Имя прилагательное. Обобщение.
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Летягина Людмила Васильевна

Урок позволяет обобщить знания о правописании имён прилагательных в 4 классе. На уроке используются различные виды деятельности и ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus._yazyka_4.doc96.5 КБ
Office presentation icon urok-pril..ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Летягина Л.В.

     

   Тема урока: «Имена прилагательные. Обобщение по теме».

 

Цели урока:

  1. обобщить знания о правописании имён прилагательных;
  2. повторить значение, грамматические признаки и роль в предложении имён прилагательных
  3. развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность;
  4. воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку;
  5. обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: оформление доски, мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки.

                                Ход урока:

1. Организационный момент

- Определите, о какой части речи мы поведем сегодня разговор:

Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам нужно знать, беречь. (Имя прилагательное)

 Объявление темы и целей урока. (И. Д. слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

 -Урок начнем с проверки домашнего задания.

Прочитайте предложения, которые вы составили по схемам (СЛАЙД)

Упр. 36

3. Актуализация знаний об имени прилагательном. Фронтальный опрос.

- Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном.

  1. Что  называется именем прилагательным?
  2. Как изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам)
  3. Когда имена  прилагательные по родам не изменяются?
  4. Как проверить безударные окончания имён прилагательных?

4. Словарная работа.

- Проверим свои знания на практике в ходе словарной работы.  Слайд № 4-16.

Вставьте пропущенную букву, образуйте от словарных слов  имена прилагательные, запишите их и разберите по составу.  

5.Работа по теме урока.

1.Поставьте данные словосочетания в указанные падежи:  

зимний день (Т.п.) –

морозная погода (П.п.) –

сильная метель (Д.п.) –

снежная буря (В.п.) –

серебристый иней (Р.п.) –

сильные морозы (Т.п.) -

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имен прилагательных? 

6. Физминутка    (песня «Зима»)

-Вспомните стихотворение    С.Есенина «Берёза».

 (читает наизусть ученица)

- Сколько в этом стихотворении прилагательных? (7)

7. Работа по группам.

 1 группа:

Выпиши из текста  5 словосочетаний сущ. + прил., укажи род, число, падеж.

 2 группа

Спиши предложения, вставь окончания имен прилагательных, определи род, число падеж имен прилагательных.

Вся земля покрыта мягк_____ снегом.

Зимн___ небо покрыто облаками.

Только проглядывает полоска голуб____ неба.

Деревья украшены прихотлив______ узорами.

Ели и сосны в зелён____ убранстве.

Ранн_____ утром друзья отправились в лес.

 Проверка: Самопроверка по образцу на карточке.

Поставь себе оценку:

Нет ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки - 3

3 группа

 Вставь окончания имен прилагательных, пользуясь алгоритмом. Определи падеж.

 О холодн___ погоде ( погоде как ой? холодной) П.п.

 К бел____ полю

О трескуч____  морозе

Сильн___ метель

Ранн_____ зимой

Про холодн_____ зиму

За снежн____ пухом

 Самопроверка по образцу:   (слайд)

К белому полю (Д.п.)

О трескучем морозе (П.п.)

Сильная метель (И.п.)

Ранней зимой (Т.п.)

Про холодную зиму (В.п.)

За снежным пухом (Т.п.)

6. Физминутка.

-Давайте отдохнем. Встаньте.

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского, женского и среднего рода. Если словосочетания среднего рода – хлопаете, женского рода – топаете, среднего рода - поднимаете руки вверх.

Белое поле, новогодний праздник, прозрачная льдинка , большой сугроб, зимнее утро, морозный воздух , ледяная горка, снежный барс .

8. Творческая работа.

Пейзажная зарисовка по теме “Зимнее дерево”.

Зачитываем два – три сочинения детей.

- Какую роль в речи выполняют прилагательные?

(делают речь богаче, красивее, точнее)

  10. Итог урока:

- Чему учились на уроке?

- Как изменяются имена прилагательные? ( По родам, числам, падежам)

- Как определить падеж имени прилагательного?

Рефлексия: (И. Д. слайд8)

 

Каждый по- своему воспринял сегодняшний урок: кого-то он порадовал, кто-то остался им недоволен, кому-то надо поработать над собой.

 

Оцените свою работу цветом.

Выбери свой цвет: Красный – отлично

                                    Синий – хорошо

                                Желтый - удовлетворительно

 -

Безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже


Цели урока:

  1. познакомить учащихся с безударными окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже, отрабатывать умение обосновывать написание окончаний имен прилагательных;
  2. развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность;
  3. воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.

Задачи:

  1. Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по данной теме.
  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы через элементы исследовательской работы.
  3. Способствовать созданию положительного настроя на уроке, работать над формированием коммуникативной компетентности через групповую работу.

Оборудование: оформление доски, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Тип урока - обобщение  материала.

На уроке используются словесный, игровой, проблемно-поисковый и практические методы обучения.

Урок построен с использованием информационно – компьютерной технологии.

Здесь иллюстративный (традиционный) вид. Подобранные картинки иллюстрируют рассказ учителя.

Схематичный вид. Так при закреплении изученного материала и при открытии детьми новых знаний в ходе их исследовательской деятельности идет показ слайдов с основными выводами. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами.

Через соотношение известной и неизвестной информации вызывается интерес учащихся к теме, способствует развитию творческих способностей учащихся, активизации их мыслительной деятельности. Усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, делают их знания и умения более прочными.

Словарная работа проходит с использованием форм организации познавательной деятельности как общеклассной, так и индивидуальной.

В то время, когда все ученики работают по повторению изученных словарных слов, некоторые из них отрабатывают по компьютеру написание словарных слов.

Здесь следует отметить эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (индивидуальная траектория проверки материала, индивидуальное время работы). Замечено, что ошибки, которые ребенок допускает при работе на тренажере, запоминаются лучше, чем ошибки в письменной работе. Чаще всего ученик в письменной работе даже не обращает внимания на них. Зато после работы с компьютером, он спрашивает у ребят о том, как пишется то или иное слово. При повторном контроле этих ошибок не допускает.

С использованием компьютера проходит зарядка для глаз.

Со второго полугодия большое внимание уделяется развитию умения у детей писать сочинения. Некоторые результаты этой работы ребята показывают на уроке в творческой мастерской, когда будут делать пейзажную зарисовку на тему “Зимнее дерево”.

На уроке рефлексия работает на всех стадиях урока. Со второго класса ввожу самооценочную шкалу на полях тетрадях, доске. Сегодня, определив тему урока, дети оценивают уровень своих знаний по теме “Безударные окончания имен прилагательных в предложном падеже”. Для этого они чертят шкалу самооценки и на ней отмечают уровень своего умения грамотно писать безударные окончания имен прилагательных в предложном падеже. После изучения темы, в конце урока, они сравнивают уровень своих знаний до и после.

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд № 3

- Определите, о какой части речи мы поведем сегодня разговор:

Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам нужно знать, беречь. (Имя прилагательное)

2. Актуализация знаний об имени прилагательном. Фронтальный опрос.

- Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном.

3. Словарная работа.

- Проверим свои знания на практике в ходе словарной работы. (Один ребенок работает на тренажере). Слайд № 4-16.

Я задаю вопрос, а вы отвечаете одним словом.

- Как называется работа, которую выполняют несколько человек (коллективная).

Поставь это имя прилагательное в форме Р.п. (коллективного)

- Поезд, который перевозит людей (пассажирский).

Поставь это имя прилагательное в форме Д.п. (пассажирскому)

- Люди, живущие в городе (городские).

Поставь это имя прилагательное в форме Т.п. (городскому)

- Человек, который родился и живет в России (русский).

Поставь это имя прилагательное в форме Р.п. (русского) 

  1. Какое слово лишнее? Почему?
  2. Какой вывод сделаем по этой работе? (Показ на слайде № 17)

4. Исследовательская работа при открытии новых знаний.

Слайд № 18.

Умная сова задумалась. Какая проблема встала перед ней? Почему она этого сделать не может?

Какова тема нашего урока?

Начертите шкалу и определите на ней уровень своих знаний по этой теме.

Групповая работа:

Определите окончания имен прилагательных в предложном падеже.

Работа групп. Отчеты групп.

Какой же вывод мы сделаем по этой теме? Слайд № 5.

5. Закрепление нового материала.

Слайд № 19

О ранн… утре, поздн… вечером, с храбр… зайцем, в соседн… доме.

Какой вывод сделаем?

Почему компьютер сравнивает творительный падеж с предложным?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имен прилагательных?

6. Физминутка.

Давайте отдохнем. Встаньте.

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и среднего рода. Если словосочетания среднего рода – хлопаете, мужского рода – топаете.

Морское дно, веселый праздник, старый дом, зимнее утро, чистый воздух, далекое утро, большой город.

А сейчас выполним зарядку для глаз.

7. Упражнения по определению безударных окончаний имен прилагательных в творительном и предложном падежах.

А). На доске: БОЛЬШОЙ – подбери к слову синонимы (слова близкие по смыслу огромный, громадный). Подбери к слову антоним (МАЛЕНЬКИЙ).

Возьмите карточку. Прочитаем задание.

Зачитайте имена прилагательные, требующие проверки. Почему написание не всех окончаний имен прилагательных мы объяснили?

Какой вывод сделаем по нашему уроку?

8. Творческая работа.

Пейзажная зарисовка по теме “Зимнее дерево”.

Зачитываем два – три сочинения детей.

- Какую роль в речи выполняют прилагательные?

9. Рефлексия и подведение итогов.

Вернемся к шкале оценок, которую мы составили в начале урока.

- Какое умение мы оценивали в начале урока?

- Давайте оценим умение писать безударные окончания имен прилагательных еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

- Кому стало легче определять безударные окончания имен прилагательных?

- Кто остался на том же уровне.

Давайте проверим на практике. Соответствует ли выбранный вами уровень знаний действительности. Работаем по карточке.

- Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке

  Я 

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Презентация

Урок в 4-м классе по теме "Множественное число имен существительных. Склонение имен существительных множественного числа"

Цель: познакомить учащихся со склонением имен существительных во множественном числе. Познакомить с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Задачи: 

  1. Обобщение знаний об изменении существительных по числам, об окончаниях существительных в именительном падеже множественного числа. Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных в именительном падеже.
  2. Развивать мышление, память.
  3. Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.

Ход урока

1. Орг. момент ( Активизация мыслительной деятельности ( гимнастика для ума)) и сообщение целей.

Учитель: сегодня мы познакомимся со склонением имен существительных во множественном числе и узнаем какие окончания бывают у имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Индивидуальная работа (у доски работают два ученика)

1-й ученик обозначает склонения сущ. ( друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, тетрадь, дружба )

2-й ученик разбирает предложения по членом и частям речи ( За окном лежит пушистый снег ).

Учитель: Откройте пожалуйста тетради, положите правильно, сядьте правильно, ноги вместе, локти на парте.

Массаж рук.

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.
( Хлопки в ладоши)
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть
.( массаж пальцев).

Учитель: А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.

2.Чистописание.

Учитель: Вывешиваю таблицу с именами существительными в единственном и во множественном числе. (Кроты, лиса, волк, лоси, мышь, белки )

- Как назвать одним словом? ( животные, сущ.)

- Какое слово лишнее? (мышь)

- Почему?( животное луга, а все остальные животные леса )

- Составьте цепочку из первых букв слов множественного числа.

( клб ) – до конца строчки.

На доске написаны слова ед. и мн. числа Тетради, ручки, пенал, книги, карандаш, линейка, красный.

- Назовите эти слова одним словом.

Ученик: Существительные 

Учитель:

  1. Что заметили? ( лишнее слово) 
  2. Почему оно лишнее? ( имя прилагательное) 
  3. На какой вопрос отвечает? ( какой) 
  4. Чем является в предложении? ( определением) 
  5. Как подчеркиваем? ( волнистой чертой) 

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ ( под музыку )

4. Словарная работа.

На доске кроссворд

( учитель записывает ответы на доске )

Учащиеся записывают ответы на месте.

( У каждого учащегося на столе кроссворд)

- Получается новое слово (вокзал)

( Записываем новое слово в словарик )

Учитель: - Послушайте как возникло это слово. ( рассказ учителя).

Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала “ ВОКСХОЛЛ”. А звали даму ДЖЕЙН ВОКС.

“ ВОКСХОЛЛ” - в переводе на русский язык “ Зал госпожи Во”. Потом это слово начало означать “ Концертный зал на железнодорожной станции ” . Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть все железнодорожные станции России.

 После рассказа, показываю слово ( о, об ) вокзале.

- Скажите пожалуйста какой предлог мы употребим со словом вокзал? Почему?

( предлог о , так - как слово вокзал начинается с согласной буквы )

- А в каких случаях пишется предлог ( об).

3. Работа над новым материалом.

- Учитель: Посмотрите на доску, прочитайте. Что заметили?

Карандаш  

зеркала

Лагерь  

карандаши

Зеркало  

тюльпаны

Тюльпан  

лагеря

- Что общего? ( Сущ. , все сущ. в Им падеже)

- В чем разница? ( Ед. число, Мн. число)

- Составьте пары слов.

( Один ученик работает у доски, соединяет стрелками пары)

Остальные дети работают в тетрадях (записывают слова парами)

- А теперь выделите окончания существительных второго столбика.

- Что изменяется при изменении по числам? (Окончания)

- Как отличить существительные ед. числа от сущ. множественного числа? ( По значению, по окончанию ).

- Итак, какой вывод мы можем сделать из этого?

(Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; в И.п. сущ множественного числа имеют окончания - а, - я, - и, - ы.

Учитель: Тема нашего урока: “ Множественное число имен существительных).

( открываю тему урока на доске)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ( под шум прибоя )

Учитель: А теперь давайте откроем учебники на стр. 107 и прочитаем вывод который дается в учебнике.

  1. Упр.№ 241 ( Устно)
  2. Упр № 242( письменно)

ФИЗ - МИНУТКА

Я называю имена сущ. в ед. и во множ. числе.

Если услышите сущ. в ед.числе стоим, если во множ. приседаем.

Страны, ручка, школы. огурцы, слон, стол, парты, метель, дожди, туча, дни.

- Упражнение “Просклоняйте”.

- К доске приглашаются два ученика. Им предлагаю просклонять на доске слова во множественном числе: березы, ели.

- Остальные работают в тетрадях ( склоняют слово: города)

- Можем ли мы определить склонения этих слов? (береза, ели, города)

Вывод: ( предлагаю сделать детям)

- При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.

Творческая работа.

( Даю сильным детям )

- Из слов (множ. и ед. числа) составить мини – сочинение.

( вокзал, люди, поезд, вагоны, перрон ) слова на карточках.

- Остальным детям даю работу по выбору ( в конвертиках)

(учащиеся подходят к доске и берут задания по выбору )

- Проверка (выслушиваю одно, два мини – сочинения )

Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

Домашнее задание.

( заранее записано на доске

Поощрение детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Имя прилагательное (обобщение) 4 класс, УМК "Школа России"

Это итоговый урок по теме "Имя прилагательное". На уроке закрепляются знания об имени прилагательном,отрабатывается навык умения определять грамматические признаки им. прилагательного, проверять безуд...

Имя прилагательное (обобщение)

Урок по русскому языку в 4 -м классе по теме "Имя прилагательное (обобщение)" с использованием интерактивной доски....

Презентация урока "Имя прилагательное. Обобщение"

Урок по русскому языку по теме "Имя прилагательное . Обобщение" 3 класс...

Презентация урока "Имя прилагательное. Обобщение"

Урок по русскому языку по теме "Имя прилагательное . Обобщение" 3 класс...

Имя прилагательное. Обобщение

3   классРусский языкС.В.Иванов. Русский язык. «Начальная  школа  21 века»( под ред. Н.Ф.Виноградовой) 3 класс...

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)...