русский язык, 4 класс
рабочая программа (русский язык, 4 класс) по теме

Зайцева Оксана Валентиновна

рабочая программа учителя, предполагает использование УМК М.С. Соловейчик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programm_po_russkomu_yazyku_4_klass.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, примерной программе начального общего образования по русскому языку, авторской программы М. С. Соловейчик.

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе рассчитана на 170 часов из расчёта 5 часов в неделю .

Соловейчик, М. С.  Русский  язык:  к тайнам нашего языка : учебник для  4  класса  общеобразоват.  учреждений  :  в  2 ч. /  М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2009.

- Соловейчик, М. С.  К тайнам  нашего  языка : тетрадь-задачник к учебнику русского  языка  для  класса общеобразоват. учреждений : в 3 ч. / М. С.Соловейчик. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2009.

- Соловейчик М, С. Методические рекомендации к урокам русского языка в 4 классе.

Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2010.

1. Общая характеристика предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка»,  построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования  учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам:  от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению  контролировать  выполняемые действия  и их результаты.

Через реализацию деятельностного подхода  к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется органичное слияние процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое.  При этом  под обучением  русскому языку понимается формирование на основе лингвистических  знаний осознанных, а потому  контролируемых языковых и речевых  умений;  под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет  наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова,  языковой интуиции.

Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление  в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.  Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме

Цель программы: обеспечить систематизацию изученного в начальных классах, подготовить базу для продолжения обучения в основной школе.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

непрерывное повторение различных вопросов;

включение новых знаний в систему приобретенных ранее;

выполнение заданий на выявление детьми «прироста» собственных знаний и умений, на комплексный анализ языковых единиц, например, на анализ того или иного слова со всех известных точек зрения.

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением по модели «Гармония», данный курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органический процесс.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения. Усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей. В данном случае реализуется деятельный подход к изучению языка и дальнейшему овладению им.

В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача — обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.

Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание, предложение, текст.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Главные особенности учебника:

развитие всех видов речи (говорение, слушания, письма, чтения);
воспитание у детей интереса и уважения к русскому языку;

 целенаправленность формирования орфографической зоркости и самоконтроля;

развитие умения пользоваться различными словарями.
    Учебник адресован непосредственно ученику, ставить учебные задачи помогают персонажи дошкольник Антон и мальчик иностранец. В учебнике и в тетрадях с печатной основой используются тексты, привлекательные для учащихся.

1.2. Ценностные ориентиры содержания

учебного предмета «Русский язык»

1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с  системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

   2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества  важно для  духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию  в процессе общения следует   рассматривать как  компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его  гражданственности.

   3. Язык – это явление культуры,  поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи  являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития  ребёнка, компонент становления его культурного облика.

   4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе  начального общего образования.

1. 3. Место предмета «Русский язык» в учебном плане

В базисном учебном плане  на русский язык отводится 170 часов (5ч в неделю, 34 учебные недели.

4. Результаты освоения предмета «Русский язык»

выпускником начальной школы

В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы  предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

У выпускника будут сформированы:

представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях,  осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Выпускник получит возможность для формирования:

понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

–  оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–  осознавать познавательную задачу,  целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:  

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

–  находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них  разнообразные средства языка;

– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты освоения программы

«Русский язык»

Общие результаты освоения программы

Выпускники начальной школы:

– овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

– освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

– овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);

– приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания  собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.

Результаты освоения основных содержательных линий курса

Выпускник научится:

– участвовать в устном общении на уроке  (слушать собеседников,  говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;  

– самостоятельно  читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней  в соответствии с учебно-познавательной задачей;  

– пользоваться различными словарями учебника для решения  языковых и речевых  вопросов;  

– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться  для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

– соблюдать нормы произношения, изменения,  употребления и написания слов, имеющихся в  словарях учебника;

– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

–  восстанавливать  последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);  

– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

– находить и устранять в предъявленных  предложениях, текстах   нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);

– письменно (после коллективной подготовки)  подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;

– письменно создавать небольшие речевые произведения   освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;

– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки;  улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Выпускник получит возможность научиться:

– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

–  понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи  (без терминов);

–  конструировать предложение из заданных слов  с учётом его контекстного окружения;

– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные  тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды,  простые инструкции), небольшие  тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;  

– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

соблюдать требования каллиграфии при письме,  аккуратно и, по возможности,  красиво оформлять свои записи.

2. Основное содержание программы

 Перечень изучаемого материала.

Программа 4 класса состоит из следующих разделов:

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.(20 часов)

Знакомимся со словосочетаниями.(14 часов)

Представляем ещё одну часть речи (наречие).(6 часов)

Проверяем себя(2 часа).

Пишем объявления(3 часа).

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных.(32 часа)

Части речи: что мы о них знаем?(14 часов)

Учимся писать личные окончания глаголов.(20 часов)

Новое о строении предложений.(12 часов)

Учимся рассуждать(7 часов).

И снова о главном работнике в языке – слове.(20 часов)

Размышляем, рассказываем, сочиняем.(15 часов)

Перелистаем учебник.(5часов).

Круг сведений о языке, речи и правописании

Повторение .Письмо, записка, этюд, инструкция как жанры речи. Понятие о дневнике, деловом и личном; оформление дневниковых записей. Рассказы и пересказы от 1-го и 3-го лица; пересказ с изменением лица рассказчика.

Словосочетание. Построение словосочетания как способ более точного называния предмета, признака, действия. Строение словосочетания: наличие главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Некоторые значения словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), их отражение в вопросах: какой ? какая ? где ? куда ? когда ? как ? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже. Подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу.

Вычленение словосочетаний из предложения и составление их. Соблюдение принятых правил связи слов как условие правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до ...; поехать в (на), приехать из (с) и т.п.).

Части речи. Орфография.

Имя существительное и имя прилагательное.

Три склонения имен существительных, определение склонения. Способ решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных (кроме имен существительных на       -ий, -ия, -ие, -мя) в единственном числе (путем подстановки слова того же склонения). Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний имен существительных всех трех склонений в разных падежах.

Выбор падежной формы имени существительного по «команде» глагола или другого имени существительного; трудности в выборе падежной формы. Определение падежей, роль предлогов в образовании падежных форм, наблюдения за значениями некоторых из них. Употребление несклоняемых имен существительных (пальто, метро, кино, шоссе).

Полная морфологическая характеристика имени существительного.

Соблюдение правил культуры речи при изменении некоторых имен существительных (рот — рта, во рту, лоб — на лбу, лед льды, во льдах и др.), при образовании форм именительного и родительного падежей множественного числа (повара, учителя, сторожа; помидоров, мандаринов, яблок, карандашей, мест, дел; стульев; уши, ушей и т.п.). Обращение к словарю «Как правильно изменить слово?» для нахождения верного решения.

Склонение имен прилагательных. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного по имени существительному. Полная характеристика имени прилагательного как части речи.

Способ решения орфографических задач в безударных окончаниях имен прилагательных в разных падежах.

Ошибки в связи имени прилагательного с именем существительным и их возможные причины (главная — неправильное определение рода или числа имени существительного: фамилия, полотенце, помидор; санки, грабли, листва и т.п.), исправление таких ошибок.

Повышение точности речи за счет использования имен прилагательных.

Местоимение. Склонение личных местоимений. Правильное и уместное их употребление в речи, правописание с предлогами. «Помощь» личных местоимений при устранении повторов имен существительных. Неудачное употребление местоимений как одна из причин неясности речи (повторение).

Имя числительное. Изменение по падежам количественных числительных, особенности изменения сложных (пятьсот, шестьсот) и составных числительных: два ученика, двадцать два, сто двадцать два ученика (работа на практическом уровне с продолжением на уроках математики). Правописание некоторых числительных: одиннадцать, двадцать, пятьсот и т.п. (в словарном порядке).

Глагол. Времена глагола (повторение); особенности значений окончаний в прошедшем и настоящем, будущем времени: указание одних на род (потому окончания в прошедшем времени родовые), указание других на лицо (поэтому они личные). Разграничение форм простого и сложного будущего времени.

I и II спряжение глаголов, способы его определения при ударных и безударных личных окончаниях; наблюдения за разноспрягаемыми глаголами. Способ действия для нахождения неопределенной формы глагола. Полная морфологическая характеристика глаголов.

Правописание безударных личных окончаний (в том числе и в 11 глаголах-исключениях): способ решения орфографической задачи и освоение способа (глаголы брить, стелить не рассматриваются).

Написание ь после шипящих в форме 2-го лица единственного числа; правописание сочетаний -тся и -тъся, ь после в неопределенной форме, не с глаголами (повторение).

Повышение изобразительности повествования с помощью глагола, в том числе различных его форм (настоящего времени, будущего с частицей как и др.). Использование форм 2-го лица единственного числа в текстах писателей и в пословицах.

Правильное образование некоторых глагольных форм (клал, положил; бежит, бегут', хотят, хочет и др.).

Наречие. Наречие как помощник глагола в речи; «неумение» изменяться — своеобразие этой части речи. Особое «поведение» наречия в словосочетании. Правильное написание и использование наречий, встречающихся в детских письменных текстах (обратно, опять, чуть-чуть, немного, быстро, медленно, вперед, спереди, сзади, вправо, справа и т.п. — в словарном порядке). Роль наречий в текстах при ответах на вопросы Как пройти ...?, Где...?, построение таких объяснений.

Предложение. Подлежащее и сказуемое как основа предложения, их связь между собой (повторение). Возможность использования при одном подлежащем двух сказуемых, при одном сказуемом нескольких подлежащих (повторение); понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные однородные члены. Их назначение, признаки, правильное и уместное использование, выделение при письме. Союзы при однородных членах; значения, которые вносят союзы и, а, но.

Сложные предложения (общее знакомство), их отличие от предложений с однородными членами. Построение сложных предложений (простые случаи союзной и бессоюзной связи). Слова, которыми могут связываться их части (и, а, но, что, чтобы, потому что, поэтому), постановка запятых.

Предложение в тексте. Текст. Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).

Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (слова: по-моему, я думаю, что... и др.)

Рассказ, сказка, объявление, дневниковая запись как виды текстов (жанры); особенности их содержания, построения и используемых языковых средств.

Слово в языке и речи.

Слово и его лексическое значение. Слова речевого этикета, особенности их значения и употребления. Слова с одним и несколькими лексическими значениями. Синонимы и антонимы, их роль в речи. Правильное и точное использование слов как требование к речи. Словари-помощники. Происхождение некоторых слов и устойчивых выражений русского языка.

Слово и его разнообразные характеристики; взаимосвязь значения, строения, признаков как части речи и написания.

Обобщение в конце года.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

- взаимопроверка тетрадей;

- диктант;

- диктант с грамматическим заданием (10);

- словарный диктант;

- административная контрольная работа (1 полугодие);

- переводная контрольная работа ( 2 полугодие);

- изложение (7 обучающих и 1 контрольное);

-  творческие работы (5);

- тестирование

-контрольное списывание (2).

Распределение контрольных, проверочных и других видов работ по четвертям

I четверть

Словарный диктант – 2

Диктанты, в том числе контрольные – 2

Изложение – 1

II четверть

Словарный диктант – 2

Диктанты, в том числе контрольный – 2

Самостоятельные работы – 2

Изложение – 2

Сочинение – 1

III четверть

Словарный диктант – 3

Списывание – 1

Диктанты, в том числе контрольные – 3

Самостоятельные работы – 2

Изложение – 2

Сочинение – 1

IV четверть

Словарный диктант – 4

Диктанты, в том числе контрольный – 3

Самостоятельные работы – 2

Тесты –1

Изложение – 2

Сочинение – 1

3. 1. Тематическое планирование

Тематическое планирование

Содержание курса

Характеристика деятельности

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Выделение и определение
значимых частей слова. Соотношение
звуков и букв. Практическое овладение диалогической формой речи. Знакомство с назначением личного дневника и особенностями оформления его записей. Однозначные и многозначные слова, их раз-
личение. Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Выделение и определение
значимых частей слова. Создание несложного текста, освоение понятия «пересказ от третьего лица». Осознание
текста как результата речевой деятельности.

Обобщать результаты наблюдения над грамматическими характеристиками существительных, прилагательных, глаголов.

Строить элементарные сложные конструкции из предложений таким образом, чтобы последующие предложения раскрывали, дополняли, уточняли содержание первого предложения.

Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность.

Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя.

Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов.

Знакомимся со словосочетаниями.

Общее знакомство со словосочетанием. Роль
словосочетаний в языке. Привлечение внимания к смысловой связи членов словосочетания. Привлечение внимания к смысловой связи членов словосочетания. Обсуждение
«вопроса о вопросах», смысловых и формальных. Тренировка в построении словосочетаний, поиск наиболее удачного порядка слов в предложении. Соблюдение принятых правил связи слов как условие правильности речи. Тренировка в определении падежей имен существительных, обучение постановке смысловых вопросов.  

Пополнять речь новыми словами в грамматических формах и конструкциях типа:

это + существительное;

существительное + существительное;

существительное +глагол;

существительное+прилагательное;

числительное+существительное

глагол + существительное, личное местоимение.

Выбирать и заменять существительные личными местоимениями. Согласовывать прилагательные и местоимения с существительными.

Употреблять имена существительные в любом падеже, определять их значение.

Представляем ещё одну часть речи (наречие).

Наблюдение за своеобразием связи наречия с главным словом. Правильное написание и использование наречий. Роль наречий в текстах при ответах на вопрос: «Как пройти?». Правильное написание и использование наречий.

Определять значение и употребление в речи наречий места, образа действий.

Узнавать в тексте признаки именного наречия, устанавливать их значение и употребление в речи.

Различать основные значения наречий места, образа действия, времени.

Приводить примеры на употребление наречий.

Проверяем себя.

Выполнение
тренировочных упражнений
по пройденному материалу. Проверка знаний

и умений.

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания.

Писать правильно слова с безударными гласными корня, проверяемыми путём изменения формы слова.

Контролировать правильность произношения и написания звонких согласных перед глухими и глухих перед звонкими (сказка, сбор).

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными, гласных после шипящих, слов с разделительными Ъ и Ь.

Различать приставки и предлоги.

Употреблять элементарные орфографические и пунктуационные знаки.

Пишем объявления.

Объявление как жанр речи.

Составление объявлений с использованием слов из словаря.

Установить особенности объявления.

Моделировать предложения для объявления.

Анализировать последовательность собственных действий при написании объявлений.

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных.

Повторение системы падежей и способов их определения; термин

«склонение». Различение 1, 2, 3-го склонения имен существительных. Работа по памятке «Анализируем имя существительное как часть речи». Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.  Обучение правописанию безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.

Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Выполнение тренировочных упражнений в образовании форм существительных множественного  числа. Работа со словарем. Построение несложного рассуждения. Создание этюда. Значение и употребление существительных и прилагательных. Обучение выборочному изложению.  местоимения, значение и употребление в речи. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?» Особенности значений окончаний в прошлом и настоящем, будущем времени.  

Проверять правильность согласования имён существительных и имён прилагательных в роде, числе и падеже.

Знать название дней недели в винительном падеже, уметь перечислять.

Употреблять в предложении имена прилагательные в сочетании с именами существительными мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе, в косвенных падежах.

Обосновывать выбор родовых окончаний имён прилагательных.

Различать падежные и смысловые вопросы к зависимым членам словосочетания.

Классифицировать слова в соответствии с их значением.

Находить основания для классификации слов.

Соотносить слово и набор его грамматических характеристик.

Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному.

Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний.

Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Части речи: что мы о них знаем?

Ознакомление с понятием «количественные числительные»; упражнение в изменении количественных числительных по родам и падежам. Особенности изменения сложных и составных числительных. Наблюдение за употреблением имен числительных в речи. Правописание некоторых числительных. Тренировка в правильном написании числительных.. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?» Особенности значений окончаний в прошлом и настоящем, будущем времени.  

Определять грамматические признаки числительных.

Характеризовать употребление порядковых и количественных числительных, их сочетание с существительными.

Выделять начальную форму глагола и преобразовывать глагол другой формы в начальную.

Называть количественные числительные.

Узнавать глаголы как слова, обозначающие действия, правильно употреблять в речи личные формы глагола и инфинитив.

Различать глаголы несовершенного вида.

Объяснять изменение глаголов настоящего и будущего времени (простого и сложного) по лицам и числам с показом чередования звуков в корне при изменении по лицам и числам.

Учимся писать личные окончания глаголов.

Понятие «спряжение». 1 и 2-е спряжение глагола, способы его определения. Правописание безударных личных окончаний глаголов каждого спряжения. Правильное образование некоторых глагольных форм. Способы употребления 1 и 2-го спряжения глаголов. Способ действия для нахождения неопределенной формы глагола. Правописание безударных личных окончаний (в том числе и в одиннадцати глаголах-исклю-
чениях). Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов. Полная морфологическая характеристика глаголов. Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.

Узнавать и употреблять в речи слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопрос что делает?.

Различать личные формы глаголов в настоящем времени, задавать вопрос о действии предмета и отвечать на него.

Образовывать и употреблять формы повелительного наклонения глаголов в ед. и мн. числе.

Различать личные формы глаголов в будущем и прошедшем времени.

Определять грамматические признаки глаголов.

Выполнять полный морфологический разбор глагола.

Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Группировать найденные в тексте глаголы.

Моделировать алгоритм определения спряжения глаголов с личными окончаниями.

Новое о строении предложений.

Предложения
с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Союзы при однородных членах; значения, которые вносят союзы и, а, но
. Построение сложных предложений. Различение
и употребление в речи простых и сложных предложений.  Сложные предложения, их отличие от предложений с однородными
членами.

Различать и употреблять в речи:

простые предложения с однородными членами;

предложения со значением наличия, возраста;

безличные предложения со словами можно, нельзя;

предложения с выражением согласия – несогласия с употреблением слов да, ,нет;

предложения: существительное  + глагол+ обстоятельство образа действия.

Составлять диалог на заданную тему, давать развёрнутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога.

Учимся рассуждать.

Построение несложного рассуждения. Создание письменных высказываний разных стилей.

Моделировать интонационный состав высказывания.

Составлять высказывание по опорным вопросам.

Участвовать в учебном диалоге: отвечать на вопрос, задавать вопрос.

Вести диалог с использованием вопросительных и побудительных конструкций.

Создавать план текста.

Уметь выбирать наиболее удачный план.

Осознавать особенности каждого типа текста.

И снова о главном работнике в языке – слове.

Происхождение слов.

Ознакомление учащихся с жизнью слов в русском языке, их происхождением. Правильное
и точное использование слов
как требование к речи. Ознакомление учащихся с жизнью, работой слов и устойчивых оборотов
в русском языке. Словарное богатство русского языка.  Словари русского языка и их использование в учебной деятельности. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах. Ознакомление
с историей возникновения некоторых фразеологизмов. Однородные слова и различные формы одного и того же слова.

Определять значение слова(предмет, признак, действие).

Обогащать словарный запас словами.

Обогащать запас слов и активизировать их употребление в процессе устного общения на уроке, в школе, в быту.

Участвовать в диалог: уметь слушать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор.

Уметь распространять предложение с помощью однородных членов.

Объяснять употребление безличных предложений.

Размышляем, рассказываем, сочиняем.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями. Создание письменных высказываний разных стилей. Введение термина «сочинение», знакомство с памяткой; обучение редактированию текста. Овладение нормами речевого этикета.

Усваивать данные лексические единицы в соответствии с изучаемыми темами и ситуациями. Составлять предложения по предлагаемым образцам (односоставные, двусоставные).

Уметь интонировать повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения.

Уметь воспринимать интонацию различных по цели и структуре высказываний.

Составлять диалог на заданную тему, давать развёрнутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать диалог.

3. 2. Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Содержание учебного материала

Количест-

во часов

Дата прове

дения урока





1.

2-3

4-5

6

7

8-12

13-17

18

19-20






21-23


24-26



27-28


29-31


32-34



35-36

37-38

39-40




41

42



43-45









46

47-49

50

51-52

53-55



56

57

58-63


64-65


66-67



68-70

71

72-75


76-77





78-80

81-84

85-86

87-89

90

91




92

93-95

96

97-99


100-103 104

105-110

111

112




113-117

118

119-123

124




125

126-127


128-130

130






131-133


134-137

138-140

141-143

144

145

146

147

148

149-150





151-154

155-159

160

161-164

165



166-167

168

169

179

1 четверть.

Знаем – повторим, не знаем – узнаем

20 часов


Перечитаем письмо.

Обо всём понемногу.

Всё ли ты знаешь о речи?

Делаем дневниковые записи.

Что ты знаешь о словах?

Как ты умеешь анализировать слова?

Готовимся к проверке своих умений.

Диктант №1.

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.


Знакомимся со словосочетаниями

14 часов


Как предметы, признаки, действия назвать точнее?

Наблюдаем  за значениями словосочетаний.

Что может приказывать главный член словосочетаний?

Что приказывает имя существительное имени прилагательному?

Кому и в чём подчиняются имена существительные?

Учимся правильной речи. Изложение.№1

Представляем ещё одну часть речи

6 часов

Наречие как часть речи.

Правописание наречий.

Употребление наречий в речи.


Проверяем себя

2 часа

Тренировочный диктант.

Контрольная работа . Диктант №2.

Пишем объявления

3 часа

Пишем объявления.


2 четверть

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных

32 часа

Что ты знаешь об именах существительных?

Открываем новый секрет имён существительных.

Дополняем памятку.

Известное правило подсказывает новое.

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных. Изложение№1.

Диктант№3.

Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?

Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?

Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Повторяем, тренируемся в правильном письме.

Контрольная работа. Диктант№4.

Открываем ещё несколько секретов правильной речи. Изложение№2.

Размышляем, фантазируем, рисуем. Сочинение.


3 четверть.

Части речи: что мы о них знаем?

14 часов

Части речи – имена.

Секреты имён числительных.

Учимся пользоваться личными местоимениями.

Что известно о неопределённой форме глагола?

О чём рассказывают глагольные окончания?

Диктант №5.


Учимся писать личные окончания глаголов.

20 часов.

Имена склоняются, а глаголы …

Склонений три. А спряжений?

Зачем и как указывать спряжение глагола?

Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?

Правильные действия – правильная буква.

Изложение №1.

Дополняем памятку характеристики глагола.

Применяем знания, совершенствуем умения.

Диктант№6.


Новое о строении предложений.

12 часов

Члены предложения бывают однородными.

Изложение №2.

Предложения бывают сложными.

Диктант№7.


Учимся рассуждать.

7 часов

Построение рассуждения.

Рассуждение-объяснение и рассуждение-доказательство.

Обучение построению рассуждений.

Сочинение.


4 четверть

И снова о главном работнике в языке – слове.

20 часов.


Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?

Поговорим о значении слов.

От значения слова – к правильному написанию.

Что мы знаем о словах?

Тест.

Изложение №1.

Что надо уметь, чтобы писать грамотно?

Проверяем себя.

Диктант №8.

Знаешь ли, как правильно?


Размышляем, рассказываем, сочиняем.

15 часов.


Предложение в тексте.

Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем.

Итоговая контрольная работа. Диктант №9.

Составляем собрание сочинений.

Сочинение.

Перелистаем учебник.

5 часов

Перелистаем учебник.

Диктант №10.

Изложение№2.

Обобщение.

45 ч.




1

2

2

1

1

5

5

1


2






3

3




2


3

3



2

2

2




1

1



3


32 ч.







1

3

1

2



4



6


2




2

3

1

3


2


53



3

4

2

3

1




1

3

1

1

3


4

1

6

1

1




5

1

5

1




1


2

3

1


40 ч.





3

4

3

3

1

1

1

1

1

2





4

5

1

4

1



2

1

1

1




ИНФОРМАЦИОННО  - МЕТОДИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Соловейчик, М. С.  Русский  язык:  к тайнам нашего языка : учебник для  3  класса  общеобразоват.  учреждений  :  в  2 ч. /  М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2009.

Соловейчик, М. С.  К тайнам  нашего  языка : тетрадь-задачник к учебнику русского  языка  для 3 класса общеобразоват. учреждений : в 3 ч. / М. С.Соловейчик. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2009.

Соловейчик М, С. Методические рекомендации к урокам русского языка в з классе.

-Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2009.

Литература для учащихся:

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник русского языка для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь-задачник № 1, 2, 3 к учебнику русского языка для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.

Пособия для учителя:

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. методические рекомендации к учебнику русского языка и тетрадям-задачникам №!, 2, 3 для 4 класса – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.

Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....