Рабочая программа по русскому языку 4 класс. Школа 2100
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Мареева Ольга Николаевна

Рабочая программа по русскому языку в 4-м классе составлена на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, рассчитана на 4 часа в неделю, содержит пояснительную записку, требования к выпускникам, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_4.docx48.67 КБ
Файл tematicheskoe_russkiy_4.docx116.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

                УТВЕРЖДАЮ

        Директор МБОУ

              «___»__________2012г.  

_________/Т.А.Самохина/

Рабочая программа учебного курса

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

для  4 класса А

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ Видновской СОШ № 2

Ленинского муниципального района

Мареева Ольга Николаевна.

2012-  2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО, авторской программы Р.Н.Бунеева и учебника Р.Н.Бунеева,  Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной  «Русский язык»,  4  класс: М.Баласс  2011 и  рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю).

Основное содержание авторской программы полностью отражено в данной рабочей программе.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения: 
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 4-м классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. морфемного состава и словообразования;
  3. грамматического значения;
  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

  1. мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
  2. безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

  1. безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания ,  в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
  2. раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

 Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (4 часа в неделю, 136 часов в год) или 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год). В связи с введением нового предмета в 4-м классе планирование уроков русского языка рассчитано на 4 часа в неделю (140 часов в год).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  1. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  2. эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  3. чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  4. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  5. интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  6. интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  7. интерес к изучению языка;
  8. осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  2. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  1. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  2. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  3. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  4. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  5. пользоваться словарями, справочниками;
  6. осуществлять анализ и синтез;
  7. устанавливать причинно-следственные связи;
  8. строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  2. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  3. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  4. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  6. задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе является сформированность следующих умений:

  1. произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  2. производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
  3. правильно писать слова с изученными орфограммами;
  4. видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
  5. находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  6. пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  7. различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
  8. ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
  9. производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
  10. разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  11. писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
  12. читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
  13. воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
  14. создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

4 класс

  1. владеть типом правильной читательской деятельности;
  2. читать учебно-научный текст изучающим чтением;
  3. читать и составлять схемы словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках изученного);
  4. составлять предложения по схемам;
  5. читать и составлять простые таблицы;
  6. писать подробное изложение доступного текста-повествования;
  7. писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;
  8. использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;
  9. подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи
  1. выполнять фонетический разбор доступных слов;
  2. выполнять разбор по составу доступных слов;
  3. различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  4. выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;
  5. выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);
  6. видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова
  1. писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;
  2. писать ь после шипящих на конце имён существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце имён существительных м.р. 2 склонения;
  3. писать частицу не с глаголами;
  4. писать буквосочетание -тся–-ться в глаголах;
  5. писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;
  6. ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);
  7. ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;
  8. графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;
  9. находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила

Содержание учебного предмета «Русский язык».

4-йкласс
140 ч (4 часа в неделю)

Повторение. (15 ч)

Предложение. Текст. (29 ч)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное. (33 ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (13 ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол. (34 ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания  в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение. (8 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

Резерв. (8 ч)

Основное содержание авторской программы полностью отражено в данной рабочей программе.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык».

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

  1. компьютер;
  2. интерактивная доска.

Примеры работ при использовании компьютера:

  1. редактирование (взаиморедактирование);
  2. создание текста, его коллективное обсуждение;
  3. создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

Перечень учебно – методического обеспечения:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа./Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – 336 с.
  2. Бунеева Е.В., Исаева Н.А.  Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012. – 272 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы. –  М.: Баласс, 2012. – 160 с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
  4. Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для  4-го класса. Изд.4-е, испр. – М.: Баласс, 2012. – 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  5. Шаповалова О.А. Русский язык. 4 класс. Тетрадь для творческих работ. – Саратов: Лицей, 2010. – 64 с.

СОГЛАСОВАНО

Протокол  заседания ШМО

учителей начальных классов

от «___» августа 2012г. № ___.

Руководитель ШМО  _______ /О.Н.Мареева/

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР:

 ______ /И.Н.Мордвинова/

 «___»________2012г.



Предварительный просмотр:

*

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕуроков русского языка в 4-м классе (140  часов  – 4 часа  в неделю).

№ урока

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые сроки прохождения программы

Скорректированные сроки прохождения программы

год

четверть

1 четверть (36 часов)

1

1

2

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке

1

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и  букв  в слове, объяснять  причины  расхождения  количества звуков и букв.

Группировать слова  с изученными орфограмма- ми,  графически объяснять выбор  написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

03.09 – 07.09

2

2

Контрольное списывание

1

03.09 – 07.09

1. Повторение

15

3

3

Повторение фонетики и графики

1

03.09 – 07.09

4

4

Повторение фонетики. Слог и ударение

1

03.09 – 07.09

5

5

Что такое графика

1

10.09 – 14.09

6

6

Фонетический разбор слова

1

10.09 – 14.09

7

7

Повторение орфографии

1

10.09 – 14.09

8

8

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения

1

10.09 – 14.09

9

9

Развитие умения писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать выбор  написания

1

17.09 – 21.09

10

10

Повторение состава слова

1

17.09 – 21.09

11

11

Повторение изученного о частях речи

1

17.09 – 21.09

12

12

Повторение изученного по синтаксису

1

17.09 – 21.09

13 - 14

13 - 14

Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль»*

2

24.09 – 28.09

15

15

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»

1

24.09 – 28.09

16

16

Контрольный диктант № 1

1

24.09 – 28.09

17

17

«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте)

1

01.10 – 05.10

Предложение. Текст

29

Различать  простые и  сложные предложения  на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на  основе  коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность  абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти  параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения  с  однородными членами без союзов  и с союзами и, а, но. (П) Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных  членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»).

роверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму.

2. Простое  предложение. Предложения с однородными членами

11

18

18

Как отличить простое предложение от сложного.

1

01.10 – 05.10

19

19

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов  и с союзом  и

1

01.10 – 05.10

20 – 21

20–21

Р/р Обучающее изложение «Что  я люблю»

2

01.10 – 05.10

08.10 – 12.10

22

22

Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но

1

08.10 – 12.10

23 – 24

23–24

Р/р Обучающее сочинение «Что  я люблю»

2

08.10 – 12.10

25

25

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородны- ми членами

1

15.10 – 19.10

26

26

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1

1

15.10 – 19.10

27

27

Контрольный диктант № 2

1

15.10 – 19.10

28

28

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения

1

15.10 – 19.10

3. Сложные предложения с союзами и, а, но

9

29

29

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

1

22.10 – 26.10

30

30

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

1

22.10 – 26.10

31

31

Р/р  Составление устного рассказа на  грамматическую тему  по плану. Свободный диктант

1

22.10 – 26.10

32

32

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но

1

22.10 – 26.10

33

33

Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер  у нас дома»

1

29.10 – 02.11

34

34

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2

1

29.10 – 02.11

35

35

Запятая в сложном предложении

1

29.10 – 02.11

36

36

Резервный урок.

1

29.10 – 02.11

2 четверть (28 часов)

37

1

Контрольный диктант № 3

1

Продуцировать текст  с  использованием  сложных  предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер  у нас дома»). Выделять на слух  и в тексте предложения с прямой речью  (слова  автора плюс  прямая речь). (П) Приобретать опыт  конструирования предложений   с  прямой  речью   и   их   пунктуационного оформления. (П)

Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью  (сочинение «Что  сказала мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью  (после  предварительной подготовки). Выделять при  обсуждении текста его значимые части,  формулировать  заголовки,  составлять план (в группах, парах).

12.11 – 16.11

38

2

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Редактирование сочинения. Контрольный словарный диктант

1

12.11 – 16.11

4. Предложения с прямой речью

9

39

3

Понятие о прямой речи. Из  чего  состоит предложение с прямой речью

1

12.11 – 16.11

40

4

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь  стоит  после слов автора

1

12.11 – 16.11

41

5

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь  стоит  перед  словами автора

1

19.11 – 23.11

42

6

Р/р  Обучающее сочинение «Что  сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью

1

19.11 – 23.11

43

7

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

1

19.11 – 23.11

44

8

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух»

1

19.11 – 23.11

45

9

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

1

26.11 – 30.11

46

10

Контрольный диктант № 4

1

26.11 – 30.11

47

11

«Пишу правильно» (работа над ошибками в изложении и диктанте)

1

26.11 – 30.11

Имя существительное

33

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать  опыт   по выявлению грамматических  признаков,  общих для  самостоятельных частей речи.

Определять грамматические признаки имён существительных.

5. Что мы уже знаем  об имени существительном

3

48

12

Имя существительное как часть  речи. Постоянные и непостоянные признаки имён  существительных

1

26.11 – 30.11

49

13

Роль имён  существительных в предложении, в речи. Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из на»

1

03.12 – 07.12

50

14

Роль имён   существительных в  предложении и  в  речи.  Многозначные слова, синонимы, антонимы

1

03.12 – 07.12

6. Изменение имён существительных по падежам.

10

51

15

Наблюдение за словоизменением имён существительных.

1

03.12 – 07.12

52

16

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.

1

03.12 – 07.12

53

17

Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе.

1

03.12 – 07.12

54

18

Именительный и винительный падежи.

1

10.12 – 14.12

55

19

Родительный падеж.

1

10.12 – 14.12

56

20

Творительный падеж

1

10.12 – 14.12

57

21

Предложный падеж.

1

10.12 – 14.12

58

22

Обобщение знаний  о  падежах. Р/р  Составление устного рассказа

«Что я знаю об изменении имён существительных по падежам»

1

10.12 – 14.12

59

23

Упражнение на повторение. Проверочная работа № 3

1

17.12 – 21.12

60 - 64

24 - 28

Резервные уроки

5

17.12 – 21.12

3 четверть (40 часов)

7. Три склонения имён существительных

5

65

1

Что такое склонение? Три склонения имён  существительных

1

10.01 – 11.01

66

2

Развитие умения определять склонение имён  существительных

1

14.01 – 18.01

67

3

Развитие умения определять склонение имён  существительных. Морфологический разбор имени существительного.

1

14.01 – 18.01

68

4

Понятие о несклоняемых именах существительных и  особенностях их употребления

1

14.01 – 18.01

69

5

Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в  письменной речи  несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами

14.01 – 18.01

8. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

6

70

6

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

1

21.01 – 25.01

71

7

Развитие  умений писать слова   с  орфограммой «Буква  ь  после шипящих на конце имён  существительных», графически обозначать  выбор  написания.

1

21.01 – 25.01

72

8

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4.

1

21.01 – 25.01

73

9

Развитие орфографических умений.

1

21.01 – 25.01

74

10

Контрольный диктант № 5.

1

28.01 – 01.02

75

11

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

28.01 – 01.02

9. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

9

76

12

Выведение общего  правила правописания безударных падежных окончаний имён  существительных.

1

28.01 – 01.02

77

13

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён  существительных, действовать по алгоритму.

1

28.01 – 01.02

78

14

Р/р Обучающее изложение «Первая газета».

1

04.02 – 08.02

79

15

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант.

1

04.02 – 08.02

80

16

Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка».

1

04.02 – 08.02

81

17

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5.

1

04.02 – 08.02

82

18

Развитие орфографических умений, повторение.

1

11.02 – 15.02

83

19

Контрольный диктант № 6.

1

11.02 – 15.02

84

20

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование.

1

11.02 – 15.02

Имя прилагательное.

14

10.Что мы уже знаем об имени прилагательном.

3

85

21

Повествование и описание – два типа речи. Роль прилагательных в речи.

1

11.02 – 15.02

86

22

Роль прилагательных-антонимов в речи.

1

18.02 – 22.02

87

23

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

18.02 – 22.02

11.Словоизменение имён прилагательных.

2

18.02 – 22.02

88

24

Изменение имён  прилагательных по падежам.

1

18.02 – 22.02

89

25

Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово  в словосочетании.

1

26.02 – 01.03

12. Правописание безударных падежных окончаний  имён прилагательных

9

90

26

Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Р/р Свободный диктант

1

26.02 – 01.03

91

27

Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие»

2

26.02 – 01.03

92

28

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графически объяснять выбор  написания

1

04.03 – 07.03

93

29

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя  любимая игрушка»

1

04.03 – 07.03

94

30

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6

1

04.03 – 07.03

95

31

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графически объяснять выбор  написания

1

11.03 – 15.03

96

32

Контрольный диктант № 7

1

11.03 – 15.03

97

33

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ.

1

11.03 – 15.03

Глагол

34

13. Что мы уже знаем  о глаголе

4

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые   знания в  совместной исследовательской деятельности в группах.

98

34

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

1

11.03 – 15.03

99

35

Значение и грамматические признаки глагола

2

18.03 – 22.03

100

36

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

1

18.03 – 22.03


14. Словоизменение глаголов

2

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само-  и взаимоанализ выполнения заданий.

Совместно составлять  алгоритм  определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать  опыт   использования  глаголов  в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

101

37

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II

спряжения

1

18.03 – 22.03

102

38

Как определить спряжение глагола, если  окончание ударное

1

18.03 – 22.03

103 - 104

39 - 40

Резервные уроки.

2

4 четверть (36 часов).

15. Правописание безударных личных окончаний  глаголов

17

105

1

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

1

01.04 – 05.04

106 - 107

2

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

1

01.04 – 05.04

108

3

Глаголы-исключения.  Выбор   способа   определения  спряжения глагола

1

01.04 – 05.04

109 – 110

4 – 5

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

2

01.04 – 05.04

08.04 – 12.04

111

6

Р/р Обучающее сочинение по картинкам

1

08.04 – 12.04

112

7

Разбор глагола как части речи

1

08.04 – 12.04

113

8

Контрольный диктант № 8

1

08.04 – 12.04

114

9

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться

1

15.04 – 19.04

115

10

Знакомство с орфограммой «Буква ь после  шипящих в глаголах

2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом

1

15.04 – 19.04

116 – 117

11 – 12

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го  лица единственного числа. Контрольное списывание

2

15.04 – 19.04

118 – 119

13 – 14

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

2

22.04 – 26.04

120 – 121

15 – 16

Р/р Обучающее изложение «Первые школы»

2

22.04 – 26.04

122

17

Работа над ошибками в изложении

1

29.04 – 03.05

16. Разбор глагола  по составу

11

123

18

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

1

29.04 – 03.05


124

19 – 20

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов

2

29.04 – 03.05

125

21

Р/р  Обучающее сочинение. Использование в  тексте  глаголов  с изученными орфограммами в форме  настоящего времени

1

06.05 -10.05

126

22

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Контрольный словарный диктант

1

06.05 -10.05

127

23

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы»

1

06.05 -10.05

128

24

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста

1

06.05 -10.05

129

25

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7

1

13.05 – 17.05

130

26

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений

1

13.05 – 17.05

131

27

Контрольный диктант № 9

1

13.05 – 17.05

132

28

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

13.05 – 17.05

17. Повторение

8

Систематизировать  и   обобщать  изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на  лингвистические темы   по  изученному материалу.

Проводить в  группах  исследовательскую (проектную) работу   «Что  слово  может  рассказать  о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и  грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в  виде  связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

133 – 134

29 – 30

Комплексное  повторение  материала,   изученного  в   разделах

«Слово», «Предложение», «Текст»

2

20.05 – 24.05

135

31

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт»

1

20.05 – 24.05

136

32

Комплексное повторение изученного материала.

Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово»

1

20.05 – 24.05

137 - 140

33 - 36

Итоговый контроль и работа над ошибками.

4

27.05 – 31.05




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.

§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс

Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....

Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...

Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...

Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 классУМК Школа 2100в неделю 3 часа, за год 102 ч.по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой....