Создание ИОУП
статья (русский язык, 4 класс) по теме

Рассудова Людмила Валентиновна

 

Ученик начальных классов имеет минимальные навыки самоорганизации учебной деятельности. Для формирования этих навыков в начальной школе рекомендуется постепенно вводить индивидуально-ориентированные учебные планы (ИОУП). Чтобы самостоятельно выполнять ИОУП, ученикам начальных классов предлагаются разноуровневые учебные задания в рамках урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_po_sozdaniyu_ioup.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Рассудова,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №17»

СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

В школу дети, как известно, приходят со значительными индивидуальными психологическими различиями. Это делает учение для одних слишком легким, которое быстро надоедает, становится неинтересным, для других – чрезвычайно трудными, поэтому тоже неинтересным, и только для третьих – а их большинство – соответствующим их способностям. В начальной школе учение только начинается, и потому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности, которому предстоит совершенствоваться в течение долгих лет.

«Перед современной школой стоит цель обеспечить развитие ребенка в соответствии с его природой и на основе его конституции. И поэтому только индивидуально-ориентированный подход создает условия для индивидуальной траектории развития каждого школьника в контексте учебной деятельности» [1, с.47]. Индивидуально-ориентированный подход дает возможность ученику действовать в зоне ближайшего развития, формирует у школьников желание учиться.

Ученик начальных классов имеет минимальные навыки самоорганизации учебной деятельности. Для формирования этих навыков в начальной школе рекомендуется постепенно вводить индивидуально-ориентированные учебные планы (ИОУП). Чтобы самостоятельно выполнять ИОУП, ученикам начальных классов предлагаются разноуровневые учебные задания в рамках урока.

В начальной школе рекомендуется пошаговое выполнение дифференцированных заданий: т.е. чтобы получить оценку «отлично», необходимо выполнить задания всех предыдущих уровней. Это позволяет развивать у младших школьников усилие к достижению более высокого результата. Хорошо успевающие учащиеся смогут быстрее проходить учебный материал и изучать его углубленно, а слабые по успеваемости школьники смогут получить оценку «отлично». Форма ИОУП в начальной школе меняется в каждом классе. В 4 классе я использовала следующую форму:

Фамилия______________________________    

Индивидуально – ориентированный учебный план (ИОУП). №8

Тема: Типы склонения.

Задания – ступеньки.

Результат

Внимательный

«удовлетворительно»

Внимательный и добросовестный

«хорошо»

Внимат.,добросовест. и наблюдательный

«отлично»

оцен-

ка

Роспись

1. Запиши существительные 3 склонения (ж.р. с ь на конце): молодежь, конь, день, огонь, горечь, зверь, метель, уголь, олень, радость.

2.  Выпиши существительные не первого склонения: дядя, страна, семья, зеркала, Стёпа.

3.  Выпиши все несклоняемые существительные: звено, метро, окно, село, кино.

4.  Запиши склонение существительных: под шкафом, дом, книга, берёза, карандашом.

5.  Запиши по 3 существительных каждого склонения:

1 скл          2 скл.           3 скл.    

6.  Запиши предлоги Д.п. и П.п.

1.  Запиши существительные 1 склонения: свёкла, дедушка,  рога, земля, Коля метель, зверь.

2.  Запиши все несклоняемые существительные: пианино,  сито, шоссе, солнце, небо, море, радио.  

3.  Спиши слова, в скобках укажи их склонение: грусть, ветка, старик,  душ, дедушка, дно , вязание,  тишь.

4.Выпиши существительные 2 склонения среднего рода: повидло, кофе, семья, эскимо, пожелание, жадность, желе, радио, упорство, урожай, строительство.

5.  Упр.25, стр.76.

6.  Чем отличаются И.п. и В.п.?

1.   Запиши 5 несклоняемых существительных. Придумай и запиши с двумя из них предложения.

2.  Раздели слова на 2 группы: меч.., полноч…, борщ…, гореч…, мелоч…, муж…, рож…, врач…, тягач…, рубеж…, вещ..., помощ…, дрож…, чертёж…, брош…, малыш…, придумай по 2 слова своих.

3.  упр. 28 стр. 78

4.  Как различить Р.п. и В.п.?

Задания индивидуально-ориентированных учебных планов должны опираться на актуальный опыт, уже имеющиеся знания, умения, навыки учеников и содержать в себе условия, расширяющие, обогащающие этот опыт.

Применение на уроках ИОУП дает возможность для продвижения каждого обучаемого по индивидуальному учебному маршруту. Технология ИОУП позволила мне совершенствовать учебные действия учащихся по предложенному образцу и по правилам. Индивидуально-ориентированный учебный план научил учащихся выбирать уровень сложности и выполнять задания без посторонней помощи. Использование мною ИОУП в 4 классе позволило повысить качество знаний по русскому языку на 11,2 %.

Наряду с положительными результатами встречаются проблемы в организации работы с ИОУП, например, с выбором пути продвижения учащимися. В начальных классах каждый ученик мечтает быть успешным, у него, чаще всего, бывает высокая самооценка. Каждому хочется получить «отлично» сразу, не прилагая к этому больших усилий, то есть не пройдя все этапы ИОУП. Некоторым родителям кажется, что у его любимого ребенка большая перегрузка, поэтому домашнее выполнение ИОУП всегда более верное. Там уже стараются сами родители, не понимая, что индивидуально-ориентированный учебный плвн вырабатывают у детей умения объективно оценивать свои возможности. А эта объективность большую роль сыграет в дальнейшем развитии ребенка.

Каждая семья, как и любой ученик, уникальна и неповторима. Если ученикам я, как учитель, предлагаю индивидуальный план продвижения по учебному маршруту, то и с родителями необходима индивидуальная работа. Они должны знать, что и как им необходимо делать, как помочь  ребенку. Но сложившаяся ситуация на практике показывает нежелание родителей понять значение индивидуально-ориентированного учебного лана для развития ребенка. На  данный момент это остается главной проблемой в работе с родителями.

Литература

  1. А.А.Ярулов. Индивидуально-ориентированный подход в начальной школе. Красноярск. 2002

  1. Технология и психолого-педагогические основы  индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО).
  2. Индивидуально-ориентированный учебный план (ИОУП) для учащихся начальной школы.
  3. Разработка ИОУП для уроков русского языка.
  4. Полученный результат.
  5. Проблемы.
  6. Пути решения проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный замысел команды ОУ по созданию «Школа- территория здоровья»

Проект команды ОУ по созданию "Школа-территория здоровья" предназначен для учащихся с 1-11 классы.Данный ресурс может быть полезен учителям и родителям учащихся школы.Целью проекта является разработка...

Создание паззлов

Создание паззлов  спомощьюJigs@w Puzzle Promo Creator 2.0 Совершенствование образовательного процесса требует от нас, педагогов, искать, практиковать, использовать различные инструментыи соврем...

Правила создания презентаций. Типичные ошибки при создании презентаций

Прежде чем перейти к обсуждению темы, ответьте на вопрос: а зачем нам к конкретному уроку нужна презентация?Использование презентации Power Point на уроке дает широкие возможности для учителя и учащих...

Создание учебного кабинета как творческой лаборатории по разработке, созданию и апробации дидактического, раздаточного материалов для обучающихся с ТМНР в том числе с расстройством аутистического спектра

Создание эффективного обучающего дидактического материала для организации граммотных  коррекционно-развивающих занятий  для  обучающихся  ТМНР (в т.ч. с РАС) с учетом особенно...

Технологическая карта по информатики. Тема урока:«Общее и особенное. Графический редактор Paint: создание одинаковых фрагментов рисунка.(создание рисунка по образцу )», УМК «Школа 2100» (3 класс)

Тип урока: урок «открытие» знания Цель урока: Формирование умений называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе предметов.Задачи урока Дидактические:1. На...