"Мои четвероногие друзья"
план-конспект урока русского языка (4 класс) на тему

Обобщение  и систематизирование знаний учащихся по теме «Имя существительное»; развитие связной речи и логического мышления детей; формирование интереса  к русскому языку посредством использования занимательного материала; воспитание любви к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_chetveronogie__druzya.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мои четвероногие друзья.

(повторение темы «Имя существительное»)

Урок – викторина

Цели: Обобщение  и систематизирование знаний учащихся по теме «Имя существительное»; развитие связной речи и логического мышления детей; формирование интереса  к русскому языку посредством использования занимательного материала; воспитание любви к животным.

Оборудование: Рисунок «Заяц с конвертом», схема- карта «Город существительных», грамзапись голосов лесных птиц, рисунки с домиками ( из сказки «Три поросёнка»).

Ход урока

  1. Речевая зарядка.

Повторение ранее изученных скороговорок. Ребята проговаривают их  медленно, затем быстрее, очень быстро и шепотом:

А) шла лиса бесшумно  по лесу;

Б) хохлатые  хохотушки  хохотом  хохотали.

II.Развитие  связной речи.

Учитель. Сегодня на  уроке – викторине мы обобщим  знания по пройденному материалу о существительном,а тема наших  высказываний –«Мой четвероногий друг». Вот почему мы вспомнили  скороговорки  о животных. Проверим домашнее задание.

Из каждой  команды заслушивается  сообщение о своем четвероногом  друге.

-У меня дома живет собака. Её зовут Кузя. Мой четвероногий друг красивый.Кузя маленькая ростом,глаза зеленые,шерсть  рыжая.

Мой друг любит играть. Мы часто играем вместе. Кузя провожает  меня, когда я ухожу в школу.

Я люблю своего четверонога друга.Это хороший пёс. Его зовут Пират.Пират очень красивый, он охраняет дом от чужих людей.Пират вместе с папой  ходит на охоту.Когда я играю на улице,он всегда рядом со мной. Я люблю Пирата, потому что  он любит меня.

Учитель. Приятно ,что вы так любите  своих четвероногих друзей. Не случайно домашние птицы   и животные часто являются  героями сказок. Посмотрим инсценировку  сказки К.Ушинского «Умей  обождать”.

-Почему автор назвал сказку”Умей обождать”?

III.Обобщение  знаний по теме “Имя существительное”.

Учитель.Кнам в гости   пришел зайчик из мультфильма “Ну погоди”(вывешивается рисунок).За ним гонится волк, если мы ответим на  вопросы в конверте,то зайчонок может спрятаться от волка в нашем классе. Поможем ему,ответив на вопросы предстоящего зачета?

-Что такое имя существительное?

-Что обозначает собственные имена существительные?

-На какие  вопросы отвечают одушевленные  и неодушевленные имена существительные?

-Назовите  падежи имен существительных и вопросы к ним.

-Какие окончания имеют имена существительные женского, мужского, среднего рода?

-Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

-Мы помогли зайчику и хорошо повторили материал к зачету.А теперь – поиграем.

IV.Грамматические игры.

-Найдите лишнее слово, т.е. слово, которое отличается от других каким-то признаком. Почему оно лишнее?

Клетка,лев,олень, сидит,зоопарк.

Шарик,мурзик,тузик, мышь.

Олень,кошка,мышка,белка.

Мышь,глушь,щалаш,тишь.

Лес,синий,небо,поляна.

Олень,ястреб,канарейка,ворон.

Сад, сестра,стул,доктор.

Игра “Найди слово”. Найди имена существительные в лесу,,в поле,в кастрюле,  в кармане.

Отгадывание загадок.

-Отгадывайте загадки, определите род имен  существительных.

Кто осенью спать ложится,а весной встает?(медведь - м.р.)

Кто на своей голове лес носит? (олень – м.р.)

Много рук,а нога одна.(дерево – с.р.)

Пришла из леса птичница

В рыжей шубке,  

Кур посчитать (лиса – ж.р.)

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички.(ромашка – ж.р.)

Лежит веревка. Шипят плутовка.

Брать ее опасно – укусит.Ясно?(змея – ж.р.)

Появляется стенд, на  котором прикреплены домики  Ниф-Нифа,Нуф-Нуфа,и Наф-Нафа.

Учитель. Ребята, из какой сказки эти домики? («Три поросёнка»)

Сегодня на уроке в них будут жить имена существительные.Вы сами их «расселите» по домикам: у Ниф-Нифа будут жить имена существительные 1-го склонения; у Нуф-Нуфа – 2 го склонения; у Наф-Нафа – имена существительные 3 го склонения.

(Команды получают слова и « расселяют» их по домикам.Выигрывает  команда, которая быстрее и правильнее  справится с заданием).

Учитель.Приведите примеры одушевленных имен существительных со значением оценки,которые можно отнести к лицам мужского  и женского рода(грязнули,неженка…)Какие должны быть  окончания глаголов и прилагательных в этих предложениях? Чтобы найти ответ, определите по смыслу род выделенных существительных.

Нов… ученица в классе оказал… больш… ЗАБИЯКОЙ.

Нов… ученик в классе оказал… больш… ЯБЕДОЙ.

Антон никогда не был… так… НЕРЯХОЙ.

(Предложения записываются на карточки и раздаются командам).

Переставьте  буквы в словах так, чтобы получилось новое имя существительное.-

-куст - …

-сосна - …

-атлас - …

-кайма - …

Употребление имен существительных  во множественном числе.

-На доске написан текст.

-Все знают лесных жителей, но все не знают, что в каждом лесу звучит  свой оркестр.Прочитайте, поставив  существительные во множественном числе .

Лесной оркестр.

 На утренних  и вечерних  зорях  все (лесной житель)  поют и играют. Кто на чем и как умеет.

Поют(зяблик,соловей,дрозд.)

Скрипят (жук и кузнечик).

Барабанят (дятел). Лают (лисица). Воют (волк). Хохочут (сова).Ухают ( филин). Жужжат  (шмель и пчела). Урчат и квакают (лягушка).

Вот какой хор в лесу.

V.Заключение.

Учитель. А теперь послушаем эту  удивительную лесную музыку. (Включается запись голосов лесных птиц) Человек, который пришел  в лес, должен понимать, что он в гостях у самой природы.Не нарушишь лесную природу, не сорвешь цветка, не сломаешь ветки, не обидишь зверя – и лес отблагодарит тебя своей красотой, напоит чистой родниковой водой,угостит сладкой ягодой.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме " Наши четвероногие друзья - собаки"

Предком домашней собаки считается волк, он был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это произошло 20 тысяч лет назад. Первобытный человек постоянно подвергался опасности. Он прислушива...

Познавательно – развлекательная программа «Четвероногие друзья»

Познавательно – развлекательная программа «Четвероногие друзья»...

Случай из жизни четвероногих друзей "Любовь и преданность"

В рассказе  описывается случай с котенком по имени Мелький. Из содержания понятно, как относится хозяйка к животному, а питомец верит в хозяйку. Рассказ поучителен тем, что мы отвечаем за жизнь ж...

Четвероногие друзья

"Четвероногие друзя" - внеклассное мероприятие в начальной школе.Цель: воспитание любви к животнымЗадачи: учить уходу за домашними животными               знако...

Презентация "Четвероногие друзья".

Четвероногие друзья - вопросы о животных, птицах, насекомых (тесты)....