"Карусель" Обучающая игра на уроках русского языка и риторики.
статья по русскому языку на тему

Кочева Елена Евгеньевна

"Мы играем не потому, что бываем детьми,но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть." К.Гросс.

 Я считаю, что  игра всегда была и будет одним из самым эффективных приёмов обучения младших школьников. Вспомните, как загораются глаза ребят, когда учитель говорит: "А теперь давайте поиграем!" 
Вот такая "КАРУСЕЛЬ" кружится в нашем классе на уроках русского языка.
 
 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karusel_na_uroke_rus.yaz_..docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Вспомните, как загораются глаза ребят на уроке, когда вы, учитель, произносит фразу: «А теперь давайте поиграем!». Игра, под условным названием «КАРУСЕЛЬ», очень часто использовалась в нашем классе на уроках русского языка и риторики.

Итак - учимся играя. Что же такое наша  «КАРУСЕЛЬ».

Цели и задачи реализуемые через данный прием:

  1. Формирование и развитие внимания и орфографической зоркости.
  2. Развитие речи через фантазию,  воображение,  расширение и активизацию словарного запаса учащихся.
  3. Формирование и развитие умения работать в группе, нести ответственность за себя, других .
  4. Развитие самооценки и оценки других через коллективную творческую работу.

Место в системе уроков:

Эта форма работы может использоваться на уроках повторения и обобщения изученного, на уроках повторения изученного в конце учебного года.

Преимущества:

Единый принцип работы и ограниченное количество вариаций заданий.

Детям эта работа  всегда очень интересна, т.к отчасти, несет элемент неизвестности, неожиданности, сюрприза или даже подвоха от предыдущей группы.

Дети никогда не знают с каким языковым материалом им придется работать.

Подобная работа содержит огромный развивающий потенциал, т.к иногда учащимся приходится искать и устанавливать связь между, казалось бы, не связывающимся словами и выражениями. Средство активизации учебной деятельности приветствует элемент интеллектуальной игры. Работа может включать от 3-4 до 10-12 этапов. Работа может быть прекращена, если исчерпан лимит времени и продолжена (или закончена совсем) на следующем уроке.

Учит вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Мы вывешиваем эти работы на нашей «живой стене» ( в классном уголке) и дети имеют возможность еще раз их прочитывать, беседовать по ним друг с другом, ощущать «послевкусие» от проделанной работы.

Ход работы:

  1. Класс разбит на 4-5 групп по 3-4 человека.
  2. У каждой группы ручка и лист бумаги (ручки могут быть цветными или м.б хорошие тонкие фломастеры, что придает работам яркость, учит первоначальным оформительским навыкам)
  3. Учитель предлагает задание:
  1. За 2 минуты запишите как можно больше существительных (глаголов, прилагательных, словарных  слов ) с орфограммой безударной гласной в корне (приставке, окончании) или любой другой орфограммой

1*)  - По сигналу «стоп» дети перестают писать, откладывают ручки.

         -По сигналу  «передали» - листы передаются по часовой стрелке следующей группе.

 В группе, получившей листок с  записанными словами, проверяют (анализируют) запись (записи). Если есть вопросы или замечания, то  представитель группы выходит к доске , чтобы озвучить свои вопросы и исправления. (К доске могут выйти 1,2,3… человека, т.е у кого есть вопросы по оформлению, правильной-неправильной записи или подборе слов).

  1. Учитель даёт второе  задание. Например: допишите по слову (по прилагательному, существительному, глаголу) , чтоб получилось словосочетание.

2*) Повторяется пункт 1*

  1. Учитель дает третье задание. Например: с одними из словосочетаний  составьте и запишите предложение (предложения)

3*) Повторяется пункт 1*

  1. Попробуйте найти в предложение грамматическую основу.

4*) Повторяется пункт 1*

  1. Допишите еще 1,2 предложения, которые будут связаны с предыдущим (предыдущими) по смыслу.

5*) Повторяется пункт 1*

  1. Перечитайте все. Проверьте все. Поставьте общую оценку.

- задания на первых этапах работы дает учитель, а потом придумывать и давать задания могут ведущие из  детей, а учитель только в случае необходимости корректирует или направляет их в нужное русло.

Попробуйте !!!! На начальных этапах игра может показаться сложноватой, но уверяю вас, что ребятам  очень понравится такая «КАРУСЕЛЬ».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Дидактические игры на уроках русского языка

В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познаватель­ную деятельность учащихся, на их эмоци­ональную сферу, является творческая иг­ра....

Презентация "Игра на уроках русского языка"

Игра "Мы знакомые слова" способствует выработке навыка грамотного письма словарных слов, развивает мышление, память; пробуждает интерес к занятиям по русскому языку. Игру можно использовать на каждом ...

Учебно-методическое пособие « Дидактические игры на уроках русского языка»

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, но...

игры на уроках русского языка

Учителям начальнах классов...

Игра, как средство развития ребёнка. Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе.

Презентация "Игра, как средство развития ребёнка.Речевые игры на уроках русского языка в 1 классе"....