Главные вкладки

    Система упражнений для развития пальцев и кистей рук
    методическая разработка по русскому языку (1,2 класс) по теме

    Никулина Ирина Сергеевна

    В начальной школе необходимо развивать мелкую моторику рук . Я предлагаю упражнения, которые помогут выполнить преподавателям решить эту проблему в интересной форме. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistema_uprazhneniy_dlya_razvitiya_palcev_i_kistey_ruk.docx15.93 КБ

    Предварительный просмотр:

          Система упражнений для развития пальцев и кистей рук.

    1. Статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук

    Флажок

    Наклонить кисть руки; все пальцы, кроме большого, вместе, большой палец вытянут верх.

    Стол

    Правую руку сжать в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую руку ладонью вниз.

    Стул, кресло

    Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально, сомкнув пальцы.

    Лодочка

    Прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их.

    Бочонок с водой

    Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив с верху отверстие.

    Миска, гнездо

    Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.

    Гнездо с яйцами

    Обе руки в том же положении, что и предыдущем упражнении. Но большие пальцы опустить в низ.

    Ворота, дверь

    Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обоих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть внутрь.

    Башня, крыша, дом

    Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой рук.

    Чаша и цветок

    Кисти рук в вертикальном положении, приложить ладони обеих рук друг к другу, раскрыть пальцы и слегка округлить их.

    Мост, дорога, дом

    Поднять кисти рук вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики  среднего и безымянного пальцев обеих рук.

    Корни растений

    Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

    Улитка с усиками

    Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

    Раковина улитки

    Правая рука в том же положении, что и в предыдущем упражнении, левую руку положить сверху.

    Очки

    Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединить их.

    Зайчик

    Вытянуть вверх указательный и средний пальцы руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соедините с кончиком большого пальца.

    Деревья

    Поднять обе кисти рук ладонями к себе, широко расставить пальцы.

    Кошка

    Средний и безымянный пальцы правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять кисть правой руки вверх.

    Собака

    Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки; указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх.

    Магазин

    Кисти рук в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей» - это «прилавок» магазина.

    Продавец и покупатель

    Пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.

    Пассажиры в автобусе

    Скрещенные пальцы рук обращены вниз, тыльные стороны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх.

    1. Динамические игровые упражнения для пальцев и кистей рук

    Пальчики здороваются

    Кончик большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Те же движения выполняются пальцами левой руки, затем – двумя руками одновременно.

    Встретились ладошки

    Ладони рук соединены, а одноименные пальцы левой и правой рук по очереди «здороваются» друг с другом – большой с большим, указательный с указательным, и т. д.

    Осы

    Обе руки сжаты в кулаки, выправлены только указательные пальцы, которые совершают одновременные вращательные движения.

    Человечек

    Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, то же повторить другой рукой, а затем – обеими руками одновременно («бег наперегонки»).

    Птички летят, машут крыльями

    Мизинцы правой и левой рук переплелись друг с другом, а пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.

    3. Игры и упражнения со стихотворным сопровождением

    Апельсин

    Начиная с мизинца, загибаем попеременно все пальцы:

    Мы делили апельсин.

    Много нас, а он один.

    Эта долька – для кота,

    Эта долька – для ежа,

    Эта долька для улитки,

    Эта долька для чижа,

    Ну, а волку кожура.

    Замок

    На двери висит замок.

    (Ритмичные быстрые движения пальцев рук в замок.)

    Кто открыть бы его смог?

    (Повторение движений.)

    Потянули …

    (Сцепленные в замок руки потянуть в одну, потом в другую сторону.)

    Покрутили …

    (Движениями кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.)

    Постучали …

    (Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга…)

    И – открыли!

    (Пальцы расцепить, ладони – в стороны.)

    Дом и ворота

    На поляне дом стоит.

    (Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев – это «крыша дома».)

    Ну, а к дому путь закрыт.

    (Большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней – к себе, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются.)

    Мы ворота открываем,

    (Ладони поворачиваются параллельно друг другу.)

    В этот домик приглашаем.

    (Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.)

    Дружба

    Дружат в нашем классе

    Девочки и мальчики.

    (Пальцы обеих рук соединяются в замок.)

    Мы с тобой подружим

    Маленькие пальчики.

    (Ритмичное касание пальцев обоих рук.)

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Мы закончили считать.

    (Опустить руки в низ, встряхнуть кистями.)

    Прогулка

    Пошли пальчики гулять,

    (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены в низ и как бы прыжками двигаются по столу.)

    А вторые – догонять.

    (Движения средних пальцев в быстром темпе.)

    А четвертые - пешком,

    (Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.)

    Пятый пальчик поскакал

    (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

    И в конце пути упал.

    (Хлопок обоими кулаками по столу.)

    Засолка капусты

    Мы капусту рубим,

    (Резкие движения кистями с выпрямленными сомкнутыми пальцами вверх и вниз.)

    Мы морковку трем,

    (Пальцы обоих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя.)

    Мы капусту солим,

    (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.)

    Мы капусту жмем.

    (Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

    Уф, устали!

    (Энергично встряхиваем руками.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разминка пальцев и кистей рук.

    Рекомендуется для использования в работе с дошкольниками и в начальной школе....

    Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"

    Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....

    Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

    Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. ...

    Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.

    Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы буду...

    Система упражнений для развития техники чтения

    В  данной  статье  дана  подборка  упражнений  на  развитие  факторов  влиябщих  на  технику  чтения ....

    Упражнения для развития пальцев рук

    Упражнения для развития пальцев рук...