Творческая работа со словом (факультатив)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3,4 класс) на тему

Крывуша Галина Самигуловна

В представленом материале содержится рабочая программа по факультативному курсу "Творческая работа со словом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_so_slovom_3_kl.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________      /Кучина Л.С./

  Протокол № _______

от «_______»   _______2012г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 6»      _____________ /Колпащикова Л.М./

«_________»____________2012г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ №6

_______Вохменцева Т.И.

«____»_______2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ

«ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СО СЛОВОМ»

ДЛЯ 3  КЛАССА

НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы

учитель начальных классов

Крывуша Галина Сергеевна

                 

г. Комсомольск –на – Амуре

2012 -2013 учебный год

Пояснительная записка

           Основной задачей модернизации российского обраэования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей. Факультативный курс « Творческая работа со словом » предназначен для учащихся начальной школы на 3 года изучения (105 часов) со 2 по 4 классы. Объем знаний умений и навыков, запланированный данной программой для усвоения учащимися, необходим для ознакомления и овладения ими некоторых приемов решения творческих задач русского языка, воспитания и развития личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову, к книге ц в целом к знаниям. Факультатив направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных и познавательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в русском языке.

           Целесообразность введения данного факультатива состоит в том, что его содержание, формы его организации помогут младшему школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных возможностей. Факультатив позитивно влияет на интерес учащегося к учению, развивает его учебную мотивацию по предметам лингвистического цикла.

Целью данного факультативного курса является углубление и развитие знаний о русском языке и выход учащихся на творческие приложения изученного теоретического материала.

Задачи курса:

  1. систематизировать, углублять и расширять знания, формируемые в основных курсах    русского языка и литературного чтения;
  2. знакомить детей с некоторыми загадками, тайнами, возможностями родного языка;
  3. учить  понимать  и  чувствовать  нравственно-эстетическую  ценность русского слова, звучащего и письменного;
  4. развивать    интерес    и    желание    к    свободному    сочинительству, способствовать развитию воображения и творческой речевой мысли учащихся;
  5. обеспечить более широкую и разнообразную, чем это возможно в рамках основных курсов русского языка и литературного чтения, практическую деятельность детей.

Факультатив «Творческая работа со словом» имеет общеобразовательное и прикладное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, их творческого потенциала, учебно-коммуникативных умений и навыков, являющихся важнейшим условием познавательной и социальной активности учащихся.

Традиционные формы организации занятий, безусловно, будут применяться, но на первое  место  выйдут такие  инновационные формы, как диалог, театрализация, сочинительство, создание мультфильмов, выступление с мини-докладами по результатам « поисковой » работы на страницах книг и журналов, включая, по возможности, и сайты в Интернете. Целый рад разделов факультативного курса позволяет выделить темы для индивидуальной и коллективной исследовательской работы учащихся. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса. Успешность усвоения факультативного курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы учащихся.

Программа предусматривает практические текущие и итоговые работы по результатам обучения

Тематическое планирование

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Проведено фактически

Примечание

« Художественные  тексты»

1

Речь и средства выразительности

2

Текст и работа с текстом

3

Анализ художественных произведений

10ч

4

Клуб сочинителей

Итого

35ч

В результате изучения курса учащиеся приобретут:

  1. представления о роли языка в познании мира,  языковых методах исследования;
  2. знания о различных лингвистических методах и приемах творческой работы со словом;
  3. умения:
  1. работать с различными источниками информации;
  2. анализировать тексты, интерпретировать их, делать умозаключение;
  3. представлять    результат    своей     самостоятельной    творческой деятельности;
  4. участвовать в экспертизе работ своих одноклассников; решать типовые, а также занимательные и нестандартные задания по русскому языку и литературному чтению.

Календарно- тематическое планирование 4 класс «школа 2100»

№ ур.

Дата

Тема раздела, тема урока

Кол. час.

Основные понятия

Базовые знания

Характеристика деятельности учащихся

Форма и вид контроля

1 четв

1/1

04.09

Речь и средства выразительности

Речь   и   средства   выразительности.      Главные   члены предложения

2

средства выразительности речи;

вводные слова, обращения

знаки препинания;

риторика.

знать способы выражения речи на письме;

знать виды предложений и порядок слов в них;

знать правила пунктуации при оформлении диалога письменно

владеть способами передачи письменной речи;

уметь применять правила пунктуации;

владеть основными приёмами риторики.

Практические и творческие работы

1. Чтение произведений с использованием правил риторики.

2. Игры.

 3. Ис следования возникновения знаков препинания

 4. Творческая работа «Рассказ с прямой речью».

2/2

07

Виды     предложений     по     интонации: повествовательные,      вопросительные,       побудительные (эмоциональная окраска)

3/3

15

Порядок слов     в     предложении.

2

4/4

22

Риторика. Логические ударения в предложении.

5/5

29

Предложения с вводными словами, с обращением, словами- помощниками.

2

6/6

06.10

Предложения с вводными словами, с обращением, словами- помощниками.

7/7

13

История знаков препинания.

1

8/8

20

Способы    передачи    прямой    речи.    Диалог.    

2

9/9

27

Правила пунктуации.

2 четв

10/1

10.11

Текст и работа с текстом

Текст. Текст как синтаксическая единица. Стили речи.

2

стили речи;

составные части текста

выразительное чтение

средства выразительного чтения

знать стили речи;

знать составные части текста;

знать приёмы и способы работы выразительного чтения и письма

владеть    способами    и    приёмами    выразительного        чтения
художественных текстов;

уметь подбирать эпиграфы к творческим работам;

уметь различать стили текстов и смысловые типы текстов.

Практические и творческие задания

1. Изучение языка текста.

 2. Выразительное чтение художественных текстов.

3. План составления собственного текста.

4.  Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко

11/2

17

Составные части художественного текста: эпиграф, заголовок, тема, идея. Язык текста. Способы выразительного чтения текста.

12/3

24

Исследование изобразительных средств языка.

1

13/4

01.12

Использование риторики в работе с текстом.

1

14/5

08

Проба пера: « Учимся писать рассказ».

2

15/6

15

Проба пера: « Учимся писать рассказ».

16/7

18

Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко,

2

17/8

25

Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко,

3

четв

18/1

15.01

Анализ художественных произведений

Комплексный     подход     к     анализу     художественного  произведения.

10ч

2

комплексный       подход   к   анализу   произведений

сочинительство

смысловые типы речи

спектакль

художественная речь

газета

знать подходы к анализу произведений;

звать стили речи, их отличия;

знать смысловые типы речи, их отличия

уметь анализировать тексты;

уметь определять настроение текста;

уметь слушать речь;

уметь вести обсуждение просмотренного спектакля

Практические и творческие задания

1. Анализ произведений.

2. Просмотр спектакля и его обсуждение.

3. Твор ческая работа « Я редактор газеты» (рецензия, отзыв, аннотация).

19/2

19

Определения темы, цели, языка. Настроение текста

20/3

26

Стили     литературной    речи:    разговорный,     научный, официальный. Их особенности.

2

21/4

02.02

Стили     литературной    речи:    художественный,    публицистический.   Их особенности.

22/5

09

Смысловые типы речи. Язык текста. Основные типы слов в русском  языке.  

2

23/6

18

Письменное слово и образ.

24/7

02.03

Детская периодика. Работа в библиотеке. Анализ статей из  детских журналов: «Трамвай», «Ёж», «Мурзилка» и др.        

1

25/8

09

Просмотр спектакля в театре. Слушаем правильную речь.    

1

26/9

16

Анализ    просмотренного    спектакля.    Сценическая    и  

художественная речь.

1

27/10

19

«Я редактор газеты» (написание рецензии на просмотренный спектакль).

1

28

06.04

Клуб сочинителей

Сочинительство н мышление.

1

портфолио;

презентация;

сценарии.

знать  приемы  составления  сценария  к  инсценировкам  сказок,
рассказов, стихотворений.

уметь показать свои результаты в творческой работе.

Практические и творческие задания

1 .Составление мультфильма по произведениям детских писателей.

2. Презентация творческих работ детей.

3. Праздник.

29

13

Составление и оформление мультфильма по прочитанному  произведению.

2

30

20

Составление и оформление мультфильма по прочитанному  произведению.

31

27

Портфолио   детских   сочинений.   Презентация   детских

творческих работ: «Письмо в будущее»

2

32

04.05

Портфолио   детских   сочинений.   Презентация   детских

творческих работ: «Письмо в будущее»

33

11

Конкурс инсценировок: сказок, рассказов, стихотворений

2

34

18

Конкурс инсценировок: сказок, рассказов, стихотворений

35

25

Праздник для родителей.        

1

Календарно- тематическое планирование   3 класс  «Школа 2100»

№ ур.

Дата

Тема раздела, тема урока

Кол. час.

Основные понятия

Базовые знания

Характеристика деятельности учащихся

Форма и вид контроля

1

05.09

Раздел1ю Звуки и буквы  (7 часов)

Возникновение пмсьменности. История «изображения букв»

1

средства выразительности речи;

вводные слова, обращения

знаки препинания;

риторика.

знать способы выражения речи на письме;

знать виды предложений и порядок слов в них;

знать правила пунктуации при оформлении диалога письменно

владеть способами передачи письменной речи;

уметь применять правила пунктуации;

владеть основными приёмами риторики.

Практические и творческие работы

1. Чтение произведений с использованием правил риторики.

2. Игры.

 3. Ис следования возникновения знаков препинания

 4. Творческая работа «Рассказ с прямой речью».

2

12.09

Старославянская азбука и её создатели.

1

3

19.09

Русский алфавит, его роль и значение в жизни. Игры с перестановкой букв. Ааграммы.

1

4

26.09

Мир фонетики и графики.

1

5

03.10

Исследование значений некоторых старейших и иностранных слов в нашей речи.

1

6

10.10

Переводы зарубежной литературы. Чтение и обсуждение книги Генри Лонгфелло «Повесть о Гайавате»

1

7

17.10

Обсуждение перевод в стихотворном виде И.А. Бунина книги  Генри Лонгфелло «Повесть о Гайавате»

1

8

24.10

Раздел 2. Разделы русского языка  (10 часов)

Разделы русского языка.

  1

9

Забавные приключения в стране Морфологии.

1

10

Морфология в занимательных играх.

1

Стили речи; составные части текста  выразительное чтение средства выразительного чтения

знать стили речи;

знать составные части текста;

знать приёмы и способы работы выразительного чтения и письма

владеть    способами    и    приёмами    выразительного        чтения
художественных текстов;

уметь подбирать эпиграфы к творческим работам;

уметь различать стили текстов и смысловые типы текстов.

Практические и творческие задания

1. Изучение языка текста.

 2. Выразительное чтение художественных текстов.

3. План составления собственного текста.

4.  Эпиграфы к тематическим текстам на основе стихотворений Е.Евтушенко

11

Части речи. Части речи и чувств.

1

12

Грамматическое значение слов.

1

13

Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение их.

1

14

Правила русского языка в стихах. Игры: «Эстафета восторга», «Опиши предмет»

1

15

Загадки синтаксиса и пунктуации. Синтаксические единицы: слово, словосочетание в предложении.

1

16

Лексика русского языка.

1

17

Творческая работа: «Мои первые сказки»

1

18

Раздел 3. Слово и язык (12 часов)

Слово и язык. Словообразование.

1

комплексный       подход   к   анализу   произведений

сочинительство

смысловые типы речи

спектакль

художественная речь

газета

знать подходы к анализу произведений;

звать стили речи, их отличия;

знать смысловые типы речи, их отличия

уметь анализировать тексты;

уметь определять настроение текста;

уметь слушать речь;

уметь вести обсуждение просмотренного спектакля

Практические и творческие задания

1. Анализ произведений.

2. Просмотр спектакля и его обсуждение.

3. Твор ческая работа « Я редактор газеты» (рецензия, отзыв, аннотация).

19

Понятие о морфемах. Смысловая роль слова.

1

20

Учимся строить высказывания. Игра: «Волшебное дерево слов»

1

21

Эмоциональная окраска слова: эпитеты, метафоры.

1

22

Поэтическое слово. Учимся писать стихи.

1

23

Мои любимые стихи русских поэтов.

1

24

Чтение стихов. Конкурс чтецов.

1

25

Веселая рифма. Проба пера. «Учимся писать стихи»

1

26

Проба пера. «Учимся писать стихи»

1

27

Оформление деловых бумаг.: письма, заметки, отзывы.

1

28

Творческая работа:  « Я пишу письмо».

1

портфолио;

презентация;

сценарии.

знать  приемы  составления  сценария  к  инсценировкам  сказок,
рассказов, стихотворений.

уметь показать свои результаты в творческой работе.

Практические и творческие задания

1 .Составление мультфильма по произведениям детских писателей.

2. Презентация творческих работ детей.

3. Праздник.

29

Творческая работа:  «Я пишу отзыв»

1

30

Раздел 4. О словарях (6 часов)

Словари. Виды словарей: лингвистические, этимологические, энциклопедические и др.

1

31

Знакомство и работа со словарями в школьной библиотеке..

1

32

Словарные статьи, слово в них.

1

33

Энциклопедии. Виды их. Работа с ними.

1

34

Творческая работа : «Словарь настроения»

1

35

Праздник для   родителей.

1




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа Все буквы в слове УЧИТЕЛЬ-заглавные

Эссе - размышление о профессии УЧИТЕЛЬ....

Развитие творческого воображения учащихся при работе со словами с непроверяемым написанием

Я представила виды работы по развитию творческого воображения детей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативу «Творческая работа со словом» для 3 класса

Главной целью факультатива «Творческая работа со словом» является расширить, углубить и зак­репить у младших школьников знания по русскому языку  на занимательном грамматическом материале, показа...

Областногй конкурс творческих работ учащихся "Вечное слово"

Творческие сочинения учащихся 4 класса...

Творческая работа Зощенко "Золотые слова"

Творческая работа для 3 класса...

Творческая работа "Словарные слова"

Творческая работа "Словарные слова"...