Урок обобщения знаний о частях речи - 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тюрина Светлана Павловна

Тема: «Роль частей речи, значение их единства и взаимодействия в языке».

Данный урок был проведён в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Активизация познавательной деятельности учеников начальных классов в условиях развивающего обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chasti_rechi.doc70.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_chasti_rechi.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок.

Русский язык.

Урок обобщения знаний о частях речи.

Тема: «Роль частей речи, значение их единства и взаимодействия в языке».

Цели урока:

  1. Систематизация знаний об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе), их роли в русском языке;
  2. Развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. Формирование целостного представления о единстве языка, живописи, музыки;
  4. Развитие образного мышления, творческих способностей;
  5. Развитие интереса к родному языку, интереса и желания учиться;
  6. Воспитание духовности, гордости за родной язык.

ХОД УРОКА:

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

Язык – есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

                                П.А. Вяземский.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Какую тему вы сейчас изучаете?  (имя прилагательное)

- Ответьте на вопрос: что такое речь?

  Речь — форма общения людей посредством. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от животных.

- Я представила речь в виде куба (учитель показывает детям куб).

Говорим

Читаем

Пишем

Слушаем

- Каждый день мы произносим огромное количество слов. И все они имеют разное значение. Значит, наша речь делится на определённые части.

- С какими частями речи вы уже знакомы? (им.сущ.,им. прил., глагол)

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Создавалась наша речь не одно столетие. По словечку, по частичке. И вот совсем недавно в яркий солнечный весенний день поспорили имя существительное, имя прилагательное и глагол…

- Как вы думаете, о чём они спорили?  (Кто из них важнее).

- Решили они написать рассказ о весне, да заспорили: кто из них важнее, кого должно быть в рассказе больше, кого меньше, у кого из них получится лучше?  Без кого можно было бы обойтись? И вот как они рассказали нам о весне.

(На доске).

Существительное: солнце, листочки, подснежник, радуга, ветерок, ручеёк, цветение, жизнь, нежность, пробуждение, щебетание.

Прилагательное: ранняя, весёлая, красивая, цветущая, зелёная, солнечная, тёплая, лучистая, душистая.

Глагол: зеленеет, распускается, щебечет, цветёт, журчит, переливается, рождается, посыпается, радуется, расцветает, ликует.

(Из куба поочерёдно вынимается одна из частей, символизирующая часть речи).

- Чей рассказ о весне вам понравился больше? Как бы вы ответили на вопрос: кто же из частей речи всех важнее?

- Давайте сегодня примем участие в этом споре и сами понаблюдаем, возможно ли обойтись без какой-либо части речи, так ли необходимо их единство и взаимодействие?

(Распределяются роли).

- Я предлагаю работать по группам:

  1. Первый ряд будет особенно наблюдать за именем существительным,
  2. Второй ряд – за именем прилагательным,
  3. Третий ряд – за глаголом.

(На парты выставляются таблички с названием частей речи).

- Возьмите листы, на которых вы будете сегодня работать. Запишите название части речи, за которой будете наблюдать.

-Чтобы помирить их, надо хорошо знать характеры наших героев. Что обозначает ваша часть речи? На какие вопросы отвечает? Запишите эту информацию на ваших листах.  (Дети работают самостоятельно. Далее следует проверка. Дети читают свои записи. Данная информация выводится на доске.)

Существительное

Предмет

↓          ↓

                                                         Кто?    Что?

-------------------------------------------------------------------------------------------

Прилагательное

Признак предмета

                                                ↓         ↓            ↓          ↓

                                          Какой? Какая?    Какое? Какие?

----------------------------------------------------------------------------------------------

Глагол

Действие предмета

                                                ↓               ↓               ↓        

                                   Что делает? Что делал? Что будет делать?

----------------------------------------------------------------------------------------------

Наши имена очень часто рассказывают о тех, кому они принадлежат. Например: «Владимир» - владеющий миром. Как вы думаете, почему ваша часть речи получила такое название?

(Дети предлагают варианты ответов на вопрос).

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- У вас было задание – написать сочинение о том, как бы могла рассказать о себе  каждая часть речи. Давайте проверим, что же у вас получилось. Свой ответ начните со слов «Уважаемые дамы и господа!»…

(Слушаются сочинения учеников о каждой части речи).

- Мы убедились с вами в том, что знаем характер поспоривших частей речи, знаем, почему каждая из них получила своё имя, даже предположили, что  они могли бы сказать о себе. А теперь убедимся, что легко обнаруживаем их среди других частей речи.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПО РАСПОЗНАВАНИЮ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.

- Прочитайте текст под цифрой 1 на вашем рабочем листе. (Текст выводится на доске).

- Кто автор этого отрывка?  (Г. Скребицкий.)

- О чём он пишет?

- Посмотрите на текст и ответьте, к каким частям речи относятся выделенные слова?

ОНА - местоимение

А - союз

ВОКРУГ- наречие

НЕЁ - местоимение

БУДТО - союз

ПЕРВЫЕ - числительное

- Подчеркните ту часть речи, с корой вы сегодня работаете. (сам. работа).

- Проверим. Я читаю текст, а вы хлопком показываете слово, которое подчеркнули.

- Вернёмся к сегодняшнему спору наших частей речи. Давайте представим. Что бы получилось, если бы автор использовал в тексте только вашу часть речи. (Дети зачитывают.)

- Какой вывод можно сделать?  (Дети формулируют вывод.)

- Мы все убедились, каким бледным и невыразительным получился отрывок.

- Мы убедились, что легко отличаем части речи в тексте. А сможете ли вы в музыке узнать своих героев? Послушайте три музыкальных фрагмента и выберите тот, который, на ваш взгляд, передаёт характер вашего героя.

(Прослушивание музыки.)

- Какой фрагмент вы выбрали? Почему?  (Ответы детей.)

Прозвучали фрагменты из произведений Антонио Вивальди, МикаэлаТаривердиева, Петра Ильича Чайковского.

- Эта музыка тоже посвящена весне.

- У нас возникло многообразие мнений. Это случилось потому, что каждый по своему представляет своих героев. Но понятно уже одно – надо их мирить! Но как?

РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ.

- Давайте попробуем обратиться за помощью к поэзии. Посмотрите, как  поэт смог только при помощи имени существительного, имени прилагательного и глагола описать весну.

Черемуха

С. Есенин
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

- Прочитайте про себя текст, записанный на вашем листе под цифрой 2.

(Стихотворение дети читают про себя.)

-  Прочитайте вслух.  (Ученики читают текст стихотворения по одному от каждого ряда.)

- Что вы можете сказать о прочитанном?

- Слова какой части речи использованы в задании?

- Чей текст красивее?

- Какой из этих текстов более выразительный? Почему?

- Кто узнал текст?

- Кто может вспомнить стихотворение полностью?  (Чтение стихотворения детьми.)

- Поэт написал нам словесную картину. От картины поэта обратимся к картине художника. Давайте выясним, важны ли в живописи наши части речи?

-  Весна – волшебное время года, когда возрождается природа, которая казалась мёртвой во время зимы. Поэтому я предлагаю обратиться к картинам великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, который создал большое количество картин, посвящённых русским сказкам.

Когда звучит фамилия «Васнецов», в мыслях возникают сказочные образы Богатырей, ковра-самолета, Аленушки и Cерого волка. Только очень добрый художник мог написать их с такой любовью. Васнецова с полным правом можно назвать народным художником, его картины знает каждый. Его кистью расписан Владимирский собор в Киеве, по его рисункам сооружена сказочная«Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве. Его называли «первопроходцем»и истинным богатырем русской живописи». – Рассмотрите репродукцию картины Васнецова «Царевна-лягушка». Но, что же случилось с картиной? Ребята, мы забыли, что наши части речи поссорились и картина, не без помощи компьютерных технологий, распалась. На какие же части?

( На доске 3 фрагмента картины. У детей тройной вариант.)  

- Кто из частей речи где находится?

- Как догадались?

- Можно ли назвать увиденное картиной? Почему?

- Можно ли узнать картину?

- Какой вывод напрашивается?

(Дети отвечают и формулируют вывод.)

- Мы сегодня убедились, что ни писателям, ни поэтам, ни даже художникам не обойтись без единства всех частей речи.

- Давайте объединим поссорившиеся части речи.

- Скажите мне, какой вид поэзии поможет это сделать? Помните, в нём должны присутствовать и существительные, и прилагательные, и глаголы.

(Синквейн.)

- Попробуем написать синквейн о весне.

- Вспомните, как строится синквейн?

1.- тема: существительное «Весна»

2. - 2 прилагательных, которые охарактеризуют весну.

3. - 3 глагола, которые, на ваш взгляд, расскажут о весне.

4. – предложение, которое выразит ваше отношение к этому времени года.

5. – Одно слово – ассоциация к слову «Весна».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

(Написание и прочтение синквейнов.)

- Что же мы сейчас сделали?

(Помирили части речи.)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- А дома вам нужно будет составить синквейн о том, о чём мы сегодня говорили на уроке – о речи.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Зачем нужно было объединить части речи?

- Что полезного, интересного было для вас сегодня на уроке?

- Открытия, хорошее настроение нам сегодня подарил родной язык. Нашу речь, наш  язык поэтому и называют великим, могучим нашим богатством. Только при помощи языка мы можем выразить свои чувства, своё отношение, свою душу. Использовать же для этого мы будем все-все части нашей речи. И поэтому все части речи собраны в единое понятие «речь».

- Что теперь сказали бы наши части речи друг другу?

- Закончить урок мне хотелось бы словами русского поэта Ивана Бунина:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.


ТЕМА УРОКА: ЧАСТИ РЕЧИ.

Как называется? __________________________________________________

Что обозначает? __________________________________________________

На какие вопросы отвечает? ________________________________________

  1. На  широкой  лесной  поляне  синей  краской  нарисовала  она  большую весеннюю  лужу.  А  вокруг  неё, будто  синие  брызги,   рассыпала   цветы подснежника.

  1. Черёмуха       …………
    ….     весною     ………….
    …    ветки       ………,
    ….    кудри,       ……...
    ….    кисточки     ………
    ….    жемчугом     росы
    ……   ,     ….…   серьги    …….  

……….      девицы-красы.
………. ,     ….    проталинки,
…..     траве    ……    камней,
……….,    …….     …………
…………        ручей.

  1. СИНКВЕЙН

      1 существительное _____________________________________________

      2 прилагательных ______________________________________________

      3 глагола  _____________________________________________________

      Предложение – отношение к теме    

     ______________________________________________________________

      1 слово – ассоциация, итог ______________________________________


ТЕМА УРОКА: ЧАСТИ РЕЧИ.

Как называется? __________________________________________________

Что обозначает? __________________________________________________

На какие вопросы отвечает? ________________________________________

  1. На  широкой  лесной  поляне  синей  краской  нарисовала  она  большую весеннюю  лужу.  А  вокруг  неё, будто  синие  брызги,   рассыпала   цветы подснежника.

  1. ……….      душистая
    …….    ……..   ……..
    … ..    ………    золотистые,
    …..   ………….  ,   ……...
    …..    ………     атласные
    …..     ………..    ……….
    ……,   ……    …….    ясные
    …..   ……….   ……….
    ….   ……. ,   ….    …………..,
    …..    ……   ……..    ………..,
    …….,    …………    маленький
    Серебряный    ………….

  1. СИНКВЕЙН

      1 существительное _____________________________________________

      2 прилагательных ______________________________________________

      3 глагола  _____________________________________________________

      Предложение – отношение к теме    

     ______________________________________________________________

      1 слово – ассоциация, итог ______________________________________


ТЕМА УРОКА: ЧАСТИ РЕЧИ.

Как называется? __________________________________________________

Что обозначает? __________________________________________________

На какие вопросы отвечает? ________________________________________

  1. На  широкой  лесной  поляне  синей  краской  нарисовала  она  большую весеннюю  лужу.  А  вокруг  неё, будто  синие  брызги,   рассыпала   цветы подснежника.

………..   ………..
…..  …….     расцвела
….    ……..    ……….,
…..    ……….,    завила.
……   ……….   ……….
…….   ………   ………
Горят, …..   …….    …….
….   …….     ……...
….   ……, ….    ………..,
…..    ……    ……..    ……..,
Бежит, струится     ………..
……..     ……….

  1. СИНКВЕЙН

      1 существительное _____________________________________________

      2 прилагательных ______________________________________________

      3 глагола  _____________________________________________________

      Предложение – отношение к теме    

     ______________________________________________________________

      1 слово – ассоциация, итог ______________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык – есть исповедь народа, В нём слышится его природа, Его душа и быт родной. П.А. Вяземский.

Слайд 2

Существительное ↓ Предмет ↓ ↓ Кто? Что?

Слайд 3

Прилагательное ↓ Признак предмета ↓ ↓ ↓ ↓ Какой? Какая? Какое? Какие?

Слайд 4

Глагол ↓ Действие предмета ↓ Что делает? Что делал? Что будет делать?

Слайд 5

На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг неё , будто синие брызги, рассыпала цветы подснежника.

Слайд 13

1. Существительное «Весна» 2. Два прилагательных. 3. Три глагола. 4. Предложение, которое выразит ваше отношение к теме. 5. Слово – ассоциация к слову «Весна».

Слайд 15

И нет у нас другого достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Обобщение знаний о частях речи"

Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...

Урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о частях речи"

Цели: 1.Закрепить  знания учащихся о названиях предметов, действий, признаков;            2. Работать над  активизацией  сло...

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"

Цели урока:- обобщить знания учащихся об изученных частях речи;-расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по  теме «Ярмарка»;-развивать устную и пис...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Обобщение знаний о частях речи»

Цель: Обобщить и систематизировать накопленные знания о частях речи.Задачи:Образовательные1. Продолжить формировать умения распознавать части речи по двум признакам: по вопросу и по лексическому значе...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...