Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока русского языка "Состав слова. Приставка - значимая часть слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

     

Урок русского языка в 3 классе

на тему « Состав слова.

Приставка – значимая часть слова».

Выполнила :

учитель начальных классов

Митрохина Наталья Егоровна

микрорайон Сокольники, г. Новомосковск

2012-2013 учебный год

Тема урока.   «Состав слова. Приставка – значимая часть слова».

Цели урока: организовать повторение понятия об основных частях слова: корне,     приставке, суффиксе, окончании;

                      создать проблемную ситуацию, выводящую учащихся на изучение нового материала  о приставке , как о значимой части слова;  её слитном написании с корнем; и отличие приставки от части корня;

                       организовать учебный процесс для продуктивной коммуникативности.

                                 

       

Оборудование: «Фразеологический словарь», карточки со словами, карточка (индивидуальная), шарада, таблицы «Состав слова» и «Приставки», лица человечков (по 3 штуки на каждого ребенка), мультимедиа.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

Учитель. Доброе утро, ребята! Садитесь, пожалуйста. Пусть это утро действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас, а осеннее солнышко согреет своим уходящим теплом.

     - Вдохните глубоко, и когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами (посмотрели на гостей, улыбнулись) и давайте начнем урок.

II. Минутка чистописания.

На доске: Зз  Сс

-Что вы можете сказать  об этих буквах?  (Это буквы согласных звуков. Они парные по звонкости – глухости, [з] –звонкий, [с] – глухой согласный звук.

III. Актуализация знаний о корне – значимой части слова.

Слайд № 1.  Записаны слова,   но вместо корня в словах -  пропуски.

За___-ать,   ___-ун,  за____, за_____авший.

-Прочитайте слова. (Дети пробуют подобрать к некоторым схемам слова : прыгун, драчун ит.д. )

Учитель. Кто из вас прав?

Дети. Все правильно назвали слова, они подходят к схемам. Невозможно точно узнать , какое слово вы написали и придумали ,т.к. в словах нет корня.

Учитель. Добавьте в слова корень  бег. Что у вас получилось?

Слайд  № 2.

Забегать, бегун, забег, забежавший.

Учитель.   А теперь все понятно? Что вы можете сказать о корне?

Дети. Эти слова однокоренные.  Корень – значимая часть слова, выражает общее лексическое значение слова.  Корень стоит в начале слова, если нет приставки, или в середине слова после приставки.

Учитель. Какое задание вы можете предложить к  этим  слова.

Дети.  Разделить на слоги, поставить ударение, определить части речи, составить предложение  и т. д.

Выполняют задания.  

 IV.Сообщение темы урока через постановку вопроса, создание проблемной ситуации.

Учитель. Как вы думаете, почему вам   легко было  найти приставу  в этих словах?  

Дети. Они были однокоренные. Часть слова ,которая стояла перед корнем была приставкой за-.

Учитель. А как научиться различать приставку от части корня, научиться выделять приставку в слове? Вот эту проблему нам предстоит решить на уроке.

 А сейчас я  предлагаю  поиграть в игру «Приставка или нет?»

Работа над темой

На  доске:

Засмеялся, закон, заморский, зайчик, запрятал,  забава, замок, зарево, заработок, запах.

Учитель.  Что заметили? Как мы поступим?

Дети . Эти слова тоже начинаются  с за-  , но они не однокоренные , разбирать их сложнее .После коллективного обсуждения дети предлагают рассуждать по схеме.

Слайд № 4

1. Отделяем  ЗА-, получается …

2. Оставшаяся часть слова имеет смысл, может быть употреблена с другой приставкой.

2. Оставшаяся часть слова не имеет смысла, с другой приставкой употребляться не может.

3. ЗА- является приставкой.

3. ЗА- является частью корня.

После коллективного разбора и обсуждения дети записывают слова в два столбика:

За

За…

                  Засмеялся


                   Закон

                  Заморский


                   Замок

                  Запах


                   Зайчик

                  Запрятал


                   Забава

                  Заработок


                   Зарево

- Ребята, вы заметили, что одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет.

Учитель. Итак, что же такое приставка? (Приставка – это часть слова).

Где в слове стоит приставка? (Приставка стоит перед корнем).

Для чего она служит? (Приставки служат для образования новых слов).

Докажите это.

 V. Физкультминутка.

С  при- приставкою – присесть,

С  под- приставкою – подняться,

С  под –подпрыгнуть, подмигнуть,

С   по- приставкой – посмеяться,

С  вы – вытягиваем руки,

С  о –опустим их опять.

Вот  и все настало время

С  по- зарядку повторять.

С  за- зарядку завершать.

VI. Игра «Колесо приставок».

- За минуту вы должны придумать как можно больше слов с разными приставками, записать их в тетради (по вариантам) и выделить в них приставку:

I в. -      + лететь

II в. -     + нести                      СЛАЙД 5.

                                                                      про

                                                  по                                       до

                                    вы                     лететь                              от

                       при                                  нести                                       пере

                                    в                                                                         с

                                                 на                                       за

                                                                     у            

- Какой ВЫВОД мы можем сделать? (Меняется приставка, меняется и лексическое значение всего слова)

VII. Закрепление пройденного.

Самостоятельная работа по карточкам.

Из каждого столбика выпишите слово с приставкой

добежать

портфель

заячий

доброта

полёт

занятие

дорогой

помидор

закрытый

Допишите в словосочетания подходящие по смыслу  приставки.

_____плыть до берега

_____писать в тетрадь

_____шел из школы

_____резать хлеб

VIII.Сведения об языке.

    Учитель. Как образуются новые слова ?

Дети. С помощью приставок ,суффиксов.

А как вы думаете , есть ли общее название частей слова : приставка, суффикс, окончание, корень ? А кто  знает,  как  они называются  ?

В языке – слова строятся из определенных частей. В языкознании эти части слова называются  морфемами. Термин «морфема» придумал замечательный ученый И.А.Бодуэн дэ Куртенэ.

Всего в русском языке 4 типа морфем: корень, приставка, суффикс и окончание. Оказывается, в русском языке 4,5 тысячи корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, менее 100 приставок и около 100 окончаний. У каждой морфемы свое место в слове и свои «обязанности».

СЛАЙД 6.

Состав слова



приставка

корень

суффикс

окончание

основа слова

IX. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Приставка – часть слова. Приставки служат для образования новых слов)

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Научиться находить в слове приставку, отличать её от части корня)

- Что же мы запомнили о приставке? (ВЫВОД)

СЛАЙД 7.

                                                       стоит…

           ПРИСТАВКА                   служит … 

                                                       пишется со словом …

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работали. Я вами довольна. В качестве приза за хорошую работу на уроке – шарада.

               Корень мой находится в цене.

              В очерке найди приставку мне.

              Суффикс мой в тетрадке все встречали.

              Вся же – в дневнике я и в журнале.

СЛАЙД 8.

                   О + ЦЕН + К + А        ОЦЕНКА

Х. Самооценка. Рефлексия.

СЛАЙД 9.

- Оцените свою работу на уроке. Покажите человечка с соответствующим лицом:

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе

В работе  показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского  языка в начальной школе...

развивающие задания на уроках русского языка в начальной школе

система развивающих заданий на уроках русского языка как один из способов формирования метапредметных умений и навыков учебной деятельности...

Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.

Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...

Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»

Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...