Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Мухаметянова Марина Юрьевна

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику Соловейчик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_programma_2_klass.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову.

Данная рабочая модульная  программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального образования, программы по русскому языку для 2 класса автора М. С. Соловейчик (УМК «Гармония») из расчета 5 часов в неделю (170 часов в год). Принцип модульности предполагает целостность и завершённость, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков -модулей, внутри которых учебный материал распределён по темам. Учебный курс русского языка во 2 классе состоит из    6 блоков - модулей. Тематическое планирование составлено из расчета 5 часов в неделю, а пятый час согласно методическим рекомендациям авторов программы и учебных пособий является резервным. Этот час не жестко закреплен за определенным днем недели, а используется по мере необходимости, что позволяет учитывать трудность тем, качество усвоения материала и, следовательно, более гибко строить учебный процесс.

Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых - формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых - совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе - потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 -го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.  В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем  русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й'].

Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года - после изучения состава слова.

Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категориальное значение всех имен существительных. До этого момента понятие не использовалось.

Особенностью работы над предложением является  знакомство на данном этапе с главными и второстепенны ми членами предложения. Здесь же учащиеся овладевают понятием предложение, знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.

Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, - тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать его.

Работа ведется на текстах делового и художественного стилей, преимущественно повествовательного характера, включающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.

Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.

 Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый - «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» - изучается сразу после повторения в 1-м триместре, а второй - «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» - охватывает весь 3-й триместр. Сущность их различий отражена в названии разделов.

В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся - работа ве дется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глу хости-звонкости согласных в одну группу, которую они со ставляют как орфограммы слабых позиций, используется вы ражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убежда ются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.

На том же этапе вводится особый вид письма - «с окош ками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а по том переходят на пропуск только тех, на месте которых за трудняются в выборе буквы. (Прием предложен П.С. Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В. Репкиным; в дан ном курсе он взят на вооружение, методически интерпрети рован и детально проработан.)

Этап изучения правил и обучения решению главных, орфографических задач сознательно отсрочен - отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и форми рование основ орфографического самоконтроля, на возник новение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями:

1)Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изо лированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опас ное место» делай «безопасным»).

2)С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второкласс ники осваивают конкретные способы изменения слов разных частей речи и подбора родственных слов. При этом осо бо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач - это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому воз можному способу выяснения нужной буквы позволяет орга нично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введе ния второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 3-м триместре, когда на рас смотрение выносится раздел «Состав слова». После знаком ства с приставками завершается работа над темой «Разделительные ь и ъ».

Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».

Указанные в программе каждого модуля - блока ЗУН по темам развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.

На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нём, понимать назначение выполняемых упражнений. В целях активизации познавательной деятельности в учебный процесс вводятся игровые технологии, ИКТ.

Во 2 классе активно внедряется работа в парах постоянного и сменного состава

( ППС, ПСС), работа в малых группах.

 

II. Основные блоки изучаемого материала.

 Круг сведений о языке, речи и правописании

Повторение (21 ч). Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким соглас ным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупреди тельных) при обозначении звука [и'].

Слово. Состав слова (46 ч). Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах.

Изменение слов по числам и «по команде вопросов», по нятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-не видимке»).

Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведе нии. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распро страненные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.

Предложение (12ч). Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в уст ной и письменной речи. Возможность запятых и других зна ков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.

Виды предложений по цели: повествовательные, вопроси тельные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливос ти при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знаком ство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произне сения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.

Текст (12 ч). Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.

Кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка как разновидности текстов, особенности их построения.

Орфография (68 ч). Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограм мы как «главные опасности письма»: орфограммы безудар ных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.  Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначе ние и порядок поиска слов.

Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на кон це слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).

Решение орфографических задач в корнях слов: прове рочные слова как помощники при выборе правильной бук вы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухо сти-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяс нения непроверяемых написаний.

Возможность непроизносимых согласных звуков в кор нях слов и способы решения орфографической задачи. Удво енные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.

 Обобщение в конце года (11 ч).

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Обучающиеся должны знать:            

пары согласных по глухости-звонкости;

названия частей слова, способы их нахождения (измене ние слова, подбор родственных);

изученные орфографические правила написания (спосо бы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных непроизносимых согласных в корнях слов, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;

виды предложений по цели и интонации.

 

Умения, формируемые в процессе обучения:

 

Речевые. Слушать речь одноклассников на уроке, оцени вать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хо рошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого по ведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблю дать нормы употребления и произношения слов, помещен ных в словаре учебника «Как правильно говорить?».

Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными це лями, и использовать для решения практических задач.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, са мостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.

Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, по желания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соот ветствующей интонацией.

Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что ? - в ясных случаях, при ее словесной выра женности), отражать их в заголовках. Наблюдать за раз витием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хоро шему тексту при анализе предлагаемых материалов, редак тировать их.

Подробно письменно пересказывать тексты повествова тельного характера объемом 45-55 слов (после речевой и ор фографической подготовки); проверять и улучшать написан ное (с опорой на памятку).

Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, сло весную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые сред ства, а после написания проверять и совершенствовать (с опо рой на памятку).

Языковые (фонетико-графические и грамматические).

Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их ха рактеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв.

Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также не правильного обозначения мягкости согласных и звука [й'] ), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.

Различать слова по их функции (слова-названия, указа тели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим сло вам-названиям, выбирая правильный: кто? Или что?; какой? Какая ?какое ?какие ?; что делает ? что сделал ? что делала ?или что сделала! И т.п.

Подбирать родственные (однокоренные) слова, отли чать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похо жими») корнями (рис, рисовая - рисовать; гора, гористая - горе, горевать), от изменений одного и того же слова (река, речной - у реки, на реке).

Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки).

Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных слу чаях и значение (запеть, заговорить - значение начала дей ствия, вбежать, влететь - движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький - уменьшительно-ласкательное и т.п.). Пра вильно образовывать слова с заданными морфемами, выби рать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словооб разовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.

Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).

Давать предложениям характеристику по цели и инто нации; правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.

Орфографические.

Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные зна ки ь и ъ при обозначении звука [й'] (сначала без их выбора, а потом осуществлять выбор).

Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.

Замечать буквы, на месте которых сочетается две орфог раммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безу дарном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звон кости (лезть, кость).

Указывать на месте орфограмм безударных гласных и пар ных по глухости-звонкости согласных варианты букв: а/о, е/и, д/т и т.п., из которых осуществляется их выбор.

Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до- , об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оны-; -ник-, -тель-.

Пользоваться орфографическим словарем учебника.

Использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой  не изучен.

Списывать и писать под диктовку текст объемом  до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.

Писать слова с непроверяемыми орфограммами:
апельсин, арбуз, береза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжет, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, лапша, лестница. Лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, пассажир, печенье, пи рог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиски, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, молоко, ягода, язык. 

Уровень требований стандарта

 

В результате изучения русского языка ученик должен

знать \ понимать:

--значимые части слова;

--типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

 

уметь:

--анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;

--различать произношение и написание слов;

--находить способы проверки слов (в том числе и по словарю);

--без ошибок списывать несложный текст объемом 30-50 слов;

--создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования;

--соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

--адекватного восприятия звучащей речи;

--работы со словарями;

--соблюдения орфоэпических норм;

--создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего            школьника тематике;

--овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы

1.      Закон «Об образовании» РФ

2.      Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального основного, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089). Опубликован в сборнике нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, Москва изд-во «Дрофа», 2004 г.

3.      Региональный компонент стандарта общего образования (разрабатывается).

4.      Программа по русскому языку М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Сборник программ к УМК «Гармония», изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2003 г.

5. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», учебник по русскому языку для 2 класса, части 1,2, изд-во «Ассоциация XXI век», Смоленск 2010 г.

6.   М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, тетрадь-задачник по русскому языку для 2 класса, части 1,2,3, изд-во «Ассоциация XXI  век» Смоленск, 2011г.

7.      М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Методические рекомендации к учебнику по русскому для 2 класса», изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...