урок "Слова с непроверяемыми безударными гласными"
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Конспект урока русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  русский язык.

Дата:  конец октября.

Класс:    2.

Учебник:  Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Рус. яз., 2 кл., 1часть»

Тема урока: Слова с непроверяемыми безударными гласными.

Дидактическая цель: формирование грамотного письма с помощью орфографического                    

                               словаря.

Задачи урока: формировать понимание того, что написание слов с непроверяемыми              

                       гласными нужно проверять; учить работать со словарём;

                       развивать творческое мышление, речь, умение анализировать, делать выводы;

                       воспитывать навыки коллективного сотрудничества, внимательного и        

                       заботливого отношения к природе.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый, практический.

Формы обучения: фронтальные, парные, индивидуальные.

Средства обучения: учебник, интерактивная доска, словари, раздаточный материал для    

                       работы в парах, карточки.

                                Структура урока.

1.Организационный момент. 1мин.

2.Чистописание. 2-3 мин.

3. Актуализация знаний. 3-5 мин.

4. Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности. 3-5 мин.

5. Усвоение новых знаний. 10-12 мин.

6. Физминутка. 1 мин.

7. Первичная проверка понимания. 5-7 мин.

8. Первичное закрепление. 10-12 мин.

9. Рефлексия. 2-3 мин.

10. Информация о домашнем задании. 1-2 мин.

Этапы урока.

                Ход урока.

Характеристика

этапа.

1.Организа-

ционный

этап.

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Пожелаем всем удачи-

За работу, в добрый час!

- Ребята, вы дружные, любознательные, старательные, сообразительные. А значит урок у нас с вами получится интересным и познавательным.

(Записывают дату.)

Внутренняя мотивация (использование познавательных, эмоциональных методов мотивации)

Демокр. хар-р предъявления требований.

2.Чистописание.

-Посмотрите на доску:

Обратите внимание на соединение элементов букв. Какие буквы вы увидели в соединениях? Что можете сказать об этих буквах? (Это безударные гласные , которые нужно проверять) (Если ответят: «Гласные» - В чём особенность этих гласных? «В слабой позиции их надо проверять» )

- Над какой темой работали на предыдущем уроке? (Проверка написания безударных гласных)

- Можно ли сказать, что пословица (на доске) «Посп..шишь- людей насм..шишь.» дружит с этой темой?

(Д: 1- надо не спешить и проверять слова прежде, чем их писать; 2- в этой пословице есть безударные гласные, написание которых можно проверить ударением)

- Подготовим пальчики к работе.

1,2,3,4,5 (поочерёдное соединение пальцев)

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный,      (массаж каждого

Самый толстый и большой.                     пальчика)

 Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный

Он избалованный самый,

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал.

- Встряхнём пальчики и вспомним правила письма:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

Развитие наблюдательности, мышления.








Развитие логического мышления, речи.

Самостоятельность суждений, умение аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Охрана здоровья.

Подготовка пальцев к работе.















3.Актуализация знаний.

- Какое сейчас время года? (осень)

- Многие поэты этому времени года посвятили свои произведения. Особенно любил это время года замечательный русский поэт А.С.Пушкин. (на доске слова : ранняя, золотая, поздняя)

- Выберите слово, которое точнее подходит (соответствует) нашему времени года (поздняя осень)

- Какие изменения произошли в природе с тех пор, как мы написали сочинение «Золотая осень»? (Назовите приметы поздней осени)

(Д: трава завяла и засохла; листья на деревьях опадают; наступила пора листопада; дни стали короче; солнце светит реже; на улице холодно; птицы улетают на юг)

- Сейчас прозвучит отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (под музыку П.И.Чайковского «Времена года» появляется на интерактивной доске текст :    Уж небо осенью дышало,

               Уж реже солнышко блистало,

               Короче становился день,

               Лесов таинственная сень

               С печальным шумом обнажалась,

               Ложился на поля туман,

               Гусей крикливых караван

               Тянулся к югу: приближалась

               Довольно скучная пора:

               Стоял ноябрь уж у двора.

(На доске остаются слова: осенью, таинственная, тянулся, приближалась, у двора.)

- Какие гласные звуки в русском языке могут быть безударными и требуют проверки? Сколько их?

(Пять: а, о, е. и. я.)

- Как проверить написание безударных гласных?

( Если  буква гласная

Вызвала сомнение,  

Ты её немедленно

Ставь под ударение.)

Развитие речи.







Аналитико- синтетический метод.


















Подготовка к восприятию нового.

4.Постановка темы, цели и задач. Мотивация учебной деятельности.


























5.Первичное усвоение новых знаний.

- Как вы думаете, написание любого слова можно проверить ударением?

(На доске 2 столбика слов с пропущенными безударными гласными)

к…роче                л…сов

п…ля                    ст…ял

к…раван               н…ябрь

(караван – группа вьючных животных , перевоз. грузы, людей в пустыне. Степи,

                - группа следующих друг за другом транспортных судов.

В данном случае караван гусей – гуси следуют друг за другом напоминая автору караван)

(Дети затрудняются подобрать проверочное слово к словам караван и ноябрь)

- В чём проблема?

- Почему не смогли подобрать проверочное слово?

- Как будет звучать тема урока?

- А теперь попробуйте ещё раз ответить на вопрос: написание всех безударных гласных  можно проверить с помощью проверочного слова?

- Если не все слова можно проверить , как написать слово не сделав ошибки? (выучить его)

- Молодцы! Много слов, мы выучили наизусть и  это позволяет нам грамотно писать. Но нам встретилось незнакомое слово – караван. Ваши действия? (Что предпримите?)

(Спрошу у друга, мамы, учителя, посмотрю в словаре)



- Молодцы! Мы обратимся за помощью к словарю. У вас на парте лежит «Орфографический словарь» Кто его автор? Для кого он предназначен? Как пользоваться словарём? По какому принципу составлен словарь? Вернёмся к слову караван и решим нашу проблему.

Памятка.

1.Определи какая буква может находиться на ошибкоопасном месте?

(Д: а или о)    (появляется запись)

2.Поищи слово с одной из букв.

                         

 

        Находишь.        Не находишь.

                                               

       Пиши ту,               Ищи слово с другой буквой.

    что в словаре.                            

                             

                                   Узнал букву.     Не узнал.

                                                                   

                                 Пиши её.          Оставь «окошко»

3.Проверь: прочитай слово у себя и ещё раз сверь со словарём.

- По составленной памятке найдём слово вереница.

                           

Актив.действ.уч-ся. Максим. использ. самост. в добывании знаний.



Принцип научности.





Постановка проблемной задачи.

Ученики подошли к тому, каких знаний не хватает. Дети сами озвучивают тему урока.






Опора на жизненный опыт.





Активные действия уч-ся с объектом изучения.






Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.






Форм-ие осоз-ого отнош-я к получ. знаниям.

6.Физминутка

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки вбок,

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

Охрана здоровья, снятие утомляемости. Поддержание эмоционального настроя.


7.Первичная проверка понимания.


- Вы научились быстро ориентироваться в словаре, значит выполнить упражнение 126 на стр.103 вам не составит труда. (самостоятельная работа)

(Слабым ученикам напечатать листок из словаря на буквы п и о.

Взаимопроверка.


Создание ситуации успеха. Частично- поисковый хар-р сам. работы. Дифференциация заданий. Взаимопроверка.

8.Первичное закрепление.

- В конце ноября заканчивается листопад. У вас на парте веточка с листочками. На обратной стороне каждого – слова. Сейчас вы будете ветром. Подуйте и сорвите листочки, листочки должны лечь так, чтобы получилось предложение. Но вначале вам надо вставить пропущенные буквы. (Работа в парах)

Птицы охр…няют ур…жай от вр…дителей.

Нал…тели с с…вера х…лодные в…тра.

Пришла з…ма с тр…скучими м…розами.

Жалобно скр…пит …сина и с…сна.

Птицы л…тят к ж…лью ч…ловека.

В такую п…году пернатым г…лодно.

Р…бята, пом…гайте птицам з…мой.

Проверка: чтение предложений по цепочке.

- Что у вас получилось? (текст)

- Какой это текст? (повеств.)

- К чему призывает нас этот текст?

- Чего больше боятся птицы: холода или голода?

- Как вы можете помочь птицам?

Выполнение творческих заданий.



Создание ситуации взаимопомощи, сопереживания, сотрудничества.

9.Рефлексия.

- Ребята. Вы работали дружно и мы много успели сделать. Спасибо всем за работу!

Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

(На доске 3 человечка  с разной мимикой)

- кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите фишку весёлому человечку.

- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите фишку 2 человечку.

- Кому на уроке было работать очень трудно, с заданиями не справился, положите фишку грустному человеку.

Ориентация на осознанность, самооценка.

10.Информация о домашнем задании.

С.103 упр.127.

Для ребят, которые хотят много знать, выписать из словаря 10 слов, которые не встречались на уроке. А для ребят творческих и с богатой фантазией – придумать рассказ, в котором бы встречались слова из словаря.

Дифференциация задан. Возможность выбора учащимися объёма, уровня сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность в начальной школе. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне."

Введение элементов исследовательской деятельности в начальной школе. Электронное сопровождение к уроку....

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Закрепление знаний, умений, навыков по данной теме. Активизация познавательной деятельности через групповую форму работы, использование элемента соревнования. Пробуждать интерес к языку, использу...

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Организация работы над безударнй гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера

Квалифицированная работа по русскому языку по теме "Организация работы над безударной гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера"...

Упражнение в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...

Мастер – класс, посвященный проблеме применения здоровье-развивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова непроверяемые ударением»

Предмет: письмо и развитие речиТема: Применение здоровье-развивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова непроверяемых ударением»Це...