Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК"Школа России"( с учетом ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Программа к учебнику  "Русскому язык"  2 класс В.П.Канакина В.Г.Горецкий (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass_2.doc388.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Сроки и даты

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

День Знаний

Язык и речь (2 ч.)

2

Наша речь

Проблема: Наша речь.

Цель: воспроизвести представления о речи и ее значении в  жизни человека

Устная речь

Письменная речь

Знать определения «устная речь», «письменная речь»

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Адекватная мотивация учебной деятельности

3

Речь-главный способ и средство общения. Язык и речь.

Проблема:  Язык и речь.

Цель: развивать умение употреблять в речи слова –приветствия; развивать умения списывать и проверять написанное.

Язык

речь

Уметь употреблять в речи слова-приветствия

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

Текст (4 ч.)

4

Текст. Признаки текста. Устное сочинение.

Проблема: Текст. Признаки текста.

Цель: уточнить представление о признаках текста, развивать умение отличать текст от отдельных слов и предложений, учить определять тему текста и составлять текст.

Текст

Уметь отличать текст от отдельных слов и предложений

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Адекватная мотивация учебного материала

5

Тема и главная мысль текста.

Проблема: Тема и главная мысль текста.

Цель: формировать умения определять в тексте тему, главную мысль, подбирать заголовок к тексту, учить списывать текст.

Главная мысль текста

Уметь определять в тексте тему

Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.

П: извлекать необходимую информацию.

К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.

Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.

6

Текст. Части текста

Проблема: Части текста.

Цель: познакомить со структурой текста, формировать умение определять тему и главную мысль текста, учить списывать и проверять написанное.

Части текста

Уметь определять главную мысль текста, делить текст на части

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

7

Контрольное списывание. Обобщение знаний о тексте.

Проблема: Обобщение знаний о тексте.

Цель: учить определять тему текста, структурные части текста, создавать текст на тему, формировать навык грамотного списывания текста.

Знать структурные части текста

Р: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу, создать алгоритм деятельности при решении учебной проблемы.

П: извлекать необходимую информацию.

К: формулировать свое мнение, уметь обращаться за помощью.

Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.

8

Предложение

Проблема: Предложение.

Цель: развивать умение различать предложения.

Предложение

 

Умение различать предложения

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

9

Предложение. Знаки препинания в конце предложения.

Проблема:  Знаки предложения в конце предложения.

Цель: ознакомить с ролью предложения в речи, развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи.

Знаки препинания

Уметь правильно оформлять предложение в письменной речи

Р: различать способ деятельности и результат.

П:  удерживать учебную задачу.

К: строить понятные для партнера высказывания, умение слушать собеседника.

Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.

10

Связь слов в предложении. Логическое ударение.

Проблема: Связь слов в предложении. Логическое ударение.

Цель: учить определять границы предложения, выделять логическое ударение в словах предложения

Логическое ударение

Уметь составлять предложение из слов

Р:  выбирать действия с поставленной задачей.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К:  уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

11

Диалог и монолог

Проблема: Диалог и монолог.

Цель: познакомить с диалогической и монологической речью, правильном оформлении диалога в письменной речи, учить выразительно читать предложения в соответствии со смыслом и знаками препинания в конце.

Диалог

Монолог

Уметь выразительно читать диалог и монолог

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

12

Диалог и монолог. Обобщение знаний о предложении.

Проблема: Диалог и монолог.

Цель: познакомить с диалогической и монологической речью, правильном оформлении диалога в письменной речи, учить выразительно читать предложения в соответствии со смыслом и знаками препинания в конце.

Диалог

Монолог

Оформлять диалог в письменной речи

Р:  различать способ деятельности и результат.

П:  удерживать учебную задачу

К:  строить понятные для партнера высказывания, умение слушать собеседника.

Адекватная мотивация. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивацией.

13

Главные и второстепенные члены предложения.

Проблема: Главные и второстепенные члены предложения.

Цель: дать общее представление о главных и второстепенных членах предложения.

Подлежащее

Сказуемое

Второстепенные члены

Распознавать в предложении главные члены: подлежащее и сказуемое

Р:  выбирать действия с поставленной задачей.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К:  уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм

14-15

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

Проблема: Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

Цель: формировать общее представление о подлежащем и сказуемом, развивать умение распознавать главные члены предложения.

Подлежащее

Сказуемое

Распознавать в предложении главные члены: подлежащее и сказуемое; устанавливать связь слов в предложении; восстанавливать деформированные предложения из текста

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

16

Распространенные и нераспространенные предложения

Проблема: Распространенные и нераспространенные предложения.

Цель: формировать представление о распространенных и нераспространенных предложениях, развивать умения различать эти предложения, находить в них грамматическую основу.

Распространенные предложения Нераспространенные предложения

Распознавать в предложении главные члены: подлежащее и сказуемое; устанавливать связь слов в предложении; восстанавливать деформированные предложения из текста

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

17

Установление связи слов в предложении.

Проблема: Установление связи слов в предложении.

Цель: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, находить главные члены предложения, учить восстанавливать деформированные предложения из текста.

Связь слов в предложении

Распознавать в предложении главные члены: подлежащее и сказуемое; устанавливать связь слов в предложении; восстанавливать деформированные предложения из текста

Р:  выбирать действия с поставленной задачей.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К:  уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Адекватная мотивация учебного материала

18

Развитие речи. Устное сочинение по картине. Связь слов в предложении.

Проблема: Связь слов в предложении.

Цель: учить рассматривать картину, составлять описательный текст по вопросам учителя и данному началу, записывать предложения из составленного текста.

Сочинение

 Устанавливать связь слов в предложении; записывать составленные предложения

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

19

Слово и его лексическое значение. Проверочная работа по теме: «Предложение».

Проблема: Слово и его лексическое значение.

Цель: формировать общее представление о лексическом значении слова, показать емкость и выразительность поэтического слова, учить задумываться над значением слова.  

Лексическое значение

Уметь задумываться над значением слова; работать с толковым словарем

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм

20

 Лексическое значение слов. Тест.

 Проблема: Лексическое значение слов. Тест.

Цель: дать представление о том, что слово – общее название многих однородных предметов, которые это слово обозначают; развивать умения различать слова разных тематических групп, подбирать к ним обобщающие слова, учить списывать и проверять написанное.

Лексическое значение

Уметь задумываться над значением слова; работать с толковым словарем

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Адекватная мотивация учебного материала

21

Однозначные и многозначные слова.

Проблема: Однозначные и многозначные слова.

Цель: уточнить представление об однозначных и многозначных словах, учить различать эти слова в речи, развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.

Многозначные слова

Однозначные слова

Уметь различать слова разных тематических групп

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

22

Прямое и переносное значение слова.

Проблема: Прямое и переносное значение слова.

Цель: дать представление о многозначных словах, употребленных в прямом и переносном значениях, учить находить такие слова и предложения, показать роль слов в переносном значении в поэтической речи.

Переносное значение

Уметь различать слова разных тематических групп

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Адекватная мотивация. Этнические чувства, доброжелательность

23

Синонимы. Словарный диктант.

Проблема: Синонимы.

Цель: ознакомить со словами-синонимами, формировать умения определять лексическое значение синонимов, улавливать различие в их лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову.

Синонимы

Определять лексическое значение синонимов

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм

24

Антонимы.

Проблема: Антонимы.

Цель: ознакомить со словами-антонимами, формировать умение определять лексическое значение антонимов,  подбирать антонимы к определенному слову, понимать роль антонимов в речи.

Антонимы

Определять лексическое значение антонимов

Р:  выбирать действия с поставленной задачей.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К:  уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Адекватная мотивация. Этнические чувства, доброжелательность

25

Контрольный диктант по теме: «Текст и предложение»

Цель: проверка уровня усвоения сведений о предложении.

Текст

предложение

Уметь записывать текст

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Адекватная мотивация учебного материала

26

Работа над ошибками. Обобщение знаний о значении слова.

Проблема: обобщение знаний о предложении

Цель: обобщить знания о предложении, исправление ошибок, допущенных в диктанте

Текст

предложение

Р:  выбирать действия с поставленной задачей.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К:  уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Адекватная мотивация учебного материала

Однокоренные (родственные) слова (4 ч.)

27

Родственные слова.

Проблема:

Родственные слова.

Цель: дать представление о родственных словах, учить различать такие слова.

Родственные слова

Уметь находить в тексте однокоренные слова, выделять в них корень

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Адекватная мотивация учебного материала

28-29

Корень слова. Однокоренные слова.

Проблема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель: формировать общее представление об однокоренных словах, корне как главной значимой части слова, учить распознавать и подбирать однокоренные слова среди других слов. Учить одинаково писать корни в однокоренных словах. Развивать умение определять значение однокоренных слов.

Корень слова Однокоренные слова

Уметь находить в тексте однокоренные слова, выделять в них корень

Р:  выбирать действия с поставленной задачей.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К:  уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

30

Обобщение знаний о родственных словах.

Проблема: Обобщение знаний о родственных словах.

Цель: обобщить представления об однокоренных словах, проверить умения находить в тексте однокоренные слова, выделять в них корень, развивать навык написания корня в родственных словах и слов с изученными орфограммами.  

Корень

Уметь находить в тексте однокоренные слова, выделять в них корень

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  ее реализации.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: аргументировать свою позицию.

Самооценка  успешной деятельности

Слог. Ударение (3 ч.)

31-32

Слово, слог. Ударение

Проблема: Слово, слог. Ударение.

Цель: уточнение представлений о слоге, слогообразующей роли гласной в слоге, совершенствование умений определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения.

 

Слово

Слог

Ударение

Делить слова на слоги. Уметь определять ударный и безударный слог в слове

Р:  выбирать действия с поставленной задачей.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К:  уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Адекватная мотивация учебного материала

33

Ударение. Ударные и безударные слоги

Проблема: Ударение. Ударные и безударные слоги.

Цель: совершенствовать умение определять ударение в слове.

Ударение

Уметь определять ударный и безударный слог в слове

Р:  выбирать действия с поставленной задачей.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К:  уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Адекватная мотивация учебного материала

Перенос слов (3 ч.)

34

Перенос слов

Проблема: Перенос слов.

Цель: познакомить с правилами переноса, учить переносить слова с одной строки на другую и совершенствовать навык написания слов на изученные правила письма.

Перенос слов

Знать правила переноса, уметь переносить слова с одной строки на другую

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

35

Упражнение в переносе слов

Проблема:  Перенос слов.

Цель: развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать.

Перенос слов

Знать правила переноса, уметь переносить слова с одной строки на другую

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Адекватная мотивация учебного материала

36

Сочинение по серии сюжетных рисунков и вопросам

Проблема:

Сочинение по серии сюжетных рисунков и вопросам.

Цель: развивать умение определять тему, главную мысль текста, устанавливать связь между предложениями и частями текста, соблюдать красную строку при записи.

Предложение

Красная строка

Знать правила переноса, уметь переносить слова с одной строки на другую

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Адекватная мотивация учебного материала

Звуки и буквы. Алфавит (4 ч.)

37

Звуки и буквы

Проблема: Звуки и буквы.

Цель: уточнить представления о звуках и буквах, совершенствовать умения различать звуки и буквы, правильно произносить звуки в слове и правильно называть буквы.

Звуки

Буквы

Правильно называть звуки и буквы

Р:  выбирать действия с поставленной задачей.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К:  уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

38

Звуки и буквы. Алфавит

Проблема: Звуки и буквы. Алфавит.

Цель: уточнить представления об алфавите, его роли в жизни людей, совершенствовать умение правильно называть буквы алфавита, развивать умение писать слова с непроверяемыми  написаниями.

Алфавит

Правильно и последовательно называть буквы алфавита, умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре

Р:  выбирать действия с поставленной задачей.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К:  уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

39-40

Алфавит, или азбука

Проблема: Алфавит, или азбука.

Цель: совершенствовать навык правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре.

Алфавит

Словарь  

Правильно и последовательно называть буквы алфавита, умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре

Р:  выбирать действия с поставленной задачей.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К:  уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Адекватная мотивация учебного материала

Гласные звуки и буквы для их обозначения (2 ч.)

41

Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Проблема: Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Цель: развивать умение распознавать гласные звуки по их основным признакам, соотносить гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки, умение определять «работу» гласных букв в слове, наблюдать над смыслоразличитель

ной ролью гласных в слове.

Гласные буквы

Гласные звуки

Умение распознавать гласные звуки по их основным признакам, соотносить гласные звуки и буквы

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Адекватная мотивация учебного материала

42

Гласные звуки и буквы для гласных звуков. Письменные ответы на вопросы к тексту.

Проблема: Гласные звуки и буквы для гласных звуков.

Цель: совершенствовать умение различать роль букв е, ё, ю, я в словах, воспроизвести знания о словах с буквой э, развитие умений определять тему и главную мысль текста, умения передавать содержание текста с опорой на вопросы.

Гласные звуки

Гласные буквы

Умение распознавать гласные звуки по их основным признакам, соотносить гласные звуки и буквы

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Адекватная мотивация учебного материала

Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова (15 ч.)

43

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне слова. Словарный диктант.

Проблема: Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне слова.

Цель: показать соответствие гласного звука и буквы в ударном слоге и их возможное несоответствие в безударном слоге.

Ударная гласная

Безударная гласная

Распознавать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки, подбирать проверочное слово и обосновывать написание безударной гласной

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

44

 Особенности проверочных слов. Диагностическая  работа

 Проблема: Особенности проверочных слов.

Цель: развивать умение различать слова с безударным гласным звуком в корне, уточнить представление об особенностях проверяемого и проверочного слов, ознакомить со способами подбора проверочного слова для обозначения буквой безударного гласного звука.

Ударная гласная

Безударная гласная

Распознавать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки, подбирать проверочное слово и обосновывать написание безударной гласной

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Самооценка  успешной деятельности

45

Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова

Проблема: Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова.

Цель: развивать умение распознавать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки, подбирать проверочное слово и обосновывать написание безударной гласной.

Ударный слог

Безударный слог

Ударная гласная

Безударная гласная

Распознавать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки, подбирать проверочное слово и обосновывать написание безударной гласной

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Самооценка  успешной деятельности

46-47

Способы проверки безударных гласных в корне

Проблема:

Способы проверки безударных гласных в корне.

Цель: развивать умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого.

Проверочное слово

Проверяемое слово

Распознавать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки, подбирать проверочное слово и обосновывать написание безударной гласной

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Самооценка  успешной деятельности

48-49

Упражнение в написании слов с безударными гласными

Проблема: Упражнение в написании слов с безударными гласными.

Цель: развивать умения подбирать проверочное однокоренное слово и обосновывать правильность написания слов на основе зрительного и слухового восприятия текста.

Проверочное слово

Проверяемое слово

Распознавать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки, подбирать проверочное слово и обосновывать написание безударной гласной

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

К: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Самооценка  успешной деятельности

50

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Восстановление деформированного текста

Проблема: Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Восстановление деформированного текста

Цель: научить  восстанавливать деформированный текст

Проверочное слово

Проверяемое слово

Уметь восстанавливать деформированный текст

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

51

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением

Проверочное слово

Проверяемое слово

Уметь писать двусложные слова с безударной гласной в корне слова, находить орфограмму на это правило

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Самооценка  успешной деятельности

52-53

Обучающее изложение.

Работа над ошибками

Ударный слог

Безударный слог

Ударная гласная

Безударная гласная Проверочное слово

Проверяемое слово

Уметь писать двусложные слова с безударной гласной в корне слова, находить орфограмму на это правило

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

54

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением

Проблема:  Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением

Цель: научиться  писать двусложные слова с безударной гласной в корне слова, находить орфограмму на это правило.

Ударный слог

Безударный слог

Ударная гласная

Безударная гласная Проверочное слово

Проверяемое слово

Уметь писать двусложные слова с безударной гласной в корне слова, находить орфограмму на это правило

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Самооценка  успешной деятельности

55

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов

Проблема: Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов

Цель: научиться  писать двусложные слова с безударной гласной в корне слова, находить орфограмму на это правило

Ударный слог

Безударный слог

Ударная гласная

Безударная гласная Проверочное слово

Проверяемое слово

Уметь писать двусложные слова с безударной гласной в корне слова, находить орфограмму на это правило

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

56-57

Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные в корне слова»

Проблема:

Цель:

Ударный слог

Безударный слог

Ударная гласная

Безударная гласная Проверочное слово

Проверяемое слово

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Самооценка  успешной деятельности

Согласные звуки и буквы для их обозначения (16 ч.)

58

Согласные звуки и буквы для их обозначения

Проблема: Согласные звуки и буквы для их обозначения               Цель: научить  переносить слова с двойными согласными, с й в середине слова

Согласные звуки

Буквы

Перенос слова

Уметь переносить слова с двойными согласными, с й в середине слова

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

59

Согласный звук  й  и буква «и краткое»

Проблема: Согласный звук  й  и буква «и краткое»

Цель: научиться  переносить слова с двойными согласными, с й в середине слова

Согласные звуки

Буквы

Перенос слова

Уметь переносить слова с двойными согласными, с й в середине слова

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Самооценка  успешной деятельности

60

Двойные согласные

Проблема: Двойные согласные

Цель:

Двойные согласные

Уметь переносить слова с двойными согласными, с й в середине слова

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

61

Сочинение по репродукции картины Алексея Степанова «Лоси»

Проблема: Сочинение по репродукции картины Алексея Степанова «Лоси»

Цель: научиться  определять тему картины, последовательно воспроизводить ее содержание, пользуясь опорными словами

Сочинение

Определять тему картины, последовательно воспроизводить ее содержание, пользуясь опорными словами

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Самооценка  успешной деятельности

62

Восстановление деформированного текста. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Проблема: Восстановление деформированного текста. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Цель: продолжить формирование навыка восстанавливать  деформированный текст и правильно его записывать

Деформированный текст

Уметь восстанавливать деформированный текст и правильно его записывать

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Самооценка  успешной деятельности

63

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Проблема:

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Цель: научиться  различать твердые и мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки

Уметь различать твердые и мягкие согласные звуки

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

64-65

Обозначение мягкости согласного мягким знаком

Проблема:

Обозначение мягкости согласного мягким знаком

Цель: научиться  правильно обозначать мягкость согласного звука мягким знаком

Обозначение мягкости согласного мягким знаком

Уметь правильно обозначать мягкость согласного звука мягким знаком

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Адекватная мотивация учебной деятельности

66-67

Изложение по коллективно составленному плану. РНО

Проблема: Изложение по коллективно составленному плану. РНО

Цель: научиться определять тему текста, подбирать к нему заголовок, делить текст на части

изложение

Определять тему текста, подбирать к нему заголовок, делить текст на части

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

68-69

Буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ. Обобщение знаний о написании изученных орфограмм

Проблема: Буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ. Обобщение знаний о написании изученных орфограмм

Цель: научиться  слова с буквосочетаниями чн, чк, щн, нч, нщ, жи-ши, ча-ща, чу-щу

Буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ.

Уметь правильно писать слова с буквосочетаниями чн, чк, щн, нч, нщ, жи-ши, ча-ща, чу-щу

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

70

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Проблема: Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Цель: научиться  правильно писать слова с буквосочетаниями чн, чк, щн, нч, нщ, жи-ши, ча-ща, чу-щу

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Уметь правильно писать слова с буквосочетаниями чн, чк, щн, нч, нщ, жи-ши, ча-ща, чу-щу

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Адекватная мотивация учебной деятельности

71

Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Проблема: Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Цель: научиться  правильно писать слова с буквосочетаниями чн, чк, щн, нч, нщ, жи-ши, ча-ща, чу-щу

Буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Уметь правильно писать слова с буквосочетаниями чн, чк, щн, нч, нщ, жи-ши, ча-ща, чу-щу

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

72

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Проблема:

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Цель: научиться  правильно писать слова с буквосочетаниями чн, чк, щн, нч, нщ, жи-ши, ча-ща, чу-щу

буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Уметь правильно писать слова с буквосочетаниями чн, чк, щн, нч, нщ, жи-ши, ча-ща, чу-щу

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности

73-74

Контрольный диктант. РНО

Проблема: Контрольный диктант. РНО

диктант

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

Разделительный мягкий знак (4 ч.)

75-77

Разделительный ь знак

Проблема: Разделительный ь знак

Цель: научиться  писать слова с разделительным ь знаком

Разделительный ь знак

Уметь писать слова с разделительным ь знаком

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Адекватная мотивация учебной деятельности

78

Обобщение знаний о написании слов с изученными орфограммами.

Проблема:

Обобщение знаний о написании слов с изученными орфограммами.

Цель: научиться  писать слова с разделительным ь знаком

слова с разделительным ь знаком

Уметь писать слова с разделительным ь знаком

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным (15 ч.)

79

Звонкие и глухие согласные

Проблема:

Звонкие и глухие согласные

Цель: различать глухие и звонкие  согласные звуки

Звонкие и глухие согласные

Уметь писать слова со звонкими и глухими согласными.

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности

80

Обозначение парных по глухости – звонкости согласных звуков буквами в конце слова и перед согласными

Проблема: Обозначение парных по глухости – звонкости согласных звуков буквами в конце слова и перед согласными

Цель: научиться  правильно выбирать букву для обозначения парного по глухости – звонкости согласного звука, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова

Звонкие и глухие согласные парные по глухости – звонкости согласные звуки

Уметь правильно выбирать букву для обозначения парного по глухости – звонкости согласного звука, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

81

Особенности проверяемого и проверочного слов для слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком

Проблема: Особенности проверяемого и проверочного слов для слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком

Цель: научиться  правильно выбирать букву для обозначения парного по глухости – звонкости согласного звука, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова

Звонкие и глухие согласные парные по глухости – звонкости согласные звуки

Проверочные слова

Уметь правильно выбирать букву для обозначения парного по глухости – звонкости согласного звука, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности

82

Проверка парных согласных по глухости – звонкости в корне слова

Проблема:

Проверка парных согласных по глухости – звонкости в корне слова

Цель: научиться  правильно выбирать букву для обозначения парного по глухости – звонкости согласного звука, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова

Звонкие и глухие согласные парные по глухости – звонкости согласные звуки

Проверочные слова

Уметь правильно выбирать букву для обозначения парного по глухости – звонкости согласного звука, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

83-86

Упражнение в написании слов с парным согласным в корне слова

Проблема:

Упражнение в написании слов с парным согласным в корне слова

Цель: научиться  правильно выбирать букву для обозначения парного по глухости – звонкости согласного звука, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова

Парный согласный в корне

Уметь правильно выбирать букву для обозначения парного по глухости – звонкости согласного звука, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

87-88

Диктант. РНО

Диктант. РНО

Диктант

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Адекватная мотивация учебной деятельности

89-90

Изложение текста по вопросам. РНО

Изложение текста по вопросам. РНО

Изложение

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

91

Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова

Проблема: Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова

Цель: научиться  правильно выбирать букву для обозначения парного по глухости – звонкости согласного звука, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова

Гласные и согласные  в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова

Уметь правильно выбирать букву для обозначения парного по глухости – звонкости согласного звука, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

92-93

Контрольный диктант. РНО

Контрольный диктант. РНО

Диктант

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

Части речи. Общее представление (2 ч.)

94-95

Общее представление о частях речи

Проблема:  

Общее представление о частях речи

Цель: научить  распознавать части речи по вопросам

Части речи

Распознавать части речи по вопросам

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

Имя существительное (19 ч.)

96-97

Общее представление об имени существительном как части речи

Проблема:

Общее представление об имени существительном как части речи

Цель: научить  распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу

Имя

существительное

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Адекватная мотивация учебной деятельности

98

Роль имен существительных в нашей речи

Проблема:

Роль имен существительных в нашей речи

Цель:  Выяснить  роль имен существительных в нашей речи

Имя

существительное

Выяснить  роль имен существительных в нашей речи

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

99

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Проблема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Цель: научить  различать  одушевленные и неодушевленные имена существительные

Имя

существительное

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Различать  одушевленные и неодушевленные имена существительные

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

100

Неодушевленные имена существительные

Проблема: Неодушевленные имена существительные

Цель:  научить  различать  одушевленные и неодушевленные имена существительные

Имя

существительное

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Различать  одушевленные и неодушевленные имена существительные

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

101

Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных

Проблема:

Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных

Цель:  научить  различать  одушевленные и неодушевленные имена существительные

Имя

существительное

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Различать  одушевленные и неодушевленные имена существительные

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

102

Упражнение в распознавании имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту

Проблема: Упражнение в распознавании имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту

Цель:  научить  различать  одушевленные и неодушевленные имена существительные

Имя

существительное

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Различать  одушевленные и неодушевленные имена существительные

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

103

Имена существительные собственные и нарицательные

Проблема:

Имена существительные собственные и нарицательные

Цель: научить  различать  одушевленные и неодушевленные имена существительные

Имена существительные собственные и нарицательные

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквой имена собственные.

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности

104-105

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей; кличках животных;

Проблема:

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей; кличках животных. Цель: Научить писать с заглавной буквой имена собственные.

Имена существительные собственные и нарицательные

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

106

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

Проблема:

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

Цель: Научить писать с заглавной буквой имена собственные.

Имена существительные собственные и нарицательные

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

107

Закрепление правописания имен собственных. Проверочный диктант

Проблема: Закрепление правописания имен собственных. Проверочный диктант

Имена существительные собственные и нарицательные

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Адекватная мотивация учебной деятельности

108

Единственное и множественное число имен существительных

Проблема: Единственное и множественное число имен существительных

Цель: научить  изменять имена существительные по числам. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа.

 

Единственное и множественное число имен существительных

Определять число имен существительных (единственное и множественное) Изменять имена существительные по числам. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа. Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

109

Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе

Единственное и множественное число имен существительных

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

110

Обобщение знаний об имени существительном как части речи

Проблема:

Обобщение знаний об имени существительном как части речи

Цель: научиться  определять грамматические признаки имён существительных

Грамматические признаки имён существительных

Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое и неодушевленное, собственное и нарицательное; число имён существительных, роль в предложении.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

111-112

Контрольный диктант. РНО

Контрольный диктант. РНО

Диктант

Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

П: определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Адекватная мотивация учебной деятельности

113-114

Подробное изложение по вопросам с языковым анализом текста. РНО

Подробное изложение по вопросам с языковым анализом текста. РНО

Изложение

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

Глагол (12 ч.)

115

Общее представление о словах, обозначающих действия (о глаголах)

Проблема: Общее представление о словах, обозначающих действия (о глаголах)

Цель: научиться  распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Глагол

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей  речевого высказывания.

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

116

Упражнение в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. Восстановление деформированного текста

Проблема: Упражнение в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. Восстановление деформированного текста

Цель: научиться  распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Глагол

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

117

Упражнение в распознавании глаголов

Проблема: Упражнение в распознавании глаголов

Цель: научиться  распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Глагол

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Адекватная мотивация учебной деятельности

118

Упражнение в распознавании глаголов среди других слов и употреблении их в речи. Сочинение по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Глагол

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

119

Глаголы единственного и множественного числа (общее понятие)

Проблема: Глаголы единственного и множественного числа (общее понятие)

Цель: Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от числа

Глагол

Число глагола

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определенного числа, употреблять глаголы в определенном числе.  Раздельно писать частицу не с глаголами. Определять грамматические признаки глагола, роль в предложении.

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

120

Употребление глаголов в единственном и во множественном числе

Проблема: Употребление глаголов в единственном и во множественном числе

Цель: Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определенного числа, употреблять глаголы в определенном числе.  

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности

121

Употребление глаголов в речи. Глаголы с частицей НЕ

Проблема: Употребление глаголов в речи. Глаголы с частицей НЕ

Цель: Раздельно писать частицу не с глаголами.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

122

Обобщение знаний о глаголе как части речи

Проблема: Обобщение знаний о глаголе как части речи

Цель: Определять грамматические признаки глагола, роль в предложении

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

123

Текст – повествование (общее представление)

Проблема: Текст – повествование

Цель: Распознавать текст – повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.

Текст – повествование

Распознавать текст – повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

124

Подробное изложение повествовательно

го текста по вопросам и опорным словам

Изложение повествовательного текста

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

125

Употребление в речи глаголов. Составление текста из деформированных предложений

Глагол

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Адекватная мотивация учебной деятельности

126

Работа над ошибками, допущенными в самостоятельной работе. Составление текста по опорным словам

Проблема: ошибками, допущенными в самостоятельной работе.

Цель: Составление текста по опорным словам

Глагол

Опорные слова

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

Имя прилагательное (12 ч.)

127-128

Имя прилагательное (общее понятие)

Проблема: Имя прилагательное (общее понятие

Цель: Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Имя прилагательное

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико – тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имен прилагательных.

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

129

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании

Проблема: Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании

Цель: Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Имя прилагательное

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

130

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению

Проблема: Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению

Цель: Использовать в речи прилагательные различных лексико – тематических групп.

Имя прилагательное

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности

131

Упражнение в распознавании имен прилагательных среди однокоренных слов

Проблема: Упражнение в распознавании имен прилагательных среди однокоренных слов

Цель: Приводить примеры имен прилагательных.

Имя прилагательное

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

132

Контрольный диктант

Проблема: Контрольный диктант

Цель: Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.

Имя прилагательное

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

133

РНО. Единственное и множественное число имен прилагательных

Проблема: РНО. Единственное и множественное число имен прилагательных

Цель: Определять число имен прилагательных, распределять имена прилагательные в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам

Имя прилагательное

Определять число имен прилагательных, распределять имена прилагательные в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

134

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе

Имя прилагательное

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Адекватная мотивация учебной деятельности

135

Текст – описание. Употребление имен прилагательных в тексте-описании

Проблема: Текст – описание. Употребление имен прилагательных в тексте-описании

Цель:

Имя прилагательное

Распознавать текст – описание.

Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте – описании. Составлять текст-описание на основе личных наблюдений. 

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

136

Наблюдение над употреблением имен прилагательных в тексте - описании

Проблема: Наблюдение над употреблением имен прилагательных в тексте - описании

Цель: Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте – описании.

Имя прилагательное

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

137

Составление (устно) текста – описания домашнего животного (или растения)

Проблема: Составление (устно) текста – описания домашнего животного (или растения)

Цель: Составлять текст-описание на основе личных наблюдений.

Имя прилагательное

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Адекватная мотивация учебной деятельности

138

Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление предложений и текста

Проблема: Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление предложений и текста. Цель: Определять грамматические признаки имени прилагательного

Имя прилагательное

Определять грамматические признаки имени прилагательного

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

Местоимение (6 ч.)

139

Местоимение (общее понятие)

Проблема: Местоимение (общее понятие)

Цель: Распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении.

Местоимение

Распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные.

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

140

Упражнение в употреблении местоимений в речи

Проблема: Упражнение в употреблении местоимений в речи

Цель: Распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные.

Местоимение

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

141

Упражнение в распознавании местоимений и в употреблении местоимений в речи

Местоимение

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

142

Текст – рассуждение

Проблема: Текст – рассуждение

Цель: Распознавать текст-рассуждение.

Местоимение

Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

Адекватная мотивация учебной деятельности

143

Подробное изложение по коллективно составленному плану (вопросам)

Проблема: Подробное изложение по коллективно составленному плану (вопросам)

Цель: Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

Местоимение

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

144

РНО. Составление предложений и текста из деформированных слов и предложений

Проблема: Составление предложений и текста из деформированных слов и предложений

Цель: Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

Местоимение

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

Предлоги (6 ч.)

145

Предлог как часть речи

Проблема: Предлог как часть речи

Цель: Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Предлоги

Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Адекватная мотивация учебной деятельности

146

Раздельное написание предлогов со словами. Роль предлогов в речи

Проблема: Раздельное написание предлогов со словами. Роль предлогов в речи

Цель: Раздельно писать предлоги со словами.

Предлоги

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

147

Роль предлогов в речи. Употребление предлогов в предложении

Проблема: Роль предлогов в речи. Употребление предлогов в предложении

Цель: Правильно употреблять предлоги в речи.

Предлоги

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

148

Упражнение в употреблении и написании предлогов

Проблема: Упражнение в употреблении и написании предлогов

Цель: Раздельно писать предлоги со словами.

Предлоги

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Адекватная мотивация учебной деятельности

149

Восстановление деформировано

го повествовательно

го текста по рассказу Б.Житкова «Храбрый утенок»

Проблема: Восстановление деформировано

го повествовательно

го текста по рассказу Б.Житкова «Храбрый утенок»

Цель: Редактировать текст, восстанавливать деформированный повествовательный текст.

Предлоги

Редактировать текст, восстанавливать деформированный повествовательный текст.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение создавать спокойную атмосферу на уроке, не создавать конфликтов.

150- 151

Контрольный диктант. РНО

Проблема: Контрольный диктант. РНО

Предлоги

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

152-153

Проверочная работа. РНО

Проблема: Проверочная работа. РНО

Предлоги

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

Повторение

154-155

Диалог и монолог. Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Составление текста по вопросам

Проблема: Диалог и монолог. Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Составление текста по вопросам

Цель:

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

156-157

Текст – описание, текст – повествование, текст - рассуждение

Проблема: Текст – описание, текст – повествование, текст - рассуждение

Цель:

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

158-159

Главные члены предложения. Распознавание главных членов: подлежащего и сказуемого. Нераспространен

ные и   распространенныепредложения. Установление связи слов в предложении

Проблема: Главные члены предложения. Распознавание главных членов: подлежащего и сказуемого. Нераспространен

ные и   распространенные предложения. Установление связи слов в предложении

Цель:

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

160-161

Части речи и различие их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи

Проблема: Части речи и различие их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи

Цель:

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

162-163

Итоговый контрольный диктант. РНО

Проблема: Итоговый контрольный диктант. РНО

Цель:

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

164-165

Звуки и буквы. Алфавит.

Проблема: Звуки и буквы. Алфавит.

Цель:

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

166-167

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнение в применении этих правил

Проблема: Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнение в применении этих правил

Цель:

Р: применять установленные правила в планировании деятельности.

П: моделировать способ действий, удерживать учебную задачу.

К: умение слушать, задавать вопросы.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

168-169

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Однокоренные слова

Проблема: Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Однокоренные слова

Цель:

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить логическое рассуждение.

К: умение слушать собеседника

Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика.

170

КВН по русскому языку

Проблема: КВН по русскому языку

Цель:

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: выделять существенные и несущественные признаки.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Готовность следовать нормам здоровьесберега

ющего поведения

                                                                                                             Пояснительная записка

Стандарт начального общего образования по русскому языку

Изучение русского языка на ступени начального общего образования в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание эмоционально ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи, решаемые при изучении предмета:

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

-развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста;

- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);

- активизация мыслительной, познавательно - языковой и коммуникативно - речевой  деятельности учащихся;

-создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;

- закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.

Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма.

В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке.

Во 2 классе содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку).

Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты(объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), тесты, обучающие изложения и сочинения. Тексты по содержанию подбираются с учетом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.

Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных(родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических(части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).

Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слов, написания заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частиц не с глаголами.

Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа и создания речевых высказываний.

Уточняется и углубляется представление о нашей речи, ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми

Ведется наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и интонации (без введения терминов), по структуре (распространенные и нераспространенные), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи (прозаическом, стихотворном тексте, диалоговой речи). Учащиеся учатся составлять предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.

Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; ведется наблюдение над использованием этих слов в общении, вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарем синонимов и антонимов.

Формирование специальных речевых умений проводится в процессе коллективного создания текста (под руководством учителя). Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять главную мысль, подбирать заголовок.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

- названия и порядок букв русского алфавита;

-признаки гласных и согласных звуков;

-ударные и безударные гласные;

-согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

- способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким знаком;

- правила переноса слов

Учащиеся должны уметь:

- безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35-45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;

- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;

-писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;

- писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу –щу, чк, чн, щн;

- правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода – по воде), парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов (чертеж, шалаш);

- писать слова с двойными согласными, слова с разделительным ь знаком, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов;

- писать раздельно предлоги со словами;

- производить звуковой и звуко - буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах;

- распознавать изученные части речи;

- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

- составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;

- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;

- писать изложение повествовательного текста из 35-45 слов по вопросам;

- составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3-4 предложения из составленного текста;

- использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощения.

Учебно – методический комплект:

  1. «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  Москва «Просвещение» 2008 г.
  2. Сборник упражнений Т.В. Шклярова