Сочинение-мозаика на тему «Весна пришла!»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Гусарова Елена Валентиновна

 

Сочинение как вид творческой работы занимает в педагогической практике особое место. «Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни» (М.А.Рыбникова). Бесспорно, что для учителя именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie-mozaika.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В.Гусарова, учитель начальных классов,

заместитель директора по учебной работе

ГБОУ лицей №395 Санкт-Петербурга  

Урок. Русский язык. Развитие речи.

Класс. 4 класс.

Тема. Сочинение-мозаика на тему «Весна пришла!»

Задачи:

  1. Формировать умения собирать материал к сочинению.
  2. Формировать умения отбирать материл к сочинению в соответствии с главной мыслью и стилем текста.
  3. Учить детей располагать материал в нужной последовательности и составлять план сочинения.
  4. Обобщать словарь детей изобразительной  лексикой. Учить учащихся умениям использовать языковые средства в соответствии со стилем.
  5. Обучать учащихся умениям подбирать эпиграф к тексту сочинения.
  6. Пробудить интерес к данному виду работы, используя различные виды творческой деятельности.

Оборудование:

  1. П.И. Чайковский «Времена года»;
  2. Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»;
  3. Детские рисунки и работы на тему «Весна»;
  4. Приложения:
  1. тексты стихов для каждого ученика;
  2. тексты для дифференцированной работы;
  3. весенний словарь;
  4. конверты с карточками плана зарисовок;
  5. эпиграфы.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Слушание музыки П.И.Чайковского «Март» (из цикла «Времена года»)

        - С каким временем года ассоциируется эта музыка? Обоснуйте ответ.

        - А кто узнал, что это за произведение?

        - Какое настроение у вас возникло?

        - Нравится ли вам это время года? Чем?

        - Какие чудесные превращения происходят весной в природе?

2. Чтение стихотворения о весне Ф.И. Тютчева.

-Прочитайте стихотворение о весне. (Приложение №3)

- Подумайте, с каким чувством нужно читать это стихотворение. Посоветуйтесь друг с другом. Потренируйтесь в парах в выразительном чтении.

3. Выразительное исполнение стихотворения учащимся.

4. Анализ качества исполнения.

- Какие ещё стихи о весне вы помните?

- Они нам сегодня пригодятся.

III. Сообщение цели урока

- Как вы готовились к сочинению?

- Почему необходимо было наблюдать за природой, читать художественную литературу и научно – популярную литературу. (Нужно рассказать о том, что увидел сам, а литература поможет ярче передать эти события.)

- На уроке мы обобщим собранный материал.

- Название сочинения – «Весна пришла!»

- Что, судя по названию, можно сказать о его теме?

- О чем будем писать в сочинении? (О том, как наступает весна, и какие чудесные превращения в природе она совершает.)

- Да, сегодня мы будем говорить о звуках весны, красках весны.

- Перед вами несколько эпиграфов. В течение работы вы должны выбрать строки наиболее подходящие к вашей работе. (Приложение №1)

IV. Подготовка к сочинению

1. Обсуждение границ и объёма темы.

- Тема уже определена. В каком стиле, по-вашему, лучше написать такое сочинение? (художественном)

- Какого типа текст у нас должен получиться? (В основном, описание)

- Элементы ещё каких типов текста обязательно будут присутствовать в нашем сочинении? (Элементы повествования и рассуждения).

- Да, это будет описание с элементами повествования и рассуждения.

- Что мы будем описывать в нашем сочинении? (Портрет весны, солнышко, небо, первые цветы и т.д.)

- О чем можно будет написать в сочинении? (О прилете птиц, о появлении первых цветов, таянии сосулек и  т.д.)

- О чём мы порассуждаем в конце сочинения? (О том, чем нас особенно привлекает это время года.)

- Тема сочинения – «Весна пришла!» - очень емкая. Ведь первые признаки весны можно наблюдать всюду, их очень много, они разнообразны: кажется, что изменился сам воздух, он наполняется новыми звуками и новыми красками, солнце начинает светить по-другому, птицы голосят, появляются первые цветы… Всё это напоминает разноцветную мозаику. Знаете ли вы, что такое мозаика? Где её можно встретить?

- Обратимся к толковому словарю: «Мозаика – рисунок или узор из скрепленных между собой камешков, кусочков стекла, эмали и др.»

- Чем весенняя картина напоминает мозаику?

- В связи с этим мы с вами будем сегодня писать необычное сочинение-мозаику о приходе весны. Каждый из вас напишет маленькую весеннюю зарисовку, может быть в прозе, а может быть, и в стихах, это и будут те разноцветные стеклышки, из которых мы потом соберем весь текст, всё наши сочинение.

V. Составление плана

1. Языковая подготовка к сочинению.

- Составим план сочинения.

В конвертах названия тех маленьких картинок, зарисовок, из которых и будет состоять весь текст. Давайте подумаем, в какой последовательности их расположить в нашем сочинении, поразмышляем над их содержанием. Ознакомьтесь с зарисовками. Попробуйте определить их последовательность в сочинении.

  1. Портрет весны.
  2. Весеннего солнышка лучик.
  3. Музыка весеннего дня.
  4. Сосулька плачет.
  5. О чем рассказал весенний ручеек.
  6. Подснежник проснулся.
  7. Что мне особенно нравится.

        Зарисовка 1.

-  С какой картинки лучше начать наше сочинение? (Портрет Весны)

- Почему слово «Весна» в названии написано с заглавной буквы? Какой прием можно использовать в описании Весны? (Олицетворение)

- Прочитайте строки из стихотворений русских поэтов Ф. Тютчева и Я. Акима, в которых использован этот прием. (Приложение №3)

- Какой описывают поэты Весну в своих стихотворениях? Каким вы представляете её портрет? (Ответы учащихся)

        Зарисовка 2.

- О чём мы напишем во второй части сочинения? Благодаря чему пробуждается природа? (Солнце начинает светить ярко, согревает землю)

- Поэт И. Никитин написал: «В ярком золоте день утопает…»

- Как вы понимаете смысл этой строчки? Какие волшебные превращения мог совершить маленький лучик весеннего солнышка, упавший (спустившийся) на землю?

(Согрел землю…, разбудил… , развеселил…, подбодрил птиц…)

- В каком жанре можно было бы сделать эту зарисовку? (В жанре сказки).

- Выберите название для этой части сочинения. (Весеннего солнышка лучик)

        Зарисовка 3.

- Какой будет третья зарисовка в нашей мозаике? Какие самые первые, самые ранние признаки весны можно заметить? (Сосульки плачут).

- Где они обычно бывают? Какие по форме? На что похожи? В какое время дня они начинают плакать? Как вы думаете, чьи это слёзы?

- Согласны ли вы с К.Д. Ушинским, который пишет: « Видит зима, что нечем ей взять, - заплакала со злости. С крыш зимние слёзы заплакали… видно, весна недалеко».

- О чем может плакать сосулька?

- Во что она превращается на земле?

- Как вы думаете, только ли грустная эта картинка?

- Прочитайте, как описывает сосульки поэт А. Ивечин. (Приложение №3)

- Какой будет следующая часть нашего сочинения? Чем заканчивается стихотворения А. Ивечина?

        Зарисовка 4.

- О чем рассказал весенний ручеек.

- Прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды».                    (Приложение №3)

- Какова главная примета весны в этом стихотворении? (Весенние воды, ручьи).

- Какое у них настроение? (Радостное, бурное)

- Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. А на самом деле говорят ручьи? (Они журчат, звенят, как будто говорят).

- О чем может рассказать весенний ручеек? (О том, как, из чего он образовался, какое у него настроение, что он наблюдает по берегам, подружился ли он с корабликом, который выпустили на воду дети, как он проложил дорогу к речке, и что произошло дальше).

- Весной всё звучит по-особому. Разве летом мы не слышим журчания ручьев, пения птиц? Так почему же мы связываем эти звуки именно с приходом весны? (Звуков этих не было всю зиму. Природа спала)

        Зарисовка 5.

- Ребята, но только ли слова помогают нам представить приход весны? (Еще помогают и картины родной природы).

- Перед вами репродукции знакомой картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Эта картина написана в Костромской области, в поселки Сусанино. Представьте, что мы стоим у этой березы. Слышите, сколько звуков в этой картине? А какие звуки мы здесь слышим? (Перекличку грачей, звон капели, шелест ветра на мокрых ветках, поскрипывание кривых стволов …)

- Какие краски использовал художник? (светлые и темные, голубовато-серые, краски весны)

- Каждый из вас тоже пытался на своих рисунках использовать свои весенние краски.

- Звуки весны можно услышать и в музыке. Послушайте, что это за произведение. (П.И. Чайковский – пьеса об апреле «Подснежник»).

- Какие звуки весны вы сейчас услышали? (В вальсовом движении журчит ручеек, звенит капель, поют птицы)

Зарисовка 6.

- Какая зарисовка будет следующей в нашей весенней мозаике? (Подснежник проснулся).

- Прочитайте стихотворение Л. Соловьева « Подснежник». (Приложение №3)

- Какой прием использовал автор при описании цветка? (Олицетворение)

- С какой целью?

- В каком жанре лучше всего написать зарисовку о подснежнике? (Сказки).

- Каким может быть примерное содержание?

Зарисовка 7.

- Как закончить сочинение?

- О чем напишете в этой части? ( О своем отношении к приходу, о том, что нас волнует, радует, восхищает)

- Что мне особенно нравится весной

VI. Физминутка

- Весенняя физминутка поможет отдохнуть.

Дождик песенку поет – кап – кап (ходьба).

Только кто её поймет – кап – кап  (хлопки в ладоши).

Не пойму ни я, ни ты – кап – кап (хлопки за спиной).

Но зато поймут ручьи – кап – кап (хлопки над головой).

VII. Словарная работа

- Поэты, писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. Мы с вами тоже искали такие слова, чтобы описать красоту весны. Обратимся к весеннему словарю.

- Подобранные вами ассоциации  распределены по определенным группам. Они помогут вам создать свой текст. Найдите в этих словах орфограммы. (Приложение №3)

VIII. Написание сочинения

1. Фронтальная работа.

- Сейчас вы сами будете в роли писателя.

- Каждый из вас берет себе ту зарисовку (картинку), о которой он хотел бы написать. Вы можете написать в прозе или в стихах, в жанре сказки.

- Подберите эпиграф к работе. (Приложение №1)

- А затем мы соединим все ваши зарисовки и получим большое и, надеюсь, красивое сочинение-мозаику о Весне. (Заранее подготовлен стенд для коллажа сочинений).

 2. Индивидуальная работа.

Для учащихся с очень низким уровнем академических способностей подготовлены варианты деформированных текстов («Весенний концерт», «Дружная весна»).

3. Самостоятельная работа.

Во время работы звучит композиция П.И.Чайковского «Времена года» «Март».

IX. Редактирование текста

-Посмотрите, может что-то нужно изменить или дописать.

X. Взаимопроверка.

XI. Анализ текстов. (Чтение текстов)

XII. Рефлексия урока.

- Что вы узнали сегодня о весне? (У Весны много разных примет, красок, звуков).

- Какую задачу решали сегодня на уроке?

- Какие трудности возникли?

- Как вы их преодолели?

- Как следует поступать в дальнейшем?

XIII. Оформление коллективного коллажа.

Приложение №1

Эпиграфы

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит, и поет.

(А.К.Толстой)

О, весна без конца и без краю…

(А.Блок)

Еще земли печален вид.

А воздух уж весною дышит.

(Ф.И.Тютчев)

Зима недаром злится:

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

(Ф.И.Тютчев)

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки

(Н.И.Рыленков)

Уж тает снег,

Бегут ручьи,

В окно повеяло весною …

(А. Плещеев)

… Все весною пахнет!

(А.Майков)

Приложение №3

Весенний словарь

Весна

Ранняя

Красавица

Румяная

Чудесное

Прекрасное

Ручьи

Говорливые

Бегут, поют

Журчат

Веселые

Быстрые

Шумные

Воздух

Свежий

Чистый

Наполнен запахом весны

Солнце

ласковое

всё выше, светит больше

яркое, желтое до белизны

солнечный лучик

пригревает…, разбудил,

подбодрил…, шлет, посылает

Небо

Голубое

Прозрачное

Сосульки

Светятся

Искрятся

Хрустальные

Похожи на стволы деревьев

Недолго

Весенняя капель

Первые цветы

Появляются

Распускаются

Голубой глазок подснежника

Почувствовал тепло

Приложение №4.1

Дружная весна

весна, дружная, пришла.

теплое, солнышко, светит.

рыхлый снег, только, остался, леса, в тени.

на лесных озерах, лед, треснул.

вода, мутная, низины, затопила.

ручьи, журчат, шумные, березах, на, надулись, почки,

маленькие.

они, душистой, пахнут, смолой, веселые, кричат, воробьи.

        

Приложение №4.2

Весенний концерт

Я, на улице, гулял и сосульки, увидел.

Концерт, показывали, они.

сосулька, толстая, пела: "Пляк, пляк, пляк!"

сосулька, пела, средняя: "Плек, плек, плек!"

а, пела, сосулька, маленькая, самая: "Плик, плик, плик!"

наоборот, потом, а,все.

пела, сосулька, маленькая: "Плик, плик, плик!"

пела, а, средняя: "Плек, ппек, плек!"

старшая, а, пела: "Пляк, пляк, пляк!"

концерт, а, потом, закончился.

пошел, домой, я, и рассказал, маме, папе, и, о концерте,

приснился, мне, ночью, сон, о, концерте, весеннем.

Приложение №2

 Еще земли печален вид.

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась...

 (Ф.И. Тютчев)

Блестящие, звенящие.

Хрустят, как леденцы.

Под крышами висящие

Сосульки-сорванцы.

Блестящие, звенящие.

Как солнышка лучи....

Отсюда начинаются

Весенние ручьи.

(А. Ивечин)

Долго шла Весна тайком

От ветров и стужи.

А сегодня - прямиком

Шлепает по лужам.

(Я. Аким)

 Еще в полях белеет снег.

А воды уж весной шумят,

Бегут и будят сонный брег.

Бегут и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет! Весна идет:

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед...»

(Ф. И. Тютчев)

Весне и горя мало:

Умылся в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

(Ф. Тютчев.)

 И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Он лучистый, серебристый,

Он сверкает и журчит...

(О. Высоцкая « Майская песня»)

В саду, где березки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда,

Что это весна?».

(Л. Соловьев «Подснежник»)

Уж тает снег,

бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Засвищут скоро соловьи

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А.Плещеев. «Весна»)

8. Иду в страну лучистую

По имени Весна -

Туда, где Март бесчинствует,

Воспрянув ото сна,

Туда, где шубу снежную

Он сбрасывает с плеч,

Чтоб к солнцу грудью вешнею.

Земною грудью лечь.

Где так ликуют зяблики,

Где, разрубив снега,

Ручьи кривыми саблями

Врезаются в луга,

Где над любой проталинкой

Еще витает пар,

Где в каждой капле маленькой

Дрожит весны пожар.

(Н. Браун)

Ласточка примчалась

 Из-за бела моря,

Села и запела:

«Как февраль не злися,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Всё весною пахнет!» 

(А. Майков)

     Сказать по-другому, значит, сказать хуже, чем сказал автор, и этим испортить произведение. Художественное слово - ёмкое. Оно дает яркое представление о том, что хотел сказать автор, и выражает его отношение к тому, что изображает. Эти слова незаменимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по теме "И. С. Микитов- Соколов "Май". Обобщение по теме "Весна пришла"

Конспект интегрированного урока по теме "И. С. Микитов- Соколов  "Май". Обобщение по теме "Весна пришла" по программе "Школа 21 века"...

Презентация к уроку ИЗО по программе "Школа 2100" по теме «Весна пришла». Знакомство с живописным пейзажем. Бытовая живопись.

В презентации представлены материалы о художниках-пейзажистах: И. Левитане, А. Саврасове, И. Шишкине, фото их картин, даётся понятие пейзажа с опорой на песню Г.Гладкова "Картина"....

урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс

урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс...

Урок развития речи в 3 классе СКОШИ I вида по теме "Весна пришла"

Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку развития речи в 3 классе СКОШИ I вида по теме "Сочинение с элементами описания "Весна пришла". Цель и задачи урока: учить детей грамотном...

Конспект урока по ИЗО в 3-м классе на тему: "Весна пришла. Весеннее настроение"

Рисование на тему (по представлению, по памяти, с натуры (вид из окна).Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобразительное искусство, литература, МХК....

Презентация на тему "Весна пришла! Весне дорога!"

Презентация знакомит детей дошкольного и младшего школьного возраста с временем года "весна" через творчество художников, поэтов и композиторов....

Проект в старшей группе Тема «Весна пришла!»

Актуальность темы            Чем больше мы узнаём красоту природы, тем больше  начинаем любить ее.    Данный проект направлен...