Карточки-подсказки по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (1,2,3,4 класс) по теме

Карточки-подсказки , своеобразные алгоритмы для усвоения темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padezhnye_okonchaniya.docx16.93 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_sint.razbor.doc33 КБ
Файл soglasnye_zv._gl..docx12.85 КБ
Файл chleny_predlozheniya.docx14.34 КБ

Предварительный просмотр:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

И. п.

кто? что?

весна

земля

конь

слон

колесо

рожь

Р. п.

кого? чего?

весны

земли

коня

слона

колеса

ржи

Д. п.

кому? чему?

весне

земле

коню

слону

колесу

ржи

В. п.

кого? что?

весну

землю

коня

слона

колесо

рожь

Т. п.

кем? чем?

весной

землей

конем

слоном

колесом

рожью

П. п.

о ком? о чем?

о весне

о земле

о коне

о слоне

о колесе

о ржи


1 склонение

2 склонение

3 склонение

И. п.

кто? что?

весна

земля

конь

слон

колесо

рожь

Р. п.

кого? чего?

весны

земли

коня

слона

колеса

ржи

Д. п.

кому? чему?

весне

земле

коню

слону

колесу

ржи

В. п.

кого? что?

весну

землю

коня

слона

колесо

рожь

Т. п.

кем? чем?

весной

землей

конем

слоном

колесом

рожью

П. п.

о ком? о чем?

о весне

о земле

о коне

о слоне

о колесе

о ржи


1 склонение

2 склонение

3 склонение

И. п.

кто? что?

весна

земля

конь

слон

колесо

рожь

Р. п.

кого? чего?

весны

земли

коня

слона

колеса

ржи

Д. п.

кому? чему?

весне

земле

коню

слону

колесу

ржи

В. п.

кого? что?

весну

землю

коня

слона

колесо

рожь

Т. п.

кем? чем?

весной

землей

конем

слоном

колесом

рожью

П. п.

о ком? о чем?

о весне

о земле

о коне

о слоне

о колесе

о ржи


1 склонение

2 склонение

3 склонение

И. п.

кто? что?

весна

земля

конь

слон

колесо

рожь

Р. п.

кого? чего?

весны

земли

коня

слона

колеса

ржи

Д. п.

кому? чему?

весне

земле

коню

слону

колесу

ржи

В. п.

кого? что?

весну

землю

коня

слона

колесо

рожь

Т. п.

кем? чем?

весной

землей

конем

слоном

колесом

рожью

П. п.

о ком? о чем?

о весне

о земле

о коне

о слоне

о колесе

о ржи


1 склонение

2 склонение

3 склонение

И. п.

кто? что?

весна

земля

конь

слон

колесо

рожь

Р. п.

кого? чего?

весны

земли

коня

слона

колеса

ржи

Д. п.

кому? чему?

весне

земле

коню

слону

колесу

ржи

В. п.

кого? что?

весну

землю

коня

слона

колесо

рожь

Т. п.

кем? чем?

весной

землей

конем

слоном

колесом

рожью

П. п.

о ком? о чем?

о весне

о земле

о коне

о слоне

о колесе

о ржи




Предварительный просмотр:

Памятка

«Синтаксический разбор предложения» (ч.1)

   Синтаксический разбор предложения начинается с характеристики предложения по цели высказывания и по интонации, которая записывается в скобках после предложения.

   По цели высказывания предложения бывают:

- повествовательные (содержат сообщение),

- вопросительные (содержат вопрос),

- побудительные (содержат просьбу, приказ).

   По интонации предложения бывают:

- невосклицательные,

- восклицательные.

   Например:

   Ярко светит солнце. (Повествовательное, невосклицательное.)

   Почему ты грустишь? (Повествовательное, невосклицательное.)

   Закрой, пожалуйста, дверь! (Побудительное, восклицательное.)

   Замечательный мультфильм! (Повествовательное, восклицательное.)

  * При выполнении разбора необходимо проговаривать: предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное. И т.д.

Памятка

«Синтаксический разбор предложения» (ч.1)

   Синтаксический разбор предложения начинается с характеристики предложения по цели высказывания и по интонации, которая записывается в скобках после предложения.

   По цели высказывания предложения бывают:

- повествовательные (содержат сообщение),

- вопросительные (содержат вопрос),

- побудительные (содержат просьбу, приказ).

   По интонации предложения бывают:

- невосклицательные,

- восклицательные.

   Например:

   Ярко светит солнце. (Повествовательное, невосклицательное.)

   Почему ты грустишь? (Повествовательное, невосклицательное.)

   Закрой, пожалуйста, дверь! (Побудительное, восклицательное.)

   Замечательный мультфильм! (Повествовательное, восклицательное.)

  * При выполнении разбора необходимо проговаривать: предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное. И т.д.

Памятка

«Синтаксический разбор предложения» (ч.1)

   Синтаксический разбор предложения начинается с характеристики предложения по цели высказывания и по интонации, которая записывается в скобках после предложения.

   По цели высказывания предложения бывают:

- повествовательные (содержат сообщение),

- вопросительные (содержат вопрос),

- побудительные (содержат просьбу, приказ).

   По интонации предложения бывают:

- невосклицательные,

- восклицательные.

   Например:

   Ярко светит солнце. (Повествовательное, невосклицательное.)

   Почему ты грустишь? (Повествовательное, невосклицательное.)

   Закрой, пожалуйста, дверь! (Побудительное, восклицательное.)

   Замечательный мультфильм! (Повествовательное, восклицательное.)

  * При выполнении разбора необходимо проговаривать: предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное. И т.д.

Памятка

«Синтаксический разбор предложения» (ч.1)

   Синтаксический разбор предложения начинается с характеристики предложения по цели высказывания и по интонации, которая записывается в скобках после предложения.

   По цели высказывания предложения бывают:

- повествовательные (содержат сообщение),

- вопросительные (содержат вопрос),

- побудительные (содержат просьбу, приказ).

   По интонации предложения бывают:

- невосклицательные,

- восклицательные.

   Например:

   Ярко светит солнце. (Повествовательное, невосклицательное.)

   Почему ты грустишь? (Повествовательное, невосклицательное.)

   Закрой, пожалуйста, дверь! (Побудительное, восклицательное.)

   Замечательный мультфильм! (Повествовательное, восклицательное.)

  * При выполнении разбора необходимо проговаривать: предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное. И т.д.



Предварительный просмотр:

ГЛАСНЫЕ

БУКВЫ: А,  О,  У,  Ы,  Э,  Я,  Ё,  Ю,  И,  Е

ЗВУКИ:  А,  О,  У,  Ы,  Э,  И

СОГЛАСНЫЕ

ЗВОНКИЕ ПАРНЫЕ

Б

В

Г

Д

Ж

З

ГЛУХИЕ ПАРНЫЕ

П

Ф

К

Т

Ш

С

ЗВОНКИЕ НЕПАРНЫЕ:  Л,  М,  Н,  Р,  Й

ГЛУХИЕ НЕПАРНЫЕ:  Ч,  Щ,  Х,  Ц

ТВЁРДЫЕ НЕПАРНЫЕ:  Ж,  Ш,  Ц

МЯГКИЕ НЕПАРНЫЕ:  Ч,  Щ,  Й

ГЛАСНЫЕ

БУКВЫ: А,  О,  У,  Ы,  Э,  Я,  Ё,  Ю,  И,  Е

ЗВУКИ:  А,  О,  У,  Ы,  Э,  И

СОГЛАСНЫЕ

ЗВОНКИЕ ПАРНЫЕ

Б

В

Г

Д

Ж

З

ГЛУХИЕ ПАРНЫЕ

П

Ф

К

Т

Ш

С

ЗВОНКИЕ НЕПАРНЫЕ:  Л,  М,  Н,  Р,  Й

ГЛУХИЕ НЕПАРНЫЕ:  Ч,  Щ,  Х,  Ц

ТВЁРДЫЕ НЕПАРНЫЕ:  Ж,  Ш,  Ц

МЯГКИЕ НЕПАРНЫЕ:  Ч,  Щ,  Й

ГЛАСНЫЕ

БУКВЫ: А,  О,  У,  Ы,  Э,  Я,  Ё,  Ю,  И,  Е

ЗВУКИ:  А,  О,  У,  Ы,  Э,  И

СОГЛАСНЫЕ

ЗВОНКИЕ ПАРНЫЕ

Б

В

Г

Д

Ж

З

ГЛУХИЕ ПАРНЫЕ

П

Ф

К

Т

Ш

С

ЗВОНКИЕ НЕПАРНЫЕ:  Л,  М,  Н,  Р,  Й

ГЛУХИЕ НЕПАРНЫЕ:  Ч,  Щ,  Х,  Ц

ТВЁРДЫЕ НЕПАРНЫЕ:  Ж,  Ш,  Ц

МЯГКИЕ НЕПАРНЫЕ:  Ч,  Щ,  Й

ГЛАСНЫЕ

БУКВЫ: А,  О,  У,  Ы,  Э,  Я,  Ё,  Ю,  И,  Е

ЗВУКИ:  А,  О,  У,  Ы,  Э,  И

СОГЛАСНЫЕ

ЗВОНКИЕ ПАРНЫЕ

Б

В

Г

Д

Ж

З

ГЛУХИЕ ПАРНЫЕ

П

Ф

К

Т

Ш

С

ЗВОНКИЕ НЕПАРНЫЕ:  Л,  М,  Н,  Р,  Й

ГЛУХИЕ НЕПАРНЫЕ:  Ч,  Щ,  Х,  Ц

ТВЁРДЫЕ НЕПАРНЫЕ:  Ж,  Ш,  Ц

МЯГКИЕ НЕПАРНЫЕ:  Ч,  Щ,  Й



Предварительный просмотр:

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – о ком или о чём говорится в предложении

Отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?

Выражается: чаще всего СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, может быть  местоимением или сочетанием слов.

СКАЗУЕМОЕ – то, что говорится о подлежащем, его действиях

Отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

Выражается: ГЛАГОЛОМ, может быть существительным, прилагательным или кратким прилагательным. 

ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – обозначает как, когда, где, по какой причине, с какой целью совершается действие

Отвечает на вопросы: ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

Подчёркивается: пунктир точка.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ – обозначает признак предмета

Отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

Выражается: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ.

Подчёркивается: волнистой чертой.

ДОПОЛНЕНИЕ – обозначает на какой предмет или явление направлено действие

Отвечает на вопросы: КОГО? ЧЕГО?  КОМУ? ЧЕМУ?  КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ?  О КОМ? О ЧЁМ?

Выражается: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.

Подчёркивается: пунктиром.

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – о ком или о чём говорится в предложении

Отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?

Выражается: чаще всего СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, может быть  местоимением или сочетанием слов.

СКАЗУЕМОЕ – то, что говорится о подлежащем, его действиях

Отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

Выражается: ГЛАГОЛОМ, может быть существительным, прилагательным или кратким прилагательным. 

ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – обозначает как, когда, где, по какой причине, с какой целью совершается действие

Отвечает на вопросы: ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

Подчёркивается: пунктир точка.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ – обозначает признак предмета

Отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

Выражается: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ.

Подчёркивается: волнистой чертой.

ДОПОЛНЕНИЕ – обозначает на какой предмет или явление направлено действие

Отвечает на вопросы: КОГО? ЧЕГО?  КОМУ? ЧЕМУ?  КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ?  О КОМ? О ЧЁМ?

Выражается: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.

Подчёркивается: пунктиром.

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – о ком или о чём говорится в предложении

Отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?

Выражается: чаще всего СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, может быть  местоимением или сочетанием слов.

СКАЗУЕМОЕ – то, что говорится о подлежащем, его действиях

Отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

Выражается: ГЛАГОЛОМ, может быть существительным, прилагательным или кратким прилагательным. 

ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – обозначает как, когда, где, по какой причине, с какой целью совершается действие

Отвечает на вопросы: ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

Подчёркивается: пунктир точка.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ – обозначает признак предмета

Отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

Выражается: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ.

Подчёркивается: волнистой чертой.

ДОПОЛНЕНИЕ – обозначает на какой предмет или явление направлено действие

Отвечает на вопросы: КОГО? ЧЕГО?  КОМУ? ЧЕМУ?  КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ?  О КОМ? О ЧЁМ?

Выражается: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.

Подчёркивается: пунктиром.

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – о ком или о чём говорится в предложении

Отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?

Выражается: чаще всего СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, может быть  местоимением или сочетанием слов.

СКАЗУЕМОЕ – то, что говорится о подлежащем, его действиях

Отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

Выражается: ГЛАГОЛОМ, может быть существительным, прилагательным или кратким прилагательным. 

ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – обозначает как, когда, где, по какой причине, с какой целью совершается действие

Отвечает на вопросы: ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

Подчёркивается: пунктир точка.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ – обозначает признак предмета

Отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

Выражается: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ.

Подчёркивается: волнистой чертой.

ДОПОЛНЕНИЕ – обозначает на какой предмет или явление направлено действие

Отвечает на вопросы: КОГО? ЧЕГО?  КОМУ? ЧЕМУ?  КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ?  О КОМ? О ЧЁМ?

Выражается: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.

Подчёркивается: пунктиром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Карточки – «подсказки» используемые на уроках по коррекции дисграфии и дизорфографии

Использование представленной презентации на логопедических уроках позволяет закрепить применение орфографических правил и грамматических понятий с опорой на карточки "подсказки"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Карточки-подсказки для начальной школы

Карточки-памятки  - это полезное дополнение к школьной программе начальных классов. В карточках собраны базовые знания, они не меняются и не зависят от системы преподавания....