Урок на тему:Ознакомление со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Втулкина Екатерина Михайловна

На уроке:Ознакомление со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов. Ребята познакомятся со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов; научатся составять алгоритм по проверке безударных гласных в корне слова;  систематизировать знания детей по правописанию безударных гласных в корне слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_bezudarnye_glasnye.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ”Ознакомление со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов”.

Цель: Познакомить учащихся со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов.

Задачи:

- составить алгоритм по проверке безударных гласных в корне слова;

- систематизировать знания детей по правописанию безударных гласных в корне слова;

- формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль.

Планируемый результат: пользоваться алгоритмом.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент.

Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь к ним, наклоните голову, поприветствуйте их. А теперь встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись. Сели. Я желаю вам чтобы вы на уроке сегодня работали очень активно.

Двадцать восьмое ноября.

Классная работа.

2.Словарная работа.

Словарная работа.

На  доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Вам необходимо списать слова, вставляя орфограммы, поставить ударение.

М…рковь, в…рона, за…ц, т…традь, с..бака.

Теперь поменяйтесь тетрадями, возьмите ручку или карандаш зеленого цвета. Я показываю ответы. Если есть ошибки, исправьте их.(школа оценивания) Поднимите руку кто справился с работой? У кого одна – две ошибки? А у кого больше двух ошибок?

Морковь, ворона, заяц, тетрадь, собака.

3.Сообщение темы урока.

У вас на парте карточки со словами.

 Зан…сло                      нёс

Тр…пинка                  тропы

З…мой                        зимний

Л…сные                     лес

Вставьте пропущенные орфограммы. ( работа в парах) Теперь давайте узнаем ,что у вас получилось. Какую букву вставили в слово занесло?( е ,и)

Почему разные варианты?

Цель нашего урока научится подбирать проверочные слова и составить алгоритм проверки слов. (открываем доску с проверочными словами)

 Посмотрите на доску. Перед вами два столбика слов. В каком столбике написаны слова которые надо проверить? Эти слова называются проверяемые. (вешаю на доску)

 А как называется второй столбик слов?

С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке?

Что такое орфограмма?

А какая орфограмма пропущена в слове занесло?

Теперь давайте составим алгоритм проверки слов с безударной гласной в корне.

Записываем слова занесло. 1.Выделяем корень. Это первый этап в нашем алгоритме. (вешаю карточку)

2.Поставим ударение в проверяемом слове.(карточка) Это второй этап алгоритма.

3. Давайте найдем безударную гласную в корне слова и подчеркнем её. (карточка)

 4. Подберём проверочное слово. Какая буква пишется в корне слова? Подчеркните её. В какой позиции она находится? (карточка)

5.Теперь запишем слова правильно. (карточка)

Мы составили алгоритм проверки безударной гласной. Давайте прочитаем его.

Теперь откроем учебники на странице 102 и прочитаем правило. (разбираю остальные слова по алгоритму)

Теперь составим из этих слов предложение.

З…мой зан…сло л… сные тр…пинки.

Мы еще не знаем какую букву вставлять.

В первом

Проверочные

Орфограмма

Орфограмма – это буквы, выбранные по правилу.

Безударная гласная, в корне слова.

Выделяем корень

Ставят ударение

Находим безударную гласную

Нёс

Сильной

Занесло - нес

Читают

Читают составленное предложение.

4.Физ.минутка

А теперь ребята встали

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад.

Повернитесь влево, право

Тихо сели, вновь за дело

5.Работа над новой темой.

Теперь найдите в  учебнике на странице 102 упражнение №2

 Прочитайте слова. Какие из однокоренных слов можно назвать проверочными? Почему?

Л…сной – лесник, лесок, лес, перелесок.

Записываем проверяемые и проверочные слова, используя алгоритм.

Лесной – лес, перелесок.

Второе строчку выполняете самостоятельно.

Смтреть – осмотр

Работа по вариантам. Я предлагаю вам побыть в роли учителей. Найдите в предложениях ошибки и исправьте их. Устно подберите проверочные слова.

1.Вариант.

Палянки укрыл пушыстый снек. Пен(?ь)кий надели снежные шабки.

2.Вариант.

У карней лиса нара лесицы.

В яму под елью залег мидветь.

Теперь по образцу проверьте себя. Будьте внимательны. Всели вы ошибки исправили. Если не все, исправьте и сдайте работы.

1.Полянки (поле) укрыл пушистый снег. (снега)

Пеньки надели снежные шапки.

2.У корней (корень) лисы (лис) нора (норка) лисицы (лисы).

В яму под елью залег медведь.  (словарное слова)

(Предложения записаны на передвижной доске)

Задание по карточкам разного уровня сложности.

Карточка 1

Данные слова соотнести по парам : проверяемое – проверочное. Во всех словах поставь ударение, выдели корень.

Холмы, тяжесть, поле, тяжёлый, водичка, холм, темно, поле, гостить, темный, воды, гость, ковер, тянут, коврик, тянуть.

Холм – холмы

Тяжёлый – тяжесть

Поля – поле

Водичка – воды

Темно – темный

Гостить – гость

Ковер – коврик

Тянуть – тянут

Карточка 2

Вставь пропущенную букву, запиши сначала проверочное, а потом проверяемое слово. Во всех словах поставь ударение, выдели корень.

Х…лмы, п…ля, т…жёлый, в…дичка, т…мно, г…стить, к…вер.

Холм – холмы

Поле – поля

Тяжесть – тяжелый

Воды – водичка

Темный – темно

Гость – гостить

Коврик – ковер.

Лес, перелесок. Потому – что только в этих словах гласная в корне под ударением, то есть в сильно позиции.

6.Итоги урока

Чему научились на уроке? Как проверить безударную гласную в корне слова ?

 Всем понравилось на уроке?

Испытание прошли

Все осталось позади

Вот и солнце засияло

Всем вокруг теплее стало.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.

Нахождение "опасных" мест,их классификация (проверяемые, непроверяемые безударные гласные), нахождение орфограмм в корне слова- путем подбора однокоренных слов, привитие умения пользоваться словарем....

Открытый урок по русскому языку "Способы проверки безударной гласной в корне слова"

№п/пЭтапы работыСодержание этапаЦели , задачи , результативностьУУД IСамоопределение к деятельностиОпределение своего настроения на начальном этапе урока- Вот и прозвенел звонок.Начинаем наш урок...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов"

Цели урока: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные проверочные слова; учить обозначать орфограмму графическиПланируемые результат...

Открытый урок по русскому языку во 2 «В» классе. Тема: Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов.

Цель: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные прилагательные; пользоваться толковым и этимологическим словарями.Планируемые резуль...

Урок русского языка во 2 классе УМК "Планета знаний" Тема урока: Ознакомление со способом проверки безударной гласной подбором однокоренного слова.

Цели деятельности учителя: учить записывать слова парами, доказывая графически свой выбор;Планируемые результаты: личностные: владеют элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деяте...

Конспект урока русского языка во втором классе по теме: "Ознакомление со способами проверки безударных гласных в корне слова"

Данная тема является одной из "сквозных" тем в русском языке начальной школы, поэтому ей уделяется особо пристальное внимание. Необходимо у учащихся расширить представления о способах подбор...