Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Нахождение "опасных" мест,их классификация (проверяемые, непроверяемые безударные гласные), нахождение орфограмм в корне слова- путем подбора однокоренных слов, привитие умения пользоваться словарем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russk._yazyka_2_kl._dermanec_a.d..docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

               Урок русского языка во 2 классе (УМК «Планета знаний»)

Тема. Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова. (02.12.2011 г.)

Цель . Упражнять учеников в выполнении освоенных способов действия:    нахождении «опасных мест» - орфограмм, их классификации (проверяемые и непроверяемые безударные гласные); нахождении орфограмм в корне слова и способом  проверки их –подбор однокоренного слова; повторять ранее изученные орфограммы; прививать умение пользоваться словарем;   развивать самоконтроль и взаимоконтроль учеников; воспитывать у школьников интерес к русскому языку.

Учебные материалы. Словари, таблицы, магниты, картинки для словарной работы.

I. Организация класса

(Организация внимания всех учащихся, настрой на работу).

 Разминка «Да» или «Нет».  

1. В алфавите 33 буквы?  (Да).

2. Все живущие в воде рыбы?  (Нет).

3. Все глухие и звонкие согласные образуют пары?   (Нет).

4. Гласный звук образует слог? (Да).

5. Мухомор съедобный гриб?  (Нет).

6.  В слове енот 5 звуков?  (Да)

7. После буквы «Ж» всегда пишется «И»?  (Да).

II.  Повторение изученного.

  1. Игровое упражнение «Найди лишнее слово»

Гр_за                      в_лна           сл_ды

К_ньки                   с_ды            тр_ва

П_ро                      р_са              р_бота

Г_ра                       уч_ник           м_ря

(лишние коньки, ученик, работа – слова с непроверяемым написанием)

- как можно проверить написание этих слов? (по словарю)

- Какой секрет надо знать, чтобы найти слово в словаре? ( расположены по алфавиту)

- с какими словами  из словаря мы познакомились на прошлом уроке?

(серебро, иней, берег)

- назовите все «слабые позиции» (орфограммы, «опасные места»), выделите их зеленым цветом.

2. Словарная работа.  

- составьте предложения, используя эти слова; (Иней посеребрил деревья. У нашей реки пологий берег.)

- Какая самая сложная орфограмма в русском языке?

(Безударная гласная).

- Почему? (Безударная гласная самая распространённая: встречается во всех частях речи.

III. Постановка темы и цели урока

- кто может сформулировать тема нашего урока?

(правописание безударной гласной в корне слова)

– В течение урока будем отвечать на вопросы:

Что

Где

Как                  надо проверять?

Чем

 

(– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.) )

 

Что                                                       а, о, и, е, я

Где

Как                  надо проверять?        в корне

Чем                                                        подбирать однокоренные слова

                                                               ударением

IV. Работа над темой урока

 

  1. Знакомство  со способом проверки – подбором однокоренных слов.

(Упр.1 с.102)

Мосты –мост-мостик, спина-спины, спинка….

-записать проверяемые и проверочные слова;

- какие слова использованы как проверочные?

        2.Знакомство с правилом.

(чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот гласный стал ударным)

- если вам трудно подобрать проверочное слово, какой способ можно использовать, чтобы избежать ошибки? ( писать слово с «окошечком»).

- для чего нужен этот способ? (чтобы избежать ошибок – писать на родном языке с ошибками стыдно)

3. Физкультминутка

4. Письмо по памяти.

(Упр. 3, с. 103.)

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

- назовите однокоренные слова;

- какие из них требуют проверки, а какие являются проверочными?

- можно ли с помощью этих слов проверить слово «совет»?

5.Самостоятельная работа

(использую тетрадь с печатной основой)

Упр. 7, с. 36

Р_довой (ряд, редко), л_сник (лисы, лес), л_нивый (линь, лень), скр_пучий (скрип, скрепка)….

       

         6. Игра «Найди и исправь ошибку».

 Проверьте диктант.( написан на доске)  Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.

Сенева, вада, бижать, трова, свистеть

7.Самопроверка и взаимопроверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)

 

– Сколько слов написано правильно? (Одно.)

– Какое? (Свистеть.)

– Что вы посоветуете этому ученику? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)

 

V. Итог урока

 

– Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

– Кто хочет задать первый вопрос?

 

Вызываемый ученик задает вопрос другому ученику, которого сам же и выбирает.

 

– Какое умение мы отрабатывали на уроке?

        VI. Рефлексия

 (Самооценка собственной работы на уроке, используя разноцветные магниты: красный , жёлтый, зеленый)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Два способа проверки безударных гласных в корне слова.

программа "Школа России"предмет: русский языккласс: 2...

Способы проверки безударных гласных в корне слова. Закрепление.

Тема урока: Способы проверки безударных гласных в корне слова. Закрепление. Тип урока: Урок закрепления знаний. Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс 2 часть. Оборудование: плакат на стенде «Ка...

Урок на тему:Ознакомление со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов

На уроке:Ознакомление со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов. Ребята познакомятся со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов; научатся составять...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов"

Цели урока: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные проверочные слова; учить обозначать орфограмму графическиПланируемые результат...

Открытый урок по русскому языку во 2 «В» классе. Тема: Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов.

Цель: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные прилагательные; пользоваться толковым и этимологическим словарями.Планируемые резуль...

Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета знаний" Тема урока: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.

Цели деятельности учителя: учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деяте...

Конспект урока русского языка во втором классе по теме: "Ознакомление со способами проверки безударных гласных в корне слова"

Данная тема является одной из "сквозных" тем в русском языке начальной школы, поэтому ей уделяется особо пристальное внимание. Необходимо у учащихся расширить представления о способах подбор...