Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в процессе изучения слов из словаря в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку

Мотвиенко Ирина Юрьевна

По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми написаниями составляют 60-70% словаря человека в активном употреблении. И поэтому в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной. Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как запомнить написание непроверяемых слов. Конечно, написание всех словарных слов знать невозможно. Вполне естественно периодически пользоваться словарем. Но минимум, предусмотренный школьной программой, необходимо усвоить каждому ребенку. К сожалению, последнее время многие педагоги наблюдают, что многие дети плохо запоминают информацию, полученную в школе.  Не случайно психологи бьют тревогу-проблема «детского склероза» в настоящее время приобретает массовый характер.  Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми: рукодвигательные, слухоартикулиционные. И вот здесь на помощь педагогу приходит- мнемотехника- (греч. – искусство запоминания)система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. В данном материале я предлагаю наиболее эффективные приемы мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приемы мнемотехники547.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Использование приёмов мнемотехники в процессе изучения слов из словаря в начальной школе

Добрый день, уважаемые коллеги! Работать мы сегодня будем по группам. А чтобы определить тему мастер- класса, прошу обратить ваше внимание на таблички с названиями ваших групп. Прочитайте, название ваших групп («Яг..дки», «М…линки», «З..мл.нички»). Вставьте, пожалуйста, пропущенные буквы. Давайте попробуем определить тему нашего занятия. (Будем говорить о словарных словах).

По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми написаниями составляют 60-70% словаря человека в активном употреблении. И поэтому в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной. Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как запомнить написание непроверяемых слов. Конечно, написание всех словарных слов знать невозможно. Вполне естественно периодически пользоваться словарем. Но минимум, предусмотренный школьной программой, необходимо усвоить каждому ребенку. К сожалению, последнее время многие педагоги наблюдают, что многие дети плохо запоминают информацию, полученную в школе.  Не случайно психологи бьют тревогу-проблема «детского склероза» в настоящее время приобретает массовый характер.  

Классическая форма работы над этими словами не приносит желаемого результата. «Муштровка»  заученных слов не помогает ребятам вырабатывать лингвистическое чутье. « Словарная работа на уроках не эпизод в работе учителя, а систематическая хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка»- писал ученый -методист Алексей  Васильевич Текучев.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми: рукодвигательные, слухоартикулиционные. И вот здесь на помощь педагогу приходит- мнемотехника- (греч. – искусство запоминания)система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Слово мнемотехника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. К.Д.Ушинский точно подметил: “Ребенок мыслит образами”. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове.

Я хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с некоторыми приемами, наиболее продуктивными, на мой взгляд.

1.Прием графических ассоциаций

Прием графических ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. . Если взять, например, слово завод,то на картинке должны быть и сам завод , и буква «А».  Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.  

C:\Users\Комп\Downloads\ispol-zovaniie-priiomov-mniemotiekhniki-v-protsiessie-izuchieniia-slov-iz-slovaria-v-nachal-noi-shkolie_12.png

C:\Users\Комп\Downloads\ispol-zovaniie-priiomov-mniemotiekhniki-v-protsiessie-izuchieniia-slov-iz-slovaria-v-nachal-noi-shkolie_14.png 

C:\Users\Комп\Downloads\ispol-zovaniie-priiomov-mniemotiekhniki-v-protsiessie-izuchieniia-slov-iz-slovaria-v-nachal-noi-shkolie_5.png

Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат листы со словарными словами, в которых есть пропуски букв , попробуйте изобразить слово графически используя ассоциации.

1 группа  с   бака    

2 группа  р   бята      

3 группа  к  р  ндаш

Во время работы групп

Ярким примером приема графических ассоциаций является славянская азбука. Название всех букв кириллицы с мнемонистической целью.( слайд.)

2.Хороший результат при запоминании написания словарных слов дают шуточные стихи,вопросы и загадки.

« Приготовим винегрет,

  Он не жарен И нЕ грет»

-В каких словах ель «растет»?

Учитель, картофель

-Какие слова любит лягушка?

Москва, квартал, квартира…

-Теперь задание для вас, уважаемые коллеги :

1 группа  Любимые слова вороны. (Карман, картина, картофель, карандаш, карикатура)

2группа  В каких словах спрятался род? (город, огород)

3группа  В какие слова забрался вор? (ворона, воробей)

3.Интересен приём укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова, чтобы заучить одновременно несколько словарных слов. Один из вариантов объединения слов в одну «связку»- построение незамысловатого сюжета.

«Рабочий надевает пальто, сапоги, берёт с собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу на завод. А мы едем на трамвае и напеваем песенку собственного сочинения.

Я предлагаю вам выполнить похожее задание. Сейчас мы составим текст.

Среди словарных слов, которые ученики  должны выучить , много слов, содержащих букву «О». При работе с такими словами предлагаю вам игру в «огород»

У вас на листах есть начало текста попробуйте его продолжить, но перед выполняем задания ,условие: « Все слова должны содержать непроверяемую безударную гласную «о»».

«Однажды стояла хорошая погода. Девочка взяла лопату и ……

4.Для совершенствования памяти, без чего невозможно развитие орфографических навыков школьников интересен  прием “Кто больше запомнит”. Подбираем необходимое количество слов, группируя их попарно на основе ассоциативной связи.

Например:

корова-молоко; работа-лопата;

Каждую цепочку, состоящую из двух слов, произносим один раз, о чём предварительно предупреждаем учащихся; делаем паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили; читаем новую цепочку из двух слов и опять делаем паузу. Необычная диктовка происходит до тех пор, пока не осуществится запись всех запланированных для диктанта слов, после чего учащиеся подсчитывают написанное ими количество слов и проверяют правильность их написания.

Постепенно порядок записи усложняется. Первый путь усложнения - увеличение количества слов в цепочке с сохранением ассоциативной связи. Например, по три слова в каждой цепочке:

колхоз- деревня- молоко;

медведь- заяц- лисица;

Второй путь- увеличение количества слов, между которыми ассоциативная связь слабо ощутима или совсем не просматривается.

Например:

дежурный- Москва- лопата;

ветер- народ- фамилия;

суббота- язык- ягода и т.д.

-Коллеги, теперь задание для вас.

-Попробуем проверить себя в написании цепочек словарных слов.

Трамвай, автомобиль, комбайн, трактор

Капуста, горох, помидор, щавель

При полном овладении цепочкой слов определенной длины количество орфографических ошибок резко снижается.

Если словарный диктант “Кто больше запомнит” применять регулярно в течение нескольких (хотя бы двух- трёх) месяцев, чётко фиксируются повышение орфографической грамотности учащихся

5. Прием звуковые (фонетические) ассоциации –  предпочтителен в тех случаях, когда фраза из  созвучия и слова с непроверяемым написанием особенно удачна. Например, слово завтрак. Созвучное ему слово – рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак рак». Это слово запомнить легче при помощи метода звуковых ассоциаций, чем, если бы мы обыгрывали запоминаемую букву «а» через рисунок. А придуманная фраза  хорошо звучит, легко запоминается и хорошо представляется.

Более осовремененное: Вот английский жокей! У него все о’кей!

Задание для коллег:

- Попробуйте, найти созвучные слова и записать из них фразу

1 группа  улица (На улице знакомые лица)

2 группа  сорока (Сорок сорок в сорочке)

3 группа запад (На западе солнце падает)

Во время работы групп

У А.П.Чехова есть забавный каламбур, который помогает запомнить
правописание слова мужчина: «Настоящий мужчина состоит из МУЖа и
ЧИНа». Так и хочется в таком же тоне объяснить и написание слова женщина:
ЖЕНа ЩИ НА плите варит. (Слайд)

Вывод

Дети  запоминают то, что:

- то, что читают- 10%

-то, что слышит -20%

- то, что видит -30%

-видит и слышит- 70%

- делает сам -90%

 Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам, успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез. Прием снижает нагрузку на природную память учащихся, возможности которой, как известно, заложены генетически и поэтому ограничены.

И в заключении, прошу вас оценить мастер-класс, записав свои замечания, пожелания. Буду вам очень благодарна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование мнемонических приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения слов из словаря"

Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Б...

Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

ЛЕКСИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ ИЗ СЛОВАРЯ.

Эта работа о приемах и методах изучения и запоминания словарных слов на уроках русского языка....

Словарь: Слова на основные орфограммы начальной школы

Слова для работы над орфограммами 2-4 класс на разные правила....

Мнемотехника на уроках марийского языка и литературы в начальной школе

Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, логическое мышление на родно...

Совершенствование приёмов работы на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.

Совершенствование приёмов работы  на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся....

Мастер-класс "Использование приёма "Облака слов" на уроках в начальной школе"

Интересный и весьма практичный приём, способствующий визуализации учебного материала....