ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка
статья по теме

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познаватель­ную деятельность учащихся, на их эмоци­ональную сферу, является творческая иг­ра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_po_samoobrazovaniyu.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

 

Творческие игры на уроках русского языка

Учитель начальных классов

Подлесных Е.В.

2011 г.

Вы хотите, чтобы ваши дети были спо собными и талантливыми?

Тогда помо гите им сделать первые шаги по сту пенькам творчества,

 но... не опаздывай те и, помогая... думайте сами.

Б.П. Никитин

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Школа — это мир юнос ти, надежд и радости, где почва для творчес кой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разу ма и добра.

Находясь в постоянном поиске, стара ясь подходить творчески к учебному про цессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего певца, художни ка, писателя, артиста или просто доброго, любящего человека. Я пытаюсь с самых первых дней обучения создать в детском коллективе атмосферу созидания и твор чества, помогаю раскрыться способностям каждого моего ученика. Для этого бук вально с первых дней приучаю своих пер воклассников при единой для всех теме выполнять задания в своем неповторимом варианте, развивая тем самым самостоя тельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей.

Нельзя сказать, что этот процесс проте кает гладко. На первых порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый семилетний ребенок открыт к творчеству, например, из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скоррек тировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), ста раюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и инте ресны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных © была и остается игра.         

Психологи определяют игру как веду щую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребенок активизируется как лич ность, через игру познает мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятель ности переходит к учению, к учебной дея тельности. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приемы можно с успехом применить на всем протяжении обучения в начальной школе. Другое де ло — игра должна соответствовать воз расту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию, т.е. должна быть творческой.

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познаватель ную деятельность учащихся, на их эмоци ональную сферу, является творческая иг ра. Она способствует созданию у школь ников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняе мой деятельности, улучшает общую рабо тоспособность, дает возможность многок ратно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться проч ного его усвоения.

Игра — привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную иг ру, распределяя между собой роли в ней, стараются достичь лучших результатов, ра дуются победе, огорчаются из-за пораже ний. Дети живут игрой. Учителю необхо димо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процес су, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика.

Необходимо отметить, что творчески от носящийся к своему делу учитель видит в ученике не только объект воздействия, сколько партнера, союзника по творческо му процессу. А ведь именно игра может по мочь создать в классе атмосферу партнерства и взаимоуважения, укрепить веру ре бенка в собственные силы, дать почувство вать вкус победы, как личной, так и коллек тивной.

Использование творческой игры на уро ках русского языка в начальной школе по могает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием ма териала, вести изучение и закрепление ма териала на уровне эмоционального осозна ния, что, несомненно, способствует разви тию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Немаловаж но также и то, что творческая игра на уро ках русского языка способствует обогаще нию словарного запаса учащихся, расширя ет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только об щеучебные и развивающие задачи, но и вос питывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустрем ленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в прак тике проведения уроков русского языка в начальной школе. Сложилась определен ная методика их подготовки и проведе ния, накоплен богатый материал, сущест вует целый ряд интересных методических пособий по данной теме. Но время не сто ит на месте. Современная жизнь предъяв ляет все более высокие требования к уче нику как к личности. Значит, необходи мо перевести дидактическую игру на каче ственно новый уровень, сделать ее твор ческой.

Дидактическая и творческая игра имеют общие корни, так как сходны приемы их подготовки и проведения: наличие опреде ленного наглядного и раздаточного матери ала, деление детей на группы или команды, постановка игровой задачи, выявление по бедителя или победителей.

Однако творческая игра, в отличие от дидактической, предполагает несколько вариантов решения игровой задачи. В не которых видах игр таких вариантов беско нечно много, поэтому каждый ученик мо жет предложить свой и как следствие подк лючить весь творческий потенциал. Нау чить   ребенка   думать   самостоятельно, отстаивать свою точку зрения — главная задача творческой игры.

Эффективность ее во многом зависит от эмоционального отношения педагога к те чению игры, от заинтересованности в ее ре зультатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель может помочь им в процессе игры. Однако эта помощь должна быть по воз можности скрытой от других учеников, чтобы у всех — и у слабых, и у сильных — создавалось впечатление равноценности их участия. Задача педагога — создать ситуа цию успешности для каждого ребенка, по мочь ему раскрыться в полной мере.

Любую творческую игру можно исполь зовать неоднократно. Для того чтобы инте рес к ней не снизился, ее можно модифици ровать за счет замены оборудования (вво дятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил. Полезно также привлекать к этому процес су и самих учащихся: пусть проявят фанта зию и изменят игру, а может быть, и созда дут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время.

Так, например, существует игра, в кото рой необходимо вписать в клеточки буквы так, чтобы получилось слово (по заданным правилам).

К

к

к

к

Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (кит, куст, карта, книжка и др.). Затем можно усложнить дан ную игру, попросив ребят подбирать слова только одной части речи, или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило и т.д. Когда данная игра будет осво ена детьми в полной мере, следует перехо дить на новый, более сложный уровень. Уче ники получают задание придумать свою иг ру, подобную данной, используя разное ко личество букв и разные буквы, например:

 Л

л

л

л

{Лампа, лапка, лучик, лимон и др.)

0

0

0

0

{Очки, мост, крот, окно и др.)

А

А

А

А

А

{Дар, трава, команда, комбайнер, один надцать и др.)

Невозможно даже предположить, сколь ко таких игр могут придумать дети. Главное, чтобы ни одна из них не прошла незамечен ной. Самые интересные можно включить в урок, другие вывесить в классе на видном месте, пусть дети играют во внеурочное вре мя, в более свободной обстановке.

Следующим видом такой многогранной творческой игры на уроках русского языка может стать игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно сначала убрать одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, по том из оставшихся еще одно, затем еще од но, пока не останутся два-три «нужных сло ва». Эта игра полезна тем, что ученикам не вольно приходится сравнивать предложен ные слова по разным признакам: О лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д., — что ведет к отра ботке перечисленных понятий.

Учитель может проводить эту игру мно гократно при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы она со ответствовала целям и органично вписыва лась в структуру урока.

Еще одним примером творческой игры может служить создание собственного шриф та или кода. Простейший вариант — просто продублировать каждую букву русского ал фавита своими значками и зашифровать свой текст этими «буквами». Более сложный вари ант предполагает изменение какой-либо принципиальной особенности письма, напри мер, заглавную букву изображать тем же знач ком, что и строчную, но с черточкой наверху.

Самый трудный вариант этой игры: школьникам дается зашифрованный неиз вестным им способом текст из какого-либо литературного произведения. Зная текст, школьники должны разгадать шифр, и по том с помощью разгаданного шрифта запи сать тот текст, который составят сами.

А какой простор детской фантазии от крывает игра на придумывание собствен ных слов (обязательно мотивированных, т.е. имеющих связь с реальными словами). Например, при изучении темы «Сложные слова» можно предложить детям приду мать свои слова, продолжая ряд, затем оп ределить значения подобранных слов: са молёт, самосвал, самокат... (самовоз, само ход, самопрыг и др.)

Или при изучении темы «Имена собственные» попросить детей придумать свои клички для животных, отображая их внешний вид или повадки: коза Бодуля, пе тух Крикун, собака Лаюшка, конь Быстро ног, барашек Кудряшка и др.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда — чувство тайны, кото рую так хочется разгадать. Создайте на сво ем уроке эту питательную среду, посейте в душах детей семена творчества, и они непре менно дадут прекрасные всходы. Постарай тесь стать для своих учеников товарищем и другом, ведь командные методы в творчест ве не срабатывают, здесь эффект достигает ся на основе увлеченности. Главный стимул творчества — огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая игра « Всезнайка» по русскому языку

Творческая игра « Всезнайка"  направлена на изучение русского языка, на котором мы говорим. Освоить родной язык – трудное дело. Игра поможет детям избежать трудности  на пут...

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Творческие игры на уроках Русского языка

Творческие игры на уроках Русского языка...

Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корн...

Творческие игры на уроках русского языка

Дидактические игры как новый уровень для усвоения материла на уроках русского языка....

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"...

Отчёт по самообразованию по теме: "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Отчёт по самообразованиюТема: "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"Орфографическая зоркость - базовый навык, позволяющий младшим школьника...