Развитие у младших школьников умения применять правила русского языка в условиях осуществления деятельностного подхода
статья по русскому языку на тему

Мищенко Ольга Анатольевна

Данная статья показывает применение в практической работе с младшими школьниками  деятельностного подхода применительно к развитию умения пользоваться правилами по русскому языку в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mishchenko_o._statya._pravila_po_rus.yaz_.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мищенко Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов высшей

квалификационной категории

Развитие у младших школьников умения применять правила  по русскому языку  в условиях осуществления  деятельностного подхода.

На современном  этапе развития начального образования существенные изменения происходят в содержании и методах обучения детей. Одним из таких изменений является применение в практической работе с младшими школьниками деятельностного подхода. Я предлагаю рассмотреть данный аспект применительно к развитию умения пользоваться правилами по русскому языку в начальной школе.

На практике я столкнулась с тем, что дети готовы зазубривать  правила, но не готовы их применять. Более того, многие учащиеся, понимая суть изучаемой темы  по русскому языку не в состоянии воспроизвести правила спустя некоторый промежуток времени, а соответственно с трудом могут воспользоваться ими на практике. Эта проблема и натолкнула меня на мысль иного подхода к процессу обучения детей правилам русского языка.

Цель моей работы заключается в развитии у младших школьников умения применять правила по русскому языку. При реализации поставленной цели я опираюсь на следующие теоретические положения:

Деятельностный подход к организации учебной работы выступает в качестве общей концептуальной основы совершенствования обучения. Деятельность всегда стоит между обучением и развитием, она является ведущим фактором развития. Природные задатки ребенка превращаются в способности только в процессе деятельности, но не всякая деятельность помогает развитию способностей, а только та, которая вызывает положительные эмоции. В связи  с чем,  принцип психологической комфортности должен быть соблюден в первую очередь в применении деятельностного подхода. Я должна создать ребенку такие условия погружения в проблемную ситуацию, чтобы добывание знаний стало его потребностью. Для повышения мотивации и интереса к такому сугубо теоретическому материалу, как правила русского языка основной  задачей становится расшевелить школьников, разбудить в них искорку желания к познавательной деятельности.

Учащийся  становится подлинным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности. Обучение на основе выполнения и освоения различных видов деятельности превращается в активный учебно-познавательный процесс, перемещающий акцент с информирования ученика на  самоовладение знаниями и умениями в процессе учения.

Младшие школьники склонны к механическому запоминанию путем механического повторения без осознания смысловых связей, и это приводит к тому, что дети часто заучивают дословно, отсюда и недостаточность развития  некоторых мыслительных процессов: умение дифференцировать задачи запоминания (что запомнить дословно, а что в общих чертах), плохое владение речью, ребенку легче заучить все, чем воспроизвести текст своими словами, дети не могут организовывать смысловое запоминание: не умеют разбить материал на смысловые группы, выделять опорные пункты-слова для запоминания, составлять логический план текста, а также правильно ставить цели для запоминания.

В обучении детей я стараюсь использовать такие приемы работы, которые будут затрагивать его личность, его опыт и поэтому дидактический процесс строится, опираясь на следующие положения: ученики становятся добытчиками знаний, процесс учения носит поисковый характер, важнейшим звеном процесса обучения становится альтернатива, а не образец учителя, опора идет на 2 основных принципа обучения: доступность и наглядность.

Принципы, которые, по моему мнению, лежат в основе поисков: равенство всех участников; непринудительное привлечение к деятельности; возможность ошибки, за которую ругать не будут; речевое развитие. Ребенок получает не готовое значение, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. На таких поисковых занятиях возникают партнерские отношения учителя с детьми, диалог становится ведущим средством общения. И знания, конечно, усваиваются прочнее и впоследствии становятся инструментом саморазвития.

Понимая значимость работы над усвоением правил по русскому языку, я ищу пути повышения качества обучения на уроках русского языка и часто использую в своей работе опыт ученых, педагогов-новаторов, работающих в области развивающего  обучения.

На основе этих теоретических положений я провожу работу с детьми по следующему алгоритму:

Постановка учебной задачи

«Открытие» детьми нового знания

Закрепление

Самостоятельная работа

Контроль и самоконтроль

Для развития у младших школьников умения запоминать и применять правила  по русскому языку  я использую следующие методы и приемы работы:

Развивающая игра

Творческий диктант

Прием сопоставления правил

Использование схем

Составление плана

Задания, основанные на установлении сходства или различия

Прием рассуждения

Прием «словесной наглядности».

Приведу примеры применения каждого приема.

Развивающая игра – является одним из наиболее действенных средств, так как  поддерживает детей на волне эмоциональной активности и естественного интереса. Представлю одну из них:

Игра СНЕЖНАЯ ЛАВИНА.      Цель: развитие памяти

Ход: называется тема, на которую предстоит подбирать существительные. 1-й игрок назовет слово, 2-й повторит это слово и назовет свое, 3-й – повторит слова первого и второго игроков и тоже добавит слово. Кто не может назвать новое, или забудет предыдущее – выбывает из игры. Соревнование рядами или вариантами.

Творческие диктанты – играют важную роль в формировании познавательных интересов школьников, затрагивают их личный опыт.

1. В начале каждого урока детям предлагается составить 3 предложения с заданным словарным словом – желательно из жизни ребенка.

2. Дается готовый текст.Перед каждым глаголом необходимо добавить частицу НЕ. 

Прием сопоставления правил - прием  используется, когда дети переходят от репродуктивного метода обучения в 1м классе к частично-поисковому, а затем и к творческому, овладевают такими понятиями как СХОДСТВО и РАЗЛИЧИЕ, стараясь определить общие закономерности и увидеть различия в написании слов при изучении правил  по темам. На большом количестве примеров дети учатся составлять правила в сопоставлении - т.е. учащиеся проводят наблюдение на примерах, данных учителем, проводят классификацию слов и пытаются вывести правило, которое учитель впоследствии помогает сформулировать и оформить в таблице.

Таблица по составлению правил по теме  «Мягкость и твердость согл.звуков»

Мягкость согласных                            Твердость согласных

1.Миля, лети, мел                                    1.Сало, роза, ком.

Гласн.2-го ряда (я е ю и е)                     Гласные 1-го ряда (а о у ы э)

обозначают мягкость                           обозначают твердость

впереди стоящего согласного               впереди стоящего согласного        


2. Моль, пальчик                                       2. Зуб, парта

Мягкий знак в середине                          Согласный на конце и в середине

и на конце слова обозначает                   слова перед твердым согласным

мягкость впереди стоящего согл.           слышится твердо


3. Чан, щука, рой                                       3.Жара, шест, центр.

Звуки  [ч щ й]  всегда мягкие                  Звуки [ж ш ц] всегда твердые

__________________________________________________________________

Составление таблицы вместе с учащимися  является ярким примером того, как осуществляется проблемное обучение на основе деятельностного метода с опорой на данную схему при работе над правилами  по русскому языку.

Использование схем для самостоятельных выводов, а также использования их в дальнейшем как опоры. Для изучения правил по теме ученикам предлагаются схемы, по которым самостоятельно они делают выводы-правила, или напротив, сами составляют подобные схемы, исходя из той информации, которая была выявлена и получена учащимися.

Схемы по теме «Перенос слова»

[][][] – Х

Слова из одного слога не переносится

[Х] – [][][]

[][][] – [Х]

Слог из одной буквы не переносится и не остается на строке.

[][][][ь][][]

[][][][ь] – [][]

Мягкий знак при переносе не отрывается от слога.

Составление плана по содержанию изученного материала. Такой план основан на элементарной группировке материала и выделении его основных компонентов. Так, при изучении частей речи получается след. План-опора:

Часть речи…………..

Обозначает…………..

Отвечает…………….

Например…………….

По мере изучения добавляем:

Имеет……………….….(постоянные признаки)

Изменяется…………...(непостоянные признаки)

В предложении…..….(роль, член предложения).

Задания, основанные на установлении сходства или  различия. Здесь детям приходится наблюдать над языковыми явлениями, с целью что-либо найти, назвать, указать, подчеркнуть.

По теме «Однокоренные слова» для наблюдения  предлагается стихотворение:

Жило-было слово ход,

В слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучало

И в походе вдаль  шагало.

 По теме: «Непроизносимые согласные»:

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

Прием рассуждения и доказательства -  используется с целью  развития связной научной речи, активизации познавательной деятельности, тренировки мышления, памяти, внимания учащихся. Например, большие возможности для этого есть при обучении видам грамматического разбора с созданием схем-рассуждений. Причем не требуется зазубривать схемы разбора. Многократное произнесение монологов в форме рассуждения помогает добиться поставленных целей. Главное условие успеха в обучении  - постоянство использования этого приема. Уже в 1 классе составляется схема предложения:  

Посадил дед репку.

/______      _______       _________ .

Разбор предложения детьми: В предложении 3 слова, они связаны между собой по смыслу. Предложение начинается с заглавной буквы, а заканчивается точкой. Предложение выражает законченную мысль. Схема выступает как опора мыслей и практической деятельности учащихся при составлении ими рассуждений и доказательств. По мере накопления знаний о предложении синтаксический разбор усложняется, изменяется содержание анализа, доказательства остаются.

Прием «словесной наглядности» - сюда входит использование различных грамматических сказок, загадок, мнемотехники. Чаще используется для случаев, которые необходимо запомнить. Использование данного приема облегчает запоминание и увеличивает объем памяти за счет искусственных ассоциаций. Всякое запоминание (особенно механическое) легко и привлекательно для детей, если опирается на интересные, занимательные, важные темы, ритмику, стихи и т.д.

Например, словарные слова:

Морковь с  помидором, а картофель с капустой.

КОСТя пришел в КОСТюме, а ПАвел в ПАльто.

Другие примеры:

Сколько в слове  гласных,

столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

Если после корня  - А

В корне будет И всегда!

Вот пример, запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»

Под ударением пишем ГАР, -

Без ударения  - ГОР.

К примеру: ЗАГОРЕЛ, ЗАГАР.

Наоборот: ЗАР – ЗОР.

Что делать? Что сделать? учащимся школ.

На эти вопросы ответит глагол.

Не выучил – не делай. Не знаешь – не спеши.

С глаголами раздельно частицу «не» пиши.

В заключение хочу сказать, для того чтобы при усвоении правил русского языка проявился интерес и желание поисковой деятельности, а уровень познавательных процессов существенно возрос, необходимо включать в учебно-образовательную деятельность приемы, формы и методы развивающего обучения, учитывать психологические особенности учащихся и создавать атмосферу психологического комфорта и личностной заинтересованности школьников, потому что активная деятельность учащихся – залог успешного обучения на всех уровнях.

Использованная литература:

Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

Ванькова Г.В. Правила русского языка в сопоставлении //Начальная школа. - 2009. - №2 – с.21

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.

Давыдова Л.И. Развивающее обучение в традиционной системе //Начальная школа. - 2008. - №4 – с.3

Маланов С.В. В.В.Давыдов. Теоретические обобщения в составе развивающих форм обучения // Начальная школа плюс До и После.- 2007. - №12 – с.63

Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи – М.: Флинта, 1999.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО Академия развития, 1996.

Тяжелова М.Г. Приемы развития личностной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка // Начальная школа. - 2007. - №11 –с.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

Развитие у младших школьников умения применять правила русского языка в условиях осуществления деятельностного подхода

Презентация к одноименной статье раскрывает основные моменты применения в практической работе с младшими школьниками деятельностного подхода....

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Развитие у младших школьников умения видеть проблемы.

В связи с введением ФГОС НОО второго поколения, перед учителем стоит новая цель - научить ученика учиться. Я считаю, что одной из результативных технологий обучения я вляется технология проблемного об...

Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.

Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....

Технологическая карта урока русского языка на основе системно-деятельностного подхода по программе «Школа 2100»

Тема: Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.Тип урока: ЗакреплениеКласс: 3...