Урок русского языка 2 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши (закрепление пройденного)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Пластинина  Галина  Григорьевна

---

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Непроизносимые согласные в корне.

Цели урока:

Обучающие:  способствовать формированию у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками,  умения  писать слова с непроизносимыми согласными буквами в корне слова, умения проверять непроизносимую согласную, подбирать проверочные слова.

Развивающие: способствовать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора детей; умение применять ранее изученные правила; умение ставить учебную задачу и решать её.

Воспитывающие: прививать любовь к русскому языку, воспитание самостоятельности при выполнении самостоятельных упражнений, воспитание культуры общения при совместной деятельности.

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

 1 этап. Организационный момент.

Пожелание: Будьте внимательны, добры друг к другу, близким, родным и ваша жизнь будет счастливой.

 Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие.        

2  этап. Проверка домашнего задания. 

Учитель: а) На какое правило было домашнее задание?; б) Были затруднения в выполнении домашнего задания ?

Запишите число и классная работа. Слайд 1.

3 этап. Минута чистописания.

На доске записаны буквы:  Д  З  П  И  А  К  Н  Р

         5  4   1  7  3  8   6  2

    Цепочка, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания, состоит из букв, обозначающих звонкие согласные звуки.

   Какие это буквы? (Цепочка, которую мы будем писать,  состоит из букв: Д, З, Н, Р.)

Дзнр

4 этап.  Определение детьми темы урока. Слайд 2.

На доске написана тема, в которой пропущены слова.

                       Тема: Слова ……….. в корне слова.

 –Прочитайте тему урока.

-Как вы думаете, какие знания нам нужны, чтобы узнать тему нашего урока.

 (Надо знать, что такое корень).

Задание 1.

Что такое корень?

А) Часть слова, состоящая из одного слога.

Б) Часть слова, стоящая в начале слова.

В)  Это общая часть однокоренных слов.

 –Какие правила корня вы знаете? ( Безударная гласная в корне.

Парная согласная в корне.)

Задание 2.

Слайд 3

В каком слове безударные гласные в корне?

А) Столовая

Б) Плод

В) Семечко

Задание 3.

В каком слове парные согласные в корне, который требует проверки?

А) Сапоги

Б) Столб

В) Камыши

5 этап. Словарно-орфографическая работа. Слайд 4.

 –Какое слово можно собрать из рассыпанных букв?  (Праздник.)

Слайд 5. ( Праздник-это день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-либо.)

Это словарное слово, запишите его.

Подберите и запишите однокоренные слова данного слова.

Обоснуйте свой ответ.( В этих словах одинаковый корень.)

Орфограмма буква Д, её нужно запомнить.

-Какие праздники вы знаете?

6 этап. Работа над темой.

Когда приближаются праздники, у работников почты прибавляется много работы.

Почему? (Взрослые и дети спешат поздравить друг друга с праздником.)

Зачем люди поздравляют друг друга? ( Чтобы доставить приятное, другому человеку, чтобы у него осталось на память что-то об этом дне.)

Сегодня на уроке мы попробуем составить поздравление.

Вставьте подходящие по смыслу слова. Слайд 6.

……. Дорогая мамочка!

Поздравляю тебя с праздником!

Пусть…….светит ярко. А……бьётся

радостно.   …..дня!

                           Твой сын (дочь)

                         

Здравствуй  

Солнце

Сердце

Счастливого

Что у вас получилось? (поздравление) Слайд 7.

Из каких частей оно состоит? (Обращение, основная часть, подпись).

Какие слова вы вставили? (проверка)

Что их объединяет между собой? (В середине каждого из данных слов по нескольку согласных.)

Если в середине слова имеется не менее трех согласных, это называется стечением согласных.

Произнесите эти слова так, как мы делаем это при разговоре. Определите, какой звук мы не слышим.

Произнесите вслух первое слово, сравните с написанием. Слайд 8.

-Какая согласная в нём не произносится, но пишется? (в слове «Здравствуй» не произносится первая буква «в», но пишется).

-Что заметили во втором слове? (в слове «солнце» не произносится «л», но пишется).

-Найдите несоответствие в третьем слове. (в слове «сердце не произносится согласная «д», но пишется).

-Что вы можете сказать о четвёртом слове? ( в слове «счастливого» не произносится согласная «т», но пишется).

7 этап. Формирование правила учащимися.

 Назовите согласные, которые в ряде слов пишутся, но не произносятся. (В,Д,Т,Л)

В какой части слова они находятся? (в корне)

- Как называются эти согласные? (Согласные, которые в словах пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми).

Можно ли проверить написание слов с непроизносимой согласной? Давайте сформулируем правило. Мы с вами составили правило – теперь проверим его по учебнику.

Послушайте стихотворение:

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
                        В. Волина.

8этап. Физминутка. Слайд 9.

9 этап. Работа по карточкам.

- Как проверить непроизносимые согласные в, д, л, т? (Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т, нужно подобрать проверочные слова, в которых эти звуки произносятся.)

Среди слов, которые написаны на карточках, найдите те, которые будут являться проверочными. Обоснуйте свой выбор. Слайд 10.

(Для слова «здравствуй»  проверочным будет слово «здравие». Для слова «солнце» -«солнышко, солнечный». Для слова «сердце» - «сердечко, сердечный». Для слова «счастливого» - «счастье»)

Запишите поверочные слова в тетрадь.

-Есть ли ещё в поздравлении слова, где встречаются непроизносимые согласные?      Слайд 11.Назовите их. («С праздником» непроизносимый согласный «д», «радостно» непроизносимый согласный «т».)

-К какому из этих слов нельзя подобрать проверочное слово? (Нельзя подобрать проверочного слова к слову «праздником, это словарное слово).

-Подберите к слову «радостно» проверочное слово и запишите его.

-Как называются согласные, которые в корне не произносятся, но пишутся? (Непроизносимые)

-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимой согласной в корне слова? (Подобрать однокоренное слово, в котором согласный звук чётко произносится.)

10 этап. Работа с учебником.

Чтобы вы хотели пожелать своим мамам в День Матери?

Составьте своё  поздравление и напишите его а тетради. Слайд 12.

Чтобы ваши поздравления были более интересны, я предлагаю вам несколько вариантов, может быть какие-то из них вы будите использовать в своих поздравлениях. Слайд

Дети зачитывают свои поздравления.

11 этап. Продолжение работы над темой.

Работа Какие буквы записываются в слове, но не могут обозначать звука? Слайд 13.

А) В, К, Л, Т

Б) Л, М, Н, Р

В) В, Д, Л, Т

Выпиши слова с непроизносимыми согласными. Слайд 14.

Звёз.ный, прелес.ный,чудес.ный, грус.ный, мес.ный, ужас.ный.

12 этап. Рефлексия. Слайд 15.

-Что нового узнали на уроке? (Ещё одно правило корня).

-Какие три правила корня вы знаете? (Правило о безударных гласных в корне, правило о парных согласных в корне, правило о непроизносимых согласных в корне.)

Как проверить слово с непроизносимым согласным в корне слова? (Подобрать однокоренное слово, в котором согласный звук чётко произносится.)

Выбери утверждение:

  1. Все понял.
  2. Ничего не понял.
  3. Запомню надолго.
  4. Большое спасибо ребятам  за работу на уроке!!!

13. Домашнее задание. Слайд 15.

Составить  поздравление для бабушки. Правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...

Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Урок разработан по УМК "Школа России". Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...

Конспект занятия по теме: "Твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я"

Занятие разработано для учащихся первого класса, имеющих речевое заключение: ОНР III уровня...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива")

Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Проведён с использонием презентации. Состоит из шести этапов. Цель урока : систематизировать знания детей о парных и н...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива")

Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Проведён с использонием презентации. Состоит из шести этапов. Цель урока : систематизировать знания детей о парных и н...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки

Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний  учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...