ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по русскому языку по теме

Ирина Сергеевна Рассказова

Детей необходимо обучить методам и приёмам переработки и запоминания информации, к которым можно отнести мнемотехнику. Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания, от слова «мнемос»- память.Мнемотаблицы, кодированные стихи несут не только различную информацию и решают общеобразовательные задачи, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического, образного мышления, тренирует внимание.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_priyomov_mnemotehniki_3.doc444 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

лицей станица Азовская

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                   Рассказова И.С.

           

         Одной из основных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является всестороннее развитие, при котором ребенок не испытывает информационных перегрузок, ведущих физическому, умственному и психическому перенапряжению. В наш век инновационных технологий учитель должен помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями. Детей необходимо обучить методам и приёмам переработки и запоминания информации, к которым можно отнести мнемотехнику. Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания, от слова «мнемос»- память.

        Использования на уроках русского языка и литературного чтения приемов мнемотехники по методике когнитивного развития Е.Г. Карцевой позволяет значительно сократить время обучения. Мнемотаблицы, кодированные стихи несут не только различную информацию и решают общеобразовательные задачи, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического, образного мышления, тренирует внимание. Большое значение методика имеет в работе с «слабообучаемыми» детьми. Чем раньше ребенок овладеет этими знаниями, тем легче ему дается процесс обучения. Как показывает практика ученики, владеющие мнемотехникой, в будущем легко усваивают большие объёмы друднозапоминаемой информации, самостоятельно кодируя её.

           Предлагаемое учебное пособие для учителей начальных классов разработано на основе методики когнитивно-познавательного развития Е.Г. Карцевой. Оно включает в себя ряд обучающих мнемотаблиц по русскому языку и кодированных стихов по литературному чтению, которые могут быть использованы в форме раздаточного материала.  

Мнемотаблицы по русскому языку:

 Мнемотаблица №1. Словарные слова.  

Сочетания «оро», «оло» и  безударная гласная «о»

Метод работы - составление связного рассказа.

с

в

в

с

х

м

к

к

м

г

О

Р

О

О

Р

О

О

Р

О

О

Р

О

О

Л

О

О

Р

О

О

Р

О

О

Р

О

О

Р

О

бей

на

ка

шо

ко

ва

з

д

 

           

де

я

М

в

п

к

с

г

л

О

О

О

О

О

О

О

ск

ч

су

нь

ба

да

па

ва

ка

да

ки

ка

та

Мнемотаблица №2. Словарные слова.  Безударная гласная «а»

п

са

р

п

к

л

с

б

к

з

м

г

к

х

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

бо

ль

р

ток

по

ра

ран

вод

ши

р

ль

зе

пус

р

чий

то

ман

ги

бан

даш

на

буз

бом

та

та

   

Мнемотаблица №3.   «Непроизносимая согласная»

 

        ЦА

НИ

                                                       

                        СТ                  РА      НЕ       ПРЕ      НЕ

ЛЕ       СЧА     ГРУ       ДО     СЧА      ЛЕ        НА

               СТ      СТ      СТ     СТ      СТ       СТ

       ЛИВЫЙ   НЫЙ     НЫЙ   НЫЙ   НЫЙ    НЫЙ

Мнемотаблица №4. «Двойная согласная»

ру

сс

кий

Ро

сс

ия

ра

сс

тояние

ка

сс

а

па

сс

ажир

дре

сс

ировщик

режи

сс

ёр

ра

сс

каз

ка

сс

ета

кро

сс

ворд

ба

сс

ейн

шо

сс

е

кро

сс

«Литературное чтение»  1 класс  Л.Е.Журовой, А.О. Евдокимовой

программа «Школа XXI века»  по теме: В.Г.Сутеев «Ёлка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами

Отличительными  особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное ...

Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами

Отличительными  особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное ...

Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в процессе изучения слов из словаря в начальной школе"

По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми написаниями составляют 60-70% словаря человека в активном употреблении. И поэтому в настоящее время проблема словарной работы на уроках русско...

01. " Использование приёмов мнемотехники на уроках в начальных классах как средство формирования связной речи "

Данный материал описывает особенности использования приёмов мнемотехники в работе с учащимися начальных классов. Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которые облегчают запоминание ...

"Использование приёма мнемотехники на уроках обучения грамоте и литературного чтения"

Для младших школьников приемы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка. Мнемотехника - один из эффективных методов и приёмов в речевом развитии детей. Это система методов и приёмов, обе...

Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".

  Методическая работа по теме: " Использование приёмов мнемотехники для развития познавательных процессов обучающихся".     Одной из задач учителя в современной школе я...

"Использование приёма мнемотехники на уроках окружающего мира в начальных классах" (из опыта работы).

Использование мнемотехнических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации на уроках окружающего мира, сделать этот процесс не только быстрым простым и эффективным, ...