Конспект урока по русскому языку "Способы проверки безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Морковкина Любовь Геннадьевна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_proverki_bezudarnykh_glasnykh.rar54.67 КБ

Предварительный просмотр:

                          Ход урока:

    1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Учитель:      На нашем уроке  сегодня много гостей. Они впервые у нас в классе. Как гостеприимные хозяева  давайте поприветствуем наших гостей улыбкой, чтобы они чувствовали себя в гостях комфортно, и начнем работать.

 Как вы думаете, что нам с вами необходимо, для того, чтобы наш урок был успешным и полезным?

Дети: - быть внимательными, вспоминать то, что мы уже знаем, старательно писать и т.д.

Дежурный: Тетрадь правильно кладу , ручку правильно держу,

                      За посадкою слежу, аккуратно напишу:

Сегодня Двадцать восьмое  ноября , классная работа, в слове классная помним об удвоенной букве с  

2. Постановка темы и цели урока

Отгадайте загадку:

Чтобы осень не промокла, 
Не раскисла от воды, 
Превратил он лужи в стёкла, 
Сделал снежными сады.  (Зима)
     (Слайд 2)        

       Я предлагаю вам провести исследование данного слова, чтобы вы смогли о нем рассказать?  

1) Ольга определяет, какая это часть речи  и из каких частей состоит слово (назвать морфемы)?

2) Алина с целью определения его лексического значения (что ей понадобится для этого? - толковый словарик)

3) Алена рассматривает с точки зрения звуко-буквенного состава

( это слово состоит из 4 букв, две согласные и 2 гласные, в нем 2 слога)

Звук и - безударный. т. е находится в слабой позиции и требует проверки, звук а –ударный

Итак, давайте еще раз уточним, какая орфограмма встретилась нам в слове зима?

(Безударная гласная) Где она находится? В корне слова.

(Слайд 3)        Кто догадался , как мы назовем тему нашего урока?

- Чтобы не сомневаться в написании, что нужно сделать? (подобрать проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной)

Какую цель мы можем поставить для себя сегодня?  

(научиться правильно писать слова с безударной гласной)

(Слайд 4)– В течение урока будем отвечать на вопросы:

Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

3. Изучение нового материала

Попробуйте подобрать  проверочное слово

(Слайд 5)   Зима и зимы - это однокоренные слова или форма одного и того же слова? Докажите.

(поменялось только окончание , значит –это форма одного и того же слова)

ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ПОДБИРАЛИ Проверочное слово?  (ОДНО-МНОГО)

(Слайд 6)  Если гласный без ударения:

  1. изменяю форму слова так, чтобы гласная стояла под ударением.

Давайте убедимся единственный ли этот способ проверки безударных гласных

       К слову зима подберите однокоренные  слова, используя  суффиксы: - н -,  ушк, -ова-, - ов-, -и к-   

(Слайд  7)Что означает это слово зимовка? (предположения детей) +  иллюстрация зимовки

- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова: зимовка - (ребенок читает из толкового словаря)

Можно ли по принципу один  – много проверить безударную гласную в слове зимовка?

(нет)       Давайте  подумаем, как по другому можно проверить безударную гласню?

Главное условие, чтобы на безударную гласную падало ударение, поставьте в однокоренных словах ударение и проверьте, есть ли среди них проверочное

Подчеркните проверочные слова к слову зимовка     (зимний, зимушка, ЗИМОВАТЬ,)

Значит, как еще мы проверяем безударный гласный?

  1. (Слайд  8) подбираю однокоренные слова так, чтобы на гласную падало ударение

Задание Буквоглота, который проглотил некоторые слова из правила

(Единая коллекция образовательных ресурсов)

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление изученного материала

(Слайд  9)  ПЕРЕД ЗИМОВКОЙ НАДО ПОДГОТОВИТЬ САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ, ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ:  

                           З…РНО-

                           М…ДОК-

                            ГР…БОЧКИ-

                            В..ДА-

                            М….РКОВЬ-

                            К….ПУСТА-

К КАКИМ  СЛОВАМ МЫ НЕ СМОГЛИ  ПОДОБРАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА? КАК ОНИ НАЗЫВАЮТСЯ ? Где мы можем проверить их правописание?  В словаре (проверяем)         (Слайд  10) 

     Вывод: Если безударную гласную в корне слова нельзя проверить ударением,  то смотрю в словарь и запоминаю,  как пишется слово.  

Работа с алгоритмом «Безударные гласные в корне слова»

(Единая коллекция образовательных ресурсов)

 6. Самостоятельная работа

                             

Какие птицы остаются у нас зимовать?

Птицы, которые остаются в наших краях на зиму, называются как? ….зимующие

(Слайд 11-16) Дети записывают слова и подбирают к ним проверочные

Беседа о птицах.

- Ребята, а вы знаете, почему с наступление зимы птицы часто прилетают к жилью человека?

- Как вы думаете, что страшнее птицам: голод или холод? Почему?

- Чем мы с вами можем помочь птицам?

         Проверьте себя и поставьте сами себе оценку в тетрадь. (Слайд 17)

Детям даётся время на проверку.  За каждое правильно написанное слово дети на полях тетради ставят плюсик. На доске появляется таблица оценивания:

     6 «+»  - 5 баллов

     5 или 4 «+»  - 4 балла

     3«+» - 3 балла

     2 «+» - 2 балла.

Дети сами оценивают свою работу по данной таблице.      

                                       

7. Итог урока.

- С какой орфограммой мы сегодня работали?

- Что делать, если безударная гласная не проверяется ударением?

- А как работать с безударными проверяемыми?

- А для чего нам нужно всё это?  

(Слайд 17)

- Я узнал…

 - Я повторил…

 - Я запомнил…

Рефлексия.    Цель: выяснить впечатления обучающихся от урока, подведение итогов. Метод «Солнце и туча»  (2 мин) Подумайте, что нового вы узнали?   Дайте оценку своей работы на уроке.

Интересно

Весело

Узнал много нового

Устал

Слишком много информации

Было душно

Проведение: на стенде прикреплен большой лист, на котором нарисованы солнце и туча.

Также подписаны вопросы для оценки результатов работы. Каждому ребенку раздается по 2 самоклеющихся листочка, которыми нужно обозначить свою оценку по данным вопросам. ( Дети обозначают оценку своей работы на уроке). (Регулятивные УУД:   анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на                                            настроение человека).