Контрольные работы по русскому языку (тесты) для определения уровней развития мыслительной деятельности учащихся.
тест по русскому языку (4 класс) по теме

Хрусталева Ольга Владимировна

 

Цель данной работы: определить уровень развития мыслительной деятельности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnye_raboty_po_russkomu_yazyku_sayt.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные работы по русскому языку (тесты) для определения уровней развития мыслительной деятельности учащихся.

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова

Цель: определить уровень развития мыслительной деятельности учащихся.

Для определения уровней развития мыслительной деятельности учащихся я предлагаю вначале перед изучением темы «Имя существительное» определить уровни развития мыслительной деятельности каждого ученика и всего класса в целом.  При установлении уровней мыслительной деятельности мной была использована методика, разработанная Г.К. Павловой [1,стр.130], в основу которой положены два критерия:

1) степень совершенства операций анализа или синтеза;

2) степень связи, соответствия между уровнями анализа и синтеза.                

Данная методика позволяет выделить 3 уровня развития мыслительной деятельности:

  1. Высокий уровень. Для детей с данным уровнем развития мыслительной деятельности переход от наивно – семантического отношения к слову в сферу грамматического осмысливания не вызывает затруднений. У них развиты умение абстрагировать и обобщать существенные признаки понятия, большая гибкость мышления, умение переключаться с одного предмета на другой.
  2. Средний уровень. У учащихся со средним уровнем переключаемость мыслительных процессов недостаточно высока. У школьников вызывает затруднения переход от наивно – семантического отношения к слову в сферу грамматического его осмысления. Они не могут отойти от конкретного значения слова, что затрудняет вычленение грамматических признаков понятия.
  3. Низкий уровень. Дети с низким уровнем развития мыслительной деятельности с трудом осуществляют абстрагирование существенных признаков понятия и обобщения их в комплекс. Они оперируют различными признаками слова раздельно, смешивают сходные явления, испытывают трудность в дифференциации сходных признаков, в переключении одного способа действия на другой. Для таких учеников характерна невысокая гибкость мыслительных процессов.        

Для определения уровней развития мыслительной деятельности учащихся я предлагаю контрольную работу №1.        

 Контрольная работа №1.

  1. а) Составь схемы к данным словам.                                                        

Лес, лесок, перелесок.

б) Подбери слова к данным схемам:

                ;                                 ;                                        ;                                                        

Выход, выходка, ход, ходики.

в) Отметь ряд, где все слова расположены в такой последовательности:

                         

рука, холодный, облачный.                                                            

морозы, уроки, выдумка.                                                      

книга, зонтики, посадка.                                                      

пальто, морозный, забота.

  1. а) Составь предложение по схеме.                                                      

какой?     кто?     что сделал?     какой?     что?     где?                            

пугливый, зайчишка, след, оставил, на, снегу, лёгкий                                       

б) Составь предложение по схеме.                                                      

какое?    что?    что сделало?    каким?    чем?    какое?    что?            

солнце, свет, утренний, яркий, озарить, поле, белый                              

 в) Составь предложение по схеме:                                                       

какая?    кто?    что сделала?    какой?    что?    где?

  1. На какие группы можно разделить слова?

а) зорька, Петушки, рыжик, Зорька, Рыжик, петушки.                              

б) кошка, роза, собака, ромашка, петух, василёк.                                        

в) доброта, ножницы, смелость, щипцы, смелость, клещи.

  1. В чём сходство и различие слов?

а) ветер, ветерок, ветрище.        

б) белый, побелка, белить.

в) вода, водный, подводник, водитель.

5. Укажите, по какому принципу эти слова объединены в одну группу?

Докажите правильность своего предположения.

а) окунь, щука, карп, лещ.        

б) медведь, рысь, олень, тюлень.

в) нить, нитка, вещь, вещичка, тетрадь, тетрадка.

  1. Выбери лишнее слово. Почему оно лишнее?

а) книга, поляна, машина, играть.        

б) стена, стол, стул, конь.

в) синева, белизна, круглый, желтизна.

Детям предлагались все задания сразу. Выполнение задания под буквой «а» определяет низкий уровень развития мыслительной деятельности, т.е. для выполнения заданий данного уровня ребёнку достаточно действовать репродуктивно.

Выполнение задания под буквой «б» определяет средний уровень мыслительной деятельности. Языковой материал заданий этого уровня сложнее; здесь предложены слова, сходство (различие) которых выражается не только в написании, произношении, но и в лексическом значении. Чтобы выполнить такие задания, ученик для доказательства может привести не один довод, а несколько.

Выполнение задания под буквой «в» говорит о том, что у ребёнка развит высокий уровень мыслительной деятельности. Чтобы его выполнить, у ученика должно быть сформировано достаточное абстрактное мышление, ибо школьник должен для доказательства использовать различные доводы, указывать несколько признаков изучаемого понятия.        

Чтобы определить уровень развития мыслительной деятельности учащихся, необходимо было рассчитать её средний балл или средний уровень. За каждый правильный вариант задания школьник получал 1 балл, если задание выполнено частично или в нём допущена ошибка – 0,5 балла. Если ученик, выполнив контрольные задания, набрал до 9 баллов, то для него характерен низкий уровень развития мыслительной деятельности. Школьник, набравший 9 – 13 баллов, обладает средним уровнем развития мыслительной деятельности, а четвероклассник, получивший 14 – 18 баллов, имеет высокий уровень её развития.

После проведения целенаправленной работы по активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Имя существительное» в четвёртом классе, после обобщающих уроков и контрольного среза по данной теме я провожу контрольную работу №2 с целью, выявить насколько проводимая мной работа способствовала повышению уровня развития мыслительной деятельности четвероклассников.

Для проведения данной работы я использовала задания тех же видов, что и при первом тестировании, т.е. это задания типа грамматического разбора, задания на конструирование, на сравнение, задания, требующие классификации языковых явлений, их выбора, а также задания, содержащие в себе объяснение или доказательство.                                 

Итак, учащимся были предложены следующие задания:

  1. а) Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу существительные по грамматическим признакам.                                

Бег по (-а; 1-е; Д.п.; ед.ч.) ____________________________________ . 

Прыгать с (н.о.; 2-е; Р.п.; ед.ч.) ____________________________________. 

Скакал на (н.о.; 3-е; П.п.; ед.ч.) ____________________________________. 

Слова: берег, лошадь, дорожка .                                                                   

б) Лежать на (н.о.; 3скл.; П.п.; ед.ч.) _______________________________. 

Плавать на (-а; 1скл; П.п.; ед.ч.) _________по (-е; 2скл; Д.п.; ед.ч.)_______.

Слова: лодка, диван, корабль, озеро, кровать, море.                                   

в) Дети читали письмо (-я; 1-е; Р.п.; ед.ч.) ___________________________.

Ребята работали в (н.о.; П.п.; ед.ч.) _________________________________.

Весной распускаются цветы на (н.о.; 3-е; П.п.; ед.ч.) __________________.

  1. Составьте из данных слов предложение по схеме.

а)                                             сквозь    _ _ _ _ _ _   .            

медведь, валежник, пробирается, лесной

б)    (дополнение)                                                     _ _ _ _ _ _   .

солнце, яркий, зимний, осветить, лес                                                    

в) Составьте два предложения со словом печь, чтобы в первом предложении это слово было подлежащим, а во втором – сказуемым. Составьте к данным предложениям схемы.

  1. На какие группы можно разбить эти слова? Докажи.

а) Мышь, карандаш, печь, речь, камыш, рожь, дочь, меч, мяч.

б) Ночка, дочь, печка, лошадка, мышь, лошадь, дочка, ночь, мышка, печь.

в) Объедините в группы слова, в которых одна и та же орфограмма в корне.

Лисица, рыбка, звёздный, травка, поздний, смотреть, снежки, тростник.                                                                                                        

4. а) В чём сходство и различие слов: краснота - красный – краснел.        

б) Прочитайте предложения. Совпадает ли форма падежа у повторяющихся имён существительных? Докажите.                                

Около дома растёт клён. Этот клён посадил Виталий.                

в) Спишите, вставляя пропущенные окончания имён существительных. Укажите на сходство и различие в грамматических признаках у этих существительных.

Давайте же мыться, плескаться,                                                                  

Купаться, нырять, кувыркаться                                                            

В ушат…, в корыт…, в лохан…,                                                            

В рек..., в ручейк…, в океан…,                                                                

И в ванн..., и в бан... .        

(К. Чуковский)

5. а) Какое окончание и почему имеет слово город в словосочетании жить в город(е/и)? Выбери правильное рассуждение. Докажи правильность своего выбора.

Окончание –е, потому что это существительное 1 скл., П.п.

Окончание – е, потому что это существительное 2 скл., П.п.                                                                                                                                                

Окончание –и, потому что это существительное 3 скл., П.п.

Окончание –е, потому что это существительное 2 скл., д.П.                

б) Какие окончания имеют в предложном падеже слова автомобиль и ладонь? Отметь выбранный тобой ответ и кратко объясни его.

Слова имеют одинаковые окончания, так как____________________________________________________________

Слова имеют разные окончания, так как____________________________________________________________                

в) Отметь словосочетание, в котором есть имя существительное ж.р., 3 скл., в форме Т.п.

гордится книгой        

пятно на скатерти

гордится молодёжью

боится мыши

6.а) Выберите лишнее слово и докажи правильность своего выбора.        

Рожь, мяч, печь, речь, дочь.        

б) Выберите лишнее слово. Почему оно лишнее?

Зверь, конь, сирень, ливень.

в) Отметьте лишнюю пару. Почему она лишняя?

грустный – печальный        

чёрный – белый

радостный – весёлый

большой – огромный

Использованная литература:

  1. Жуйков, С.Ф. Типические особенности умственной деятельности младших школьников/ С.Ф. Жуйков. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инструментов ТРИЗ на уроках русского языка, чтения, окружающего мира как средства развития мыслительной деятельности учащихся

Описание системы работы учителя начальных классов. В данной работе описаны инструменты ТРИЗ и игровые тренинги. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы...

Контрольная работа по русскому языку, тест 2 класс, 2 четверть

Контрольная работа по русскому языку тестового характера 2 класс,  2 четвертьУМК: развивающая система Л. В. Занкова...

Контрольная работа по русскому языку на определение уровня УУД в 4 классе.

В курсе русского языка  по теме: "Глагол" мною разработана контрольная работа на определение уровня УУД....

Контрольная работа по русскому языку(тест) 2 класс 21 век

Контрольная работа проводится с целью проверить знания учащихся по пройденным темам програмного материала....

Контрольная работа по русскому языку (тест) 2 класс

Контрольная работа по русскому языку (тест) 2 класс, Школа России...