"Карусель" Обучающая игра на уроках русского языка и риторики.
статья по русскому языку на тему

Кочева Елена Евгеньевна

"Мы играем не потому, что бываем детьми,но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть." К.Гросс.

 Я считаю, что  игра всегда была и будет одним из самым эффективных приёмов обучения младших школьников. Вспомните, как загораются глаза ребят, когда учитель говорит: "А теперь давайте поиграем!" 
Вот такая "КАРУСЕЛЬ" кружится в нашем классе на уроках русского языка.
 
 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karusel_na_uroke_rus.yaz_..docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Вспомните, как загораются глаза ребят на уроке, когда вы, учитель, произносит фразу: «А теперь давайте поиграем!». Игра, под условным названием «КАРУСЕЛЬ», очень часто использовалась в нашем классе на уроках русского языка и риторики.

Итак - учимся играя. Что же такое наша  «КАРУСЕЛЬ».

Цели и задачи реализуемые через данный прием:

  1. Формирование и развитие внимания и орфографической зоркости.
  2. Развитие речи через фантазию,  воображение,  расширение и активизацию словарного запаса учащихся.
  3. Формирование и развитие умения работать в группе, нести ответственность за себя, других .
  4. Развитие самооценки и оценки других через коллективную творческую работу.

Место в системе уроков:

Эта форма работы может использоваться на уроках повторения и обобщения изученного, на уроках повторения изученного в конце учебного года.

Преимущества:

Единый принцип работы и ограниченное количество вариаций заданий.

Детям эта работа  всегда очень интересна, т.к отчасти, несет элемент неизвестности, неожиданности, сюрприза или даже подвоха от предыдущей группы.

Дети никогда не знают с каким языковым материалом им придется работать.

Подобная работа содержит огромный развивающий потенциал, т.к иногда учащимся приходится искать и устанавливать связь между, казалось бы, не связывающимся словами и выражениями. Средство активизации учебной деятельности приветствует элемент интеллектуальной игры. Работа может включать от 3-4 до 10-12 этапов. Работа может быть прекращена, если исчерпан лимит времени и продолжена (или закончена совсем) на следующем уроке.

Учит вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Мы вывешиваем эти работы на нашей «живой стене» ( в классном уголке) и дети имеют возможность еще раз их прочитывать, беседовать по ним друг с другом, ощущать «послевкусие» от проделанной работы.

Ход работы:

  1. Класс разбит на 4-5 групп по 3-4 человека.
  2. У каждой группы ручка и лист бумаги (ручки могут быть цветными или м.б хорошие тонкие фломастеры, что придает работам яркость, учит первоначальным оформительским навыкам)
  3. Учитель предлагает задание:
  1. За 2 минуты запишите как можно больше существительных (глаголов, прилагательных, словарных  слов ) с орфограммой безударной гласной в корне (приставке, окончании) или любой другой орфограммой

1*)  - По сигналу «стоп» дети перестают писать, откладывают ручки.

         -По сигналу  «передали» - листы передаются по часовой стрелке следующей группе.

 В группе, получившей листок с  записанными словами, проверяют (анализируют) запись (записи). Если есть вопросы или замечания, то  представитель группы выходит к доске , чтобы озвучить свои вопросы и исправления. (К доске могут выйти 1,2,3… человека, т.е у кого есть вопросы по оформлению, правильной-неправильной записи или подборе слов).

  1. Учитель даёт второе  задание. Например: допишите по слову (по прилагательному, существительному, глаголу) , чтоб получилось словосочетание.

2*) Повторяется пункт 1*

  1. Учитель дает третье задание. Например: с одними из словосочетаний  составьте и запишите предложение (предложения)

3*) Повторяется пункт 1*

  1. Попробуйте найти в предложение грамматическую основу.

4*) Повторяется пункт 1*

  1. Допишите еще 1,2 предложения, которые будут связаны с предыдущим (предыдущими) по смыслу.

5*) Повторяется пункт 1*

  1. Перечитайте все. Проверьте все. Поставьте общую оценку.

- задания на первых этапах работы дает учитель, а потом придумывать и давать задания могут ведущие из  детей, а учитель только в случае необходимости корректирует или направляет их в нужное русло.

Попробуйте !!!! На начальных этапах игра может показаться сложноватой, но уверяю вас, что ребятам  очень понравится такая «КАРУСЕЛЬ».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Дидактические игры на уроках русского языка

В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познаватель­ную деятельность учащихся, на их эмоци­ональную сферу, является творческая иг­ра....

Презентация "Игра на уроках русского языка"

Игра "Мы знакомые слова" способствует выработке навыка грамотного письма словарных слов, развивает мышление, память; пробуждает интерес к занятиям по русскому языку. Игру можно использовать на каждом ...

Учебно-методическое пособие « Дидактические игры на уроках русского языка»

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, но...

игры на уроках русского языка

Учителям начальнах классов...

Речевые игры на уроках русского языка

Речевые игры необходимо проводить на уроках русского языка. Они нужны для развития речи учащихся, их словарного запаса.Задания разнообразны : "Назови лишнее слово среди имен существительных,прилагател...