Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Парные согласные"
план-конспект урока русского языка (1,2 класс) по теме

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Парные согласные".Цель: 

1.     закрепить знания учащихся по подбору проверочных слов;

2.     расширять словарный запас;

3.     развивать внимательность, логическое мышление;

4.     воспитывать чувство взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parnye_sogl..doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

города Ярцева Смоленской области

Конспект внеклассного занятия

по русскому языку

«Парные согласные в середине и в конце слова»

      подготовила

 учитель начальных классов

Чупакова Ольга Николаевна.

Ярцево

2012

Цель:  

  1. закрепить знания учащихся по подбору проверочных слов;
  2. расширять словарный запас;
  3. развивать внимательность, логическое мышление;
  4. воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование:

  1. карточки с названиями станций «Словария», «Зоопарк»; «У Нюши», «Спортивная»,
  2. карточки  со словарными словами (страна, деревня, город, колхоз, земля, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овёс);
  3. карточки с вариантами путешествия (от Бараша);
  4. изображение Смешариков: Копатыча, Лосяша, Кроша, Нюши, Бараша и Совуньи (в конце урока рисунки – фотографии Смешариков можно подарить всем или особо отличившимся ребятам).
  5. листы для рисования;
  6. карандаши или фломастеры.

 

Ход занятия.

Учитель.

- Ребята, сегодня к нам на урок русского языка придут гости – Смешарики. Входит Копатыч ( вывешивается картинка или при наличии мультимедийной установки  выводится на доску СЛАЙД №1)

- Дорогие мои ребятишки!

И я нынче взял в руки книжки.

Приглашаю я вас путешествовать,

Знания свои совершенствовать.

Первая наша остановка в стране Русский язык «Словария».  Вы видите на доске расставленные слова (или СЛАЙД №2)

(Даны слова: страна, деревня, город, колхоз, земля, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овёс.)

- Как вы думаете, по какому признаку объединили эти слова? (Они словарные).

- Правильно, это слова с непроверяемым написанием. Вы должны выбрать слова на правило «Звонкие и глухие согласные на конце слова» и написать их в два столбика. Тема первого столбика «Город», а второго «Деревня».

Ответы детей: (или СЛАЙД №3)

I вариант                                                        II вариант

город                                                              колхоз

завод                                                              огород

молоток                                                          плуг

                                                                           овёс

- Прочитайте, какие слова написали. (Дети могут сказать, что молоток нужен и в деревне).

- Почему не все слова записаны вами? ( Не записали слова страна, деревня, земля, рабочий. Они не на правило «Звонкие и глухие согласные на конце слова».)

Копатыч.

- Поднимите руки, кто правильно выполнил задание. Правильно ли написаны парные согласные на конце слова? Как вы докажите? (Чтобы не ошибиться в правописании парной согласной на конце слов, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная).  Молодцы!

Лосяш. (СЛАЙД №4)

- Дорогие мои победители,

А в зоопарк не хотите ли?

Вторая остановка «Зоопарк».

Будьте внимательны. Я буду читать, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными. (Или СЛАЙД №5)

Вот царь зверей могучий  ле…(ф, в),

А тут жира…(ф, в)  с длиннющей шеей.

Ушастый ё…(ж, ш). Чем не хорош?

Ено…(т, д) – красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры…ь(з, с).

Плывёт могучий бегемо…(т, д),

Медве…ь(т, д) над нерпою ревёт.

И белый голу…ь (б, п) там летает,

После трудов отдохнуть приглашает.

Лосяш.

- Молодцы! Посмотрите, Нюша тоже приготовила вам задание!

 Нюша. (СЛАЙД №6)

- А теперь вы попали на станцию «У Нюши», на  мою кухню. Ух, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному слову подбираете проверочное.

Рисунки или СЛАЙД №7.

Чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, прихватка, салфетка.

(Дети проверяют.

чашка – чашечка (чаша)

ложка – ложечка

кружка – кружечка

лопатка – лопаточка (лопата)

сковородка – сковородочка (сковорода)

прихватка – прихваточка (прихватить, хватать)

салфетка – салфеточка)

Нюша.

- А какое слово является лишним? (Лишнее слово ПРИХВАТКА, так как только оно имеет приставку).

Крош. (СЛАЙД №8)

- Нюша довольна.

Назвали предметы все по порядку,

Теперь приглашаю всех на зарядку. Станция «Спортивная».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Поставьте руки пред грудью. Внимательно слушайте слова, которые я буду называть. Если назову слово, в котором парная согласная в середине слова, вы разводите руки в стороны. Если нет парных  согласных в середине – потянитесь, руки вверх.

(Слова: корова, петрушка, кружки, глаза, лошадка, труба, рыбка, утюги, шкафы, лопата, грядка. Ответы подчёркнуты соответствующей линией.)

Появляется Бараш. (СЛАЙД №8)

- Дорогие ребята. Я так люблю путешествовать. Но куда вас пригласить, я так и не смог решить. А давайте вы сами выберите себе дальнейший маршрут. (Дети получают по одной карточке на двоих и продолжают работать в парах, вставляют нужную букву, предварительно подбирают проверочное слово.

Когда работа будет закончена, можно предложить нарисовать свою станцию).

Станция «Каток»                                                              Станция «Сад» 

лё…кий                                                                                доро..ка

мя…кий                                                                                тро…ка

гла…кий                                                                                берё…ки

сколь…кий                                                                           ду…ки

ре…кий                                                                                 рома…ки  

Станция «Детский мир»                                                  Станция «Школа»   

игу..ки                                                                                   тетра..ка

лоша…ки                                                                               кни..ка

крова…ка                                                                              обло…ка

ры…ка                                                                                   промока…ка

клю…ка                                                                                 стира….ка

Станция «Море»                                                               Станция «Столовая»

пло..цы                                                                                 сли…ки

гре…цы                                                                                 голу…цы

фла…ки                                                                                  хле…цы

остро…ки                                                                              пиро..ки  

раку…ки                                                                                ватру…ка

Совунья. (СЛАЙД №9)

- Сегодня я непросто Совунья, а Совунья-Загадунья. Ведь все вы попали на станцию «Загадкино». Попробуйте отгадать загадки.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье.

(Отгадки – колос, голос).

- С глухим согласным – я число,

Со звонким – вид железа.

(Отгадки – шесть, жесть).

- Ну и молодцы же вы, ребятки.

Быстро отгадали все загадки.

Учитель.

- Вот и закончилось наше путешествие. Но впереди у нас ещё много интересного и занимательного по великой стране «Русский язык».А на память о сегодняшнем занятии Смешарики дарят вам свои фотографии.

   

Список использованной литературы

1. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка – М.: «Владос», 2004.  

2. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных – М.: «Просвещение»,1971.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://www.google.ru/search?q=смешарики+картинки&hl=ru&newwindow=1&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=RHb4T9_aBcKU-wahxq2D