Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Елизарова Елена Михайловна

Представлен конспект внеклассного занятия по русскому языку "Интеллектуальная игра "Счастливый случай". Цели занятия: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка. 2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка. 3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_po_russkomu_yazyku_den_russkogo_yazyka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Интеллектуальная игра по русскому языку

«Счастливый случай»

Учитель Елизарова Е.М.

Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.

Оформление доски:

портрет

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»         И.С. Тургенев

Счастливый случай

команда                              команда

(Грамотеи)                          (Знатоки)

портрет

 “Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.             (А.Н.Толстой)

I. Вступительная часть

1.  Учитель:

- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Посвящён он году русского языка и чтения.

Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения  людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.

(Дети читают, объясняют смысл)

- Но нередко встречаются такие ситуации:

Сценка

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

- Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!

 - И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,

проверим свои знания.

II. Основная часть. Игра «Счастливый случай»  

1. Представление команд. ( Название, эмблема.)

   Представление жюри

2. Первый гейм: « Дальше, дальше…»

Вопросы для первой команды

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (
Приставка)
3. Главные члены предложения. (
Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (
6)
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (
3)
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы
кто? что? (Существительное)
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (
Синонимы)
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (
Точка)
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (
Черепаха)
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (
Текст)
11. Значок – обозначение звуков на письме. (
Буква)
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (
Корень)
13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами
е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (
Предлог)

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (
6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (
Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (
2)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (
Антонимы)

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).

12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
14. Сколько согласных в слове
денёк? (3)

3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Дети задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.            

4. Третий гейм: «Заморочки»  из бочки».

В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3. Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь.                        (Про-пасть)

4. “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден, как … (волк)

Болтлив, как ….  (сорока)

Здоров, как…  (бык)

Нем, как …   (рыба)

5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл:

Умный человек слова на ветер не пустит

6.  Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

Каков разум,

а плод сладок.

Корень учения горек,

а человек знанием.

Красна птица  оперением,

таковы и речи.

5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)

1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).  

2 команда -   По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).

2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:

1 команда – ласка

2 команда - гусеница

6.  Пятый гейм: «Гонка за лидером».

Вопросы первой команде.

  1. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)
  2. Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).
  3. Назови синоним слова актёр. (Артист)
  4. Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)
  5. В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).
  6. Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)
  7. Что означает имя Виктор? (Победитель)
  8. Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).
  9. Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)
  10. Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

Вопросы второй команде.

  1. Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)
  2. Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)
  3. Назови синоним слова тревога (Беспокойство)
  4. Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)
  5. В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)
  6. Я – синоним осьминога,

           а без с – в метле нас много.        (Спрут - прут)

  1. Что означает имя Екатерина? (греческое) — чистота, благопристойность).
  2. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).
  3. Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)
  4. Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

7. Подведение итогов.

8. Награждение победителей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку "Кто хочет стать знатоком русского языка"

Данная игра ориентирована на учащихся 3-4 классов. Её можно проводить в рамках Недели русского языка....

Интеллектуальная игра по русскому языку"Игра словами и со словами"

Игра проводится для учащихся 2 классов во время проведения недели русского языка в школе. Участвуют команды учащихся, учителей и родителей. В ходе проведения игры учащиеся вспомнят разделы русского яз...

Интеллектуальная игра по русскому языку для 3класса"Ты наш друг, русский язык"

Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели....

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему: «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему:  «Знатоки русского языка»...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Своя игра"

Игра для учащихся 2 классов. Игра проводится по темам: «Имена», «Сказки», «Знаки препинания», «Грамматика», «Ребусы, загадки»....

Интеллектуальная игра "Изучаем русский". Внеклассное занятие по русскому языку.

Внеклассное занятие "Изучаем русский" можно провести в рамках предметной недели по русскому языку. Занятие содержит задания для трёх команд....

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 - 4 классов. Проводится в виде ТВ программы «Своя игра»

Игра даёт учащимся возможность продемонстрировать свои знания по русскому языку, умение следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создавать в коллективе атмосферу дружелюбия, эмоцион...