Правописание частицы НЕ с глаголом.
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Николаева Алла Геннадьевна

Форма урока:сюжетно - ролевая игра : "Помощь Глагольному капитану". Коллективные работы,сюжетно - ролевые игры позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности обучающихся.Грамматические сказки развивают фантазию,воображение,будят интерес,а когда интересно,тогда учебный материал детьми усваивается хорошо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по программе: «Школа 2100»

Учитель ГБОУ СОШ №127 Николаева А.Г

Изучаемый раздел: ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛОМ

Цель урока: развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами

ЗАДАЧИ:

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ                                                                                       ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

- развивать орфографическую зоркость                            - уметь находить и объяснять

  обучающихся;                                                                            изученные орфограммы;

- повторить грамматические разборы;                              - учиться делать грамматические

- развивать умение  правильно употреблять                              разборы;

  и писать частицу не с глаголами;                                                - учиться правильно употреблять и          -  учить работать с учебником ;                                                        писать частицу не с глаголами;

   - развивать связную речь, логическое мышление;                   - учить делать выводы по опорным

   -воспитывать аккуратность  в работе, терпимость                       словам;

     к товарищам;        -учиться работать с готовым правилом;

  - развивать желание и в дальнейшем овладевать                    - воспитывать в себе волевые качества,

     знаниями;                                                                                               аккуратность в работе, терпимость к          

                                                                                                                       товарищу.

Материалы и оборудование к уроку:

- учебник русского языка, тетрадь,

- карточки с частицей НЕ – 3 шт., опорные слова,

- «морфологический город», названия разборов,

- капитанская фуражка, корабли.

ФОРМА УРОКА: СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА. «ПОМОЩЬ ГЛАГОЛЬНОМУ КАПИТАНУ».

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Проверка знаний предыдущих тем.

3.Работа по теме.

4.Итог урока.

1.Орг. момент.                                                                                                                                                               – Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи и отличной работы.

2. Проверка знаний предыдущих тем.

- Ребята, из города «Морфологии» к нам прибыли корабли.

- А что изучают в этом городе?                                                              - Слова как части речи.

- Прочтём предложение. Запишем его. Определим, какой части речи каждое слово.

   Попутно выделим и объясним знакомые орфограммы.

             К     НАМ    ПРИШЛИ   ЧУДЕСНЫЕ   КОРАБЛИ.

- к -  предлог, нам – местоимение (мы), пришли – глагол ( что сделали?) чудесные - прилагательное (какие?), корабли - существительное (что?)

К – предлог пишу со словом на расстоянии,                                                                                                пришли - ударение падает на второй слог- шли, безударный гласный в первом слоге, при – приставка, написание приставок надо запоминать,  

чудесные – ударение падает на второй слог  -дес, безударный гласный звук в корне слова, проверяем – много чудес, чу- пишем с буквой - у, окончание –ые множественного числа.

корабли - ударение падает на слог - ли, безударные гласные в корне слова, проверяем - первую гласную надо запоминать - это словарное слово корабль, и это же слово является проверочным .

                

Слайд. Парусник.

- Мальчики, как называется этот вид корабля?                                                                                           - Этот вид корабля называется парусник.

- Сделаем словообразовательный разбор этого слова.

 ПАРУСНИК – имя существительное, образовалось суффиксальным способом

корень ПАРУС + суффикс НИК

- К чему крепятся паруса

- К мачте.

- Сделайте морфемный разбор этого слова.

- Изменяю слово:

 мачта, мачтой, окончание слова е , основа слова мачт, корень слова мачт.

- Отгадайте загадку.                                                                                                                                         – Без этого корабельного приспособления судно на месте при стоянке не удержать.

 -Это приспособление называется: якорь

- Сделаем фонетический разбор этого слова.

ЯКОРЬ-2слога, я-корь,

Я -   [ й  ]  - согл.,зв.,мягк.,непарн.

    -  [  а  ] – гл.,удар.

К  -   [ к  ] – согл.,глух.,парн.,тв.,парн.

О -   [ а   ] – гл.,безуд.

Р  -   [ р, ] -  согл.,зв. непарн.,тв.,парн.

Ь  -   [  -  ] – зв. не обозначает

5 б.   5 зв.

Физкультминутка: - Море волнуется - раз,

                                      Море волнуется - два,

                                      Море волнуется – три,

                                      Морская фигура на месте замри.

3. Работа по теме урока.

 - Слышите, кто-то просит нас о помощи.( голос из класса) «Помогите!», «Спасите!»,

    «Погибаю!»

- Вы догадались, капитан, какого корабля просит нас о помощи?

- Нас просит о помощи капитан – ГЛАГОЛ. Все его слова обозначают действие.

 К доске выходит мальчик в фуражке морского капитана.

- Милый капитан, что у вас случилось?

- На судно подбросили записку. Прочтите. (текст записки написан на доске)

 КТО МОРСКИЕ ЗАКОНЫ        ЗНАЕТ,

ТОТ В МОРЕ                    ПРОПАДАЕТ!

(капитан) – Нет, я понимаю, что эта записка не про меня, и не про мою команду! Но всё же помогите разобраться.

- Обязательно, а помогут нам сегодня частицы.

(к доске выходят девочки с « шапочками» частиц НЕ, ЖЕ, ЛИ )

 Они хоть малы и не являются членами предложения, но помощницы  они хорошие.

Девочки читают стихотворение.

Мы очень  нужные частицы

Может с каждым подружиться.

Выражаем утвержденье,    (шаг  вперёд делает девочка, у которой частица - ЖЕ)

Отрицанье                               (шаг делает девочка, у которой частица - НЕ)

И сомненье…                          (шаг делает девочка, у которой частица - ЛИ)

- Ребята, капитан, какая вам частица нужна?

- Частица НЕ.

- Эта частица отрицает любое действие.

- Правильно, ребята, я служу для отрицания любого действия.

- Ну чтож, давайте составим алгоритм действия.

1. Найдите в тексте слова обозначающие действия.

2.Поставьте перед этим словам частицу НЕ, и посмотрите, какой получился смысл слова.

- Пробуем.

 Кто морские законы  НЕ ЗНАЕТ,

 Тот в море пропадает!

Капитан: «Высказывание верное! Так в жизни и происходит! Но это не про меня и не про мою команду».

- Пробуем ещё.

Кто морские законы знает,

Тот в море не пропадает.

Ребята объясняют смысл этого предложения.

Капитан: «А вот это верно! Как важно, правильно  ставить частицу НЕ в нашей речи».

Выступает частица.

 Я -  упрямая частица, всё повернуть по – своему стремлюсь!»

Капитан: « Ну, уж нет. Ребята, я вас прошу, выведите правило, чтобы частица НЕ держалась от меня на расстоянии.

- Пожалуйста!

________________ частица _____пишется с ____________на ___________.

Отрицательная      частица    НЕ     пишется с       глаголом  на    расстоянии.

- Какие вы молодцы, вы сами создали правило.

- Ребята, а как авторы учебника объясняют правописание и употребление частицы НЕ с глаголами. Знакомимся с правилом в учебнике.(с.100)

- Прочитайте про себя текст  правила.

- Сколько частей в тексте?

- О чём говорится в 1-й части? Во 2-й части?                                        гл.                гл.

                                                                                       На доске.  НЕ__ ЗНАЕТ, НЕ __ ПРОПАДАЕТ

Орфограмма – пробел.

Капитан: « Спасибо, ребята, спасибо частица, вы мне очень помогли. (уходит)

А частица продолжает… « Вот вам от меня задание, выполните его правильно, получите подарок».Даёт конверт.

1. Учитель открывает и читает: «Ссориться, опаздывать, бросать, лениться, кричать».

    - Ребята, какой части речи эти слова?

    - Эти слова относятся к части речи: глагол.

    - Что они обозначают?

     - Они обозначают действия.

      -Вам смысл слов нравиться?

      -Нет. Смысл негативный неприятный у этих слов.

     - Но нам надо выполнить задание частицы.

2.Напишите эти слова посередине тетрадного листа.

3.Слева каждого слова напишите частицу НЕ соблюдая правило, обозначьте орфограмму.

Ребята самостоятельно первично закрепляют полученное знание, далее сверяют с доской

свою работу.

На доске:                          гл.

                                  НЕ_ссориться

                                           гл.

                                  НЕ_опаздывать

                                          гл.

                                  НЕ_ бросать    

                                              гл.

                                  НЕ _ лениться

                                                гл.

                                 Не _ кричать.

Частица спрашивает: «- А смысл этих слов вам нравится? Почему?

Все ли ребята выполнили работу так же, как показано на доске?».

-Так скажите, какую роль я играю в жизни глагола и в вашей жизни?

Ребята  объясняют,  опираясь на правило в учебнике.

Все ребята выполнили правильно, и девочка отдаёт подарок  (колокольчик с частицей

НЕ)

4 .Итог урока. д.з.упр.№7 с.106

    - Ребята, подведём итог нашего урока. Понравился урок? Чем? Что нового узнали? Что запомнилось? Чему научились? Что ещё хотите узнать?

- Возьмите магнит и определите, на какой ступеньке знаний вы находитесь.



Предварительный просмотр:

Николаева А.Г.     УРОК РУССКОГО  ЯЗЫКА  В 3  КЛАССЕ.                                                                                                                                                                                                      

Тема урока:    ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ  НЕ  С ГЛАГОЛОм

Тип урока:    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Технология: СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА  «Помощь глагольному капитану»

Система обучения:  программа: «Школа 2100»

Цель урока: развивать умение правильно употреблять и писать частицу не с глаголами

                                                                  ЗАДАЧИ:

                 ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

- развивать орфографическую зоркость

  обучающихся;

- уметь находить и объяснять изученные орфограммы;

- повторить грамматические разборы;

- учиться делать грамматические разборы

- развивать умение  правильно употреблять

  и писать частицу не с глаголами;

- учиться правильно употреблять и  писать частицу не с глаголами;

-  учить работать с учебником ;

-учиться делать выводы по опорным  словам;

   - развивать связную речь, логическое мышление;                  

-учиться работать с готовым правилом;

   -воспитывать аккуратность  в работе, терпимость к товарищам;

 - воспитывать в себе волевые качества, аккуратность в работе, терпимость  к  товарищу.

  - развивать желание и в дальнейшем овладевать        знаниями;

         

Материалы и оборудование к уроку:

- учебник русского языка, тетрадь,

- карточки с частицей НЕ – 3 шт., опорные слова,

- «морфологический город», названия разборов,

- капитанская фуражка, корабли.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Минутка чистописания.  

3.Повторение  грамматических разборов.

4.Изучение нового материала. Постановка проблемы.

5.Открытие нового знания.

6.Применение нового знания.

7. Итог урока.

8.Рефлексия.

9. Домашнее задание.

                                                         Ход урока

                        Деятельность учителя

       Деятельность ученика

                                                                     1.Оргмомент

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Какое у вас настроение?

Ответы детей

– Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи и отличной работы.

- Что ещё вы бы хотели узнать о глаголах?

Познакомиться ещё с какой- либо орфограммой.

-Проверьте свою посадку. Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.

                                                                    2. Минутка чистописания

На доске:

- Над какой буквой будем работать?

Буквой  эн.

- О чём нужно помнить при написании этой буквы?

Линии должны быть прямыми и с одинаковым наклоном.

- При написании «не»

Соединение – это сильно наклонная линия. Наклон букв одинаковый.

- Запишите 5 раз букву « эн» и столько же «не».Сравните с образцом на доске. Подчеркните то написание, которое получилось лучше всего.

Ребята сверяют свою работу с образцом.

                                                          3.Повторение грамматических разборов.

- Ребята, из города «Морфологии» к нам прибыли корабли.

На магнитной доске силуэты кораблей.

- А что изучают в этом городе?                                                              

- Слова как части речи.

- Прочтём предложение. Запишем его. Определим, какой части речи каждое слово.

   На доске:

          К     НАМ    ПРИШЛИ   ЧУДЕСНЫЕ   КОРАБЛИ.

- к -  предлог, нам – местоимение (мы), пришли – глагол ( что сделали?) чудесные - прилагательное (какие?), корабли - существительное (что?)

   -  Объясним и  покажем графически  изученные орфограммы.

- к

- прошли

- чудесные

- корабли

К – предлог пишу со словом на расстоянии,                                                                                                пришли - ударение падает на второй слог- шли, безударный гласный в первом слоге, при – приставка, написание приставок надо запоминать,

чудесные – ударение падает на второй слог  -дес, чу- пишем с буквой - у, окончание –ые множественного числа.

корабли - ударение падает на слог - ли, безударные гласные в корне слова, проверяем - первую гласную надо запоминать - это словарное слово корабль, и это же слово является проверочным.

Слайд. Парусник.

- Мальчики, как называется этот вид корабля?                                                                                          

- Этот вид корабля называется парусник.

- Сделаем словообразовательный разбор этого слова.

ПАРУСНИК – имя существительное, образовалось суффиксальным способом

корень ПАРУС + суффикс НИК

- К чему крепятся паруса                                                              

- К мачте.

- Сделайте морфемный разбор этого слова.

- Изменяю слово:

 мачта, мачтой, окончание слова е , основа слова мачт, корень слова мачт.

- Ребята, без этого корабельного приспособления судно на месте при стоянке не удержать.

-    Это приспособление называется: якорь

- Сделаем фонетический разбор этого слова.

ЯКОРЬ-2слога, я-корь,

Я -   [ й  ]  - согл.,зв.,мягк.,непарн.

    -  [  а  ] – гл.,удар.

К  -   [ к  ] – согл.,глух.,парн.,тв.,парн.

О -   [ а   ] – гл.,безуд.

Р  -   [ р, ] -  согл.,зв. непарн.,тв.,парн.

Ь  -   [  -  ] – зв. не обозначает

5 б.   5 зв.

                                                                             Физкультминутка

Море волнуется - раз,                                                                Море волнуется - два                                     Море волнуется – три,

 Морская фигура на месте замри.

                                            4.Изучение новой темы. Проблемная ситуация.

- Слышите, кто-то просит нас о помощи.

- Вы догадались, капитан, какого корабля просит нас о помощи?

К доске выходит мальчик в фуражке морского капитана.

( голос из класса) «Помогите!», «Спасите!»    

   - Нас просит о помощи капитан – ГЛАГОЛ. Все его слова обозначают действие.                    

- Милый капитан, что у вас случилось?

- На судно подбросили записку. Прочтите.

КТО МОРСКИЕ ЗАКОНЫ____ ЗНАЕТ,

ТОТ В МОРЕ________ПРОПАДАЕТ!

?

- Действительно, странная записка.

- Помогите мне в ней разобраться.

- А мы сейчас у ребят спросим. Ребята, как вы думаете, о чём говорится в записке.

Предположения ребят.

Голоса из класса.

-А может, мы поможем? Девочки с «шапочками частиц» на голове предлагают свою помощь.

- Давайте ребята выслушаем их.

Мы очень  нужные частицы

Можем с каждым подружиться.

Выражаем утвержденье    (шаг  вперёд делает девочка, у которой частица - ЖЕ)

Отрицанье           (шаг делает девочка, у которой частица - НЕ)

И сомненье…                          (шаг делает девочка, у которой частица - ЛИ)

- Ребята, капитан, выбирайте, какая вам частица нужна.

- Нам нужна частица НЕ.

Капитан:- А почему она мне нужна?  - Нет, это не про меня. Смысл этого предложения мне не нравится.

- Она по смыслу походит. Приводят свои примеры. Кто морские законы не знает, тот в море пропадает.

- Вот как.

- Кто морские законы знает, тот в море не пропадает. Капитан: - Смысл этого предложения мне нравится.

- К какой части речи относиться слово «не»?

Частица: - Я служебная часть речи, я никогда не изменяюсь. Но вот смысл части речи я изменяю.

                                                                              5.Открытие новых знаний.

- Давайте догадаемся, какой части речи частица «не» меняет смысл.

- Глагола. Она придаёт словам отрицательное значение.

Частица: - Правильно. Я вас предупреждаю, употреблять меня надо осторожно. Я упрямая частица, всё повернуть по - своему стремлюсь!

На доске написаны опорные слова.

Капитан: «Ну,  уж нет. Ребята, я вас прошу, создайте правило, чтобы частица НЕ держалась от меня на расстоянии.                                            

______________ частица _____пишется  с глаголом___________ .

Отрицательная      частица    НЕ     пишется с       глаголом    раздельно .

- Какие вы молодцы, вы сами создали правило.

!

- Ребята, а как авторы учебника объясняют правописание и употребление частицы НЕ с глаголами. Знакомимся с правилом в учебнике.(с.100)

- Прочитайте про себя текст правила.

- Сколько частей в тексте?

- 2 части.

- О чём говорится в 1-й части?

- Отрицательная частица не с глаголами пишется раздельно.

- Во 2- части?

- Раздельное написание частицы не с глаголами – это орфограмма – пробел.

                                                                    6.Применение новых знаний.  

                                                

Сформулируйте цель нашего урока.

                                        гл.                     гл.

На доске. НЕ_  ЗНАЕТ      НЕ _ ПРОПАДАЕТ

Учиться правильно применять и писать частицу НЕ с глаголами и показывать эту орфограмму графически.

- Ребята, сделаем зарядку для глаз.

Здоровье сберегающие технология.

- Ребята, нашему капитану уже пора уходить.

Капитан: « Спасибо, ребята, спасибо частица, вы мне очень помогли. (уходит)

- А «Частица» остаётся с нами.

«Частица»

 продолжает… « - Вот вам от меня задание, выполните его правильно, получите подарок». Даёт конверт.

Учитель открывает и читает: Выполните три задания.  1.Объясните, к какой части речи относятся эти слова и  объясните их значение:  ссориться, опаздывать, бросать, лениться, кричать.  

- Ребята, какой  части речи  относятся эти слова?

-Эти слова относятся к части речи - глагол.

- Что они обозначают?

- Они обозначают действие.

- Вам нравится смысл этих слов?

- Нет. Объясняют почему.

2.  Напишите эти слова посередине тетрадного листа с   маленькой буквы.

                    ссориться  

                    опаздывать

                    бросать

                    лениться

                    кричать.

 3. Слева каждого слова напишите частицу НЕ, соблюдая правило и графически  изображая орфограмму.

Сам.работа.

- Сравните с записью на доске. На доске:      

                                            гл.

                                  не_ ссориться

                                           гл.

                                  не_ опаздывать

                                          гл.

                                  не_ бросать    

                                              гл.

                                  не _ лениться

                                                гл.

                                  не _ кричать.

Ребята сравнивают.

- Смысл этих слов вам нравится?

Ребята рассуждают.

                                                                           7.  Итог урока.

А теперь «Частица» проверит ваши работы.

«Частица» проходит  по рядам и проверяет работы ребят. Хвалит их и спрашивает,  какую роль играет в русском языке частица НЕ.  За отличную работу вручает классу колокольчик с надписью НЕ.

                                                                               8. Рефлексия

С помощью  условной лестницы выявляю степень осознания учениками собственной познавательной деятельности.

У каждого ученика на парте лежит магнит.

- Возьмите магнит и определите, на какой ступеньке знаний вы находитесь.

- Как поняли цель урока.

- Как поняли новую орфограмму.

- Сумеете её применить при сам.работе.

- Сможете сами справиться с дом.заданием.

                                                                                     9. Домашнее задание

  Упр.№7 с.106  выучить правило.

- Спасибо, молодцы, все работали хорошо.

  Учитель выставляет оценки индивидуально.