Три типа склонения существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок"Три типа склонения существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_ur_skl_sushch.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе Т.Г. Рамзаевой.

 Тема: Три типа склонения имен существительных.

Цель: 

Узнать значимость склонения имён существительных и научиться его определять.

Задачи:

Обучающие задачи:

-Закрепить знания о падежах существительных.  

-Формировать умение определять склонение.  

-Совершенствовать умения учащихся определять тип склонения.
-Закрепить умение склонять имена существительные.
-Совершенствование своих коммуникативных способностей путём общения в паре.

-Обобщить знания о склонении имен существительных.

Развивающие задачи:  

-Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление.

Воспитывающие задачи:

-Воспитывать доброе отношение к нашим меньшим братьям, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.

Оборудование урока: Учебник  Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 4класс часть №1, Москва, Дрофа 2009г., «Тетрадь №1 для упражнений по русскому языку и речи» Т.Г. Рамзаева, Л.П. Савинкина 4класс, Дрофа, Москва 2008, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

1. Организационный этап.

Итак, ребята сегодня у нас с вами необычный урок  русского языка, а необычный он тем, что мы сегодня с вами совершим путешествие по одной  фантастической улице нашего посёлка Парголово, которая называется «Улица существительная».

2. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

И поэтому мы сегодня с вами закрепим падежи существительных, узнать значимость склонения имён существительных и научимся его определять,

обобщим знания о склонении имен существительных, а так же будем совершенствовать свои умения определять тип склонения;  будем развивать орфографическую зоркость, внимание, нашу речь, а также расширим наш словарный запас, будем так же совершенствовать свои коммуникативные способности путём общения в паре, и постараемся воспитать доброе отношение к нашим меньшим братьям, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.

 А как вы думаете, зачем нам надо знать склонение существительных?

Посмотрите пожалуйста на доску и прочитайте предложение, в котором в двух словах выделены окончания:

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

-В каком падеже слова с выделенными окончаниями? (в Дат. пад.)

-Почему в этих словах разные окончания хотя стоят они в одном и том же падеже и употреблены с одним и тем же предлогом?

Вот на этот вопрос нам и предстоит сегодня ответить.

3. Минутка чистописания. 

А сейчас начнём работу на уроке как обычно с минутки чистописания. Кто знает какую- нибудь поучительную пословицу или поговорку?

А как вы её понимаете? Вот давайте её и напишем в минутке чистописания.

(по нашей традиции кто приготовил к данному уроку пословицу или поговорку, тот её и оформляет в минутке чистописания с различными элементами у доски)

4. Словарная работа.

Сегодня у нас новое словарное слово- горизонт  ,пожалуйста чья очередь сегодня разбирать слово, пожалуйста (имя ребёнка) тебе слово.

5. Актуализация знаний.

Итак, ребята посмотрите на слова на доске и найдите лишнее слово.

На доске написаны слова: Вода, тетрадь, красивый, парта, Юра, стул, море , конь, дочь, окно, дядя.

А почему именно слово «красивый» лишнее?
А какие же слова  остались, что в них общего? (им. сущ. в ед. ч.)

Совершенно верно, что у нас остались имена существительные, итак, наше путешествие по улице «Существительной»  начинается.(включается презентация).

Слайд №1: Склонение имён существительных, русский язык, 4 класс.

Слайд №2: Парголово, улица Существительная.

Слайд № 3: Остановка 1 «Повторяйка»: Что называется именем существительным?(выслушиваются ответы детей). А затем идёт слайд №4 с правильным ответом.

Слайд №5: Остановка 2 « Повторяйка»: Как изменяется имя существительное?(выслушиваются ответы детей). А затем слайд №6 с правильным ответом.

-А кто назовёт нам падежи имён существительных вместе со вспомогательными словами и вопросами?(выслушиваются ответы детей).

А затем слайд №7 с правильным ответом.

Слайд №8: Остановка 3 «Повторяйка»: Как называется изменение имени существительного по падежам?(выслушиваются ответы детей)

Слайд № 9: Появляется определение  склонениея.

-И сегодня мы с вами узнаем что у имнеи существительног существует 3 склонения. (Слайд № 10) Имена существительные бывают 1склонения, 2 склонения и 3 склонения. После чего на слайде №10 появляется продолжение и появляются цифры 1,2,3.

-Итак к 1 склонению, относятся имена существительные женского рода и мужского рода  с окончанием –а,-я в именительном падеже.

Появляется слайд №11 с правильным ответом.

Давайте вернёмся к нашим существительным и найдём среди них существительные 1 склонения. ( Вода, парта, Юра, дядя)

Ко 2 склонению, относятся имена существительные мужского рода в именительном падеже имеющие нулевое окончание или могут оканчиваться на мягкий знак. (после чего появляется слайд № 12 с правильным ответом.

-Опять возвращаемся к нашим именам существительным на доске и выпишем теперь имена существительные 2 склонения. ( Стул, море, конь, окно).

К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. ( Слайд №13)

Ну и давайте найдём  теперь имена существительные 3 склонения.( Тетрадь, дочь).

-Итак, поехали дальше и следующая остановка № 4 называется «Узнавайка».

Слайд №14: Остановка 4 «Узнавайка» с таблицей склонений существительных. Вот так выглядит полная таблица склонения имён существительных, которую вам надо теперь знать.

-Едем дальше и следующая остановка 5.

Слайд №15: Остановка 5 «Угадайка»: Как определить склонение существительного?(выслушиваются ответы детей)

-Тогда давайте найдём ответ на этот вопрос вместе с вами в учебнике стр.89.(после чего появляется продолжение слайда с правильным ответом)

Слайд №16: Физминутка.        

 Физкультминутка (с движениями+ для глаз)

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся. Раз, два, три.

Влево тоже наклоняйся. Раз, два, три.

Покрутились, повертелись

И за парты тихо сели.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем

И опять читать мы начинаем.

6. Первичноя проверка понимания.

Ну что поехали дальше.

Следующее задание: Назовите и запишите имена существительные по картине и определите их склонение. ( Слайд №17)

Итак, что изображено на картине?

дятел -2скл.

снегирь-2скл.

снеговик-2скл.

ведро-2скл.

шарф-2скл.

нос-2скл.

ель-3скл.

снег-2скл.

клюв-2скл.

ветка-1скл.

небо-2скл.

морковка-1скл.

-Ребята скажите какое время года изображено на картине?

-А как живётся птицам зимой?

-Легко ли им добывать себе еду?

-А как мы можем с вами им помочь?

7. Первичное закрепление.

-А теперь давайте поработаем в печатных тетрадях. Откройте тетради на стр.38 и выполним задание №42.

Следующая остановка 6

Слайд № 18: Остановка 6 «Самостоятельная работа»: Определи склонение имён существительных(каждый самостоятельно у себя в тетради).

А теперь поменяйтесь тетрадями, возьмите зелёную ручку и проверьте. Слайд № 19: «Проверь соседа по парте». Поставьте оценку.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Запишите пожалуйста домашнее задание.

А между прочим и ваши имена относятся к одному их склонений. Запишите своё имя и определите склонение.

У некоторых имя может быть и 1 и 2 склонения. (Андрей- Андрюша, Витя- Виктор).

И на выбор упражнения № 167 или 168.

А так же выучить таблицу склонений имён существительных по учебнику на стр. 88.

9.Рефлексия (подведение итогов занятия и выставление оценок).

Итак, ребята давайте подведём итог нашего сегодняшнего занятия.

Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

Что повторяли?

Что закрепляли?

И вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах «по улице», «по площади» разные окончания? (Существительное улица-1скл., существительное площадь-3скл.)

-С какой целью необходимо научиться хорощо узнавать склонение существительных? ( Чтобы правильно писать окончание существительного)

А сейчас ребята проведём рефлексию под названием «Светофор». Я пройду со светофором по классу, а вы положите свою сигнальную карточку в определённый цвет кармана на светофоре. Если красный, то он опасный-это значит, что вы не довольны собой на уроке, жёлтый-это значит вы довольны собой на половину, зелёный – это значит молодец, всё получилось у тебя на уроке и ты собой очень доволен и тебе всё понятно было и всё понравилось.

Оценки за урок(выставление оценок).

Использованная литература:

1.Учебник  Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 4класс часть№1, Москва, Дрофа 2009г.

2. «Тетрадь №1 для упражнений по русскому языку и речи» Т.Г. Рамзаева, Л.П. Савинкина 4класс Дрофа, Москва 2008.

3. Я.Ш Гараева В помощь школьному учителю поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г. Рамзаевой 4 класс, Москва, «Вако» 2007г.

Использованные источники Интернет:

http://festival.1september.ru/articles/527951/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»

Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...

Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного"     (УМК "Школа России")...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".Цели: закреплять знания о типах склонения имен существительных...

Урок русского языка в 4 классе. "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.  Программа В.П. Канакина, В.Г. Горецкий....

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»

Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс  УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного " определяет следующие цели:закреплять знания о типах склонения имён существител...