Творческие диктанты для закрепления и повторения словарных слов
методическая разработка по русскому языку на тему

Дана подборка упражнеий для творческих диктантов по русскому языку при закреплении и повторении словарных слов в 1-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_diktanty_dlya_zakrepleniya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие диктанты для закрепления

и повторения словарных слов

Быстрый диктант

  1. Запишите под диктовку букву гласного ударного звука.
  1. Собака, девочка, воробей, посуда, коньки, капуста, арбуз, Москва, тарелка, Россия.
  2. Карандаш, ворона, сорока, пальто, морковь, петух, мальчик, ладонь, лимон, мебель, учитель.

Слоговые диктанты

Варианты заданий:

  1. Запиши первый слог каждого слова.
  2. Запиши вторые слоги слов.
  3. Запиши ударные слоги.
  1. Собака, девочка, пальто, воробей, петух, карандаш, мальчик, лимон, морковь, ворона, сорока, мебель, тарелка, учитель, ладонь.
  2. Морковь, арбуз, ворона, ладонь, капуста, лимон, мебель, учитель, мальчик, карандаш, сорока, Россия, собака.
  3. Москва, петух, коньки, воробей, тарелка, Россия, девочка, посуда, капуста, лимон, карандаш, морковь.

  1. Запишите третий слог каждого слова.

Собака, девочка, воробей, карандаш, морковь, капуста, учитель, Россия, тарелка, ворона, сорока.

Цифровые диктанты

  1. Зашифруйте безударные гласные с помощью цифр: 1 - о; 2 - а. Сложите цифры и запишите результат.

Коньки, арбуз, Россия, ладонь, посуда, пальто, собака, тарелка.

(1,2,1,2,1,2,1,2,=12)

Москва, морковь, сорока, посуда, собака, коньки, ворона, Россия.

(1,1,1,1,1,1,1,1 = 8)

Арбуз, ладонь, пальто, тарелка, капуста, ворона, сорока, коньки.

(2,2,2,2,2,1,1,1 =13)

1 – е, 2 – и

Семья, силач, петух, мальчик, лимон, мебель, учитель, звезда.

(1,2,1,2,2,1,1,1 = 11)

Графические диктанты

  1. Зашифруйте безударные гласные с помощью фигур:

о -         ; а -     .  Сложите цифры  и запишите результат.

1. Капуста, коньки, пальто, Москва, арбуз, Россия, тарелка, собака, ладонь.

(                                                           )

2. Морковь, арбуз, воробей, Москва, пальто, ворона, сорока, карандаш, посуда.

     (                                                      )

Варианты заданий:

 1) - Если словарное слово пишется с большой буквы, поставь знак        , а если с маленькой ___.

2) - Запишите схемы каждого предложения.                                                                                                                                                                          

  1. Костя Сорокин живёт в Москве.
  2. Максим Воробьёв поехал в село Воробьёво.
  3. Девочка сажала морковь.
  4. Мальчик приехал в деревню Вороново на каникулы.
  5. Витя и Таня живут в России.
  6. Мальчики пошли купаться на озеро Петухово.
  7. Мы с Катей живём на Московской улице.
  8. Москва – столица России.
  9. В Туле есть улица Московская и Сорочий переулок.

  1. Капуста и морковь растут на нашем огороде.
  2. Семён Капустин сажает капусту.
  3. Лида и Оксана Сорокины поехали в село Сорокино.
  4. Катя Тарелкина моет тарелки.
  5. Собака Шарик поймала шарик.
  6. Костя Арбузов купил шесть арбузов.
  7. Вася Петухов гонял петухов.
  8. Валя Воронина считала ворон.
  9. Большая страна Россия!

Диктанты с родственными словами

Варианты заданий:

  1. Подчеркните слова, обозначающие признаки предметов.
  2. Подчеркните слова, обозначающие действия предметов.
  3. Подчеркните слова, обозначающие предметы.

1. Москвич, посудина, собачка, конькобежец, арбузище, россияне, мебельная, учительская, воронята, мальчишка.

2. Московский, собаковод, капустный, посудник, конькобежка, арбузик, Российская Федерация, мебельщик, девчонка.

3. Москвичка, посудный, капустка, собачник, пальтишко, собачий, собачонка, конькобежный, арбузная, российский.

Этимологический диктант

  1. Запишите слова по их происхождению.
  1. Своё название это слово получило от древнего корня – соб -   (местоимение « себя, собою») – собственный. Изначально это слово означало «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Исконно русское слово – пёс. (Собака)
  2. В старину таким словом называли небольшую лодку, судно. А различные столовые принадлежности (чаши, кувшины) изготавливали из дерева, придавая им формы лодки, ладьи, судёнышка. Видимо, именно сходство предметов по внешнему виду послужило причиной того, что все хозяйственные принадлежности стали называться словом…(посуда).
  3. Это исконно русское слово. Уменьшительно - ласкательное от слова конь. (Коньки)

Для чего нужны коньки? Для передвижения! Любили коньки и в древности. Только тогда они были не металлическими. Учёные нашли коньки, сделанные из кости животного. Известны и деревянные коньки. Три столетия назад при правлении царя Петра I появились металлические коньки для катания на льду. На изгибе конька «восседала» лошадиная голова.

  1. Город этот назван так по реке, на которой основан. Город на Москве-реке. А вот почему так назвали реку? Есть несколько предположений. (Москва)
  1. В основе – финно-угорское моска, маска («медведь») и ава («мать»). Нечто вроде «медвежьей мамаши».
  2. От финского муста («черный») и языка коми ва («вода»).
  3. Москва – не что иное, как «коровья вода» (выводя этимологию из коми меск («корова») и ва («вода»).
  4. Москва – слово сарматское (сарматы – иноязычные кочевые племена, населявшие в древности части территории Зауралья, Поволжья и Прикавказья). Означает «извилистая».
  5. От  мостков, которые якобы соединяли берега реки. Потому река Москва – « Мостковая река», а город на ней  - Мостков – переиначенные в Москву.
  6. Но самая распространённое предположение таково: Москва – это в прошлом москы («болотистая местность»), родственное слову промозглый в значении «влажный, сырой».

(По Э. Вартаняну«История географических названий»)

  1. Крупная сладкая ягода, больше похожая на большой полосатый мячик. Это слово – гость в нашем языке. Попало оно к нам из языка тюрков (кочующего степного народа) и произносилось немного иначе. А переводилось как «ослиный огурец». (Арбуз)
  2. К рубежу XV – XVI вв. первоначально как простонародное и церковно – книжное, затем в официальных документах стало распространяться это название, близкое греческому названию. Соответственно вместо названия Великая, Малая Русь, стали употреблять Великая Россия – Великороссия. (Россия)

Диктант с пословицами и поговорками

Варианты заданий:

  1. Запишите словарные слова, разделяя их для переноса.
  2. Запишите словарные слова с делением на слоги.
  1. И в богатом доме нечистая посуда есть.
  2. Без собаки зайца не поймаешь.
  3. Москва – сердце России.
  4. Без капусты щи пусты.
  5. Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает.
  6. Одна рука в ладоши не бьёт.
  7. Сорока не ворона, в одно перо не родится.
  8. Петухи во всю ночь поют – не к добру.

  1. Живёт Ермошка; есть собака да кошка.
  2. Москвой – столицей весь народ гордится.
  3. Капуста не пуста, сама летит в уста.
  4. Правая ладонь чешется к корысти, а левая к ущербу. (примета)
  5. Битая посуда два века живёт.
  6. Из – за куста и ворона остра.
  7. Собака лает, ветер носит.
  8. Сорока стрекочет – гостей пророчит.
  9. Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

Диктанты с фразеологизмами

Варианты заданий:

  1. Запишите фразеологические обороты под диктовку, подчеркните словарные слова.
  2. Запишите только словарные слова.
  3. Учитель читает (или выписывает) фразеологические обороты без словарных слов. Задание: дописать недостающее слово.

  1. Как кошка с собакой живут.
  2. Для мебели.
  3. Трещит как сорока.
  4. Кукушка хвалит петуха.
  5. С воробьиный нос.
  6. Не в капусте подобран (найден).
  7. Как на ладони. С горы маленькая деревенька видна как на ладони.
  8. Белая ворона.

  1. Собаку съесть (в чём, на чём).
  2. Не в капусте подобран (найден).
  3. Взяли на карандаш.
  4. У него петух в горле застрял (охрип)
  5. Как на ладони. С горы маленькая деревенька видна как на ладони.
  6. Белая ворона.
  7. Как выжатый лимон.
  8. Мальчик для битья.

  1. Собака на сене.
  2. Встать до петухов (с петухами).
  3. Сорока на хвосте принесла.
  4. Как выжатый лимон.
  5. Воробьиный шаг.
  6. Ворон считать (ловить).
  7. Не в капусте подобран (найден).
  8. Как на ладони. С горы маленькая деревенька видна как на ладони.

  1. Вот где собака зарыта!
  2. Как на ладони. С горы маленькая деревенька видна как на ладони.
  3. Ворона в павлиньих перьях.
  4. Как выжатый лимон.
  5. Стреляный воробей.
  6. Белая ворона.
  7. Не в капусте подобран (найден).

«Обратные» фразеологические диктанты

  1. Подберите к каждой ситуации фразеологический оборот.
  1. Быть знатоком в каком – либо деле, иметь навык, опыт в чём-либо. (Собаку съесть (в чём, на чём).)
  2. О ком – нибудь, чьё присутствие совершенно бесполезно, не нужно. (Для мебели.)
  3. Не хуже других в каком – либо отношении. Такой же как все. (Не в капусте подобран (найден).)
  4. В поле виденья, очень хорошо, ясно. (Как на ладони.)
  5. Об известии, сведениях, неизвестно откуда полученных, взятых.( Сорока на хвосте принесла.)
  6. О том, кто резко отличается от других, не похожих на окружающих. (Белая ворона)
  7. Взять на заметку. (Взять на карандаш.)

  1. О человеке, который сам не пользуется чем – либо и другим не даёт. (Как собака на сене.)
  2. О том, кто хочет казаться важнее и значительнее, чем он есть на самом деле. (Ворона в павлиньих перьях.)
  3. Вставать очень рано, с зарёй. (Вставать до петухов или с петухами.)
  4. Говорить быстро, громко. (Трещит как сорока.)
  5. О человеке, очень уставшем, измотанном, без  сил. (Как выжатый лимон.)
  6. О многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести. (Стреляный воробей.)
  7. Вот в чём суть дела заключается. (Вот где собака зарыта!)
  8. О том, кого заставляли расплачиваться за чужую вину. (мальчик для битья) (По роману М.Твена «Принц и нищий». О мальчике при дворце, получающем вместо принца полагающееся наказание.)

Творческий диктант

  1. Запишите словарные слова, разделяя их для переноса.

1. Кто съел бобовое зёрнышко и подавился? (Петушок)

2. Кто убежал от Федоры в сказке К.И. Чуковского «Федорино горе»? (Посуда)

3. Кто в сказке Шарля Перро был ростом с пальчик? (Мальчик)

4. Среди обширной канзасской степи стоял её домик, который унёс ураган, и она попала в Страну Жевунов, где встретила Страшилу и Дровосека. (Девочка)

5. Кто в сказке Джанни Родари «Чиполлино» правитель королевства? Он был одет во всё жёлтое с ног до головы,  а на жёлтой шапочке у него побрякивал золотой колокольчик. (Лимон)

6. В сказке «Лиса и журавль» пришёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала её по…..(Тарелке).

7. В сказке «Золотой ключик» Артемон, это кто? (Собака)

8. Кого в сказке Максима Горького называют Пудиком? (Воробей).

Творческий диктант

по произведениям К.И. Чуковского

  1. Запишите словарные слова, разделяя их для переноса.
  1. А за ним комарики

      На воздушном шарике.

      А за ними раки

      На хромой…

                     (собаке)

  1. Кто так жаловался?

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

               (посуда)

  1. Плачет серый….:

    «Выйди, солнышко, скорей!

     Нам без солнышка обидно –

     В поле зёрнышка не видно!»  

                    (воробей)

  1. А потом позвонила свинья:

- Нельзя ли прислать соловья?

Мы сегодня вдвоём

С соловьём

Чудесную песню

Споём.

Нет, нет! Соловей

Не поёт для свиней!

Позови - ка ты лучше…!

                        (ворона)

  1. И глядите: медвежата,

Как   весёлые котята,

Прямо к дедушке мохнатому,

Толстопятые, бегут:

«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,

Рады…

                      (мальчики и девочки)

  1. Мы на радугу вскарабкаемся;

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на….!

                                (коньках)

  1. Засмеялись бы на ёлочке

      Матрёшки

      И захлопали б от радости

      В ….

                                                         (ладошки)

Третий «лишний»

  1. Из каждой группы слов выпишите «лишнее» по указанному признаку.

  1. Москва, Россия, собака. ( не имя собственное)
  2. Собака, посуда, сорока. (по первой букве)
  3. Коньки, арбуз, морковь. (по слову, в котором нет мягких звуков)
  4. Россия, девочка, мальчик. (по имени собственному)
  5. Мебель, Москва, морковь. (по имени собственному
  6. Мебель, карандаш, учитель. (по одушевлённому предмету)
  7. Учитель, арбуз, тарелка. (по первой  букве)
  8. Пальто, петух, лимон. (по одушевлённому предмету)
  9. Ладонь, ворона, воробей. (по количеству слогов)
  10. Девочка, тарелка, капуста. (по одушевлённому предмету)

Диктант «Запиши отгадку»

  1. Запишите отгадки, разделяя их для переноса.
  1. Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

                            (посуда)

  1. Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

                             (собака)

  1. Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

                            (коньки)  (Е. Благина)

  1. Вокруг поля – кони в ряд,

Четверо коней стоят

Плечом к плечу, да к боку бок,

А пятый крепенький конек

В сторонке затаился,

К полю наклонился.

                                 (ладонь)

  1. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них поищи.

                                (капуста)

  1. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведёт, там заметку кладёт.

                                           (карандаш)

  1. Следят за ним девчонки, мальчишки,

Любит он тетрадки и книжки,

Любит он цифры «4» и «5»

Ребятам без устали выдавать.

Он любит нас, хоть строгий,

И снова в сотый раз

Он каждым утром рано

С улыбкой входит в класс.

                                   (учитель) (Р. Якубова)

  1. Сверху зелено.

Снизу красно.

В землю вросло.      (морковь)

Диктант «Добавьте словечко»

  1. Запишите словарные слова, разделяя их для переноса.
  1. Нарядилася Алёна

В сарафанчик свой зелёный,

Завила оборки густо.

Узнаёшь её …?

                             (капуста)

  1. Чай вкуснее, если в нём

Солнышком жёлтым

Кружит…

                            (лимон)

  1. Он большой, как мяч футбольный!

Если спелый – все довольны!

Так приятен он на вкус!

Это сахарный….

                                 (арбуз)

  1. Жили раньше звери да птица,

Где теперь…. – столица.

                                    (Москва)

  1. В серой шубе перьевой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица.

Это птица…

                        (воробей)

  1. Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?...

                            (карандаш)

  1. Окраской сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?...

                      (ворона)

  1.   Вертится, стрекочет,

            Весь день она хлопочет.

            Всех за день навестит,

            Всё, что знает, растрещит!

            С ней одна морока.

            Это кто?....

                                         (сорока)

             9.  Мчусь, как пуля, я вперёд,

                  Лишь поскрипывает лёд,

                  Да мелькают огоньки!

                  Кто несёт меня?....

                                                 (коньки)

            10.   Гребень, шпоры, пышный хвост,

                    Горделив, громкоголос.

                    Солнца луч едва пробился,

                    Звонкой песней он завился.

                    Как последний луч потух,

                    Песню вновь поёт….

                                                   (петух)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления при работе со словарными словами

В статье я показала развитие  различных ассоциаций при запоминании словарных слов,дети с удовольствием подбирают образы,урок проходит легко,весело,результативно....

Тренажёр "Словарные слова"(картинный диктант)

В данном ресурсе предлагается 4 вида картинных диктантов. Их можно написать на одном уроке, а можно использовать  на нескольких уроках.Учитель указывает  на картинку (не зависимо от ну...

диктант словарных слов.

Берёза,медведь,город,ветер,лиса,ягода,посуда,клаз...

Презентация для 1 класса по обучению грамоте, для работы с диктантом "Яблоки" с включением словарных слов и слов с изученными орфограммами.

Презентация предназначена для учащихся 1 класса в преиод обучения грамоте (завершающий этап) для визуального восприятия текста диктанта "Яблоки". В диктант включены словарные с лова с слова с изученны...

Конспект урока "Словарные слова. Словарный диктант.

Цель урока: закрепить правописание словарных слов.Образовательные задачи: упражнять в правописании словарных слов, составлении и записи словосочетаний и предложений со словарными словами, закрепление ...

Мастер-класс " Творческие приёмы работы над правописанием словарных слов"

Мастер-класс " Творческие приёмы работы над правописанием словарных слов"...

ПОВТОРЕНИЕ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

ПОВТОРЕНИЕ СЛОВАРНЫХ СЛОВ...