урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

 

урок развития речи сочинение на тему" Весна пришла" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_sochinenie_vesna_prishla_3_kl.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Илешевская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока  развития речи
в 3 классе

Сочинение с элементами описания

« Весна пришла»

                                                                                                            Подготовила:

учитель начальных классов

Купцова Елена Владимировна

1 квалификационная категория

2012 г.

Цели:                                                                                                                                                                   1) учить детей грамотному построению предложений, умению последовательно  излагать свои мысли, обогащать  словарный  запас слов;  

2) развивать навыки грамотного письма, творческой активности,  внимания, воображения;

3)показать детям картины пробуждения природы, созданные словами, звуками,  красками; воспитывать любовь к  природе, к родному краю.            

Оборудование: 

грамзапись пьесы П. И. Чайковского  « Март»,

картины художников  А.К.Саврасова   «Грачи прилетели»,    И.И. Левитана «Март»,           К. Юона «Мартовское солнце»

рисунки детей, корзина с подснежниками, презентация.

                                                      Ход урока.

1. Сообщение темы урока.

         1. Постановка цели.

- Сегодня на уроке развития речи мы напишем небольшое сочинение с помощью динамической  картинки, которую составим вместе.  Тему сочинения  вы узнаете, отгадав загадку.

         2. Отгадывание загадки.

                                     Она приходит с ласкою

                                     И со своею сказкою.

                                     Волшебной палочкой взмахнёт,

                                     В лесу подснежник расцветёт.          ( Весна).

- Назовите  весенние  месяцы. Какой месяц наступил сейчас?

- Вот  и март! Потепление  сразу  поменяло  облик  природы.                                                            Март – излом зимы, торжество солнца.

-   Как  называют  в  народном календаре месяц  март?  Слайд 2  ( по щелчку 1, 2. 3. 4, 5)

                                    Март                  

         - Как понимаете значение слов?                        

                                   протальник             ветронос

                                   свистун                   водотёк                      

                                   капельник              весновей                                        

          3. Прочитаем эпиграф к нашему уроку          Слайд 3.

                               Всё весны дыханием согрето,

                               Всё кругом и любит, и поёт.        А.К. Толстой.

- В конце урока вы скажете, подходит ли этот эпиграф к теме нашего урока.

II. Подготовка класса к восприятию материала.

            1. Вступительное слово учителя.

   Да, весна пришла в наши  края  полноправной  хозяйкой.

- А  вы ощущаете  её  свежее  дыхание?

- Что происходит в природе весной?

           ( пробуждается ото сна, в природе всё оживает,  рождается зан

 2. Подтвердите строчками  стихотворений  об  изменениях, происходящих  в природе весной.

               Чтение учащимися отрывков о весне .

                 1)Весна, весна кругом  живёт  и  дышит,

                     Весна,  весна шумит  со  всех  сторон!    М.И. Исаковский.    

                2)   Весна! Весна! Как высоко

                    На крыльях ветерка,

                    Ласкаясь к солнечным лучам,

                    Летают облака!                           ( Е.А. Баратынский)

             3)  Вновь весна, и небо голубое,

                  И плывут высоко облака.               ( С. Тараховская)

             4)  Распустились почки, лес зашевелился,

                  Яркими лучами весь озолотился!    ( Дрожжин)

           3. Вывод.  

     Весна – это необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается, оживает, обновляется. Её красота вдохновляет поэтов, композиторов, художников.            

           4. Работа по картинам  русских  художников.                                              

    - Вот и сейчас я прошу вспомнить картины художников, с которыми вы знакомились в своё время.  ( Дети называют  автора и название картины)                                                                                                                                

                   1)  И.И. Левитан   «Март».

                   2)  А.К.Саврасов « Грачи прилетели».

                   3)  К.Юон «Мартовское солнце»

- Каково сочетание красок на картинах?                                                                                       ( Краски нежные, прозрачно – золотые, розоватые, голубоватые, фиолетовые)

- По каким признакам можно судить о приближении весны?

( Изображено тёплое ласковое солнце, свежий, прозрачный воздух, голубое небо)

- Какой изображена природа?   (спокойной, таинственной, торжественной)

- Какое настроение создают картины у зрителя?

 ( Они точно передают радостное, весеннее настроение)                                                              

- Нельзя оставаться  равнодушным к красоте нашей природы, изображённой на картинах!   Художники передают эту красоту при помощи красок.

- Какие  краски использовали вы, рисуя свои рисунки?     (Выставка детских рисунков

              (жёлтые, зелёные, фиолетовые, голубые)                                                                                                          

5. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Март».

    - Чтобы описать красоту весенней природы, композиторы находят чарующие звуки в музыке. Прослушайте пьесу П.И. Чайковского «Март».

- Какую картину вы представили, слушая музыку?

( Ласковое солнышко, журчание  ручейков, шум ветра, пение птиц).                                          

III. Составление динамической картинки «Весна пришла».          

                    1. Чтение стихотворения учителем.

      -  Сейчас я предлагаю вам вместе с Весной   совершить небольшую прогулку.          

                       Лёгким шагом, пройдя по тропинке,

                       На полянку выходит Весна.

                       Что увидела здесь наша гостья?       Слайд 4 

                       Ну, скажите, довольна она?          

                     2. Ответы на вопросы:

- Что увидела Весна на полянке?        (берёзку)        

- Довольна  ли  она  увиденным? Почему? (Нет, не чувствуется прихода весны)

- Давайте все вместе оживим  картинку.                      

а)  Начнём  с изменений, происходящих  в неживой природе:

    -  Поэты, художники, композиторы  сумели  в  своих  произведениях  передать  красоту весенней природы. Давайте и мы найдём красивые слова, чтобы  описать эту  весеннюю картинку? Посмотрите вокруг.  

( Дети  находят слово, объясняют написание и помещают рядом с ключевыми словами)  

                 ( На щелчок появляется нужное изображение )      Слайд 5.

              а) небо                             (голубое, прозрачное)                                      

              б) солнце                         (весеннее, ласковое, пригревает, посылает)   1

              в) облака                          (лёгкие, пушистые)                                           2                        

            - А теперь изменения, происходящие в живой природе.      

               а) цветы                            (первые, синий глазок)                                    3                  

               б) трава                            (шелковистая, зелёная)                                     4

               в) листочки                      (липкие, маленькие)                                         5

               г) птицы                           (вестники весны, долгожданные)                  6,7

- Вот и получилась у нас весенняя картинка. Она вам нравится?

- Используя слова и выражения, напишите сочинение по картинке «Весна пришла».                                                  

               На парте у каждого  памятки  «Текст», «Редактор».

IV. Запись текста в тетради.

         (зелёный)        - работают самостоятельно

 (красный)        - работают по карточке  (Приложение 1)

Ученики пишут сочинения. Тихо звучит  музыка П.И.Чайковского.

V. Прослушивание рассказов, написанных  детьми.

VI.  Итог урока.

   -  Всё в природе согрето весенним дыханием – ярким солнцем, свежим ветром  и от этого всё кругом оживает, любит и поёт.      

    Красиво весной в лесу! Как не порадоваться весеннему солнышку, не полюбоваться первым подснежником. Но  мы должны помнить, что к природе надо относиться бережно.                                                         

                                Чтение стихотворения учеником.

                            Давай пройдёмся медленно по лугу

                            И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

                            Ты должен над цветами наклониться

                             Не для того, чтоб рвать или срезать.

                             А чтоб увидеть добрые их  лица

                             И доброе лицо им показать.                                            

  -  В память о нашем уроке «Весна» дарит вам вот эти подснежники.

                             ( корзина с подснежниками)

VII. Домашнее задание ( творческое)          Слайд  6

Предлагаю, используя рифмы, сочинить четверостишье.                                                                                                        лес  -  чудес             цвет  - привет              Слайд 7   (Спасибо за  урок!)

Приложение.

 1.   Карточка для индивидуальной работы.

(предложения разрезать и раздать слабым учащимся в конверте)

                    Задание:

  1. Составить текст из предложений.
  2. Вставить пропущенные буквы.

Наступила  д.лгожданная  весна.

По голубому  небу  плывут  лё.кие  пуш.стые  обл.ка.

Яркие лучи  солнечного света  зал.вают   п.лянку.

Воздух  чист и  свеж.    

Проснулась  ж.вая  природа.  

По.вилась  шелковистая  тра.ка.  

Мне  нравится  это  время  года!

На  пр.талинах  зацв.ли  синие  подснежники.

Всё  вокруг  ож.ло  и  радуется  приходу  в.сны.

На б. рёзе  появились клейкие  л .сточки.  

Список использованной литературы

  1. Есенина С.А. Как научить Вашего ребёнка писать сочинения. 3 класс [Пособие для начальных классов ], М.: Издательство «Грамотей», 2007г.
  2. Узорова О.В. Самый полный справочник для младших школьников по написанию сочинений и изложений на уроках русского языка: 1 – 4 кл. /О.В.Узорова. Е.А.Нефёдова. – М.: АСТ: Профиздат, 2004.

3. Воробьев В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. М.: 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи, сочинение про маму.

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/russnach/nachrusinoe/sfbfgh-sdbgt...

Урок развития речи "Сочинение - описание "Весна идёт"

Данный урок был проведён мною в рамках областного конкурса "Учитель года-2008" в 4 классе....

Урок развития речи. Сочинение сказки по готовому началу. 4 класс

ТЕМА УРОКА: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ. ТИП УРОКА: Развитие речи ЦЕЛИ УРОКА:  закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;  знакомство с приемами сюжето...

Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий. Опорный лист для написания сочинения....

конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии

конспект урока развитие речи "Сочинение по картине конец зимы" 3 класс школа россии...

Конспект урока.Русский язык.4 класс. Урок развития речи.Сочинение по репродукции А.А.Пластова "Первый снег".

       Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»               ...

Русский язык (урок развития речи) «Сочинение считалки. Подготовительный урок

Консрект урока+ презентация по русскому языку для 2 класса. Урок развития речи, подготовительный этап...