Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме:
    Памятки по литературному чтению

    Кравцова Татьяна Ивановна

    В данном материале можно будет найти памятки для учащихся по следующим темам:

    - знакомство с новой книгой;

    - составление плана рассказа;

    - заучивание стихотворения наизусть;

    - работа над кратким пересказом по плану;

    -работа над сказкой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Знакомство с новой книгой

    1. Рассмотри обложку книги.

    2. Прочитай фамилию автора и название  

        произведения.

    З. Внимательно рассмотри иллюстрации,

        перелистывая книгу.

    4. Определи примерное содержание

        книги.

    5. Самостоятельно прочитай рассказ

     (стихотворение, сказку и т.д.)

    Составление плана рассказа

    1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

    О чем говорится в начале рассказа?

    Какие события описаны дальше?

    Чем заканчивается текст?

    2. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием).

    3. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

    4. Перечитай их, скажи своими словами, о чем говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.

    5. Запиши свой заголовок к каждой части.

    6. Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.

    Заучивание стихотворения наизусть

    1.Перечитай стихотворение и подумай, о чём в нем говорится.

    2.Перечитай каждое четверостишие и определи, о чем говорится в каждом из них.

    З. Перечитай первое четверостишие и пометь в нем для себя важные слова, которые несут

    основные мысли.

    4. Прочитай четверостишие, выделяя важные слова.

    5. Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).

    6.Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения).

     

    Работа над кратким пересказом по плану

    1. Раздели рассказ на смысловые части.

    2. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.

    3. В каждой части рассказа выдели важные мысли (2—З предложения).

    4. Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).

    Работа  над сказкой

    1. Как называется сказка, кто ее сочинил?

    2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?

    З. Кто в сказке действует? Какие это герои?

    4. Какие события описываются в сказке?

    5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

    6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить.

    7. Как относится автор к своим героям?

    8. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?



    Предварительный просмотр:

    Тема: Неопределенная форма глагола

    Класс: 3

    Цели урока:

    Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с неопределенной формой глагола, помочь осознать практическую значимость изучаемого материала.

    Создать условия для развития у учащихся умения формулировать проблему и предлагать пути ее решения, способствовать развитию мышления, умению осуществлять контроль и самоконтроль.

    Воспитывать культуру учебного труда, коммуникативные умения.

    Оборудование: Для учащихся: цветные карандаши, сигнальные карточки для, учебники,  тетради, карточки для работы в паре.

    Для учителя: презентация, ноутбук, мультимедийный проектор.

    Ход урока

    I Организационное начало урока.

    1) «Психологическая установка на работу». Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем, закрыв глаза и опустив голову на грудь:

    — Я в школе на уроке.

    — Я сейчас начну учиться.

    — Я радуюсь этому.

    — Внимание моё растёт.

    — Память моя крепка.

    — Голова моя мыслит ясно.

    — Я готов к работе.

    — Я работаю.

    2) Учитель называет слова: спинки, тетради и ручки, парты, улыбку.

    — Вы меня поняли? (Нет)

    Учитель продолжает: выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.

    -А теперь вы меня поняли? (Да)

    — Что объединяет слова второй группы? (Все слова являются глаголами)

    — Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)

    II Актуализация знаний.

    - Конечно. Алексей Толстой писал : «Движение и его выражение – глагол – является основой языка». (слайд 1)

    - Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

    - Почему я так сказала?  (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

    Игра «Вопрос-ответ» (задать вопрос одноклассникам о глаголе)

    - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

    - Что такое глагол?

    - Что обозначает глагол?

    - На какие вопросы отвечает глагол?

    - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

    - Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

    - Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

    - Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?

    -А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….

    III. Чистописание.

    - Начнём свою работу с минутки чистописания.

    Отгадайте загадку

    Она приходит с ласкою

    И со своею сказкою.

    Волшебной палочкой

    Взмахнёт,

    В лесу подснежник

    Расцветёт. (весна)

    - Какие сезонные изменения происходят весной? (слайд 2)

    - Какой звук находится в середине слова весна? (с)

    - Дайте ему характеристику (согласный, глухой, парный, твердый, обозначен буквой «эс»)

    - Эта буква и будет хозяйкой чистописания на сегодняшнем уроке. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Вспомним, как правильно писать эти буквы. Посмотрите на экран. Напишите букву эс заглавную и строчную.  (слайд 3, 4)

    - Подчеркните самую красивую букву в вашей тетради.

    IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

    - Вспомним времена глагола. Я буду называть глаголы, а вы поднимать красный карандаш, если глагол в будущем времени, синий, если в настоящем, зеленый если в будущем. В каждом слове будем находить орфограмму, и объяснять её. (тает, пришла, зацветут, зазеленеет, прилетели, бегут, светить, обрадоваться) (слайд 5)

    - Какая перед нами возникла проблема?

    - Почему этот  глагол  оказался лишними, не попал ни  в одну из трех групп. Ваши предположения……
    - Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

    (Глаголы, у которых нельзя определить время и число)

    - Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

    - Чему хотите научиться  на уроке?

    - А где мы можем узнать о новой форме глагола?

    -А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

    V. Изучение нового материала.

     - Скажите, что объединяет все эти слова? (тема весна)

    - Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
    - Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
    - А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

    - Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.

    - С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

    Тема: Неопределенная форма глагола.

    - Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

    _ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

    Такие глаголы имеют 3 названия

                           Начальная форма глагола                         

     Неопределённая форма глагола

                                            Инфинитив

    Какое из этих названий вам   незнакомо?  (слайд 6)

     Инфинитив – лат. слово "неопределённый".  Почему эта форма глагола называется неопределённой?

    - Для чего нам нужны эти знания?

    - Давайте проверим наши предположения по учебнику. с. 88, правило.

    VI. Закрепление.

    «Сон наоборот»

    Давайте положим голову на парту и закроем глаза. Послушайте сон одного мальчика. Постарайтесь запомнить глаголы в неопределенной форме.

    «Надо же было мне во сне на Северном полюсе очутиться! Как начал я там зябнуть, мерзнуть, дрожать, трястись и зубами стучать. Стал я на себя всякие кофты и шубы натягивать, голову заматывать, кутать, ноги обувать, на руки дышать. И еще прыгать и в ладоши хлопать, чтобы согреться. Принялся костер разжигать и от ветра прятаться. Ужасно я начал злиться и сердиться на свой сон! И тут как раз проснулся».

    Записать все глаголы, которые запомнили, в тетрадь. Кто больше запомнил. (самопроверка с образца, слайд 7,8,9)

    - Кто написал все?

          - Кто написал больше 10?

    2. Проснулись, а теперь проведем зарядку.

    Нужно назвать действие в неопределенной форме, которое показывается и повторить его. (плавать, прыгать, чистить, вязать, спать,  бежать, кружиться, улыбаться, хлопать) (слайды 10-19)

    3. А теперь поработаем в паре. Но сначала вспомним правила работы в паре.

    (вспоминают)

    - Задание: соединить линией имя существительное и образованный от

    любовь        нарисовать

    дружба        танцевать

    стрижка        восхищаться

    перевод        бегать

    удивление        веселиться

    восхищение        любить

    печка        переводить

    слух        отдыхает

    рисование        стричь

    бег        закружиться

    отдых        удивляться

    веселье        подружиться

    танец        слушать

    круг        печь

    него глагол неопределённой формы.

    4. Игра «Добавь словечко». Я читаю строки из стихотворения, вы правильно должны добавить слово. А какое оно должно быть? (глагол в неопределённой форме).

    В школу чтоб не опоздать

    Надо нам пораньше..............встать

     Чтобы чистыми нам быть

    Руки и лицо …...................помыть

     Чтобы на каток пойти

    Надо нам коньки................найти

     Посадила мама в печь

    Пироги с капустой …........пеЧЬ.

    5. А сейчас поработаем по учебнику. с. 88, упр. 565

    Выполним самостоятельно, потом проверим. (после выполнения взаимопроверка по образцу, слайды 20, 21)

    VII. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

    Закончите предложение глаголом неопределённой формы «Больше всего я люблю (что делать?)…» (по цепочке)

    - Что нового вы узнали на уроке?

    Рефлексия ( по цветам) (слайд 22)

    Д/з. Подобрать и написать 7 пословиц с глаголами неопределённой формы.

    - Спасибо за урок, мне приятно было с вами работать, мыслить, учиться.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    "Движение и его выражение - глагол- является основой языка" А. Толстой

    Слайд 5

    Прошедшее время Настоящее время Будущее время тает пришла зацветут зазеленеет прилетели бегут светить ? обрадоваться ?

    Слайд 6

    Начальная форма глагола Неопределенная форма глагола Инфинитив

    Слайд 7

    очутиться зябнуть мёрзнуть дрожать трястись стучать

    Слайд 8

    натягивать заматывать кутать обувать дышать прыгать

    Слайд 9

    хлопать согреться разжигать прятаться злиться сердиться

    Слайд 20

    что делать? шить прыгать кричать верить учить прилетать

    Слайд 21

    что сделать? прыгнуть сшить крикнуть поверить выучить прилететь

    Слайд 22

    Я ничего не понял Я всё понял Я понял, но у меня есть вопросы Я всё понял, могу объяснить другому


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятки по литературному чтению.

    памятки по различным видам работы с текстом...

    Памятка по литературному чтению.

    Данная памятка разработана в помощь ученикам при подготовке домашнего задания по литературному чтению....

    Памятки по литературному чтению

    Памятки для подготовки пересказа и выразительного чтения....

    Памятки по литературному чтению.

    Правило-совет для читателя1.       Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.2.       Обрати внимание на то, ка...

    Памятка по литературному чтению

    Данная памятка разработана по технологии критического мышления через чтение и письмо. Можно использовать в разных УМК....

    Памятки по литературному чтению для учащихся.

    Правила чтения для учащихся. Как готовить домашнее задание по чтению...

    Памятки по литературному чтению

    Памятки в помощь ученикам при подготовке домашнего задания по литературному чтению...