Главные вкладки

    Творческая работа со словом (факультатив)
    календарно-тематическое планирование по русскому языку (3,4 класс) на тему

    Крывуша Галина Самигуловна

    В представленом материале содержится рабочая программа по факультативному курсу "Творческая работа со словом"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_so_slovom_3_kl.doc248 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»

    Руководитель МО

    ____________      /Кучина Л.С./

      Протокол № _______

    от «_______»   _______2012г.

    «Согласовано»

    Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 6»      _____________ /Колпащикова Л.М./

    «_________»____________2012г.

    «Утверждено»

    Директор МОУ СОШ №6

    _______Вохменцева Т.И.

    «____»_______2012г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ

    «ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СО СЛОВОМ»

    ДЛЯ 3  КЛАССА

    НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Разработчик программы

    учитель начальных классов

    Крывуша Галина Сергеевна

                     

    г. Комсомольск –на – Амуре

    2012 -2013 учебный год

    Пояснительная записка

               Основной задачей модернизации российского обраэования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей. Факультативный курс « Творческая работа со словом » предназначен для учащихся начальной школы на 3 года изучения (105 часов) со 2 по 4 классы. Объем знаний умений и навыков, запланированный данной программой для усвоения учащимися, необходим для ознакомления и овладения ими некоторых приемов решения творческих задач русского языка, воспитания и развития личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову, к книге ц в целом к знаниям. Факультатив направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных и познавательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в русском языке.

               Целесообразность введения данного факультатива состоит в том, что его содержание, формы его организации помогут младшему школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных возможностей. Факультатив позитивно влияет на интерес учащегося к учению, развивает его учебную мотивацию по предметам лингвистического цикла.

    Целью данного факультативного курса является углубление и развитие знаний о русском языке и выход учащихся на творческие приложения изученного теоретического материала.

    Задачи курса:

    1. систематизировать, углублять и расширять знания, формируемые в основных курсах    русского языка и литературного чтения;
    2. знакомить детей с некоторыми загадками, тайнами, возможностями родного языка;
    3. учить  понимать  и  чувствовать  нравственно-эстетическую  ценность русского слова, звучащего и письменного;
    4. развивать    интерес    и    желание    к    свободному    сочинительству, способствовать развитию воображения и творческой речевой мысли учащихся;
    5. обеспечить более широкую и разнообразную, чем это возможно в рамках основных курсов русского языка и литературного чтения, практическую деятельность детей.

    Факультатив «Творческая работа со словом» имеет общеобразовательное и прикладное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, их творческого потенциала, учебно-коммуникативных умений и навыков, являющихся важнейшим условием познавательной и социальной активности учащихся.

    Традиционные формы организации занятий, безусловно, будут применяться, но на первое  место  выйдут такие  инновационные формы, как диалог, театрализация, сочинительство, создание мультфильмов, выступление с мини-докладами по результатам « поисковой » работы на страницах книг и журналов, включая, по возможности, и сайты в Интернете. Целый рад разделов факультативного курса позволяет выделить темы для индивидуальной и коллективной исследовательской работы учащихся. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса. Успешность усвоения факультативного курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы учащихся.

    Программа предусматривает практические текущие и итоговые работы по результатам обучения

    Тематическое планирование

    Наименование раздела и тем

    Часы учебного времени

    Проведено фактически

    Примечание

    « Художественные  тексты»

    1

    Речь и средства выразительности

    2

    Текст и работа с текстом

    3

    Анализ художественных произведений

    10ч

    4

    Клуб сочинителей

    Итого

    35ч

    В результате изучения курса учащиеся приобретут:

    1. представления о роли языка в познании мира,  языковых методах исследования;
    2. знания о различных лингвистических методах и приемах творческой работы со словом;
    3. умения:
    1. работать с различными источниками информации;
    2. анализировать тексты, интерпретировать их, делать умозаключение;
    3. представлять    результат    своей     самостоятельной    творческой деятельности;
    4. участвовать в экспертизе работ своих одноклассников; решать типовые, а также занимательные и нестандартные задания по русскому языку и литературному чтению.

    Календарно- тематическое планирование 4 класс «школа 2100»

    № ур.

    Дата

    Тема раздела, тема урока

    Кол. час.

    Основные понятия

    Базовые знания

    Характеристика деятельности учащихся

    Форма и вид контроля

    1 четв

    1/1

    04.09

    Речь и средства выразительности

    Речь   и   средства   выразительности.      Главные   члены предложения

    2

    средства выразительности речи;

    вводные слова, обращения

    знаки препинания;

    риторика.

    знать способы выражения речи на письме;

    знать виды предложений и порядок слов в них;

    знать правила пунктуации при оформлении диалога письменно

    владеть способами передачи письменной речи;

    уметь применять правила пунктуации;

    владеть основными приёмами риторики.

    Практические и творческие работы

    1. Чтение произведений с использованием правил риторики.

    2. Игры.

     3. Ис следования возникновения знаков препинания

     4. Творческая работа «Рассказ с прямой речью».

    2/2

    07

    Виды     предложений     по     интонации: повествовательные,      вопросительные,       побудительные (эмоциональная окраска)

    3/3

    15

    Порядок слов     в     предложении.

    2

    4/4

    22

    Риторика. Логические ударения в предложении.

    5/5

    29

    Предложения с вводными словами, с обращением, словами- помощниками.

    2

    6/6

    06.10

    Предложения с вводными словами, с обращением, словами- помощниками.

    7/7

    13

    История знаков препинания.

    1

    8/8

    20

    Способы    передачи    прямой    речи.    Диалог.    

    2

    9/9

    27

    Правила пунктуации.

    2 четв

    10/1

    10.11

    Текст и работа с текстом

    Текст. Текст как синтаксическая единица. Стили речи.

    2

    стили речи;

    составные части текста

    выразительное чтение

    средства выразительного чтения

    знать стили речи;

    знать составные части текста;

    знать приёмы и способы работы выразительного чтения и письма

    владеть    способами    и    приёмами    выразительного        чтения
    художественных текстов;

    уметь подбирать эпиграфы к творческим работам;

    уметь различать стили текстов и смысловые типы текстов.

    Практические и творческие задания

    1. Изучение языка текста.

     2. Выразительное чтение художественных текстов.

    3. План составления собственного текста.

    4.  Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко

    11/2

    17

    Составные части художественного текста: эпиграф, заголовок, тема, идея. Язык текста. Способы выразительного чтения текста.

    12/3

    24

    Исследование изобразительных средств языка.

    1

    13/4

    01.12

    Использование риторики в работе с текстом.

    1

    14/5

    08

    Проба пера: « Учимся писать рассказ».

    2

    15/6

    15

    Проба пера: « Учимся писать рассказ».

    16/7

    18

    Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко,

    2

    17/8

    25

    Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко,

    3

    четв

    18/1

    15.01

    Анализ художественных произведений

    Комплексный     подход     к     анализу     художественного  произведения.

    10ч

    2

    комплексный       подход   к   анализу   произведений

    сочинительство

    смысловые типы речи

    спектакль

    художественная речь

    газета

    знать подходы к анализу произведений;

    звать стили речи, их отличия;

    знать смысловые типы речи, их отличия

    уметь анализировать тексты;

    уметь определять настроение текста;

    уметь слушать речь;

    уметь вести обсуждение просмотренного спектакля

    Практические и творческие задания

    1. Анализ произведений.

    2. Просмотр спектакля и его обсуждение.

    3. Твор ческая работа « Я редактор газеты» (рецензия, отзыв, аннотация).

    19/2

    19

    Определения темы, цели, языка. Настроение текста

    20/3

    26

    Стили     литературной    речи:    разговорный,     научный, официальный. Их особенности.

    2

    21/4

    02.02

    Стили     литературной    речи:    художественный,    публицистический.   Их особенности.

    22/5

    09

    Смысловые типы речи. Язык текста. Основные типы слов в русском  языке.  

    2

    23/6

    18

    Письменное слово и образ.

    24/7

    02.03

    Детская периодика. Работа в библиотеке. Анализ статей из  детских журналов: «Трамвай», «Ёж», «Мурзилка» и др.        

    1

    25/8

    09

    Просмотр спектакля в театре. Слушаем правильную речь.    

    1

    26/9

    16

    Анализ    просмотренного    спектакля.    Сценическая    и  

    художественная речь.

    1

    27/10

    19

    «Я редактор газеты» (написание рецензии на просмотренный спектакль).

    1

    28

    06.04

    Клуб сочинителей

    Сочинительство н мышление.

    1

    портфолио;

    презентация;

    сценарии.

    знать  приемы  составления  сценария  к  инсценировкам  сказок,
    рассказов, стихотворений.

    уметь показать свои результаты в творческой работе.

    Практические и творческие задания

    1 .Составление мультфильма по произведениям детских писателей.

    2. Презентация творческих работ детей.

    3. Праздник.

    29

    13

    Составление и оформление мультфильма по прочитанному  произведению.

    2

    30

    20

    Составление и оформление мультфильма по прочитанному  произведению.

    31

    27

    Портфолио   детских   сочинений.   Презентация   детских

    творческих работ: «Письмо в будущее»

    2

    32

    04.05

    Портфолио   детских   сочинений.   Презентация   детских

    творческих работ: «Письмо в будущее»

    33

    11

    Конкурс инсценировок: сказок, рассказов, стихотворений

    2

    34

    18

    Конкурс инсценировок: сказок, рассказов, стихотворений

    35

    25

    Праздник для родителей.        

    1

    Календарно- тематическое планирование   3 класс  «Школа 2100»

    № ур.

    Дата

    Тема раздела, тема урока

    Кол. час.

    Основные понятия

    Базовые знания

    Характеристика деятельности учащихся

    Форма и вид контроля

    1

    05.09

    Раздел1ю Звуки и буквы  (7 часов)

    Возникновение пмсьменности. История «изображения букв»

    1

    средства выразительности речи;

    вводные слова, обращения

    знаки препинания;

    риторика.

    знать способы выражения речи на письме;

    знать виды предложений и порядок слов в них;

    знать правила пунктуации при оформлении диалога письменно

    владеть способами передачи письменной речи;

    уметь применять правила пунктуации;

    владеть основными приёмами риторики.

    Практические и творческие работы

    1. Чтение произведений с использованием правил риторики.

    2. Игры.

     3. Ис следования возникновения знаков препинания

     4. Творческая работа «Рассказ с прямой речью».

    2

    12.09

    Старославянская азбука и её создатели.

    1

    3

    19.09

    Русский алфавит, его роль и значение в жизни. Игры с перестановкой букв. Ааграммы.

    1

    4

    26.09

    Мир фонетики и графики.

    1

    5

    03.10

    Исследование значений некоторых старейших и иностранных слов в нашей речи.

    1

    6

    10.10

    Переводы зарубежной литературы. Чтение и обсуждение книги Генри Лонгфелло «Повесть о Гайавате»

    1

    7

    17.10

    Обсуждение перевод в стихотворном виде И.А. Бунина книги  Генри Лонгфелло «Повесть о Гайавате»

    1

    8

    24.10

    Раздел 2. Разделы русского языка  (10 часов)

    Разделы русского языка.

      1

    9

    Забавные приключения в стране Морфологии.

    1

    10

    Морфология в занимательных играх.

    1

    Стили речи; составные части текста  выразительное чтение средства выразительного чтения

    знать стили речи;

    знать составные части текста;

    знать приёмы и способы работы выразительного чтения и письма

    владеть    способами    и    приёмами    выразительного        чтения
    художественных текстов;

    уметь подбирать эпиграфы к творческим работам;

    уметь различать стили текстов и смысловые типы текстов.

    Практические и творческие задания

    1. Изучение языка текста.

     2. Выразительное чтение художественных текстов.

    3. План составления собственного текста.

    4.  Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко

    11

    Части речи. Части речи и чувств.

    1

    12

    Грамматическое значение слов.

    1

    13

    Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение их.

    1

    14

    Правила русского языка в стихах. Игры: «Эстафета восторга», «Опиши предмет»

    1

    15

    Загадки синтаксиса и пунктуации. Синтаксические единицы: слово, словосочетание в предложении.

    1

    16

    Лексика русского языка.

    1

    17

    Творческая работа: «Мои первые сказки»

    1

    18

    Раздел 3. Слово и язык (12 часов)

    Слово и язык. Словообразование.

    1

    комплексный       подход   к   анализу   произведений

    сочинительство

    смысловые типы речи

    спектакль

    художественная речь

    газета

    знать подходы к анализу произведений;

    звать стили речи, их отличия;

    знать смысловые типы речи, их отличия

    уметь анализировать тексты;

    уметь определять настроение текста;

    уметь слушать речь;

    уметь вести обсуждение просмотренного спектакля

    Практические и творческие задания

    1. Анализ произведений.

    2. Просмотр спектакля и его обсуждение.

    3. Твор ческая работа « Я редактор газеты» (рецензия, отзыв, аннотация).

    19

    Понятие о морфемах. Смысловая роль слова.

    1

    20

    Учимся строить высказывания. Игра: «Волшебное дерево слов»

    1

    21

    Эмоциональная окраска слова: эпитеты, метафоры.

    1

    22

    Поэтическое слово. Учимся писать стихи.

    1

    23

    Мои любимые стихи русских поэтов.

    1

    24

    Чтение стихов. Конкурс чтецов.

    1

    25

    Веселая рифма. Проба пера. «Учимся писать стихи»

    1

    26

    Проба пера. «Учимся писать стихи»

    1

    27

    Оформление деловых бумаг.: письма, заметки, отзывы.

    1

    28

    Творческая работа:  « Я пишу письмо».

    1

    портфолио;

    презентация;

    сценарии.

    знать  приемы  составления  сценария  к  инсценировкам  сказок,
    рассказов, стихотворений.

    уметь показать свои результаты в творческой работе.

    Практические и творческие задания

    1 .Составление мультфильма по произведениям детских писателей.

    2. Презентация творческих работ детей.

    3. Праздник.

    29

    Творческая работа:  «Я пишу отзыв»

    1

    30

    Раздел 4. О словарях (6 часов)

    Словари. Виды словарей: лингвистические, этимологические, энциклопедические и др.

    1

    31

    Знакомство и работа со словарями в школьной библиотеке..

    1

    32

    Словарные статьи, слово в них.

    1

    33

    Энциклопедии. Виды их. Работа с ними.

    1

    34

    Творческая работа : «Словарь настроения»

    1

    35

    Праздник для   родителей.

    1




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая работа Все буквы в слове УЧИТЕЛЬ-заглавные

    Эссе - размышление о профессии УЧИТЕЛЬ....

    Развитие творческого воображения учащихся при работе со словами с непроверяемым написанием

    Я представила виды работы по развитию творческого воображения детей....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативу «Творческая работа со словом» для 3 класса

    Главной целью факультатива «Творческая работа со словом» является расширить, углубить и зак­репить у младших школьников знания по русскому языку  на занимательном грамматическом материале, показа...

    Областногй конкурс творческих работ учащихся "Вечное слово"

    Творческие сочинения учащихся 4 класса...

    Творческая работа Зощенко "Золотые слова"

    Творческая работа для 3 класса...

    Творческая работа "Словарные слова"

    Творческая работа "Словарные слова"...