"Этапы работы над сочинением-описанием" (методические рекомендации)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Методические рекомендации подробно описывают этапы работы над сочинением-описанием с учащимися 3 класса. Красочная презентация помогает сделать выводы по каждому этапу работы. В ней также размещены несколько интересных цитат из сочинений учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie-opisanie._docx.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Киселёвского городского округа Кемеровской области

Методические рекомендации

«Этапы работы

над сочинением-описанием»

(на примере описания рябины)

подготовила

Бобрышева Елена Васильевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

г. Киселёвск

2011


Задачи работы над сочинением-описанием: 

  1. Формировать умения собирать материал к сочинению, проводить наблюдения.
  2. Формировать умения использовать средства выразительности для описания предмета.
  3. Развивать речь, воображение учащихся.
  4. Прививать любовь к природе, умение видеть прекрасное вокруг себя.

Класс. Лучше всего начинать эту работу в 3 классе (учащимся 9-10 лет).

Оборудование.

  1. Если есть техническая возможность, то зрительный ряд выстраивать в виде чередующихся слайдов. Для этого потребуется мультимедийное оборудование.
  2. Если такой возможности нет, то зрительный ряд выстраивается при помощи репродукций картин, фотографий, иллюстраций.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Предварительная работа (экскурсия, домашняя индивидуальная работа). 

  1. Проводится экскурсия в парк или лес с целью понаблюдать за осенними изменениями в природе. Особое внимание обращается на изменения, происходящие с рябиной.
  2. Затем учащиеся подбирают отрывки из произведений поэтов и писателей об осени, рябине.

Ход работы в классе.

  1. Постановка учебной задачи

(Слайд 2. Загадки)

- Какие наблюдения выполняли? (Изменение окраса листьев рябины, созревание плодов, состоянием погоды и т.д.)

- Кому понравилась эта работа?

(Дети поднимают руки)

- Чем понравилась? (Интересно было наблюдать, как меняется природа. Увидела много нового…)

- Как вы считаете, какая работа стоит перед нами сегодня? (Попробовать описать (рассказать) красоту рябины осенью. Описать как меняется рябина осенью…)

- Правильно. Но сегодня вы должны постараться так написать о рябине, чтобы передать свои чувства к происходящим изменениям, чтобы читателям это тоже понравилось, и они это увидели как бы своими глазами.

  1. Подготовительная работа

1. Обсуждение структуры сочинения

- С чего начнём своё сочинение? (Осень наступила, осенний наряд деревьев, листопад)

- Подумайте, какие слова можно использовать вместо слова «ОПАДАЮТ»? (кружатся, летят, сыплются дождём, осыпаются, вьются)

- Какими словами можно рассказать, как они опадают? (медленно, плавно, вальсируя, танцуя)

- Какие отрывки из произведений поэтов и писателей вы подобрали к первой части сочинения?

(Учащиеся зачитывают подготовленные дома материалы)

(Слайд 3-4)

- Как называется эта часть сочинения? (зачин, вступление)

- О чём будем рассказывать во второй части сочинения? (Описывать красоту осенних деревьев)

- Как называется вторая часть сочинения? (основная часть)

- Хорош лес в осеннюю пору. У каждого дерева свой наряд. Представим себе, что мы сидим на полянке в осеннем лесу и слушаем шёпот листвы. У леса есть свои загадки. Вот одна из них.

(Отгадывают кроссворд, просматривая слайды осенних деревьев.)

- Читаем ключевое слово (рябина).

- Прочитайте, как описывают рябину писатели и поэты.

(Вновь идёт работа с домашними «заготовками»: учащиеся отыскивают среди подготовленных материалов и зачитывают описания рябины)

-А теперь попробуем сами описать дерево. Вспомните свои впечатления, полученные во время экскурсии, когда мы рассматривали рябиновую аллею.

- С кем вы сравнили это дерево? (девушка, девчонка)

- Почему пришли именно эти образы? (стройная, гибкая)

- Попробуйте описать её наряд, используя образные слова и выражения (сарафан, платье, накидка, шаль…)

- Какие слова можно подобрать для описания цвета наряда? (красный, бардовый, золотистый, осенний. Расшит золотом, нитями, драгоценными каменьями…)

- С чем можно сравнить ягоды этого дерева? (серьги, драгоценные камни…)

- С чем сравнили ствол дерева? (тело, стан…)

- Как вы думаете, о чём напишем в третьей части сочинения? (О своих чувствах, настроении; своём отношении к происходящему; об основной идее сочинения…)

- Как называется эта часть? (Концовка, заключение)

2. Составление плана сочинения.

(Методическое пояснение. Составление плана сочинения может быть как коллективным, так и индивидуальным. Это зависит от уровня развития учащихся класса и их умения писать сочинения-описания.)

На основе предыдущей работы обучающиеся составляют план сочинения-описания, который должен включать как минимум 3 части: вступление, основную часть и заключение. Учитель может задавать наводящие вопросы:

- Как озаглавим первую, (вторую, третью) часть? Почему?

(Обучающиеся предлагают свои варианты названия частей сочинения. Выбирается название, наиболее ярко выражающее содержание части)

Примерный план сочинения описания «Рябинка»

  1. «Уж небо осенью дышало…»
  2. «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина».
  3. «Нет дерева краше, чем рябинка наша».

3. Орфографическая работа.

(Методические рекомендации. Данный вид работы можно организовать следующим образом:

Вариант 1. Разобрать наиболее трудные для написания слова коллективно на доске.

Вариант 2. Каждый обучающийся при написании сочинения использует орфографический словарь.)

III. Самостоятельная работа над сочинением.

  1. Написание сочинения в «черновике».
  2. Редактирование написанного:
  1. оценка учителем результата работы класса;
  2. зачитывание учителем удачных словосочетаний, предложений или целых абзацев без указания автора;
  3. зачитывание удачного полного сочинения или его отрывка самим обучающимся.
  1. Переписывание готового сочинения в «чистовик».

IV. Проверка написанного.

(Методические рекомендации. Можно организовать самостоятельную проверку написанного в «чистовике» сочинения или взаимопроверку в парах)

(Слайд 5-8)

V. Итог урока.

- Какие слова вызвали затруднения в написании?

- Проверьте написание трудных слов в словаре

- Проверьте постановку знаков препинания и построение предложений.

Использованная литература

  1. Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах [Текст]/ В.И. Воробьёва, С.К. Тивикова, Тула: Родничок, 2002. – С. 223.
  2. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Сочинения в начальных классах [Текст]/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова, М.: Аквариум. 2004. С. 478.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учителя – руководителя УИД учащихся. Этапы работы над проектом.

 Работа над проектом включает четыре этапа:- планирование;- аналитический этап;- этап обобщения информации;- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация)....

Этапы работы по формированию навыка письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Практика  работы в данной школе показала, что значительная часть детей, по­ступающих в школу,  имеют не только специфические нарушения в развитии,  но и...

Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе.

Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам....

Презентация к уроку "Знакомство с понятием "Этап". Этапы работы над проектом"

Презентация к занятию по курсу "Учусь создавать проекты" на тему "Знакомство с поняием "Этап". Этапы работы над проектом". 2 класс....

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...

3 этап работы с детьми ОВЗ: всё о работе с текстом

В работе представлены коснпекты занятий по 3 этапу коррекционного обучения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, по развитию связной речи, умению определять что такое текст, структуру текста, различат...


 

Комментарии

Абрамова Мария Сергеевна

Большое спасибо, Елена Васильевна, за стол нужный и полезный материал!