Методическая тема "Формирование ключевых компетенций на уроках развития речи"
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Макшакова Татьяна Васильевна

В данной работе обобщаю свой опыт по развитию речи учащихся на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gou_lice1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             ГОУ лицей №533

Методическая тема

Формирование ключевых компетенций через уроки развития речи

 

2009-2010

2010-2011

2011-2012

   

                                    Учитель: Макшакова Т.В.

                       

План работы над методической темой

2009-2010г.

-знакомство с литературой

-работа над теоретическим материалом

-тематическое планирование уроков развития речи

2 класс

2010-2011

-работа с литературой по данной теме

-работа  с теоретическим материалом

-составление дидактических карточек

-материалы к урокам по развитию речи

- тематическое планирование уроков развития речи

3 класс

2011-2012

-работа с литературой

-работа с теоретическим материалом

-оформление материалов в единое пособие к урокам развития речи.

-тематическое планирование уроков развития речи

4 класс

Литература

         

  1. Журнал «Начальная школа» 12/06, стр. 34-37

  1. Журнал «Начальная школа 1/09 стр. 42-45, 46-51

  1. Журнал «начальная школа» 3/07, стр. 12-16

  1. Журнал «Начальная школа» 7/09, стр. 49-52

  1. Журнал «Начальная школа» 11/06, стр. 77-78

  1. Журнал «Начальная школа» 4/10, стр. 9-10

  1. Журнал  «Начальная школа» 1/10, стр. 41-44

Развитие речи учащихся на уроках русского языка

Развитие связной речи детей - одна из основных целей обучения в начальной школе. Задача учителя состоит в том. Чтобы научить ребят свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. В 1 классе необходимо уделить внимание изучению фонетики, лексики, синтаксису.

На уроках дети должны узнавать новые слова и обороты речи, уметь составлять «рассыпавшиеся» слова и предложения, учиться формулировать полные ответы на вопросы.

Знать и использовать в своей речи чистоговорки и скороговорки.

Цель 2 года обучения - научить писать детей изложение. На начальном этапе дети излагают текст по вопросам. Позже по опорным словам и коллективно составленному плану.

В 3 классе дети должны уметь редактировать деформированный текст.

В уроки русского языка необходимо включать задания:

-доскажи словечко

-выбери нужное слово

-подбери нужное слово

-свободные диктанты

-работа со скороговорками, поговорками, пословицами, фразеологическими оборотами.

В 3 классе продолжается работа над изложением, но уже выделяя. Части текста.

Необходимо познакомить детей с сочинениями и их видами. Начинается освоение нового вида работы - «проба пера». Это творческие работы на основе наблюдений.

В 4 классе изложение текста, прочитанного с листа, уже не должно вызывать у детей затруднений. Уделяется большое внимание слуховому изложению. Отрабатывается умение выделить части, пересказать их, составить план, определить опорные слова.

Продолжается работа над сочинением.

-сочинение-описание

-сочинение-рассуждение

-сочинение по картинкам

После каждого урока развития речи следует урок работы над ошибками:

-зачитываются наиболее удачные работы

-редактируется текст

Работа над ошибками выполняется по памятке (прилагается)

К концу 4 класса дети должны связно и понятно выражать свои мысли, подбирая точные и образные выражения. Уроки развития речи способствуют уменьшению логопедических ошибок, повышению уровня орфографической грамотности, улучшению стиля изложения материал

Виды творческих письменных работ на уроках развития речи

В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее гармоническое формирование личности школьника, раскрытие его творческих способностей, вопросы развития самостоятельной письменной речи учащихся приобретают особое значение.

1. Внутри учебной деятельности самостоятельной письменной речи отводится особое структурное место и функциональное значение.

2. Развитие самостоятельной письменной речи совершенствует мыслительную деятельность, устную речь, память, внимание, воображение, волю, эмоциональную сферу младшего школьника. Письменная речь регулируется рядом психических функций, которые способствуют развитию личности и определяют уровень её развития.

3. Самостоятельная письменная речь позволяет младшему школьнику обратиться к своему внутреннему миру, который отражается в его письменных работах. В самостоятельной письменной речи учащихся формируется способность выражать свои переживания, мысли, чувства, свой духовной мир. Письменная речь является инструментом в постижении школьником своего «Я» и Вселенной.

4. Процесс и продукт самостоятельной письменной речевой деятельности позволяет изучить, охарактеризовать школьника не только как субъекта этой деятельности, но и как личность. Наибольшими возможностями для раскрытия школьником себя как личности  в процессе образования обладает именно работа по развитию самостоятельной письменной речи. Известный психолог Л.С. Выготский утверждал, что в прочесе культурного развития ребёнка происходят мощные благодатные изменения в его личности, благодаря овладению письменной речевой деятельностью

Высшим уровнем развития письменной речи учащихся является творческая работа, предполагающая высокую степень активности младших школьников и их познавательной самостоятельности.

Цель творческих упражнений - создание своего, нового, оригинального, на основе предложенного учителем или подобранного учащимися материала. Творческое письменное выражение мысли-один из видов речемыслительной деятельности человека, в которой проявляется высшая степень речевой активности. Творческие письменные работы оживляют уроки, увлекают самих учеников мыслиречевой деятельностью.

        Наиболее эффективным методом включение школьников в творческую деятельность на уроке является самостоятельная работа учащихся, направленная на

выполнение различных текстовых упражнений.

        Рассмотрим некоторые виды творческих письменных упражнений, повышающих активность, самостоятельность учащихся и способствующих развитию мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и систематизация, объяснение и доказательство) за счёт систематического использования антиципации; целенаправленного и интенсивного развития словесно-логического мышления и устной речи.

1 вид.

Создание двух текстов из одного псевдотекста по смыслу

2 вид

Создание двух текстов из одного, содержащего слова-омонимы.

3 вид

Создание текста учащимися по кругу (работа в группах)

Работа над данным вопросом будет продолжена в следующем учебном году.

Развитие ключевых компетенций на уроках   развития речи в начальной школе

« Язык – это инструмент, надо учиться

языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую ,простую форму.»(М.Горький)

В наш стремительный, компьютерный мир моя методическая тема кажется мне очень актуальной .Дети стали меньше читать .Информацию можно взять из  Интернета .Дети стали меньше общаться. Друзей заменил компьютер  и как следствие –это слабое развитие речи , узкий словарный запас ,неумение  подобрать нужное слово, трудность вызывает и грамотное, последовательное изложение своих мыслей. Я считаю ,что именно уроки развития речи помогут учащимся снять остроту этой проблемы.

На 2011-2012 учебный год я поставила для себя конкретную цель :формировать у учащихся умение грамотно на письме передать содержание текста(писать изложение).Работа над изложением велась в двух направлениях :зрительное и слуховое изложение .Важным считала для себя подобрать текст ,который бы вызвал интерес у детей ,текст  с четкой сюжетной линией .На уроках развития речи я пыталась пробудить    у ребят интерес. Добиться того, чтобы класс не оказался «глухим»,неотзывчивым .Пыталась ,чтобы каждый ученик принял и умственное ,и душевное участие в том, что он увидел и услышал на уроке, чтобы каждый ребенок  стал активным собеседником.

При знакомстве с текстом, прежде всего  начинала работу над заголовком, давая ребятам заглянуть вперед, предположить о чем будет идти речь ,что нам предстоит узнать? Что мы уже  знаем об этом? На этом этапе работы уже возникает состояние готовности, необходимое для того , чтобы дальнейшие знания воспринимались активно и с интересом.»»Остановка» при чтении заглавия вовсе не маленький шаг на пути к постижению текста ,мы уже  проделали гигантскую работу.

Второй этап работы  –это знакомство с текстом .У этого этапа есть свой стержень, его можно «диалог с текстом».

Задача этого этапа ,проделав разнообразную умственную работу, передать текст своими словами, не исказив содержания .Младшие школьники стремятся к дословному пересказу . Они воспроизводят

«слово в слово» не только художественные  тексты   .Причину этого явления вскрыли психологи . По их мнению, простое заучивание для маленького школьника      легче ,чем воспроизведение по смыслу. Это в свою очередь ,связано с недостатками его речевого развития .Решать эту проблему помогают уроки по теме «Синонимы и антонимы»,»Фразеологизмы».Ребята с большим интересом работали на уроках, подбирая синонимы и антонимы ,учились употреблять их в предложениях. Известно, что одним из критериев владения языком является умение выразить одну и ту же мысль разными способами. А для этого нужно уметь производить синонимическую замену ,которая осуществляется  не только на уровне слова ,но и предложения .Основная

идея развития речи –это синонимическая    замена в тексте. Тема «Фразеологизмы» вызвала у ребят живой интерес. Дети знакомились с фразеологизмами ,учились употреблять их в своей речи ,составляли диалоги ,используя только фразеологизмы, иллюстрировали фразеологизмы и пытались по иллюстрации узнать фразеологизм .Все эти моменты способствуют расширению кругозора детей ,развивают их речь. Планомерная работа на уроках развития речи в течение учебного года решала следующие задачи:  1.Приучала запоминать текст.

2.Требовала осмысленного отношения к  материалу.                                

3.Учила выделению главной мысли .                

4.Развивала умение контролировать себя.

5.Вела борьбу с бессвязанностью и  косноязычием.

6.Учила не допускать пропусков существенных фактов.      

7.Формировала умение связывать отдельные факты.

8.Осознавать ,что написанный текст должен быть понятен другому человеку.

Одной из главных составляющих передачи текста на письме  –это работа по составлению плана. Во втором классе работу эту проводили коллективно, но с элементами самостоятельности. Работа над планом приведет к осмысленному пересказу своими словами ,так как  нельзя составить план текста, не поняв  его содержания .А понимание  -это прежде всего перевод текста  на «свой язык».На практике заметила ,если ученик пользуется планом ,он направляет свои усилия не на дословное припоминание текста , а на восстановление его содержания в соответствии с планом.                    

Вообще , данная тема меня очень волнует и привлекает .Интересно наблюдать за ростом детей ,идти от малого к большему, видеть развитие ,радоваться успехам своих учеников.

     

Учитель начальных классов: Макшакова Т.В.

Июнь2012 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разитие ключевых компетенций на уроках развития речи.

В данной статье рассматривается вопрос развития речи учащихся....

ключевые компетенции на уроках математики

В концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, ...

Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,  которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...

Методический семинар на тему "Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе"

Мметоды и приемы работы   на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностого подхода к обучению математики в начальной школе....

Формирование ключевых компетенций на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности

Формирование ключевых компетенций на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности может осуществляться по различным направлениям:-общекультурному,-ценностно-смысловому,-учебно-познавательному,...

Формирование ключевых компетенций на уроке

Формирование ключевых компетенций на уроке...

Презентация «Формирование ключевых компетенций на уроках музыки средствами активной развивающей среды на уроках музыки»

Работа с учебником 1 - 5 классаШмелева Елена Валентиновна (из опыта работы) «Знакомство с учебником музыки»•актуализация предлагаемой формы работы•изучение обложки учебника (выяв...