Урок русского языка в 4 классе. Тема "Наречие". Программа "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок знакомства с новым материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie_4kl..rar1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе (1-4)

Программа «Начальная школа XXI века»

г.Новокузнецк, МБНОУ «Гимназия № 17»

Учитель. Безносова Наталья Владимировна.

Тип урока. Изучение нового материала.

Методическое обеспечение. Учебник «Русский язык 4 класс» под ред.Иванова С.В.

Тема. Наречие.

Цель. Сформировать представление о наречии как части речи.

Задачи.

  1. Дать понятие о наречии как части речи.
  2. Развивать произвольное внимание, оперативную память, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
  3. Воспитывать чувство ответственности, развивать коммуникативные умения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Задача: обеспечить доброжелательную внешнюю обстановку для работы и психологически подготовить обучающихся к уроку.

II. Актуализация знаний, умений и навыков.

Задача: активизировать внимание обучающихся, подготовить к усвоению нового материала.

Повторение изученных частей речи. Группировка слов по частям речи. Выделение новой группы слов.

Мороз, зимний ,зимуют ,заморозит, морозный, морозно, холодно, зима.

Слайд№2

Запись слов по столбикам (сущ., прил. ,глаг.)Слова новой части речи записываются в отдельный столбик.(у детей листочки, разделённые на столбики, в которые дети записывают слова)

Слайд №3

Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

(изучению новой части речи)

III. Изучение нового материала.

Задача: организовать совместную деятельность обучающихся, направленную на достижение учебной задачи(сформировать понятие о наречии как части речи; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки.

Работа в группах.

У каждой группы карточка со словами, чистый лист и маркер.

каникулы

учится

вверху

смелый

ты

направо

готовит

однажды

пирожок

они

весело

спокойный

думает

Ученики первого ряда

- Из данных слов выписать слова, которые не сможете отнести ни к одной известной вам части речи.

Второй ряд выписывает неизменяемые слова.(Как проверить, изменяется слово или нет?)

Самооценка результатов работы группы по «волшебной линеечке» на листах с ответами.

(Предварительно обсуждаются критерии оценки группы)

Обсуждение результатов работы. Листы с записанными словами вывешиваются на доску.

- Чем руководствовались при выборе слов.

- Какие слова, по-вашему, нельзя изменить.

-Что заметили? (слова совпадают со словами 1-го ряда)

Слайд №4

- На какие вопросы отвечают слова?        

 где?  куда?   когда?  как?

- Кто знает, как называется эта часть речи? Наречие

- Какова его особенность? Не изменяется

- На какие ещё вопросы могут отвечать наречия?

- Прочитайте правило с. 36 про себя.

- Назовите  вопросы, которые  мы не называли? Откуда? Почему? Зачем?

Слайд №5

-Так к какой же части речи относятся выписанные ранее слова холодно, морозно?

Слайд №6

Обобщим всё сказанное.

- Кто сможет рассказать о наречии? (какова особенность этой части речи, вопросы, на которые она отвечает)  

Слайд №7

Релаксация  (пальминг)

Слайд №8 (щебетание скворца)

-Какие ощущения были во время отдыха? Как себя чувствовали?

(легко, приятно, хорошо) что заметили?(эти слова - наречия)

IV. Первичное закрепление

Задача: формировать умения выделять наречия в речи, показать роль наречий в предложении; развивать произвольное внимание, умение взаимоконтроля.

Упражнение в нахождении наречий в речи.

Стихотворение кузбасской поэтессы Юлии Жилиной «Скворечник».

-Выписать из стихотворения наречия, поставив к ним вопросы.

Слайд №9

 

Запись с комментированием. Докажи. (аналогичное д/з упр.2)

Определение роли наречия в речи.

-Какую роль играют наречия в речи?

- Проведём эксперимент: прочитаем отрывок этого текста  без наречий.

Слайд № 10

- Каким стало стихотворение? (менее выразительным, менее точным)

Наречия делают нашу речь более точной, выразительной, яркой.

Слайд № 11(первый эффект)

Определение роли наречия в предложении.

- Как думаете, каким членом предложения будет наречие? Почему?

Обстоятельство

Слайд № 11(второй эффект)

Упр.3 с.38 (3-4 предложения)

Работа в парах.

Списать предложения, найти наречия, подчеркнуть как член предложения.

Взаимопроверка (у кого правильно наречие найдено и подчёркнуто, ставят «+», у кого ошибка -  «-»).

    нар.                                                                                      нар.

Давно увяла трава, и облетели деревья. Скоро наступит зима.

- Кто получил «+»?

- Какие орфограммы встретились в предложениях?

Обобщение знаний о наречии.

- Кто расскажет всё что узнали о наречии?

Слайд №12

V. Контроль.

Задача: проверить уровень сформированности, представлений о наречии как части речи и члене предложения.

У каждого ученика индивидуальная карточка. Найти и подчеркнуть наречия.

-Чем будете руководствоваться?

пришёл поздно

идти  впереди

лежит на тарелке

появился вдруг

стоит за углом

Отметки по итогам проверки.

VI. Итог.

Задача: закрепить и уточнить знания обучающихся, формировать рефлексивные умения учащихся.

- Что нового было сегодня на уроке? Кто сможет рассказать о наречии?

- Оцените урок: выберите из двух букв Л и Т одну, когда было легко, когда трудно?(дети на полях в тетрадях пишут ) Почему?

-Всё ли получалось сразу?

VII. Домашнее задание

Дополнительное д/з

-Кто хочет, может взять дополнительное д/з.

Подобрать синонимы                            Заменить фразеологизмы наречиями

 к наречиям                                                Идти черепашьим шагом.

мелко                                                          Кот наплакал.

внезапно                                                     Как по маслу.

тихо                                                           Встать чуть свет.

близко                                                        Рукой подать.

верно                                                         Яблоку негде упасть.

нежно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Урок русского языка 2 класс.УМК «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка . 2 класс.   УМК «Начальная школа XXI века»  Тема. Устаревшие слова....

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"

Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...

Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Слово и предложение.Урок  русского языка  2  класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация  к  уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...

Урок русского языка 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

                                                      ...