урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

урок по теме " Открываем еще несколько секретов правильной речи" в 4классе + презентация.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc40.5 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klase.ppt227.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Яшкульская СОШ»

                                                                                                                 Урок русского языка по теме

      «Тренируемся в правильном письме.

                                  Открываем еще несколько

секретов  правильной речи»

Учитель начальных классов

Кичикова Д.Б.

                                           

Тема урока: Тренируемся в правильном письме. Открываем еще несколько секретов правильной речи.

Цели урока: работа по культуре речи, закрепление грамматико- орфографических умений; повышение морфологической правильности детской речи; активное использование словаря трудностей русского языка.

Оборудование: компьютерная презентация, журнал « Баир», учебник, ТПО, компьютер.

Ход урока: 1. Оргмомент.

2. Работа над темой урока.

А) Беседа.

-В прошлом году мы с вами побывали на встрече с редакцией  журнала и газеты « Баир» и « Байрта». В течение года на страницах  этих изданий печатались стихи наших детей: Аджаевой Алты, Максаевой Ангелины, Циренова Артура, Асхарова Артура, Цебековой Любы, сочинение Цюрюмова Санала. Редакторы  благодарят вас за тесное сотрудничество, восхищаются вашей грамотностью  и предлагают вам попробовать поработать корректорами. Вы уже знакомы с этой профессией со второго класса. Корректор – это человек, который - … ?

Для того, чтобы овладеть этой профессией, мы должны научиться правильно говорить и писать. Попробуем?

Сегодня у вас особое задание. В редакцию журнала присылают письма малыши. Очень часто они допускают ошибки. Вы, конечно, сможете их исправить. А вот сказать, чего не знали ребята об изменении слов русского языка, наверное, сумеете не везде. Попробуйте.

- Все ребенки выучили стихи про елку.

-Зимой человеки одевают польта.

- Мне купили синюю ножницу.

- У меня болят уха. Нет, надо сказать ухи.

- Я скоро побежу домой.

- Мне приснилось два сона.

- Сможете объяснить, каких тайн русского языка малыши не знали?

 Сегодня мы откроем еще несколько секретов правильной речи.

Каждый язык развивается по своим законам, и каждое слово имеет свою биографию.

Раньше были слова дитяти и ребенок, но первым перестали пользоваться. Оно сохранилось в форме множественного числа – дети. Теперь… ( ученики делают вывод)

Такое явление встречается только в русском языке и оно очень редкое.

Например: ребенок- дети, человек- люди, я-мы.

Есть ли еще ошибки в этом предложении?

Я хочу рассказать вам  еще об одной удивительной черте русского языка. Оказывается,  есть существительные, которые имеют только форму мн. числа, или, наоборот, форму ед.числа. Например, названия составных и парных предметов: брюки, ножницы, очки, колготки и тд.  Слово пальто имеет только форму единственного числа и не склоняется по падежам.

Устно приведите примеры таких  несклоняемых слов.

Послушайте веселое стихотворение и посчитайте, сколько здесь несклоняемых слов.

Мы поехали в метре фильм смотреть о кенгуре

Любит кина детвора, если в кинах кенгура

Ходит- бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.

Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Кенгура в кафу зашел, и сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Интересная кина. Жаль, закончилась она.

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать.

Сколько здесь несклоняемых слов? Выпишите их .

Какую еще  ошибку допустили малыши при построении этого предложения?

( одеть или надеть?) Докажите свой выбор.

Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой «Одеть и надеть»

«Одеть и надеть» два этих слова мы путаем так бестолково!

Морозный выдался рассвет. Оделся в шубу старый дед.

Выходит так, что дед одет, а шуба, стало быть, надета

«Одеть, надеть». Давай глядеть: кого одеть и что надеть.

Я полагаю, что на деда три шубы может быть надето

Но я не думаю, что дед на шубу может быть надет.

Давайте выполним более точную запись этого предложения.

Вы давно знаете, что согласные звуки могут заменять друг друга, чередоваться. Звуки ( г, к, х) в древнем языке были капризными. Перед некоторыми « соседями» они заменялись другими звуками, а при письме буквами.: ухо- уши. Теперь действует такое правило: в ед числе звук (х) и буква х, а во мн. ч. звук (ш) и буква ш.

Давайте приведем пример чередования согласных : подруга -   ( дружба, друзья)

Чтобы исправить ошибки малышей еще в одном слове, нужно гласные сделать беглыми.

Прочитайте некоторые из тех слов, в которых при изменении гласные должны « убегать».

Н.ф.                                       Им.п.мн.ч.                                 Р.п.мн.ч.

рот-

лед-

лев-

сон-

лоб-

день-

Запишите все слова и добавьте к ним формы именит. и родит. падежей мн.ч.

- Молодцы, ребята. Вы успешно справились с первым заданием.

Корректор не только исправляет ошибки, но  и помогает строить правильно предложения.

Чем неудачны предложения, составленные первоклашками.

  1. Повар посолил суп солью.
  2. У Коли жил молодой котенок.
  3. На скамейке сидел старенький старичок.
  4. Как хорошо пахнет запахом весна!

Какие слова в предложениях, на ваш взгляд, лишние? Почему?

Слово посолил  говорит о том, что в суп добавлена соль, а не сахар или перец. Поэтому глагол не требует пояснения.

Докажите свой выбор ответа в других предложениях. Запишите предложения в тетрадь.

Дайте характеристику последнему предложению.

Вы прекрасно справились с этим заданием. А теперь я попрошу вас помочь отредактировать текст.

Прочитайте  «лжетекст» и найдите в нем два разных отрывка из , я так думаю, знакомых вам произведений. Может, вы  знаете их авторов. Что помогает «разгадать» эту загадку?

Жили-были на свете лягушка-квакушка.

Веселая лягушка жила в одной реке:

Вверх дном ее избушка стояла – бре-ке-ке! Сидела она в болоте,  ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла,  кверху дном плыла, но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно, конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка  кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зеленом сарафане плясала – пара-пам!

-предполагаю вам такой вариант: девочки записывают текст, который написан с юмором, а мальчики второй текст.

Вот что у нас  получилось.

1. Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы она благополучно – конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.

2. Веселая лягушка жила в одной реке:

Вверх дном ее избушка стояла бре-ке-ке!

Избушка не стояла, а кверху дном плыла,

Но это не меняло лягушкины дела.

Она двумя руками играла на баяне,

Она двумя ногами стучала в барабан.

Избушка кувыркалась,

Лягушкина развлекалась,

В зеленом сарафане плясала – пара-пам!

А сейчас мы покажем нашим гостям, как мы умеем выполнять грамматические задания.

Итог урока:

Какие тайны русского языка мы с вами  сегодня повторили, что узнали нового для себя? Как вы думаете, легко ли работать корректором, журналистом?

Выставление оценок.

Домашнее задание: предлагаю вам дома взять интервью у своих родителей на тему: «Мой самый лучший новогодний  подарок из детства» и написала об этом статью в тетрадь.

                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...