Ворона и лисица»?

_______________________________________________________________

  1. Чьи стихи о природе тебе нравятся больше всего?

__________________________________________________________________

  1. С глаголами улыбаться, дремать составь предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С данными вопросительными словами составь предложения на тему «На даче?»

Кто? Что? Как? Когда? Где? Куда?

Сколько? Почему? Зачем?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. От данных глаголов, используя приставки, образуй новые глаголы.

Нести – отнести, грести - ________________, плести - _________________, мести - _______________, цвести - _________________, везти - _________________.

  1. Знаешь ли ты, что означает выражение «купить кота в мешке»? объясни суть этого выражения письменно.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запомни!

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

Обращения выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

  1. Составь и запиши короткие предложения с обращениями. Затем при помощи суффиксов –ечк-, еньк-, -ёнк- придай обращениям ласкательную окраску. Суффиксы выдели.
  1. Серёжа, иди сюда. – Серёженька, иди сюда.
  2. ______________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________
  5. _____________________________________________________________

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, которые на письме обычно разделяются запятой.

  1.  Прочитай. В скобках укажи, простое предложение или сложное.
  1. Листья сыплются за школой, слышен громкий спор сорок. (__________________) 2) Прозвенел звонок весёлый, начинается урок. (__________________) 3) Пролетают паутинки с паучками в серединке, и высоко от земли пролетели журавли. (_____________________) 4) Высоко в небе летели журавли и жалобно курлыкали. (_________________) 5) Пронеслась стайка синиц и села на алую рябину. (________________) 6) Звонкими голосами поют зяблики, соловьи, дрозды. (_________________)
  1.  Прочитай. Составь сложное предложение из двух простых, используя союз и.
  1. Ветер согнул тонкую осинку. Она прижалась к земле. _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чуть потянул ветер. Полилась река листопада. _____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Солнце светило ярко. Наташа пошла на прогулку. _____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Попробуй свои силы!

Знаешь ли ты выражение «проще пареной репы»? Попробуй придумать ситуацию, когда ты сможешь употребить это выражение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. ТЕКСТ

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Текст хороший, если:

  1. понятна его тема (о чём);
  2. ясна главная мысль (что хочет сказать автор);
  3. каждое предложение вносит что-то новое (добавляет, объясняет, уточняет).

Соловей и хомяк.                                              - заголовок

Сел соловей на дерево и запел:                                        - зачин

Тью-ить, тью-ить,

Пора гнездо вить!

В это время из норы на белый свет вылез хомяк.            – развитие мысли

Живёт-то он без оконца, не видит красного солнца.

Соловей увидал хомяка и подумал: какая поганая

птица, - не летает, червячков не клюёт, не поёт, тью-

ить, тью-ить!

      Хомяк удивился, кто это поёт, когда работа идёт.

Увидел соловья и подумал: какой поганый хомяк –

ходы не роет, зёрна за щёку не кладёт, не пыхтит,

пых-пых!

       Подумал так хомяк и залез в нору, а соловей                 - концовка

улетел.

Г. Науменко

  1. Прочитай текст.

Горох и бобы.

Горох, глядя на бобы, смеялся:

- Да какие же они толстёшенькие! Да низёшенькие! Да зеленёшенькие! Ох-хо-хо-хо-хо…

Хохотал, надулся, ногой топнул да и лопнул.

Ответь на вопросы: 1) Ясна ли главная мысль? 2) Что хочет сказать автор? Сформулируй тему текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание!

Признаки текста:

  1. тема                                      Все предложения объединены
  2. основная мысль                  одной темой, главной мыслью.
  3. заголовок                            Текст можно озаглавить.
  4. опорные слова                     По ключевым словам можно восстановить

                                              текст, понять тему.

  1. абзац                                   1) Красная строка.

                                              2) Часть текста от одного отступа до другого

  1. Прочитай текст. Обозначь его структурные части.

Сенокос.                                            _________________

В прекрасный летний день начался сенокос.                     _________________

Какой лёгкий воздух, какой чудесный запах

разносится от близкого леса и скошенной утром

травы! Нетронутая трава стояла стеной. По рядам

скошенной травы уже ходили галки и вороны. Они            _________________

налетели из леса, где были их гнёзда. Галки                        _________________

подбирали разных насекомых, червяков. Я заметил,

что птицы клевали и ягоды. В траве земляника была

ещё зелёная, но крупная.

      Весёлая картина сенокоса не выходила из моей             _________________

головы всю дорогу.

По С. Аксакову

  1. Дано название текста и первые два предложения, т.е. зачин. Придумай, что могло произойти, и запиши свой текст.

Как тонул один мальчик.

Однажды зимой мальчик пошёл на реку ловить рыбу. Лёд был ещё тонкий. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТИПЫ РЕЧИ

Описание                                   Повествование                        Рассуждение

 (какой?)                                   (что произошло?)                           (почему?)

  1. предмета;
  2. места;
  3. состояния

человека        среды

  1. Прочитай. Определи тип речи. Придумай название к тексту.

______________________________________

Сегодня пришёл настоящий апрель. Поле озими ещё не омылось и жёлтое-

жёлтое, а лужица на поле ясно-голубая, а самый лес вдали подчёркнут белой полоской. Вдоль реки лежит цепь оставленных водой льдин.

Одна особенно большая лежит на другой, и сверху на неё капает, капает.

Мелкие льдины от толчка распадаются на длинные кристаллы, похожие на

хрустальные подвески от люстры.

В лесу пёстро: где белое, где чёрное, на чёрном виднеются зелёные листочки

перезимовавшей земляники, а земля под ней ещё не оттаяла. Зяблики поют везде, и начинают оживать лягушки.                                  М.М. Пришвин

Тип речи _________________________________, так как _______________

_______________________________________________________________

  1. Прочитай. Определи тип речи. Придумай название к тексту.

_______________________________

Давно я дознавался, почему зябликов зябликами зовут…

Этим летом я, кажется, эту загадку разгадал.

Шёл я по лесной тропинке, слышу – зяблик гремит! Здорово поёт…

Тут вдруг тучка наплыла на солнце; тень накрыла лес. И зяблик сразу сник.

Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: «ТР-р-р-р-рю, тр-р-р-ю». Будто у него от холода «зуб на зуб не попадает».

Вот почему зяблик стал зябликом!                                 По Н. Сладкову

Тип речи _________________________________, так как _______________

_______________________________________________________________

                      Стили речи

                                                                                Научный

                                                                                Деловой

Разговорный                 Книжные                       Художественный

                                                                                Публицистический

  1. Прочитай. Определи тип и стиль речи. Придумай название к этому тексту.

____________________________

Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий свист синиц, клацанье

дроздов, тревожные переклики сорок. Стройная, изящная птичка сидела на верхушке молодой ели, на её светлом вертикальном побеге, и заливалась так самозабвенно, что подпустила меня вплотную. А когда, наконец, заметила меня, то перелетела на соседнюю ёлочку, опять на самую маковку. Жаль, я не знал, что это за птичка.                                                                   Ю. Нагибин

Тип речи: __________________________________

Стиль речи: _________________________________

  1. В зависимости от задачи (цели) высказывания мы говорим по-разному. Допиши предложения.
  1. Когда мы делимся своими мыслями, чувствами, мы пользуемся ________________________________ стилем речи.
  2. Сообщаем научные сведения, объясняем факты с помощью _______________________________ стиля речи.
  3. Если рисуем словами какую-то картину, то используем ________________________________ стиль речи.
  4. Когда пишем заметку в газету, обращаемся к ______________________ стилю речи.

Слова для справок: художественный, разговорный, научный, публицистический.

  1. Прочитай. Определи, к какому стилю речи относятся высказывания.
  1. Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок. Ветер со свистом пронёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс.                                                          По А.П. Чехову

Стиль речи: ________________________________

  1. –Ну и ветер! Поднимает такую пыль, что не видно ничего.

- Да, такого ветра давно не было.

Стиль речи: _________________________________

  1. Ветер – это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Направление ветра показывается флюгером, выражается в градусах.

Стиль речи: __________________________________

  1. С первого класса ты учишься письменно обращаться к людям, то есть сочинять небольшие произведения. Вспомни названия малых жанров.
  1. Сообщение в виде маленького письма - _________________________.
  2. Небольшое описание предмета, в котором этот предмет не назван, - _________________________.
  3. Текст, написанный для общения с кем-то из близких, кого нет рядом, - ______________________________.
  4. Текст – совет, как приготовить какое-то блюдо, - __________________.
  5. Текст с указанием действий и порядка их выполнения - _______________.
  6. Письменный рассказ о своей жизни - ______________________________.

Обрати внимание!

Как писать изложение.

  1. Прочитай или прослушай текст. Выясни значение непонятных тебе слов, фраз.
  2. Понаблюдай, как в тексте рассказывается тема: с чего автор начинает, что главное сообщает, чем заканчивается повествование (описание, рассуждение).
  3. Подумай, какова основная мысль?
  4. Определи, сколько частей в тексте и как они связаны.
  5. Озаглавь каждую часть. Это поможет тебе раскрыть тему текста.
  6. Ещё раз внимательно прочитай или прослушай текст. Мысленно его перескажи.
  7. Пиши текст, зрительно представляя написание каждого слова и предложения.
  8. По возможности сверь свою письменную запись с исходным текстом.

  1.  Прочитай. Определи тип текста и тему. Придумай заглавие.

_____________________________

Недалеко от лесной опушки рос старый дуб. Однажды, подходя к дубу, мы

услышали странные звуки. Через минуту мы были возле дуба. Из густой листвы доносился писк иволги. На ветке сидел кот и орал.

Кот нашёл гнездо и решил полакомиться птенчиками. Добраться по стволу

дерева до сука было легко. Нетрудно было продвигаться и по суку.

Ветка становилась тоньше, но кот продолжал двигаться вперёд. Ветка

наклонилась и в любой момент могла обломиться.

Дальше идти кот не решался. От испуга и обиды он орал. А гнёздышко

спокойно раскачивалось на конце ветки. Никакой хищник не доберётся до него.

Ответь на вопросы:

  1. Что однажды услышали ребята, подходя к дубу?
  2. Кто был виновником шума?
  3. В чём была причина?
  4. Отчего орал кот?

Составь план.

  1. ______________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________

Напиши кратко текст так, как запомнил.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обрати внимание!

Как писать сочинение.

  1. Определи, о чём, зачем ты будешь писать.
  2. Подумай об особенностях стиля своего сочинения (художественный, разговорный, деловой).
  3. Уточни тему и сформулируй основную мысль будущего сочинения.
  4. Подумай, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет ведущем в твоём сочинении.
  5. Отбери материал, необходимый для раскрытия темы.
  6. Составь план, собери ключевые слова.
  7. Напиши черновик.
  8. Отредактируй написанное (убери лишнее, неинтересное, избавься от повторов и т.д.), исправь ошибки.
  9. Перепиши сочинение набело.

  1.  Напиши короткое сочинение на тему «Что мне нравится и что не нравится в моём друге (подруге)?».

Подумай, с какой целью можно использовать в сочинении данный ряд слов: друг, товарищ, приятель, дружок, дружище, одноклассник.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обрати внимание!

Как писать сочинение по картине.

  1. Рассмотри внимательно репродукцию картины.
  2. Узнай, кто её автор, как она называется.
  3. Подумай и ответь на вопросы:

- Что ты видишь на этой картине?

- Что тебя в ней заинтересовало?

- Что изображено на переднем и дальнем плане?

- Какие краски являются главными?

- Какими чувствами проникнута картина?

  1. Что ты знаешь о художнике и истории создания картины?
  2. Составь план будущего сочинения.
  3. Подумай, в каком стиле и жанре будешь создавать текст сочинения.
  4. Отметь слова, которые ты обязательно используешь. О правописании этих слов справься у учителя или в орфографическом словаре.
  5. Напиши сочинение сначала на черновике, а потом займись правкой.
  6. Перепиши сочинение в чистовом варианте.
  7.  Проверь написанное и отметь для себя: соблюдал ли ты правила жанра и стиля.

  1.  Рассмотри репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри». Ответь на вопросы:
  1. Каково твоё впечатление от картины?
  2. Что ты знаешь о русских богатырях?
  3. Кто из богатырей, изображённых на картине, привлекает твоё внимание?
  4. Кто из троих – Илья Муромец? Почему ты так решил?
  5. Опиши внешний вид богатырей (вооружение воинов, одежду).
  6. Обрати внимание на богатырских коней.
  7. Опиши выражение лиц богатырей.
  8. Прочитай поэтические строки И.С. Никитина. Подчеркни те слова поэта, которые можно отнести к картине.

Широко ты, Русь,                              У тебя ли нет

По лицу земли                                      Богатырских сил,

В красе царственной                          Старины святой,

Развернулася!                                      Громких подвигов?

………………………………                   …………………………..

У тебя ли нет                                     На полях своих,

Поля чистого,                                     Под курганами,

Где б разгул нашла                              Положила ты

Воля смелая?                                       Татар полчища.

  1. Подумай, какова основная мысль картины.

Напиши сочинение по картине, используя данный план:

  1. Что я знаю о художнике?
  2. Описание богатырей (вооружение, одежда, позы, выражение лиц).
  3. Природа на картине.
  4. Что хотел сказать художник своей картиной?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Рассмотри репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Внимательно прочитай текст об истории создания картины.

А.К. Саврасов был одним из основоположников русской пейзажной

живописи. В 1871 году художник создал одну из лучших своих работ «Грачи прилетели».

Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул

в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые чёрные гнёзда ожили.

Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться

на подоконнике со своей работой.

- Грачи прилетели! Грачи прилетели! – напевал он, набрасывая на холсте

деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… Пришла весна!

Ответь кратко на вопросы:

  1. Что ты ощущаешь, глядя на картину?
  2. Какие звуки ты можешь услышать?
  3. Что на твой взгляд, было дорого самому художнику на этой картине?

Выбери из пар антонимов слова, подходящие для описания картины. Используй их в своём сочинении.

Мирные – драчливые, радостные – печальные, притихшие – крикливые, спокойные – суетливые.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Напиши сочинение – рассуждение на тему: «Что я чувствую и о чём думаю, когда получаю плохую отметку?».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Представь себе, что ты учитель. Какие интересные темы сочинений ты мог бы предложить своим ученикам? Запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Напиши сочинение – рассуждение на тему: «Кем я хочу быть?». Объясни, чем привлекает тебя выбранная профессия. Чем она кажется для тебя интересной, полезной людям.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Рабочая тетрадь по развитию речи для обучающихся 6т класса

Пособие содержит задания  по формированию речевой деятельности у детей с нарушениями интеллектуальной сферы. Представленный материал поможет обучающимся 6т класса легче усвоить материал по развит...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая тетрадь по развитию речи

Рабочая тетрадь предназначена для работы с детьми третьего класса. Пособие предназначено для детей и образовательных учреждений. В тетради представлена система упражнений, выполнение которых способств...

Дополнительное образование. Курс_Школа развития речи. 2 класс. Рабочая тетрадь. Автор Соколова Т.Н.

Дополнительное образование. Курс "Школа развития речи". 2 класс. Рабочая тетрадь. Автор Соколова Т.Н....